Качество «старой» формы

0 3 Иван ГОЛУБНИЧИЙ - 11 ноября 2010 A A+

Георгий КАЮРОВ, «Памятью хранимы», Повести и рассказы - Кишинёв, 2010.

Сегодня очень часто можно услышать мнение, что традиционные формы в литературе устарели, что «время требует» новых форм и нового содержания, что «писать, как раньше, сегодня нельзя» и т.д. Это мнение навязывается как средствами либерально-демократической критики, так и действительной политики современной книжной торговли. Не будет преувеличением сказать, что сегодня русскому народу агрессивно навязывается некий космополитический стандарт литературного произведения — как правило, лёгкий по восприятию, не отягощающий роковыми вопросами бытия, предлагающий лёгкие, откровенно развлекательные мировоззренческие модели. Нет необходимости в это вникать глубоко, поскольку каждому известно, чьи произведения сегодня пользуются массированной поддержкой книжного бизнеса и рекламы. Кто-то объясняет это объективными законами «свободного рынка». Но это объяснение, отчасти верное, всё же является поверхностным, не затрагивающим суть явления. Состояние общественного сознания, ориентированное на уход от реальных проблем человеческой жизни и их осмысления, культивируется в русскоязычном литературном пространстве на протяжении всего постсоветского времени и является неотъемлемой составляющей либерально-демократического проекта в целом. Писатели, исповедующие принципы приверженности русской духовной и литературной традиции, как правило, не избалованы вниманием государственных инстанций, призванных следить за морально-нравственным здоровьем нации, и почти не пользуются поддержкой книжного предпринимательства... Тем не менее, традиционная ветвь русской литературы живёт и плодоносит, иногда в отдалении от собственно русского жизненного и литературного пространства. 

 

Передо мной книга «Памятью хранимы» русского прозаика Георгия Каюрова, живущего в Молдавии. Вся, от первой до последней строки, и по слову и по духу эта книга противостоит тем тенденциям, о которых было сказано выше. Написанная живым, ярким и динамичным языком, она являет собой пример того, как русская литературная традиция, обогащённая и преображённая реалиями современности, становится фактором современного исторического процесса — наперекор небескорыстным пессимистическим прогнозам, исходящим из кулуаров либерально-демократического «истэблишмента». Состоящая из небольших повестей и рассказов, книга «Памятью хранимы», прочитывается на одном дыхании от начала до конца. Сюжеты Георгия Каюрова взяты из современной жизни, его герои — это люди, живущие в наше время, среди нас. Иногда они попадают в сложные жизненные ситуации, требующие от них непростого выбора. Не всегда эти люди вызывают восхищение и уважение. Автор признаёт и принимает «сложность жизни» в её полноте, поэтому в его задачу не входит изображение идеальных героев или абсолютных злодеев. Следуя высоким традициям русской советской литературы, Георгий Каюров проживает жизнь своих персонажей вместе с ними, и в его произведениях явственно видно, что тот или иной поворот сюжета является для автора неожиданным открытием, поражающим его так же, как и читателя. Это признак настоящего творчества — когда автор, начиная повествование, не знает, что произойдёт с его героем в следующий момент, и чем вообще всё закончится. Не автор ведёт героя, а герой ведёт автора...

 

Определяющим признаком, который противопоставляет Георгия Каюрова современному литературному «мейнстриму», является авторская позиция, которая явственно просматривается (хотя и не проговаривается) в каждом его произведении. Незатейливый сюжет рассказа «Пока живые» в авторском видении выливается в настоящую драму, переворачивающую душу своей безысходностью. К солдату, проходящему срочную службу, приезжает мать. Но он стыдится её перед своими сослуживцами и практически отталкивает, делая это по-детски жестоко. Поступает он так по человеческой слабости и незрелости: « Не пойду, сказал Витька товарищу. Холодно, сыро. Лучше в воскресенье. А то с матерью в городе смеху не оберёшься...». Мать умирает, и сделать больше ничего нельзя. «Часто вспоминается Мишке мамин приезд, её певучий говор, красные от холода натруженные руки, изрезанное морщинами лицо. И каждый раз он выходит на крыльцо, долго и жадно курит, краснея от этих воспоминаний, когда же вспомнится мать после отбоя, то долго не может уснуть». Понимание чего-то очень важного в жизни приходит к нему, но какой дорогой ценой оказывается куплено это понимание!..  Проза Георгия Каюрова является преемственной по отношению к почвеннической ветви русской советской литературы. Шукшинская интонация отчётливо слышится в его художественном языке. Отличие только в том, что его герои ищут жизненную опору не в стабильной и относительно благополучной атмосфере советского времени, а в жёстких, зачастую страшных реалиях «свободы» и утраты традиционной иерархии нравственных ценностей...

 

Рассказ «Экзамен» ярко характеризует творчество Георгия Каюрова. Герой рассказа Леонид — молодой человек, судя по всему, благополучный и избалованный женским вниманием, попадает в сложную и неожиданную ситуацию, когда он встречает женщину, в которую влюбляется, «как в романах» — с первого взгляда.  И она отвечает ему взаимностью. Всё это происходит в совершенно фантастических условиях, которые, благодаря таланту автора, выглядят в рассказе как чудесное стечение обстоятельств — но, может быть, так и бывает в жизни... И в этот самый счастливый момент в жизни Леонида он узнаёт, что он должен расстаться со своей мечтой. Просто так, без объяснений, навсегда. Что-то должен понять Леонид, к чему-то себя подготовить в будущем... «Может, лучше и правда подрасти сначала?».

 

Очень точно и лаконично определил главную грань дарования Георгия Каюрова автор предисловия к его книге, известный молдавский поэт и общественный деятель Борис Мариан: «...у него сложился собственный стиль, в котором ощущается сильный пульс современности и по которому его уже начали узнавать читатели. Это, прежде всего, мастерство словесно-психологического портрета: подобно тому, как хороший график одной непрерывной линией рисует с ходу человека с улицы, так и прозаик Каюров кратко и ёмко, одной фразой, через одну-две детали воссоздаёт подмеченный им в жизни образ либо картинку природы и быта».

 

Повести «Свидетель», «Азиатский зигзаг», рассказы «Памятью хранимы», «Выдра», «Макарова семья», «Пасвинок», «Пелагия» и др. являют образцы этих благословенных жанров, позволяющих читателю  прожить вместе с героями целую жизнь, иногда на протяжении всего лишь нескольких страниц. Книга «Памятью хранимы» в целом представляет зрелого автора, с прочным личностным стержнем, с устойчивой системой ценностей. Персонажи его произведений — и положительные, и не очень — обыкновенные русские люди, ищущие себя в сумерках дикого капитализма. Проза Георгия Каюрова — это  подлинный образец русского патриотизма, основывающийся не на декларациях и штампах, а на сознательном, последовательном, и в то же время творчески дерзновенном продолжении традиций, завещанных нам всей нашей великой русской литературой. Можно пожелать автору книги «Памятью хранимые» только душевной стойкости и выдержки. Всё остальное для плодотворного развития у него уже есть.

Комментарии

Поздравляю Георгия Каюрова с выходом новой книги! Согласен с Иваном Голубничим, рассказы Георгия действительно интересны и содержательны. Мне же, кроме означенных в статье, очень нравятся «Сладкое детство» и «Вечеря». Есть в них соприкосновение с бесконечностью, тот высокий стиль, который характерен был для творчества Василия Макаровича Шукшина и который в новой, своей особенной форме, несет нам Георгий Каюров.

Хочу поздравить Георгия Каюрова с выходом нового сборника "По ту сторону". Особо хочу выделить в этом сборнике рассказы "Зюзька" и "Монах Прокопий" - написаны пронзительно, нервно и на одном дыхании читаются. После прочтения "Монаха..." у меня было впечатление как будто меня сдуло со стула. Очень хорошо написано.
Рассказ "Аисты - не улетайне рано" блестяще написанный рассказ. мало кто пишет о бессарабских болгарах. Выход этого рассказа еще и на болгарском языке очень символично. В этом году 200 лет поселения болгар в Бессарабии и именно с села Табаки началось это поселение.
Поздравляю Георгия Каюрова!

Глубокое исследование русской жизни. Свежо, смысловая нагрузка не утяжеляет, но спокойно заставляет задуматься о непростом и важном.
Сергей Ратмиров

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Раздел