Матушка Иулиания, регент Белой Руси

18 0 Станислав МИНАКОВ - 01 июля 2013 A A+

В этот день, 25 июня, сошлось многое. И общее благоухание Праздника Святой Троицы, и свет, исходивший от прибывшей в Харьков личности, которая собрала сотни харьковчан в переполненном зале Успенского собора (здесь пока располагается органный зал областной филармонии), — известного регента и  церковного композитора, матушки Иулиании (Ирины Денисовой) из Минского Свято-Елисаветинского монастыря. Это была творческая встреча, совмещенная с концертом. Как оказалось, — первый у матушки авторский вечер.

В лице м. Иулиании и ее песнопений православный Минск прибыл в Харьков. Подчеркнем, что именно в этот день славяне всего мира, а нас около 270 миллионов, отмечают День дружбы и единения славян. Справочники пишут, что праздник этот учрежден для того, «чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях, стремились сохранить свою культуру и многовековую связь друг с другом» и наиболее широко отмечается тремя дружественными странами — Россией, Украиной и Беларусью, и это праздник, идущий от общих корней, культурных традиций и обычаев наших народов. Не следует забывать также, что славяне составляют основную часть населения Европы.

Объединительная тема была актуализована, в частности, и накануне, заявлением, сделанным 21 июня в Минске на Всемирном конгрессе русской прессы президентом Беларуси А. Лукашенко, — о том, что время подтвердило правильность придания русскому языку в Беларуси статуса государственного и что «для белоруса русский язык не чужой, а родной, это общее достояние и русских, и украинцев, и белорусов». В условиях растущей фашизации Украины хорошо бы внимательно прислушаться к словам белорусского руководителя: «Сегодня в это сложно поверить, но были времена, когда крайние националисты хотели изгнать из Беларуси не только русский язык, но и всех русских людей. К счастью, мы победили эту опасность. Одной из причин поражения наших националистов является то, что они были ярыми противниками русского языка». Президент Лукашенко также подчеркнул, что в республике удалось «построить мирную, спокойную, добрую страну, в которой никому даже в голову не может прийти мысль притеснять человека из-за того, что он говорит на каком-то не том языке. <…> Русский язык создал великую русскую культуру, которая также является достоянием многих народов, которые когда-то создавали наше единое Отечество, и не только его, и к которой, если брать понятие русской культуры и русской цивилизации в самом широком смысле этого слова, относимся все мы».

На чистом русском языке шло общение с матушкой Иулианией и ее музыкой все два с половиной часа в харьковском Успенском соборе — весь жаркий июньский вечер. Теплота и радушие здесь были таковы, что все позабыли о времени, даже администрация концертного зала. Песнопения — автором или аранжировщиком которых является монахиня Иулиания, звучали в этот вечер на церковнославянском, русском и белорусском.

О жизненном пути, о приходе к вере и Богу современного деятеля культуры, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, матери троих взрослых детей Ирины Денисовой, многие интересующиеся современной православной музыкой знают по часовому фильму «Инокиня» http://www.youtube.com/watch?v=tV3eItYyeQA, снятому документалистом Галиной Адамович.

Побили рекорды по числу прослушиваний и перепостов в Интернете «хиты» матушки, а более всего — «Всего-то навсего» http://www.youtube.com/watch?v=bB8Efqo8Tk4.

Эти стихи протоиерея Андрея Логвинова поют теперь чуть ли не во всех приходах Руси:

 

Всего-то навсего: полюби,

сердечком-свечкою засветись!

Тогда, как рыба в речной глуби,

вверху увидишь иную высь…

 

Прозвучали они, разумеется, и в Харькове — как венец встречи, в конце.

Матушка потом подчеркнула, что ей был удивительно слушать свои произведения в таком полноконцертном объеме в исполнении не ее коллектива (а руководит она сразу двумя ансамблями Елисаветинской обители — Праздничным хором и хором сестер), в непривычной для нее интерпретации. К слову сказать, матушка композитором себя не считает. Но музыку пишет уже практически два десятилетия.

В преамбуле к концерту «Всего-то навсего полюби» протоиерей Федор Воскобойников, ведущий вечера, известный в городе хоровик, напомнив о сошествии Святого духа на апостолов и тем самым призвании их к единению, подчеркнул, что целью этого собрания — в связи с приездом матушки Иулиании в Харьков — является и сам факт встречи, и обретение некоего нового духовного опыта.

 

 

***

Концерт открыл хор храма в честь священномученика Александра (Петровского), в этом новом храме жилого массива ХТЗ матушке привелось побывать в этот день. Дирижировала коллективом его руководитель Юлия Воскобойникова.

Хор исполнил 8 опусов. «Во Царствии Твоем»; «Со всякою скорбию» http://www.youtube.com/watch?v=ZguYV5EnZrA (на стихи иеромонаха Василия Рослякова, новомученика Оптинского, убиенного сатанистом на Пасху 1993 г.); Полиелей — торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Госповеди»); «Память смертная» (стихира на погребение) http://www.youtube.com/watch?v=-oefcc8sYBw, «Попечение жития» и французскую колядку. Прозвучало и повсеместно исполняемое сегодня произведение И. Денисовой «Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение…» http://www.youtube.com/watch?v=K98s-DdUyDY По словам самой матушки, первоисточником ее сочинения стала известная белорусская народная песня «Ой, рэчанька-рэчанька...». Мы помним, что с этой песней в 1978 г. нашу большую страну познакомил ансамбль «Песняры» http://www.youtube.com/watch?v=Qh0Ke6z3shc.

Особое движение слушательских сердец и крики «Браво!» вызвал народный белорусский духовный стих, не требующий в Харькове перевода, «Ой, шли-прайшли тры янгалы») http://muzebra.com/l/-1e30sp9jaltp/hor_svyato-elisavetinskogo_monastyirya_-_oy__shli__prayshli_,

с пронзительным финалом: «Ой, у нашому раю жить весело; / жить весело, тольки некому…».

Затем на сцену органного зала вышел хор харьковского Покровского монастыря под управлением Анны Щегловой, исполнивший в первом отделении 5 сочинений матушки Иулиании. Еще один Полиелей, и кондак из Акафиста, чтомого перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали», а также известное песнопение на стихи иеромонаха Романа (Матюшина) «Пресвятая Богородице», текст которого публикуется в антологиях русской православной поэзии; вот его начало:

 

 

Пресвятая Богородице,

Всем скорбящим Утешение.

Ты избави землю Русскую

От напасти и погибели…

 

 

В завершение первого отделения прозвучала хоровая обработка популярной, фактически уже народной, из репертуара группы «Любэ», «Песни о коне» (муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганова) http://www.youtube.com/watch?v=tUhXpdrnCQc, а также духовный стих «Дни мои» http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=wWwP0NB8wWc#at=12, (текст протоиерея Андрея Логвинова), являющийся одной из творческих визитных карточек матушки Иулиании.

Был объявлен десятиминутный перерыв, и матушку, слушавшую хоры примерно ряда с восьмого, окружили ее многочисленные слушатели, получавшие автографы на красивом цветном буклетике (вручались бесплатно каждому слушателю перед концертом), дарившие ей букеты розовых, белых и красных роз, коробки с конфетами, православные календарики и книги.

Люди успевали кратко побеседовать с матушкой, усердно и приветливо исполнявшей эту непростую авторскую обязанность.

Перерыв затянулся, однако подошло время дать слово матушке, ответить на многочисленные записки.

 

 

* * *

«Какой у монашки может быть авторский вечер?» — риторически вопросила матушка Иулиания, и тут впору было вспомнить Великопостные рассуждения диакона Андрея Кураева: «Перед нами на сцене матушка Иулиания, хотя, вообще-то, ей полагается быть в монастыре. Монахиня во время Великого поста здесь?! Но кроме этого понятного монашеского долга есть и другой — общехристианский, человеческий: помочь людям понять смысл поста, души православной. Поэтому матушка игуменья оторвала от себя, от сестер свой любимый хор и благословила певчих начать пост не в храме, а здесь, с нами, в концертном зале. И это все для того, чтобы «наш» Христос перестал быть только нашим, чтобы для людей Он стал ближе».

«Мы на сцене, чтобы через песнопения донести до публики важность покаяния в это время, и, видимо, на то воля Божия…» — добавляла сама матушка, на харьковском вечере подчеркнув, что через это внутреннее раздвоение-недоумение она уже прошла. И поняла, что следует находиться там, куда Бог определил, что следует исполнять дело, на которое благословлена. Потому сегодня больше времени приходится проводить в разъездах, концертах, и меньше — собственно в обители.

Отвечая на вопросы о личном пути к Богу, матушка рассказала о чудесных событиях своей семьи — исцелениях и других — вспомнила о семейной молитвенной привязке к святителю Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу Иоанну (Максимовичу), уроженцу Харьковщины, выпускнику Харьковского университета, о том, что исцеление от рака почек она вымолила младшему сыну пред образом Божией Матери Жировицкой в одноименном монастыре в Беларуси («Богу возможно всё», — говорит матушка), однако больше старалась рассказать о своей профессиональной деятельности, при этом подчеркивая, что певчие на клиросе должны рано или поздно воцерковляться. «Путь на Земле у человека один — к Богу, — утверждает м. Иулиания, — остальное — тропинки и увиливания».

«Дело не в том, как мы поем, но прежде всего в том, что мы вкладываем в пение, — говорит регент, и удивительно продолжает, — На клиросе голос особо не нужен, главное — душа и слух. Если большой голос, то куда ты его денешь? Он же просится вовне. И нужно огромное смирение, чтобы его не выпячивать. Поскольку хор — умение соборное, совокупное».

Хор должен петь на клиросе так, чтоб молящиеся не обращали во время службы на него внимания, считает матушка. И подчеркивает, что имеются внятные указания, как именно должен звучать церковный хор: «велегласно», то есть «торжественно провозглашаемо».

«Как стать регентом»? — спросили матушку в записке. «Регентом может стать любой музыкант, — отвечает м. Иулиания, сама по специальности музыкальный теоретик и, как она говорит, «немножко композитор», — главное — развитая речь. Ведь руки связаны с интонацией, с речевым аппаратом. Кто хорошо говорит, у того и руки подвижны. Конечно, приходилось сложно, когда я получила благословение руководить в начале 1990-х церковным хором из трех, а потом из пяти человек». «Начинала дирижировать одной рукой, потом оказалось, что можно и двумя делать разные движения, — всерьез шутит матушка, — Приходилось самой выдумывать дирижерские знаки, потом оказывалось, что их придумали сотни лет назад. Но в принципе, главное — договориться с хором на спевках, что и как ты показываешь. А потом на концертах ты просто напоминаешь хору то, о чем прежде договорились».

Одной из современных хоровых проблем, с которой приходится сталкиваться в работе, м. Иулиания считает нахождение баланса между молитвенно-внутрицерковным характером исполнения песнопений и понятным способом донесения содержания этих песнопений до современного человека.

Харьков — традиционно город очень музыкальный и очень хоровой. Потому матушке были заданы вопросы о современных православных песнопениях для детей. Она назвала авторов, достойных исполнения, с ее точки зрения: Ирину Болдышеву (Санкт-Петербург), регента детско-юношеского хора имени прп. Иоанна Дамаскина при храме в честь иконы Божией Матери Владимирской, и свою воспитанницу Елену Богданову (Москва), которую матушка обучала в Минске с первого класса музыкальной школы. Сейчас популярны в деткой православной среде произведения Е. Богдановой «Херувимская» и «Единородный Сыне».

Одна из важных тем, которой коснулась матушка Иулиания в своем выступлении, был рассказ о подворье Елисаветинской обители, находящемся в деревне Лысая Гора, в 30 км от Минска, где создан приют, для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью и возведен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»(настоятель—известныйпротоиерей Андрей Лемешонок). В реабилитационном центре, под руководством священника, сбившиеся с социального пути люди живут, трудятся, проводят досуг. При приюте имеются разные мастерские, большая скотоводческая ферма, сад, пасека, в питомнике разводятся среднеазиатские овчарки, есть и свой театр, библиотека и вокально-инструментальный ансамбль. К слову, в фильме «Инокиня» есть очень живой эпизод, когда матушка Иулиания подыгрывает на электросинтезаторе этому подворскому ВИА, исполняющему известные поп-песни, в частности, «Вот, новый поворот», вызывая улыбки сестер-монахинь и батюшки.

Сайт obitel-minsk.by/obitel-minsk_mid733.html дает телефон и адрес подворья и сообщает: «Для строительства нового братского корпуса на монастырском подворье в деревне Лысая Гора нужны средства. Сейчас там проживают более 170 человек. Ситуация критическая, селить вновь прибывающих людей некуда». В фонд подворья будут перечислены и собранные от продажи билетов на харьковскую встречу с м. Иулианией.  

 

 

* * *

Огромное стечение народа в тот вечер в харьковском Успенском соборе еще раз подчеркнуло, что матушка Иулиания — человек провиденциального служения, призванный к своей миссии, к ней стекаются люди, приезжающие на концерты порой издалека. Кто-то по каналу «Культура» посмотрел фильм «Инокиня», кто-то наткнулся на информацию о хоре в интернете. Это же справедливо для ее хорового коллектива, в котором есть певчие даже из весьма отдаленных от Минска мест.

С 2010 г. монахиня Иулиания проводит в Минске фестиваль хоровых коллективов «Державный глас», в котором участвуют все желающие: профессиональные и любительские, церковные и светские хоры, с программами по 20-30 минут. Репертуар фестиваля — любые православные песнопения и песни, а также народные песни и хоры русских композиторов, ориентированные на православие. В фестивале в нынешнем году участвовал хор харьковского храма в честь священномученика Александра.

В социальной сети «ВКонтакте» уже более двух лет существует созданная доброхотами группа «м. Иулиания (Денисова)» http://vk.com/i_denisova, в которую входит уже больше 3 000 человек и где можно найти и записи произведений композитора Денисовой, и выступления ее хора, и ссылки на дневники и статьи матушки, и много интересных материалов.

Одна из поклонниц творчества матушки написала ей такое краткое посвящение:

 

Птица ли то вспорхнула?
Нет... Это взмах рук.
Солнышко заглянуло? —
Нет — то улыбка глаз, губ.

 

 

В этих несовершенных строках — полнота любви к матушке Иулиании и уважения к ее труду, столь нужному тысячам православных по всей Руси — Белой, Великой и Малой. И всё правда: и про красоту рук матушки, и про удивительную улыбку ее глаз и губ.

 

 

Источник:   http://www.voskres.ru/oikumena/minakov6.htm

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.