Сетевой литературный журнал издание Фонда «Русское единство»
Москва, № 89 Март 2017
Сегодня Четверг, 23 марта
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов О журнале Редакция Контакты
3 октября 2013 — Георгий ВОСКРЕСЕНСКИЙ, раздел «Новая книга»
Материал из журнала №48 - Октябрь - 2013

Блудные дети России

9 комментариев (см. ниже)

 

Кто станет спорить с тем, что современный русский реалистический роман, свободный от влияний литературного постмодерна, увлекающий, как только и может увлечь хороший роман приключений, воспитывающий на образе молодого героя с его блуждающей судьбой ответственное отношение к выбору пути в жизни, – кто, спрашиваю, станет спорить, что такой роман нынче большая редкость?

.

Что редко, то драгоценно – как драгоценно взвешенное писательское слово о нашем времени, не в порыве самовыражения произнесённое, не «на продажу» предназначенное, но возвращающее литературу и литературный труд к их назначению.

.

***

.

Роман Светланы Замлеловой «Блудные дети» (СПб.: Алетейя, 2013. – 216 с.) названием и сюжетом отсылает к евангельской притче о блудном сыне, который «был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

.

Книга увидела свет в год 20-летия «чёрного октября» – расстрела на Красной Пресне в Москве здания Верховного Совета России и его осаждённых защитников. В одном из начальных эпизодов романа (повествование ведётся от лица студента-москвича Иннокентия Феотихтова) герой вспоминает о том, чем жила Москва в тот день, 4 октября 1993 года, когда толпы людей, взбудораженных ожиданием ярких и незабываемых впечатлений, стекались по Садовому кольцу «в эпицентр революционных событий».

.

«Да, да: мы шли под грохот канонады!», – с усталой ироний, заметит потом наш герой, удивляясь задним числом, как и он сам, и другие люди вокруг вели себя в тот день на улицах большого города.

Впрочем, рассказ свой о том времени, спрессовавшем много такого, что виделось тогда столичному жителю чем-то из ряда вон выходящим, историческим, Иннокентий начнёт с чуть более ранней поры: «Я был зачислен в студенты в августе 1991 года. Это было время, когда по улицам Москвы ползли танки, вся страна жила в предвкушении чего-то необычайного. А многие верили, что всё то необычайное, что грядёт и вот-вот разразится, непременно будет содействовать всеобщему благу»…

.

Позднее войдёт в привычку говорить о времени, отсчёт которому начался на сломе 80-х и 90-х, как о времени «смутном», но тогда – о! тогда небывалая яркость всего происходящего на телеэкранах и в зоне обитания жителей Садового кольца питала неясными надеждами огромную страну. Светлана Замлелова хорошо передаёт ощущение взбаламученного моря человеческих ожиданий тех дней.

Вот ректор ВУЗа, студентом которого стал Иннокентий, произносит перед студентами вдохновенную речь. Известный «своими либеральными и демократическими убеждениями», «большой поклонник всего, “как в Европе”», ректор говорил о том, что именно им, молодым людям, вступающим в студенческую жизнь в дни великих перемен, предстоит «стать первым свободным поколением обновлённого государства». А вот ещё одна картинка: в ВУЗе, куда угодил Иннокентий, да не только в нём, а и в засверкавшем новыми красками телевизионном зрелище, и в житейском обиходе свободно и широко распространялся «негласный дух терпимости ко всему, что только ни на есть». Ещё немного, и этот «негласный дух» станет вполне гласным, посягнёт не только на роль законодателя общественных вкусов, но и на внутренний мир человека в «обновлённом государстве»…

«Зачем я пишу всё это, ради чего я вообще взялся описывать? –cпросит, предваряя дальнейший рассказ, Иннокентий и тут же ответит себе. – …Может быть, что называется «в назидание потомству»… Конечно, я не так наивен, чтобы верить, что рассказ мой послужит кому-то предостережением. И всё-таки я надеюсь. Забегая вперёд, скажу: я всегда знал, что всё это изначально мерзко. Но почему-то изо всех сил старался переубедить себя. “Нет, не мерзко, – говорил я себе, – а прогрессивно и современно”… Потянувшись, как козёл за морковкой, погнавшись за призраками, я чуть было не свалился в глубокую яму. Всё то, что я пережил, и о чём намереваюсь рассказать, вся моя тогдашняя жизнь кажется мне сегодня абсурдом, какой-то злой шуткой. “Диаволов водевиль” – вот, что это было такое».

.

***

.

Мы не станем пересказывать Иннокентия. Пусть читатель, если захочет, сам погрузится в его рассказ, открыв книгу. Для Иннокентия всё в романе завершится благополучно, но прежде, чем роман подойдёт к концу, герою в его странствиях понадобится преодолеть такие повороты, что с какого-то момента читателя уже не покинет беспокойство за его жизнь. Особенно, когда Иннокентий, вернувшись со «страны далече» в Москву, в родительский дом, где всё, начиная с маминой стряпни, покажется вдруг необыкновенно родным и нужным, узнает новость: пока, ударившись в бега, он осваивался в Лондоне, затем, вытолкнутый из Лондона, обитал в захолустной деревушке на одном из Канарских островов, в Москве трагически ушёл из жизни его лучший друг Максим. Макса найдут повесившимся в своей квартире. Повесившимся или повешенным. «В самоубийство Макса я не верил. – признается герой. – Я знал, чьих рук это дело. За себя я не боялся. Я был уверен, что мне ничего уже больше не угрожает. Может, прошло довольно времени. А может, нужна была жертва. И ею стал Макс… И жалость к этому несчастному, растерявшему себя человеку, сдавила мне нутро».

.

Иннокентий пройдёт по краю глубокой ямы, рискуя растерять себя так же, как и неутомимый фанат московских тусовок Макс, человек «неглупый и добрый, хотя и бесполезный».

В символическом пространстве «Блудных детей» – романа на тему притчи – извилистый путь героя по краю начнётся с одной из центральных московских площадей, на которой, как выразился знакомый нам ректор, когда-то была одержана победа над «бандой красно-коричневых мерзавцев» и которую назовут после этого площадью Свободной России. А завершится этот путь у села N., затерянного во Владимирской области. Здесь, в Свято-Троицком женском монастыре, начавший своё возращение блудный сын вновь найдёт, но теперь уже в числе послушниц, ту, которая впервые поразила его некогда в роли хозяйки великосветской московской тусовки и которую он не мог потерять. «Я сразу узнал её… Медовые пушистые волосы выбивались у неё из-под платка и в солнечном луче, врывавшемся в храм сквозь узенькое оконце, казались свечением, нимбом, как у святых на иконах. Она и правда была похожа на святую. Её лицо, ещё и прежде поразившее меня выражением уверенности и покоя, теперь точно упрочилось в этом выражении. Это было лицо, не омрачённое ни суетной заботой, ни грубой чувственностью, ни горделивой отстранённостью. В этом лице было что-то новое и неизъяснимое – что-то надмирное. И если бы меня как художника попросили изобразить свободу, я бы написал именно это лицо».

.

***

.

Под пером Светланы Замлеловой история героя романа прервётся в конце того пути, который для всех блудных детей всех времён пролегает между «пропадал» и «нашелся», между «был мертв» и «ожил». Дальше – новая, совсем другая траектория, в движении по которой ничто не проще, но всё яснее. Чтобы выйти к этой другой жизни, герою понадобилось придти к себе. Придти в себя, вспомнив об Отчем доме, как сказал, перелагая притчу, евангелист Лука.

.

«Я всего лишь щепка, подобная множеству других таких же щепок, – заключает Иннокентий Феотихтов свой рассказ. – И все мы вместе – дети того беспокойного и беспорядочного времени, которое нещадно разметало нас по свету и, лишив всякой опоры, поставило перед сложнейшей на этом свете задачей: заново отыскать себя и свой путь в жизни. Мне надлежало сделать выбор… Я выбрал жизнь».

 




  • Владимир Смык 04.10.2013 1:32 пп

    Прочтение глубокой книги глубоким умом – так хочется оценить эту краткую рецензию. Примечательно, что издательство «Алетейя» опубликовало роман Светланы Замлеловой в серии «Историческая книга», хотя время, в котором живет Иннокентий Феотихтов вплотную приближено к нашему: его не назовешь вчерашним днем – это скорее хмурое утро сегодняшнего дня. Но именно тогда происходила смена исторических эпох, превратившая молодежь в блудных детей. Увидеть вечный евангельский сюжет в суетливом нашем «жили-были» – дано только внимательному художнику, возвращающему, цитирую автора рецензии , «литературу и литературный труд к их назначению».

  • Анастасия 05.10.2013 3:08 пп

    Прилагательное «замечательный» восходит к глаголу «заметить». Неужели замечательная книга Светланы Замлеловой останется незамеченной ведущими нашими критиками? Хочется верить, что так не будет. «Блудные дети» – одно из ярких явлений нашей литературы в нынешнем году.

  • Лорина Тодорова 06.10.2013 4:04 дп

    Статья Георгия Воскресенского о романе Светланы Замлеловой » Блудные дети»написан в том же ритме,в том же духе, что и сам роман, где события передаются от Первого лица и где главный персонаж как бы торопится передать то, что с ним случилось.В романе действие(которого, как такового фактически НЕТ), будучи вербальным , передано на уровне трансмодальном, т.е. перцептивных и чувтственных идей при полном отсутствии познавательных.
    «Я хочу стать частью мира, раскинуть руки и взлететь.Коснуться голубоватой зелени кустов, чуть тронутых туманом, пронестись над чернеющим лесом, кувырнуться в свежем душистом воздухе.И пусть звуки!Пусть соловей, филин,дергач, лягушка…И пусть пахнет травой,прелью,ландышами.Конечно все это только идеи, образы. Я принял их в себя благодаря порыву, благодаря восторгу и,может быть,я не раз отступлю от них.Но восторг давно растаял, а впечатление осталось.Я как будто оказался с ним один на один и с радостью подчинился его силе.И, подчинившись , я увидел свою цель. Неожиданно для себя я понял:»Вот чего алкала душа моя!И теперь я побреду к этой цели. Буду падать и спотыкаться, но встану и побреду дальше. Потому что это мой путь жизни, и я верю. О сделает меня свободным».
    Вообще-то из этого трансмодального заключения Читатель не может понять о какой цели идет речь и почему Персональный Рассказчек «ПОБРЕДЕТ» к своей цели – стать свободным? но в каком смысле….Для этого ли написан роман «Блудные дети» ? – да! он написан, чтобы вновь показать Нашу русскую «НЕПРИКАЯННОСТЬ» , которая НЕ ЗНАЕТ КУДА ИДТИ и ЧТО ДЕЛАТЬ. Российский народ нуждаетсяп в ПАСТЬІРЕ, которого у него НЕТ вот уже почти столетие. Честь делает Автору Светлане Замлеловой, что она продолжает показывать «слепого» гражданина сегодняшней России, эту повязку, ослепившей его, ему сложили в 17г. Браво, Светлана, ты сервировала еще один «анекдот» – еще один «fait divers», чтобы подсказать русскому обществу, что оно живет , варясь в собственном соку…В этот раз текст лишен даже тетичности. Понятие «Блудные дети» это что-то как «Кандид» Вольтера, после странствий возвращается , чтобы работать =»labourer la terre.» Но что будет делать Персональный Рассказчик, даже Автор г-жа С.Замлелова не знает, куда его ориентировать…Верно, что роман «Блудные дети», а не «Les enfants terribles » de Jean Cocteau ,но кто знает….может быть и российские дети не будут «блуждать «, а станут опасны…как у Жана Кокто….

  • Олег 06.10.2013 9:16 пп

    Замечательная рецензия на замечательный роман! Меня же «Блудные дети» зацепили не только совершенным авторским стилем, но и удивительным правдоподобием истории. И то, что, по верному замечанию уважаемой госпожи Тодоровой, «автор не знает, куда ориентировать героя», лишь подчёркивает правдивость романа, который, как и сама человеческая жизнь, никогда не останавливается в одной точке и потому не приемлет лживой статичности хэппи-энда.

  • Инна Иохвидович 08.10.2013 4:44 пп

    Прочла рецензию Георгия Воскресенского на книгу Светланы Замлеловой «Блудные дети». Уже название отсылает нас к библейской притче о «Блудном сыне». Да и само время, сам герой книги Иннокентий всё необычайно интересно для нас, для современников этих волнующих и трагических событий. Хочется прочесть книгу прекрасного прозаика Светланы Замлеловой.

  • Андрей Белоусов 10.10.2013 9:38 пп

    Да, согласен с Владимиром Смыком: хорошая, глубокая рецензия на хорошую, глубокую книгу. Спасибо!

  • Иван 19.10.2013 8:58 пп

    И литература современная – блудная, многое в ней с приставкой «лже». Спасибо, Светлана Георгиевна, за роман -прекрасный, мудрый, «на нерве» нового смутного времени. Он и Ваши статьи дают надежду, что возвращение к истинному, задвинутому в эпоху подмен далеко-далеко, чтобы совесть не пробуждать, состоится, состоится ещё на нашем веку…

  • Тамара 22.10.2013 9:17 пп

    Узнала о выходе новой книги замечательного человека и писателя, тонкого, вдумчивого психолога и мастера слова,Светланы Замлеловой. Но – где купить книгу? В Белоруссии её в продаже нет. Светлана Георгиевна! Ваш роман «Блудные дети» просто необходимо, судя по рецензии и отзывам, довести до широкого круга читателей. Есть же «Нащ современник», который читают по всему миру! Перешлите рукопись в журнал. Думаю, его непременно напечатают! Таким образом, он, что будет справедливо, станет известен большому кругу серьёзных, неравнодушных к судьбе Отечества читателей.

  • viktop 07.03.2014 1:15 пп

    за 4 месяца ни одной новой книги…странно…

***

Ваш комментарий

(обязательно)
(обязательно, не публикуется)
Сообщение

Ключевые
слова

Самые комментируемые
за месяц



© Сетевой журнал «Камертон», 
2009
Список всех выпусков:
Сделано в CreativePeople 
и Студии Евгения Муравьёва в 2009 году