Неприятный осадок

4 10 Алексей ЛОДЫЖЕНСКИЙ - 04 ноября 2014 A A+

«Плюю в лицо слуге по имени народ…»

Александр Башлачёв

.

Было в позднесоветской неофициальной музыкальной культуре такое явление – Александр Башлачёв (1960 – 1988). Явление, с одной стороны яркое и, в конце 1980-х (время его наибольшей известности и трагической гибели) экзотическое, но, с другой стороны, как считают некоторые, недооценённое.  Поэт, рок-бард, одним словом – исполнитель авторской песни (возможно, его поклонники возмутятся подобным «понижением» его статуса, но формально этот термин ему полностью соответствует). Творивший исключительно в «акустическом» формате, что ставило его несколько особняком в традиционно «электрическом» рок-сообществе. Оставивший относительно небольшое, полностью принадлежащее «андерграунду» творческое наследие. Рано погибший, что добавляло романтичности его образу. Внёсший неповторимую ноту в картину «перестроечной» рок-музыки и рок-эстетики и сыгравший пусть небольшую, но свою собственную, «авторскую» роль в разрушении советского мировоззрения и советского строя. Последнее обстоятельство представляется нам особенно существенным, о нём в основном и речь в этих заметках.

.

Напомним, погиб Александр Башлачёв 17 февраля 1988 в результате выпадения из окна, кажется, 8-го этажа некоего ленинградского дома, поставив точку в своём коротком жизненном пути и породив ставшие к тому времени уже стандартными спекуляции: дескать, не выдержал душной атмосферы «совка», «ушёл», исполнив некую «космическую миссию». Пел ведь: «Я знаю, зачем иду по земле, / Мне будет легко улетать», вот и «улетел»… Эта бытовая «рок-мифология» нас не интересует; по крайней мере, в рамках этого материала. Остались песни, остались тексты, они и должны быть предметом рассмотрения, с целью установления законченного и, главное, действительного, а не придуманного образа «лирического героя» Александра Башлачёва.

.

Творчество Башлачёва даже в рамках рок-культуры стояло, как уже отмечено, особняком. Его поклонникам он представлялся носителем некоей «глубинной», «русской» правды, нестандартно выраженной в координатах рок-культуры. Недаром в число наиболее известных и по своему талантливых его произведений входят  песни «Время колокольчиков», «Ванюша», «Уберите медные трубы», «Мельница». Элементы и знаки псевдоязычества, псевдорусского духа, пронизывающие эти и подобные тексты, завораживали сознание интеллектуальной советской молодёжи, точнее – той её части, которая испытывала дискомфорт от принципиально и откровенно инородной эстетики «Аквариума», зомбирующей агрессивности «Кино» и кабацко-шансонного «драйва» «ДДТ» (прочие советские рок-кумиры органично укладываются в один из этих шаблонов). Иными словами, творчество Башлачёва консолидировало часть рок-аудитории, ориентированную относительно национально (разумеется, в максимально широком и зачастую декоративном смысле этого слова)…

.

Время от времени в российской прессе появляются статьи о Башлачёве, практически всегда имеющие апологетический и, к сожалению, преимущественно эмоциональный характер. «Башлачёв для нашего ТВ – фигура неудобная, непонятная… <…> Он растворён в своих песнях. Его трагедия требует какого-то серьёзного разговора. На него нужны силы, ум и желание… <…> Но главное – такой разговор оставляет неприятный осадок…». (Валерий Рокотов, «Рок-н-роллокол», «ЛГ», №9, 2013). Процитированный фрагмент, к сожалению, является типичным для материалов о Башлачёве; из него, по крайней мере, следует, что автору он очень нравится, и эта симпатия вдохновляет автора на такие вот откровения: «Русская идея – это коллективные крылья. Но чтобы увидеть их, надо вырваться из оков чёрного пессимизма, выветрить из души чёрный дым». (Там же). Что ж, посмотрим повнимательнее, что там за «крылья», и «русские» ли они… А ну как нет?

.

Попытаемся сознательно прочитать текст песни «Время колокольчиков» – одного из концептуальных произведений поэта Башлачёва.

.

Долго шли зноем и морозами,

Всё снесли и остались вольными,

Жрали снег с кашею берёзовой

И росли вровень с колокольнями…

.

Ну ладно, немного абстрактно («Всё снесли…» – что именно «всё»?), с чрезмерным надрывом, но пусть… Дальше:

.

Если плач – не жалели соли мы,

Если пир – сахарного пряника.

Звонари с чёрными мозолями

Рвали нерв медного динамика…

.

Здесь начинаются неясности. Какой такой «медный динамик»? Что это? Метафора? Гипербола? Метонимия?.. Обдумать этот вопрос читатель (слушатель) не успевает.

.

Но с каждым днём времена меняются.

Купола растеряли золото.

Звонари по миру слоняются.

Колокола сбиты и расколоты.

.

Здесь прямой, хотя и неявный, завуалированный отсыл известно к чему. Кто разбил колокола? Известно кто – злые большевики. Разумеется, исключительно для того, чтобы поработить народ (русский, по контексту) и лишить его чего-то сокровенного, кровно необходимого…

.

Что ж теперь ходим вкруг да около?

На своём поле – как подпольщики.

Если нам не отлили колокол –

Значит, здесь время колокольчиков!..

.

Если встроиться в поэтическую логику лирического героя Александра Башлачёва и попытаться истолковать идею данного текста в её полноте, то можно прийти к выводу, что харизматичные и правдолюбивые рок-музыканты и есть эти самые «звонари», звонящие в какие-то «колокольчики», которые стали взамен колоколов, которые, в свою очередь, «сбиты и расколоты» (выше сказано, кем и с какой целью). Вопрос о «колокольчиках» до конца не прояснён; похоже, это некая условность. Лирический герой Башлачёва – это один из упомянутых «звонарей», которые «по миру слоняются» и от своей неприкаянности безудержно фантазируют:

.

Но сколько лет лошади не кованы,

Ни одно колесо не мазано,

Плётки нет, сёдла разворованы

И давно все узлы развязаны…

.

Ммда.. Это же про всех нас, про русский, советский народ… На уровне обывательского трындежа это выглядит примерно так: «Семьдесят лет коммунисты разрушали страну, и всё, понимаешь, разрушили…». Вот она, та самая «правда», обеспечивающая Александру Башлачёву его малое, но законное место в «пантеоне» рок-деятелей. «Грозный смех русских колокольчиков» при внимательном рассмотрении оборачивается шаблонной антисоветской и, увы, антирусской пропагандой. И можно сколько угодно прятаться за китчевую эстетику («Колокола», «купола», «коренные с пристяжкою»… ), но суть проговаривается самим автором с подкупающей непосредственностью:

.

Век жуём матюги с молитвами,

Век живём, хоть шары нам выколи.

Спим да пьём сутками и литрами,

Не поём, петь уже отвыкли.

.

Долго ждём, всё ходили грязными.

Оттого сделались похожие,

А под дождём оказались разными,

Большинство – честные, хорошие…

.

Православные! Если это не махровая, глубинная и исконная русофобия, то что такое русофобия?! О чём это? О дореволюционной России? О Советском Союзе? Как ни взгляни, всё выходит пошловатая антирусская бравада. «Сутками и литрами» – вам ничего это не напоминает? «Бутылками-с и пребольшими. Нет-с, бочками сороковыми!» (травля Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова; поистине, классика бессмертна!). Далее всё происходящее получает своё логическое завершение:

.

И пусть разбит батюшка Царь-колокол –

Мы пришли с чёрными гитарами.

Весь биг-бит, блюз и рок-н-ролл

Околдовали нас первыми ударами.

.

И в груди – искры электричества.

Шапки в снег – и рваните звонче-ка!

Рок-н-ролл – славное язычество!

Я люблю время колокольчиков!

.

Поверхностный псевдорусский пафос («Батюшка Царь-колокол») неожиданно саморазоблачается признанием в своих истоках. «Биг-бит, блюз и рок-н-ролл» – вот, так сказать, нравственные и эстетические ориентиры автора, вот его духовные истоки. Ну а Россия-то здесь при чём?..

Справедливости ради следует признать, что даже поклонники Башлачёва чувствуют эту фальшь, которую, увы, никуда не денешь. Иногда высказывается версия, что в последний период жизни Башлачёв пел в последней строфе «Свистопляс – славное язычество», и это, якобы, свидетельствует о том, что он откорректировал свою идейную позицию. Ну, во-первых, что такое «свистопляс»? Я обратился к словарям – результат оказался смешной. В словаре В.И.Даля такого слова не оказалось. В словаре «Славянские древности» (в который я полез от безнадёги) такого слова, увы, тоже не было. Похожее слово («свистопляска») обнаружилось только в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Определение звучит так: «Свистопляска – разнузданное проявление чего-н. отрицательного». Так, что ли, следует понимать? Стоило огород городить… А во-вторых это, похоже, фантазии. Автору этих строк довелось присутствовать на одном из так называемых «домашних концертов» Башлачёва, в Москве, незадолго до его гибели. Сохранилась запись на кассете. Увы, никакого «свистопляса» там нет, всё тот же фундаментальный «рок-н-ролл». «Из песни слова не выкинешь», гласит народная мудрость…

.

Другое произведение, претендующее на концептуальное выражение «русского духа», есть мрачная, исполненная самого что ни на есть «чёрного пессимизма» песня «Ванюша» («Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки…»). Произведение яркое, по своему талантливое, но именно вследствие этой талантливости в нём отчётливо проступает некая морально-нравственная, скажем так, недостаточность. Нет необходимости воспроизводить текст целиком, он длинен и громоздок, и вне авторского исполнения плохо воспринимается. Суть примерно в следующем: некий Ванюша (по умолчанию – русский человек вообще) гулял, загулял («сутками и литрами» – см. выше), переоценил свою значимость, влез в долги и стал поучать своих кредиторов («Да вы ж задули святое пламя!»), за что и был забит ими до смерти. Вся эта некрасивая история обставлена очень поэтично, с «фирменным» башлачёвским надрывом, камуфлирующим самый, собственно, глубинный смысл текста. Вот Ванюша «гуляет»:

.

Через сугробы, через ухабы!

Молитесь, девки! Ложитесь, бабы!

Ложись, кобыла!  Умри, старуха!

В Ванюхе сила! Гуляй, Ванюха…

.

Персонаж, откровенно говоря, малосимпатичный. Покойный Майк Науменко, соратник Башлачёва, пел про таких: «Это гопники». Здесь это настоятельно требующий внимания и сочувствия русский человек, в каком-то смысле – олицетворяющий «русскую душу». Налицо прямой наговор на русский народ, на подлинного Ивана – труженика и воина. Ну, да Господь с ним, с персонажем, но, может, чем-то он оправдает своё однозначно антиобщественное поведение? Да нет, единственное его оправдание – это то, что у него «душа гуляет». Маловато для той претензии на сочувствие, к которому, интонационно и стилистически, «со слезой» призывает автор.

.

И тихо встанет печаль немая,

Не видя, звезды горят, костры ли.

И отряхнется, не понимая,

Не понимая, зачем зарыли.

Пойдет вдоль речки, да темным лесом,

Да темным лесом поковыляет,

Из лесу выйдет и там увидит,

Как в чистом поле душа гуляет...

.

Читатель (слушатель) сначала прослезится, а потом, через некоторое время, задумается: «А за что я жалею этого несчастного, глуповатого, малокультурного, и, в сущности, добровольно избравшего свою участь человека, от которого хочется держаться подальше? Неужели в России некого больше пожалеть?»…

Вызывает интерес рефлексия лирического героя (который в данном случае явно совпадает с автором) в песне «Когда пою, когда дышу...». Опять-таки, пересказывать подробно нет смысла, но суть сводится к следующему: лирический герой, пребывая «в гостях, в одной весёлой куче», сталкивается с неким незнакомцем («я был не с ним, с другими»), который начинает хвалить его песни, и между ними происходит разговор, заслуживающий хотя бы частичного цитирования:

.

Хвалил он: «Ловко врезал ты

По ихней красной дате!»,

И начал вкручивать болты

Про то, что я предатель.

Я сел, белее, чем снега,

Я сразу побелел, как мел.

Мне стало стыдно, что я пел,

За то, что он так понял,

Что смог нарисовать рога,

Что смог нарисовать рога

Он на моей иконе!..

.

Лирический герой выражает активное несогласие со столь радикальной трактовкой его песенного творчества, хотя, в сущности, его неприятный собеседник виноват лишь в том, что он всё услышал и понял правильно и, не лицемеря, высказал своё искреннее мнение. Любопытна аргументация лирического героя в этой полемике:

.

Ты не стесняйся, оглянись,

Такое наше дело!

Проснись, да хорошо встряхнись,

Да так, чтоб зазвенело!

Зачем живёшь? Не сладко жить,

И колбаса плохая...

Да разве ж можно не любить –

Вот эту бабу не любить,

Когда она такая!..

.

Далась им, интеллектуалам, эта колбаса... Однако другого аргумента, помимо колбасы и бабы (которую можно легко представить, исходя из контекста) лирический герой не находит.

.

Не говорил ему за строй,

Ведь сам я не в строю...

.

Собеседник имел все основания для того, чтобы сказать лирическому герою: «Не горячись, брат! И ты в строю. И мы с тобой – в одном строю»… Лирический герой словно бы чувствовал в этом диалоге какую-то очень неприятную для себя правду, которую не мог до конца осознать, поэтому вынужден был ограничиться невнятными эмоциональными излияниями: «Да строй не строй ты только строй, / А не умеешь строить пой, / А не поёшь тогда не плюй...». При этом в других случаях ничто не мешает ему, вот именно, плевать…

Знаковым, можно сказать – программным произведением Башлачёва является песня «Абсолютный вахтёр». По некоторым воспоминаниям кочевала легенда о том, что при исполнении автором этой песни присутствующих, якобы, просили выключить магнитофоны. Не знаю, может и было такое, но на том концерте, где мне довелось присутствовать, никто никого ни о чём не просил, песня была записана всеми желающими... Концептуально она являлась неким фантасмагорическим обличением – чего? Фашизма? Коммунизма? Тоталитаризма?..

.

Абсолютный вахтёр не Адольф, не Иосиф –

Дюссельдорфский мясник да псковской живодёр...

.

Вой гобоев ГБ в саксофонах Гестапо,

И всё тот же калибр тех же нот на листах...

.

Невольно задумаешься: немного не дотянул «СашБаш» до торжества «демократии». Глядишь, послушали бы его тогдашние, образца 1991-го года, идеологические инстанции, и подумали бы: «А этот Башлачёв-то... ничё... Правильно понимает политику... Надо бы его пристроить к делу…». И всё было бы у него в порядке, ну, может, не так, как у Макаревича, но как у какого-нибудь Сукачёва...

.

Александр Башлачёв был дитя своего времени и представитель своей социальной прослойки. Ненавидеть и презирать «совок» считалось среди членов этой прослойки хорошим тоном и прямой обязанностью. Многие молодые люди, особенно из молодёжной музыкально-литературной среды, очень хотели быть в соответствующем «тренде», что и порождало максимально некритическое восприятие «перестроечной» антисоветской идеологии и пропаганды. Многие не понимали (или не желали понимать) того, что антисоветизм – это одна из самых изощрённых форм русофобии. Да, многие не понимали… Но многие ведь и понимали! Всё зависело от личностной зрелости и внутреннего стержня того или иного человека. Фактор рок-среды имеет здесь определяющее значение. Являясь принципиально антирусской (даже и в нейтральном смысле, как представляющей совершенно чуждую, противоположную ментальную модель), рок-среда органически отторгала всё, хоть в какой-то степени несоответствующее ей. Можно было какое-то время балансировать на грани (что, на мой взгляд, и пытался делать Башлачёв: «Где Русь – где грусть»…), но окончательный выбор был неизбежен. Либо ты с антисоветской-антирусской «демократической общественностью», либо ты с несчастным и обманутым русским народом. Добровольно закончив свой жизненный путь, Башлачёв, похоже, отказался от этого окончательного выбора, убежал от него в смерть. В ряде его произведений, не затрагивающих вопросов политики и идеологии, он оставил действительно талантливые и трогательные образцы проникновенной лирики, заслуживающие соответствующего их масштабу внимания и литературоведческого исследования.

.

Любопытный штрих. Непосредственно перед упомянутым мной «домашним концертом» к собравшимся вышел хозяин квартиры и, плохо аккомпанируя себе на гитаре, спел популярную в диссидентских кругах песенку: «А я сегодня с печки слез, да вынул с погреба обрез… А с вёрёвки смотрит вдаль наш комсомольский секретарь…» Это получилось как бы эпиграфом к концерту Башлачёва. Факт красноречивый. Такова была так называемая рок-среда. Не плюнуть в адрес Советской власти значило продемонстрировать «рабскую психологию» и «совковость». Притом, что в тот период подобные выходки практически ничем серьёзным уже не грозили…

.

К чему я всё это? Современному обществу нужны ориентиры, нужны герои, нужна хорошая поэзия, нужна правда, и это естественно. Но правда должна быть полной и, так сказать, сбалансированной. Говоря о стихах талантливого поэта Александра Башлачёва, следует видеть его творчество в полноте, а не только эксплуатировать те его стороны, которые «со скрипом» соответствуют той или иной актуальной концепции. В противном случае будут возникать разного рода неловкости, порождающие тот неприятный осадок, о возможности которого упомянул в своей статье уважаемый Валерий Рокотов.

.

Работая над этими заметками, я ни в коей мере не ставил перед собой задачи «развенчать» талантливого и, действительно, недооценённого по достоинству поэта. Мне хотелось только, чтобы, читая стихи или слушая песни Александра Башлачёва, читатель (слушатель) видел то существенное и определяющее, что в них есть, и, в свою очередь, не «находил» в них того, чего в них нет; и, читая (слушая) слова «Плюю в лицо слуге по имени народ», понимал бы, что речь идёт не о некоем абстрактном народе, а о вполне конкретном (возможно, о нём персонально). И с учётом этого понимания выстраивал бы своё отношение и свои оценки.


Раздел

Комментарии

Русский рок – уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Основная движущая сила нашего рока – протест против серости, затюканного однообразия. В годы расцвета русского рока – советского однообразия. Именно оно и воплотило в себе термин «совковость». Поэтому утверждение автора статьи, что «антисоветизм – это одна из самых изощрённых форм русофобии» - ложно! Русскими рокерами двигало желание правды и справедливости. А произрастало это желание из чувства патриотизма. Не зря лучшие песни русского рока посвящены Родине. Не слышал я ни в творчестве Макаревича, ни в творчестве Цоя или Шевчука издёвки и насмешки над униженной Родиной. И у Башлачёва тоже не слышал. Его «Время колокольчиков» полно горечи к поруганной Родине. Полно тихой печали. Толкование же «Колокольчиков» господином Лодыженским считаю неправильным. Автор выдумывает смысл, который Башлачёвым не закладывался. «Мне стало стыдно, что я пел,/За то, что он так понял,/Что смог нарисовать рога,/Что смог нарисовать рога/ Он на моей иконе!..»

Вполне осознанные (казалось мне) уважение и интерес к литературной критике,появившиеся не сразу(до того долго не могла понять,зачем и кому это нужно),после прочтения данной статьи как-то пошатнулись. Особенно после вот этого: "Многие не понимали (или не желали понимать) того, что антисоветизм – это одна из самых изощрённых форм русофобии." Возможно,это просто неприятие аналитических приемов автора. Выводов. Всматриваний. Померещиваний.Когда-то похожее читала о БГ "Под небом голубым". Изощренные русофобы?

Олег пишет: «Русский рок – уникальное явление в мировой музыкальной культуре». В мировой музыкальной культуре (если говорить о ней серьёзно, а не валять известного персонажа) такого явления, как «русский рок», не существует. Явление это является маргинальным, обслуживающим специфическую космополитическую молодёжную среду в русскоязычном пространстве. Но дело ещё и в том, что даже в этой среде «русский рок» является явлением безнадёжно вторичным. Не признавать этого – значит, питать себя иллюзиями. Олег пишет: «Русскими рокерами двигало желание правды и справедливости. А произрастало это желание из чувства патриотизма». Почему это желание очень часто реализовывалось в виде антисоветских пропагандистских штампов? В статье А.Лодыженского эта мысль проиллюстрирована достаточно убедительно, хотя и, по отношению к творчеству А.Башлачёва, к сожалению, далеко не исчерпывающе. Если для кого-то такие деятели, как Шевчук и Макаревич, являются патриотами, то разговор вообще теряет смысл...
В статье А.Лодыженского высказаны принципиальные вещи, проиллюстрированные цитатами. Никакого «толкования» здесь нет, наоборот, автор акцентирует ключевые моменты некоторых текстов, высказанные предельно ясно. То, что «антисоветизм – это одна из самых изощрённых форм русофобии», является сегодня несомненным для всякого взгляда, не замутнённого штампами либеральной пропаганды. Вот посмотрите, применительно к творчеству А.Башлачёва: «Век жуём матюги с молитвами, / Век живём, хоть шары нам выколи, / Спим да пьём сутками и литрами, / Не поём – петь уже отвыкли...» Ну, предположим, что «век» – это семьдесят лет советской власти (или не так? а как тогда?). За этот срок страна вышла из аграрного государства в мировые державы, одержала победу в Великой Отечественной войне, спасла мир от «коричневой чумы», вышла в космос, построила десятки новых городов, создала невиданное в мире социально ориентированное государство... и это далеко не всё. И всё это мы, русские, советские люди сделали, жуя матюги с молитвами, пребывая в пьянстве и сне? Да нет, конечно... А поэт нас уверяет, что так и было. Невольно возникает вопрос: с чьего голоса песня?
Олег пишет: «Толкование же «Колокольчиков» господином Лодыженским считаю неправильным». Что мешает ему дать правильное, с подробным «правильным» толкованием процитированных фрагментов? Но он ограничивается лирическими излияниями. Ему просто очень нравится творчество А.Башлачёва. И всё.
Александр Башлачёв фигура, действительно, трагическая. Обладавший некоторым своеобразным дарованием, он был перемолот рок-богемой и погиб, будучи не в силах преодолеть внутренние противоречия. Очень жаль. Все его мировоззренческие конфликты, проанализированные А.Лодыженским, являются, в каком-то смысле, больше его бедой, чем виной. Однако жизнь состоялась, и смерть состоялась. «Мне стало стыдно, что я пел, за то, что он так понял...». Проблема в том, что не только «он» понял «так», а очень многие, и, главное, поняли они именно так, как пропето. Писать нужно так, чтобы не было потом стыдно. Взвешивать нужно слово.
Русскоязычная рок-среда активно участвовала в развале советского государства. Какими мотивами руководствовались её представители – это проблемы их совести. Но они «блестяще» выполнили свою миссию по нравственному разложению и идеологической дезориентации советской молодёжи, а потом ещё с наслаждением поплясали на обломках великой советской державы (вспомним пляски на баррикадах возле «Белого Дома» в 1991-м). Собственно, никто из них этого не отрицал, скорее напротив – они всячески подчёркивали свою причастность к развалу «совка», небезосновательно рассчитывая на преференции со стороны победившей «демократии». Впрочем, к Башлачёву это уже не имеет отношения…

Уважаемый господин Кургановский, в споре с Вами и господином Лодыженским нужно обладать определённой сноровкой. Но я не литературный критик, публикация развёрнутых критических замечаний не моя специальность. Поэтому я ограничился простым комментарием на статью, общий тон которой мне не понравился. И всё же на некоторые вопросы, заданные лично мне, попытаюсь ответить. Я написал, «русскими рокерами двигало желание правды и справедливости, произраставшее из чувства патриотизма». Вы спрашиваете, «почему это желание очень часто реализовывалось в виде антисоветских пропагандистских штампов»? Отвечаю. Потому что, как это не удивительно, но антисоветчик вполне может быть русским патриотом. И болея душой за Родину сознательно отказываться в одном ряду с Лещенко и Кобзоном громогласно врать про надои и повороты вспять сибирских рек. Но далее Вы соглашаетесь с утверждением г-на Лодыженского, что «антисоветизм – это одна из самых изощрённых форм русофобии» и пишите будто «это является сегодня несомненным для всякого взгляда». Если бы антисоветизм, как форма русофобии, являлся сегодня несомненным для всякого, то мы бы наблюдали массовое крещение русского народа в советскую веру. Ну, не позволит народ себя растоптать. Немцу не позволил и русофобам не позволит. Однако я что-то не вижу, чтобы народ массово валил под советские знамёна. Наоборот даже, народ безоглядно доверяет свою судьбу такому сильному руководителю, как Путин. А Владимир Владимирович позиционирует себя демократом! Меня вообще очень позабавило это Ваше «является несомненным для всякого взгляда». То есть инакомыслие Вами обрубается на корню и людей несогласных с Вами в каких-то политических вопросах Вы безжалостно лишаете права голоса. Не зря же Вы пишите, «если для кого-то такие деятели, как Шевчук и Макаревич, являются патриотами, то разговор вообще теряет смысл…». Вот так взяли и отлучили музыкантов от патриотизма. С творчеством Шевчука и Макаревича я знаком достаточно хорошо. Ни одной антироссийской, тем более русофобской песни я у них не слышал! Ваша озлобленность, если только это не потакание модной нынче травле музыкантов, безосновательна. В конце Вы пишете, «русскоязычная рок-среда активно участвовала в развале советского государства». Был я в той рок-среде. Молодые, меньше всего мы думали о государственных вопросах. С «гопниками» дрались, стихи сочиняли, от «ментов» прятались. И при этом запоем читали книги и слушали музыку. Все мы были братьями и жить хотели по правде. Потому что правда и была тем дождём, под которым, как пел Башлачёв, «все мы оказались разными, большинство – честные, хорошие…». Что же до статьи г-на Лодыженского и Вашего предложения дать «правильное», по моему мнению, толкование, процитированных в статье фрагментов, то, признаться, я не потяну. В конце концов я более двадцати лет работаю слесарем, а не литературным критиком. Поэзию, стихи никогда не воспринимал построчно. На меня всегда производила впечатление общая идея произведения, иной раз даже просто интонация. В «Колокольчиках» Башлачёва меня поразила идея разбитого колокола, как большой разбитой мечты. Мне почему-то представлялся колокол из «Страстей по Андрею» Тарковского. Как русские люди сообща стремились к великому и колокольный гул, как Святой Дух разливался над народом. И вот – разбит! Но это, как Вы выразились «лирические излияния».

Стихи А.Башлачёва очень отдаленное отношение имеют к поэзии. Включая также и те, вероятно - из более "поэтических", что рекламировались недавно на Яндексе. Ущербность и убогость, на грани безсмыслицы.

Олег, может быть, Вы живёте не в России, поэтому Вам Макаревич с Шевчуком кажутся патриотами... На сегодня это - самая обычная "пятая колонна". И, скорее всего, такими они были всегда. А что касается надоев - знаете, о них и не врал никто, надои и в самом деле были велики. Официоз, конечно, мог и надоесть. Но официоз - это не враньё. "Скучно" не значит "неправда". А на фоне скучного Кобзона Башлачёв и пр. казались, конечно, просто ярмаркой. Но "весело" опять же не значит "правда". Разбитый колокол - да, это образ. Вопрос: кто разбил? Поймите, что так всё и происходит, это и есть пропаганда. Сначала мощный образ разбитого колокола, потом вопрос - кто разбил. А потом естественное следствие - зачем нам тот, кто разбил. Долой! Как итог - разбитое корыто. Тоже образ, кстати. Люди не хотят понять одной простой вещи: просто так ничего на свете не бывает. И то, что происходит сейчас с бывшим СССР (в том числе, и с Украиной), это естественное следствие того, что происходило в прошлом. Башлачёв, Макаревич, Шевчук и пр. - это маленькие винтики машины, уничтожившей СССР. Сами по себе они ничто. Но в том-то всё и дело, что не были они сами по себе. Они пели во время холодной войны, и пели на руку противнику. Если они этого не понимали, то виной их инфантилизм. "Как слово наше отзовётся" их не очень-то волновало. Они боролись. За что? За то, что есть сейчас. "Спасибо" им. Если понимали... Тут всё ясно.

Уважаемая Марина, написать «официоз - не враньё», всё равно что написать «приврал - не соврал». Это игра терминами, означающими большую или меньшую степень лжи. Вы пишите, «они боролись за то, что есть сейчас». Ваша оценка негативна, значит Вас не устраивает то, что происходит в России сейчас. Но при чём здесь советские рокеры? Не они развалили СССР в Беловежской пуще. И не они руководят Россией последние десятки лет. Если Вас что-то не устраивает в управлении страной, выражайте недовольство, не рокерам, а правителям. Не нужно делать из музыкантов козлов отпущения. Что касается меня, то Вы правы, я действительно живу не в России. Являясь для Вас иностранцем, я не имею морального права обсуждать внутреннюю российскую политику, поэтому никаких комментариев на счёт «пятой колоны» Вы от меня не услышите. Что же касается Башлачёва, Шевчука и прочих, то людьми моего поколения крамольные песни рок-музыкантов воспринимались явлением естественным, само собой разумеющимся. Социальный протест заключённый в произведениях рок-певцов считался одним из проявлений патриотизма, любви к Родине. Хотелось для Родины лучшей доли, вот и обличали современность. Притом что в школах нас учили любви к Родине в том числе и на едкой сатире Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Чехова, насмешливых баснях Крылова. Изобличение язв общества нашло прямое продолжение в творчестве рок-исполнителей. Г-на Лодыженского возмущают стихи Башлачёва:
Век жуём матюги с молитвами,
Век живём, хоть шары нам выколи.
Спим да пьём сутками и литрами,
Не поём, петь уже отвыкли.
Долго ждём, всё ходили грязными.
Оттого сделались похожие,
А под дождём оказались разными,
Большинство – честные, хорошие…
«Если это не махровая, глубинная и исконная русофобия, то что такое русофобия?!» - восклицает г-н Лодыженский. Попробую ответить тем, что помню из школьной программы:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…
Почему же г-н Лодыженский не обвиняет Михаила Юрьевича Лермонтова в русофобии? Полагаю потому, что за Лермонтова можно репутации лишиться, а русских рокеров брани безнаказанно. Их при советской власти не любили, и сейчас вообще мода пошла. Всё русскоязычное интернет-пространство радостно гудит от разрешения открыто ненавидеть музыкантов.
Полагаю, чтобы не прослыть в глазах г-на Лодыженского русофобом, всякий раз перед тем, как выражать протест какому-либо социальному явлению надо, извиняясь, цитировать опять же лермонтовское: «Люблю отчизну я, но странною любовью!». А после обязательно добавлять блоковское:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краёв дороже мне.
И, возможно, только тогда г-н Лодыженский простит возмутителя спокойствия. А с ним и всех почитателей русского рока, к каковым отношу себя и я.
Чувствую с этого момента придётся жить с оглядкой. Потому что считаешься русским человеком, вне русской культуры себя не представляешь, а тут – бац! – не угодил вкусовым и политическим предпочтениям г-на Лодыженского – и русофоб! Ненавидишь Россию, всё русское!
Уважаемая Марина, поддерживая г-на Лодыженского будьте осторожны. Потому что в стремлении услужить политической моде, подобные «критики» и русскую классическую литературу, для которой обличение социальных пороков было характерным явлением, с лёгкостью сведут к «изощрённой форме русофобии».

в конце 80-х - 92-м была отчётливая попытка использовать руский рок как антисоветскую силу. и пресса, а также "заказчики", не жалели на это и красок, и денег. но Башлачёв был как никто другой, ДАЛЁК ОТ РУСОФОБИИ. Вы бы ещё салтыкова-щедрина дп ершова с пушкиным в русофобы записали! эдак я однажды прочёл статью о СТРУГАЦКИХ, ГДЕ ИХ ВЫСТАВИЛИ НА КОРНЮ СКУПЛЕННЫМИ РЕЖИМОМ ПИСАТЕЛЯМИ-ОХРАНИТЕЛЯМИ.
НЕ ПЕРЕВЕЛОСЬ, ВИДАТЬ, ПЛЕМЯ ЗУБОДЁРОВ НАИЗНАНКУ.

Автор не умеет читать поэтический текст, и уже одно это ставит под сомнение квалификацию его как толкователя поэтических произведений. Так, автор не понимает, что означает поэтическая метафора "все снесли": ( "... Ну ладно, немного абстрактно («Всё снесли…» – что именно «всё»?), с чрезмерным надрывом, но пусть… ")
А это образ революции 1917 года, когда снесли целые классы общества, русскую культуру, и православную церковь (почти). Как говорится, чего только у нас сейчас нет: музыки нет, литературы нет, науки нет, живописи нет...
Дальше:
"Звонари с чёрными мозолями /Рвали нерв медного динамика… медный динамик, это конечно же, колокол, который как правило отливали из меди, - и это вроде очевидное и единственно возможное толкование этой метафоры,
далее
"Но сколько лет лошади не кованы,
Ни одно колесо не мазано,
Плётки нет, сёдла разворованы
И давно все узлы развязаны…"
- а именно таково была оценка советского строя в широких народных массах,
а не только в интеллигентских кругах
При этом именно рабочие тащили с заводов все, что ни приколочено, а работников торговли
можно было сажать пачками, если бы было желание соответствующих органов.

автор статьи вообще не понимает о чем пишет.

Поэт отражает массовое сознание. Он придает ему образ, форму, является как бы камертоном эпохи.
Башлачев в полном смысле является поэтом.
И не нужно всяким ослам, которые и поэзию, вероятно, не любят,
писать тупые тексты, подходя к поэзии с мерками политтехнолога!

В Ленинградском Рок-клубе были и вполне музыкальные группы, например, "Странные игры", "Джунгли", но о них, можно сказать, совсем не писали, ибо чтобы писать о музыке, в ней надо разбираться. Легче писать о политически-заточенных - Шевчуке, Борзыкине, Башлачёве, вот о них горы материала. Мне довелось слышать в Рок-клубе Башлачёва, и согласен с автором статьи, это творчество для "гопников" и для русофобов (как профи, таких как мазкритик Троицкий, так и любителей плевать против ветра). Это мнение у меня сложилось не сейчас, а как раз в 1980-х, когда я активно посещал концерты Рок-клуба.

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.