По пути своего исторического предназначения

2 2 Ирина УШАКОВА - 03 декабря 2014 A+ | A-

Сохранение, воспроизведение и передача грядущим поколениям богатейшего многовекового культурного уклада наших предков сегодня не просто приобретает актуальность, но и становится единственно верным путём к самобытному развитию разных народов России, в первую очередь государствообразующего – русского.

11-16 ноября 2014 г. в Москве прошёл IX Международный общественно-культурный форум «Живая традиция», посвящённый 25-летию Российского фольклорного союза, объединяющего ведущих учёных, фольклористов, этнографов, музыковедов, а также двести (!) коллективов фольклорно-этнографического направления. С 2007 г. Фольклорный форум проводится по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Организатор форума – «Российский фольклорный союз» при поддержке Министерства культуры РФ, соорганизатор – Государственный центр русского фольклора и Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.

В рамках Форума состоялись слушания в Общественной палате РФ «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства», которые вели доктор филологических наук, фольклорист, профессор, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) А.Н. Власов и научный сотрудник Российского института искусствоведения, кандидат искусствоведения, этномузыколог, член Правления Фольклорного союза Е.А. Дорохова.

Председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в своём приветственном слове отметил:  «Удушение традиционной культуры – это то, что происходит сегодня во многих регионах. Творческие объединения традиционной культуры вытесняются из зданий, закрываются, лишаются финансирования и поддержки, им отказывают во внимании, уделяя несоразмерно большее внимание разного рода духовным экспериментам». Одной из главных проблем на сегодня он считает необходимость «отстоять право народов России, в том числе русского народа, на народную традиционную культуру, чтобы она финансировалась адекватно народной поддержки, которая, безусловно, у традиционной культуры есть». Протоиерей Всеволод Чаплин также заявил, что сегодня идёт речь о подготовке нового закона о культуре и очень важно, чтобы деятели традиционной культуры имели доступ к этому процессу: «Нужно поставить вопрос, в том числе и о соотношении государственной поддержки зарекомендовавших себя десятилетиями творческих объединений и разного рода экспериментов при всём понимании полезности  последних, конечно, в известных нравственных рамках».

.

.

«Я убеждён в том, что традиционная культура достойна большей и системной поддержки. Мы сегодня обсуждаем этот вопрос в рамках Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви: нужно провести разницу на уровне закона и государственной культурной политики между степенью государственной поддержки традиционной культуры и разного рода обществ... Нам априори говорят, что всё новое – хорошо, а всё старое неинтересно и должно быть отторгнуто. Я рад, что сегодня всё больше молодых людей участвует в фольклорных праздниках. И это не просто ни к чему не обязывающее развлечение, как это было в позднесоветское время, а мероприятия, которые имеют смысл... И эта пробуждающая душу народа деятельность должна продолжаться», – заключил отец Всеволод Чаплин.

К частным задачам фольклористов и музыкологов можно отнести целевую продержку центров изучения традиционной народной культуры, создание электронных архивов, оцифровку и реставрацию музыкальных коллекций, собранных фольклористами и этномузыкологами, подготовку кадров для работы на местном уровне. Эти задачи и обсуждались на прошедших Общественных слушаниях.

Руководитель лаборатории Пермского музыкального училища, председатель Пермского регионального отделения Фольклорного союза Ж.Г. Никулина рассказала о том, что в Перми уже много лет проводятся Фольклорно-православные фестивали, в том числе фестиваль мужской народной традиционной культуры «Камский поход», фольклорно-этнографические экспедиции по районам Пермской области, работа по систематизации и научный обработке зафиксированного в аудио- и видеозаписях материала. Этот материал используется практически: ведётся большая работа приобщения детей к традиционной народной культуре, издаются хрестоматии по народной культуре, сборники народных песен, аудиозаписи. Ж.Г. Никулина также отметила, что в Пермском крае проживает 84% русских, но со стороны местной власти большая поддержка оказывается развитию культур малых народов края.

О фальсификации народных праздников рассказала научный сотрудник Российского института искусствоведения Е.А. Дорохова, показав видеоролик с проведения праздника Ивана-Купалы в одной из областей на юге России, когда народный костюм, песни и само действо носило характер фарса по отношению к народной традиции и оскорбительный посыл. Участвуя в подобных действах, не знающий своих традиций, народ впитывает негативное отношение к самому себе, а работа фольклористов по возрождению подлинной традиции, по мнению Е. Дороховой, сводится к нулю. И здесь опять мы возвращаемся к тому, что на местном уровне необходимы специалисты по фольклору и основательная работа с этнографическим материалом той или иной области.

Отрадно, когда этот материал изучается на серьёзном университетском уровне и возвращается в народ на твёрдом историческом основании. Так, И.В. Светличная начальник Фольклорно-этнографического центра им. А.М. Мехнецова в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А Римского-Корсакова рассказала о работе отделения этномузыкологии и выпуске в нынешнем году первых бакалавров в этой специальности.

О подготовке специалистов для реализации программы поддержки традиционной народной культуры, о необходимости ввести в школах и ВУЗах предмет «Традиционная культура моего народа» сказала и заведующая кафедрой этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств, профессор, заслуженный деятель искусств России, руководитель фольклорного ансамбля «Воля» Г.Я. Сысоева.

Надо сказать, что полноценно предмет традиционной народной культуры изучается в Ивановской на Лехте школе в Ярославской области. Там много лет существуют предметы «Добротолюбие» и «Отечествознание», а также предмет «Твоя родословная». Директор Ивановской на Лехте школы В.С. Мартышин готовит к изданию первый за нынешнее столетие учебник по изучению родословия «Уроки нравственного родословия», который станет подспорьем учителям и ученикам в частности в изучении традиционной народной культуры.

Ярославская область даёт нам пример культурно-просветительской деятельности и патриотической работы. Ученики Ивановской на Лехте школы за несколько лет установили более 70 поклонных крестов на месте бывших сёл и деревень, мест боёв, мест рождения знаменитых людей, потрудившихся на благо Отечества, собрали синодик имён погибших воинов за всю историю ярославской земли и поминают их на панихидах. Это тоже важная составляющая изучения традиционной народной культуры, ибо таким образом восстанавливается образ жизни наших предков.

На нынешних слушаниях выступила этномузыколог, руководитель Центра народной традиционной культуры с. Давыдово Ярославской области О.В. Гладкова и рассказала об опыте успешного взаимодействия фольклорного сообщества с Русской Православной Церковью в Ярославской области. Во всех своих начинаниях фольклорное сообщество получило поддержку РПЦ, а в Ярославской духовной семинарии введён курс по изучению традиционной народной культуры.

Тверскую область на нынешних слушаниях представлял президент АНО «Центр традиционного русского боевого искусства», этнограф, кандидат исторических наук, член Правления Фольклорного союза Г.Н. Базлов. Он продолжил тему необходимости изучения отечественной истории и культуры, и как пример вреда псевдонационального фольклора и пример незнания собственной истории привёл нынешнее состояние Украины, где два десятилетия власти поддерживали «вышиванки», а внедряли в сознание американскую культуру поведения. По мнению Базлова, «если мы не будем изучать свою национальную культуру, то народ скоро раскачают на развал государства». Изучение же родной истории и национальных традиций «будет стабилизировать государство и явится скрепами для народа».

В рамках Фольклорного форума, в том числе и на Гала-концерте в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 16 ноября, состоялись выступления народных коллективов из разных регионов России: «Живая старина» (Красноярск), «Воля» (Воронеж), «Сретенье» (Омск), «Вечора» (Пермь), «Радоница» (Новосибирск), «Соборяне» (Омск), «Воскресенье» (Липецк), «Основа» (Череповец), «Калузя» (Калуга), «Ильинская пятница» (Рига, Латвия), «Старина» (ст. Кумылженская, Волгоградская обл.), «Истоки» (с. Круглое Белгородская обл.), «Чапура» (Санкт-Петербург), «Казачий Кругъ» (Москва)...

Прошли мастер-классы фольклористов по изготовлению московской глиняной игрушки (Г. Алёшина, П. Морозов), по традиционной русской рубахе (Т.Валькова). Была организована выставка «Летопись ткачества Брянской земли» (Из коллекции А. Беласа, г. Новозыбков) и ярмарка ремёсел. Участники и гости встреч фольклорных коллективов смогли познакомиться с традициями разных областей страны, услышать неповторимое исполнение песен, сказаний, танцев, сложившихся в разных районах Новгородчины, Вологодчины, Смоленщины, Урала, Кубани… Неподдельный интерес молодёжи к своей национальной культуре, вовлечение её в русскую, чувашскую, татарскую традиционную культуру позволяет думать, что это едва ли не единственные на сегодня здоровые силы государства. Дело не в том, что эти ребята знают, как по вышивке на их рубахах многое читается о человеке, и не в том, что они первоклассно владеют русскими боевыми искусствами, а в том, что их трудно выбить из тысячелетней традиции.

Когда фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской консерватории представлял проект «Письма с войны», зал плакал, потому что двадцатилетние ребята, которые читали подлинные письма солдат с фронта, исполняли песни, с которыми их прадеды уходили на войну, пробудили и нашу генетическую память. Вне сомнения, эти чувства смогут они передать и своим детям. Это и есть традиция.

Дни проведения фольклорного Форума оказались праздником для участников, поскольку дали возможность собраться вместе – спеть в кругу, обменяться опытом, послушать игру на старинных инструментах, которые порой разные у всех коллективов. И только русская гармошка есть почти у всех и всеми она любима. Услышав песни и пляски татарского фольклорного коллектива, я с удивлением узнала, что гармошку любят и татары.

Молодым ребятам и девчонкам, увлечённым фольклором порой говорят: «Ну, вы же глядите в прошлое!». А они отвечают: «Мы глядим в вечность!». Эту мысль о вечности некогда высказывал и выдающийся русский этномузыколог, заслуженный деятель искусств России А.М. Мехнецов: «Ощущение связи времён рождается только на основе связи поколений. Эту точку опоры мы можем найти в фольклоре каждого народа».

Старинные песни, сказания, былины хранят в себе представление об устроении мира Творцом и Божьем замысле как отдельно взятого человека, так и целого народа. Поэтому и жизнеспособны они столетиями. Пусть многое нами утрачено из бытовой народной культуры, но каждое обращение к обряду, песне, музыке, пословице, бытовавшим у наших предков, пробуждает в нас культуру их поведения, нравственные устои и духовное движение.

Кандидат искусствоведения, этномузыколог Е.А. Дорохова ещё на прошлогоднем Форуме «Живая традиция» отмечала, что к концу XIX в., когда Россия присоединила к себе народы Кавказа, Сибири, Азии, царское правительство в первую очередь провело масштабную культурную политику по изучению культурных традиций этих народов. Таким образом, удалось сохранить культурное своеобразие малочисленных народов и избежать межнациональных конфликтов, а российская этнография к началу ХХ в. занимала лидирующую позицию во всём мире.

По итогам нынешнего Форума Е.А. Дорохова, которая внимательно отсматривала всю фольклорную программу, отметила, что при каждом учебном заведении есть группы молодёжи разных национальностей и нужно так построить работу преподавателей с ними, чтобы не стирались различия между их культурами. «Люди не должны быть оторваны от своей культуры. Это катастрофа для них и для общества. И работающие в этом направлении коллективы, трудятся не за дивиденды, а потому, что они не могут не бороться за свою культуру... Вологда – один из немногих регионов, в котором действует закон об охране нематериальной традиционной культуры, и по вологодским коллективам видно, как повысился уровень их профессионализма и  престиж традиционной народной культуры на Вологодчине», – отметила Дорохова.

Исчезновение русской культуры связано с исчезновением самих сёл и деревень – хранителей традиционной народной культуры. По мнению Е. Дороховой, в виду этого явления с Россией может произойти то же, что и с античной Грецией. Ведь современные греки почти не имеют ничего общего с греками времён Сократа. Такое может случиться и с нашим народом: он будет говорить на близком к русскому языке, и ничего не будет знать о своих традициях.

Но работа по сохранению народной культуры ведётся, и чем дальше от столиц, тем основательней и упорнее. Заведующий отделом традиционной народной культуры Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации, член Общественного совета при Министерстве культуры А.В. Кулёв на прошлогодних Общественных слушаниях отметил, что по наблюдению экспертов, при внедрении изучения народной культуры в школах, на 67 % снижается уровень преступности среди подростков, улучшается их физическое здоровье. Продолжил он тему детского воспитания и на нынешних слушаниях, отмечая, что сегодня в детских садах почти не изучается фольклорный материал, но свято место пусто не бывает и, если обратить внимание, какие сценарии праздников предлагаются детям в дошкольных учреждениях, то можно увидеть, что они идут против традиционных ценностей. Сегодняшнее фольклорное движение строится с середины – с воспитания старших школьников и взрослых людей, а необходимо, по мнению Кулёва, воспитывать детей, поскольку это они через двадцать лет должны стать воплотителями в жизнь фольклорных программ.

Фольклористами и гостями Форума также было сказано о необходимости сегодня поддерживать существующие фольклорные коллективы, фольклорные центры, организовывать работу с носителями традиционной народной культуры, которых остаётся не так много.

Как тут не вспомнить, слова известного публициста, протоиерея Андрея Ткачёва: «Украина порвала все связи со своим историческим предназначением». Горе будет нам, если и Россия уйдёт от своего исторического предназначения, от своей традиционной культуры, которая изначально заложена на духовной основе – на Православии.

.

фото автора

Раздел

Комментарии

Светлая,чистая,нужная,правильная статья,наполненная такими же мыслями.Хорошее предложение по курсу "Традиционная культура моего народа". Просто как курс сам по себе и как важный в окружении воинствующих -таки нетрадиционных курсов.