Храм одушевленный

Введение во храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (21 ноября/4 декабря)

.

«Чтобы небо впоследствии времени приняло нас, необходимо здесь - на земле каждому положить в душу свою что-нибудь родное небу, иначе на небе не будет для нас места. Пресвятая Дева введена была во храм и оставлена там до известного времени именно для того, чтобы сроднить Ее с небом, так как храм для этого лучшее место.» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский Из Слова в день Введения во храм Пресвятой Богородицы).

Подробности, отраженные в службе праздника Введения во Храм Иерусалимский юной Отроковицы Марии - Храма Одушевленного, предназначенного стать новым Домом Божиим, как и обстоятельства Рождества Богородицы - мы находим в одном из древнейших вероисповедных памятников христиан Палестины: так называемого Протоевангелии Иакова «Этот блистательный эпос, созданный живым верованием христианского Востока», - по выражению Николая Саввича Тихонравова, исследователя «отреченных» книг Св. Писания, - еще одно подтверждение того, что почитание Богоматери было усвоено первоначальною Церковью никак не позже начала II столетия.

«…Дитя достигло двух лет отроду, и сказал Иоаким: возьмите Ее в Храм Господен, во исполнение обета, который приняли мы на себя и должны исполнить; дабы не взыскал с нас Господь, и дар наш чтобы не стал неприемлем для Него. И сказала Анна: дождемся третьего года, чтобы не задержать Дитяти дольше с отцом Ее и матерью Ее. И когда сравнялось Дитяти три года, сказал Иоаким: призовите непорочных девиц от дочерей Еврейских и вручите каждой по светильнику, и дайте им зажечь их, и пускай не оборачивается Дитя назад, и сердце Ее да не отвратится от Дома Божия. И сделали так, доколе не вошли во Храм. И принял Ее священник, и облобызал Ее и ж благословил Ее, говоря: возвеличит Господь Бог имя Твое во все роды; в Тебе, в конце времен, возвестит Господь избавление детей Израилевых» (Протоевангелие Иакова, 7,1-6)

Далее – в Иаковлевой Повести говорится, что юная Мария была возведена на третью ступень храмового жертвенника «и излилась на Нее милость Божия, и заплясало Дитя от радости»,  - несказанной радости встречи с Духом Господним, в те  дни еще не отошедшим от  Храма рукотворного – так же как спустя почти полтора десятилетия взыграл радостно младенец во чреве Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, когда Богородица и Приснодева Мария, Храм Нерукотворенный,  вошла в дом Захарии и Елизаветы, - родителей будущего Предтечи Господня (Лук., 1,39-45).

.

Благочестивая традиция прибавляет что чередной священник (или тогдашний первосвященник)  по откровению Божьему ввел трехлетнюю Марию в Святая Святых Иерусалимского Храма; это привело в изумление не только людей, -  но и Силы Небесные: «ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева со славою вниде во Святая Святых».

Напомним, кстати,  что предание утверждает, будто бы правом лицезрения Святая Святых пользовался и Иаков-брат Божий, - тот, которому усвояется  Протоевангелие (в старинных русских списках оно зовется  Иаковля Повесть).

Отроковица Мария воспитывалась при Храме Иерусалимском «как голубица и получала пищу из рук Ангельских» — причем, историческая достоверность того, Она могла быть оставлена на жительство на святой горе Мориа подтверждается  и внехристианскими свидетельствами. Так, из иудейских писаний известно, что здесь были построены тридцать трехэтажных «каменных храмин, пространных и красивых... В этих храминах были помещения для различных лиц: особо жили девы, до времени посвещенные на службы Богу» (Привожу по: С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей, Харьков, 1900).

.

Сказать, когда в точности воспоминание Входа (или Введения) во Храм стало частью богослужебного круга Двунадесятых праздников, затруднительно. Известно лишь, что начало празднования связано со знаменитою иерусалимскою постройкою византийских времен - Базиликой Пресвятой Богородицы, которую возвел на южном склоне Храмовой горы император Юстиниан в шестом столетии по Рождеству Христову.  Развалины этой базилики, известной под именем «Неа» (Новая) обнаружились в ходе раскопок в Иерусалиме в первой половине 70-х годов ХХ столетия.  Видимо о «Неа» упоминает историк VI в. Прокопий. Впрочем, еще в XIX веке отечественный церковный писатель и историк Авраам Сергеевич Норов беседовал во Св. Граде с палестинскими христианами, что «доселе указывают на бывшую древле Церковь Введения Богородицы приписывая построение ее царице Елене» (См. его «Путешествие по Святой Земле в 1835 г.»).

Освящение базилики «Неа» происходило в 548 году - и постепенно ежегодный храмовой праздник связался с соответствующим рассказом Иаковлевой повести. Тем не менее, даже через сто лет после освящения приснопамятный патриарх Иерусалимский Софроний, говоря в одной из своих проповедей о пребывании юной Марии во Храме, - о церковном празднике Введения не упоминает.

В 638 году «Неа» превратили в мечеть. Храмовый праздник более, стало быть, не отмечался.   Но именно от тех времен, начиная со второй половины седьмого столетия, последование Введения Пресвятыя Богородицы во Храм стало исподволь обретать черты праздника самостоятельного

Рассказывают, будто бы праздник из Иерусалима попал в Константинополь стараниями  св. Андрея Критского, хотя никаких особенных доказательств этому нет. Во всяком случае именно тогда патриарх Константинопольский Герман I посвятил Введению две проповеди.  В них  говорилось, что Введенские праздничные службы возникли совсем недавно. Проповеди патр. Германа относятся к началу VIII в., а в следующем столетии св. Григорием Никомидийским были написаны стихиры праздника, которые поются и поныне.

В Католической церкви появление праздника отмечено в X-XI столетиях, – но крайне любопытно, что Греческая Православная Энциклопедия упоминает, без подробностей, о каком-то находящемся в Риме изображении юной Богородицы, молящейся на Храмовой горе; изображение это относится к V в.

«В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает», — сказано во Введенском тропаре.  Всем, потому что не пришло еще время разделения, история евангельская  еще не началась, и полна радость Марии и родителей Ее, прав. Иоакима и Анны, и всех тех, кого сподобил Господь присутствовать при Введении. «И полюбил Ее весь дом Израилев»- говорится в повести Иаковлевой. Но ведь это только предуготовление к воплощению Христову.  А после  - Ей, Честнейшей Херувим, предстоит еще возвратиться в этот Храм в день Сретения и услышать от старца Симеона страшное слово: «А Тебе Самой оружие пройдет душу ...», и еще через двенадцать лет - разыскивать здесь,  в гаме и гуле храмовых притворов потерявшегося Сына.

Но сегодня Она, трехлетняя, не оборачиваясь, на удивление легко взбегает по высоким ступеням к самому жертвеннику, - и с того Введенского дня Православная Церковь, идя во сретение Рождества Христова, начинает петь:«Христос раждается, славите…».