Сетевой литературный журнал издание Фонда «Русское единство»
Москва, № 89 Март 2017
Сегодня Четверг, 23 марта
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов О журнале Редакция Контакты
17 марта 2015 — Станислав МИНАКОВ (Украина), раздел «Юбилеи»
Материал из журнала № 65 - Март 2015

Владимир Бунчиков. «Давно мы дома не были»

7 комментариев (см. ниже)

На 20-летие кончины певца

.

В год 70-летия Победы, когда на территории бывшей Украины новоросское воинство ведет бой с поднявшим голову нацизмом, в особом свете преломляются и памятные трагические годы Великой Отечественной войны, и грандиозные песни тех лет, ставшие нашим неотменимым духовным кодом — в том числе, песни лирические. И, разумеется, и для всех нас, и уже для молодых поколений, эти песни неотделимы от личностей исполнителей, от их голосов, запечатлившихся на небесных мелических скрижалях нашей огромной Родины.

.

17 марта с.г. исполняется 20 лет со дня ухода из жизни знаменитого баритона Владимира Бунчикова. Этот певец был популярен и сам по себе, нам памятны в его исполнении «Летят перелетные птицы» и другие сочинения (гораздо меньше помнят его работу в опере, в том числе на радио), однако когда слушаешь пение Бунчикова с его тезкой Нечаевым, возникает впечатление, что они порознь никогда и не пели, настолько слиянно воплотился дуэт в шедеврах советской песни, прежде всего военных лет.

.

.

Созданный доброхотами сайт «Советская музыка» (sovmusic.ru), который продолжаю неуклонно всем рекомендовать, выделил этой паре, Бунчиков и Нечаев, отдельную страницу, опубликовав почти полсотни песен, исполненных этим дуэтом. Что совершенно заслужено, ибо эти два Владимира — заслуженные артисты РСФСР В. Бунчиков и В. Нечаев — вписали свою страницу не просто в историю советской песни, но и в целом в отечественную историю. Этот дуэт остается в духовном коде, в памяти нашего народа.

.

Счастливое сочетание двух голосов — лирического баритона Бунчикова и тенора Нечаева — музыковеды совершенно правы, «обогатило их вокальную палитру и усиливало эмоциональное воздействие на слушателя». В исполнении дуэта, проработавшего на эстраде четверть века, обрели многомиллионную популярность многие произведения.

.

Началом совместной работы «вокальных братьев» стала песня В. Соловьева-Седого и А. Чуркина «Вечер на рейде». Бунчиков вспоминал: «Я познакомился с Володей Нечаевым в 1942 г. на радио. Передо мной стоял худенький молодой человек, очень приветливый. Он только совсем недавно вернулся с фронта, где был с концертной бригадой радио, — выступал с русскими песнями под аккомпанимент баянистов. Мог ли я тогда предположить, что нас с ним свяжет двадцатипятилетняя дружба? … Пожалуй, мало найдется на карте Советского Союза городов, где бы мы не пели. Мы выступали не только в крупных городах, но и в селах, шахтах, госпиталях, на пограничных заставах. Володя Нечаев был человек большой, широкой души, необыкновенно добрым, человеком разнообразных интересов и очень остроумным. К нему тянулись люди, около него было всегда тепло, никогда не было скучно».

.

Слова «Вечера на рейде» мы помним и нередко поем-подпеваем:
.

Споемте, друзья,

Ведь завтра в поход

Уйдем в предрассветный туман.

Споем веселей,

Пусть нам подпоет

Седой боевой капитан.

.

Прощай, любимый город,

Уходим завтра в море.

И ранней порой

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой…

.

Тот же В. Соловьев-Седой на слова А. Фатьянова, оставившего целый сонм чудесных песенных текстов («Соловьи», «Летят перелетные птицы» и других) написал трогательнейшую лирическую песню — на окончание войны, «Давно мы дома не были»; как оказалось, всевременную песню русского возвращения.

.

Горит свечи огарочек,

Гремит недальний бой.

Налей, дружок, по чарочке,

По нашей фронтовой!

.

Налей дружок по чарочке,

По нашей фронтовой!

Не тратя время попусту,

Поговорим с тобой.

.

Трогательные «елки и елочки» до слез пронимают слушателя своей безыскусностью:

.

Где елки осыпаются,

Где елочки стоят,

Который год красавицы

Гуляют без ребят.

.

Поначалу пелось «Зачем им зорьки ранние, Коль парни на войне, В Германии, в Германии, В проклятой стороне», затем, спустя годы, резкий эпитет был миролюбиво заменен на «далекой». Но Бунчиков и Нечаев остались — в тех послевоенных ранних записях — с каноническим вариантом (сохранилась также впечатляющая запись как трио — с В. Невским).

.

Есть еще одна «возвратная» песня, победная, М. Блантера, на слова А. Коваленкова «Солнце скрылось за горою», 1948 г. «…Долго шли солдаты к дому, но опять пойдут в поход, коль будет надо…», где поется, как «свое знамя боевое от врагов солдаты сердцем заслоняли». Бунчиков и Нечаев исполняют и такие строки: «Хороша дорога к дому, Но солдат пойдет на край земли, коль надо: Верность Сталину родному Сквозь огонь ведет на подвиги солдата». С той священной войной мы вслед за голосами наших певцов возвращались к себе самим, к отчей вере. И даже в безбожное время звучали важные, правые слова:

.

Они жизни не щадили,

Защищая отчий край — страну родную;

Одолели, победили

Всех врагов в боях за Родину святую.

.

Кто-то скептически ухмыльнется на счет «дружбы народов» в СССР, однако и воевали народы большой советской империи вместе, и умирали вместе, и вместе поднимали хозяйство, и песни сочиняли вместе. И пели нам голоса Бунчикова и Нечаева с 1956-го года песню «Парень хороший» (музыка А. Долуханяна, слова Л. Некрасова): «Парень хороший, парень хороший, как тебя зовут? — По-армянски — Ованес, а по-русски — Ваня (По-грузински, я — Вано, а по-русски — Ваня!)».

.

Многие и сейчас слышат голосами Бунчикова и Нечаева песню «Солдат всегда солдат», которую написали в 1961-м фронтовики В. Соловьев-Седой и М. Матусовский.

.

.

* * *

.

Справочники напомнят: Владимир Абрамович Бунчиков родился 8(21) ноября 1902 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), где в 1929-м окончил Днепропетровский музыкальный техникум у О. Д. Тарловской. Совершенствовался в Ленинградской художественной студии у В. И. Касторского. С того года был солистом Рабочей оперы в Днепропетровске, а с 1931-го — Московского музыкального театра им. Немировича-Данченко, где исполнил партии в ряде опер зарубежных и советских композиторов. С 1934-го записывался на пластинки (с джазом В. Канделаки, эстрадным оркестром В. Кнушевицкого, ансамблем песни Всесоюзного радио п/у Б. Александрова). В его репертуаре были вокальные произведения советских композиторов «Песня о фонарике» Дм. Шостаковича, «Лирический вальс» («В парке старинном…») Е. Жарковского, «Белокрылые чайки» Д. Прицкера, «Услышь меня, хорошая» В. Соловьева-Седого и мн. др. Бунчиков в 1942–1967-х был солистом Всесоюзного радио, первым исполнителем многих советских песен.

.

Радиослушатели писали: «Мы учим самые красивые песни, и почти всегда выходит, что поете их вы, Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев». В послевоенные годы дуэт Бунчикова с Нечаевым звучал по радио ежедневно и стал неотъемлемой частью того времени. Владимир Нечаев умер 11 апреля 1969 г., Владимир Бунчиков пережил своего партнера на 26 лет и похоронен в Москве на Головинском кладбище.

.

«Часто мы с Нечаевым выезжали на фронт, прямо на передовую, — писал В. Бунчиков в книге воспоминаний «Когда душа поет» (ее можно найти целиком здесь: http://retrofonoteka.ru/pevets/bunchinech/bunchinech.htm). — Пели под «аккомпанемент» орудий, попадали под бомбежки, старались своими песнями как-то развеселить бойцов. А потом получали от них письма с благодарностями за наши песни. Что может быть дороже и милее письма труженика далекой геологоразведки или далекого села, благодарного тебе за песни! Большинство писем (а их тысячи) были адресованы нашему дуэту. Успех и признание народа определялись в значительной мере содержанием песен, их душевным настроем и мелодикой. Песни сороковых годов были поистине народными. Много песен мы спели во время войны, все они родились в трудные годы. Тепло и просто мы старались рассказать в них о матерях и невестах, которые в тылу ковали нашу победу, которые любили и ждали, пели о тоскующей по мирному труду душе солдата, о его ненависти к врагу. Годы войны — это целая эпоха. Она дала новые песни, бесхитростные и трогательные, дала плеяду талантливых исполнителей, превосходных композиторов.

.

.

***

.

5 августа 1943 г. освободили Белгород и Орел. В Москве — первый праздничный салют. В честь такого большого праздника в Колонном Зале лучшими силами Москвы был дан большой концерт. Теперь по радио стала звучать и легкая музыка, стали передавать оперетту, неаполитанские песни. Каждую субботу и воскресенье в Колонном зале устраивались концерты: выступал или Ансамбль песни Всесоюзного радио или шли спектакли Московской оперетты. Люди повеселели, стали чаще смеяться. Немцев гнали с нашей земли, а это придавало всем силы. С продуктами было плохо. Все, что я получал, я относил домой, родителям жены. … На Казанском вокзале был пересыльный пункт для солдат. Вот тут Нечаев и организовал наши концерты. К нам присоединилась певица Антонина Сметанкина и трио баянистов. За такой концерт нам давали 400 граммов хлеба и обед: щи и кашу. Все это я тоже относил домой, сам не ел. Это была для семьи большая подмога».

.

В. Бунчиков с теплом вспоминал и о своей работе с авторами: «…Война открыла многих композиторов и дала много новых песен. С Матвеем Блантером я был знаком еще с 1926 г. … Его песни — это целые произведения. Все они разные — грустные и веселые, патриотические; петь их и легко и одновременно трудно. … Блантер удивительно чувствовал песню, хорошо знал вокал. Его музыка запоминается мгновенно. Я очень люблю его нежную и грустную песню «Грустные ивы», где чудесная музыка сливается с замечательными стихами: «…грустные ивы склонились к пруду, месяц плывет над водой…». Или «… в городском саду играет духовой оркестр, на скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест…». Удивительная музыка. Но, пожалуй, самая замечательная его песня это «Летят перелетные птицы» (1948). Да и название какое! … Песня звала на подвиг, и ее последние слова «Не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна» звучали как призыв к Советскому солдату. После исполнения этой песни я стал получать потоки писем от радиослушателей. А когда я пел ее в Колонном Зале, то видел слезы на глазах у зрителей. Я исполнял много песен М. Блантера, но ни одну из них не пел с таким воодушевлением, с такой любовью, как эту. В 1976 г., в связи с юбилеем, мой большой друг Матвей Блантер писал в газете «Советская Культура»: «Я счастлив, что В. Бунчиков пел мои песни!». То же самое я могу сказать сейчас и ему — и я счастлив, что пел его песни».

.

Г. В. Бунчикова дала свое примечание к этим словам отца: «…Когда вышел сборник песен М. Блантера, папа увидел, что вверху страницы написано «Песня посвящается Владимиру Бунчикову». Для него это было неожиданностью, так как Блантер заранее ничего не сказал. Слова песни, которую папа любил, пожалуй, больше всех («А я остаюся с тобою, родная моя сторона…») мы написали на его памятнике».

.

И к одной песне 1944-го года В. Бунчиков бы, по его признанию, привязан особо. Это песня С. Каца на слова А. Суркова «Сирень цветет», написанная в Севастополе вскоре после освобождения черноморского города-героя. Она была включена в репертуар Краснознаменного ансамбля под управлением Б. Александрова. Слова оказались пророческими — война действительно окончилась в мае, когда цвела сирень. Трагический факт: почти всех крымских родственников Бунчикова фашисты расстреляли в Крыму,  под Феодосией.

.

Композитор Евгений Жарковский, автор знаменитой песни «Прощайте, скалистые горы», которую Бунчиков с Нечаевым тоже исполнили одними из первых, однажды принес Бунчикову арию к своей оперетте «Морской узел». Этот вальс, «Воспоминание», певец потом исполнял четыре десятилетия, но в первый раз — в Харькове, с огромным успехом.

.

Об одной из поездок на свою родину певец вспоминал так: «С оркестром под управлением Виктора Кнушевицкого мы едем в большую гастрольную поездку: Харьков, Сталино (Донецк — Авт.), Днепропетровск. Солисты: Абрамов, Клещева, Красовицкая и я. Посетили мы тракторный завод, где была очень теплая встреча с рабочими. В Днепропетровск ехал с дрожью в сердце. Мой родной город! Это мое детство, юность. Здесь застала меня гражданская война, прошла служба в Красной армии. Играли мы в бывшем Коммерческом собрании. Но это настоящий театр. Здесь я еще работал мебельщиком в 20-х годах, на этой сцене в те далекие годы сделал первые шаги в искусстве».

.

Поэт-песенник Н. Букин причастно сказал: «В. Бунчиков дал крылья нашим песням».

.

«Я горжусь тем, что такие песни как «Вечер на рейде», «Летят перелетные птицы», «Соловьи», «Песня о фонарике», «Сирень цветет» впервые прозвучали в моем исполнении, — утверждал Бунчиков. — Многие песни я пронес через свою жизнь и храню в своем сердце — в них много душевности, нежности, лиричности».

.

Быть может, год 70-летия Победы, совпадающий с 20-летием ухода знаменитого исполнителя, многое возвратит нашей общей памяти, и, кто знает, вдруг снова повсюду зазвучат песни в исполнении Владимира Бунчикова, и в паре с Владимиром Нечаевым. Давно мы дома не были.




  • Валерий 17.03.2015 8:23 пп

    спасибо за интереснейший материал, такое нельзя забывать..

  • Конев 17.03.2015 11:19 пп

    Наше родное. эти песни у нас не отнять. Есть голоса, как поручение.

  • Лорина Тодорова 18.03.2015 12:03 дп

    Станислав, браво! Так подробно и интересно! Вспомнила я мое детство и юность!Большое Вам СПАСИБО!

  • Нина Ефремова 18.03.2015 12:03 дп

    Эти голоса олицетворяют собой нашу Родину…

  • Иван Аброськин 18.03.2015 12:17 дп

    Нравится мне еще замечательная песня Юрия Слонова «Шумит волна, звенит струна» в исполнении Владимира Бунчикова.

  • Татьяна Колесникова 18.03.2015 12:19 дп

    Песни в их исполнении часто звучали по радио и их пели все.

  • Валентина 18.03.2015 8:40 дп

    Дуэт двух Владимиров (Бунчикова и Нечаева) поражает удивительной слиянностью голосов. Это «тембровое согласие» было настолько органичным, что когда я слушала их, мне всегда казалось, что порознь они и не пели… Пишут, что начало их совместного музицирования, продолжавшегося четверть века, было ознаменовано исполнением песни В.П.Соловьёва-Седого «Вечер на рейде» в 1942 году. Именно в их исполнении я впервые услышала эту песню и навсегда полюбила её. Из самых сильных впечатлений от этого замечательного дуэта – также песня «Давно мы дома не были», всегда волнующая до слёз своей безыскусностью.

***

Ваш комментарий

(обязательно)
(обязательно, не публикуется)
Сообщение

Ключевые
слова

Самые комментируемые
за месяц



© Сетевой журнал «Камертон», 
2009
Список всех выпусков:
Сделано в CreativePeople 
и Студии Евгения Муравьёва в 2009 году