Донбасс. Праздник правды и памяти

9 5 Людмила ГОРДЕЕВА (ДНР) - 03 марта 2016 A A+
Донбасс. Праздник правды и памяти
«О поле, поле! Кто тебя усеял?» - сказал бы пушкинский Руслан при взгляде на обезглавленные, расчлененные снарядами каменные бабы – символы предков, лежащие на газоне вокруг здания Донецкого краеведческого музея. Рядом с «ранеными» и «павшими» половецкими идолами стоят и выжившие в целенаправленном расстреле музея «солдаты». Так стояли они 10 веков на степных курганах и взгорках, оберегая покой и память живших здесь людей. Берегли по-разному – случались в донецких степях и войны, и пожары и другие напасти. Вот и нынче такая приключилась – война в Донбассе.
«НА НАС НАПАЛО ЗЛОЕ ПЛЕМЯ»
14 августа  14-го  года  стал для музея «черным» днем, с которого начался отсчет его планомерного уничтожения.
-С первыми попаданиями снарядов, говорит   заместитель генерального директора музея по научной работе Татьяна Койнаш, - во всем здании вылетели окна. Потом снаряд смертоносного «Града» пробил кровлю и застрял в балке. 20 августа было разбито северное крыло здания. Потолочные перекрытия провалились в фондохранилище, где были коллекции археологии и зоологии. Прямым попаданием еще одного снаряда была уничтожена реставрационная мастерская. Снаряды прошивали музей насквозь. Актовый зал и лестничные марши  были разбиты. Вздыбились потолочные перекрытия и пол. И, наконец, 23 августа в 6 утра прямым попаданием снарядов были уничтожены центральный вход и выставочный зал. Пришедшие на работу сотрудники застали дымящиеся руины.
А возле них стоял дозор из ополченцев. Это проезжавший мимо разрушенного музея представитель Минобороны ДНР,  председатель Союза писателей республики Федор Березин, увидев разрушения, распорядился выставить охрану, которая не допустит вездесущих мародеров.  Потом писатель-фантаст, автор девяти романов Березин подарит музею свою книгу «Украинский фронт. Красные звезды на майдане». Но о писателях – позже.
ВОССТАВШИЙ ИЗ РУИН
Поначалу казалось, что здание восстановить невозможно. Это повторяли все украинские СМИ, видимо, полагающие,  что память «ватников» и «колорадов» удалось зачистить. По первой предварительной оценке ущерб только от разрушения здания составил 95 млн. гривен. Подсчитать ущерб, нанесенный коллекции, пока невозможно, но он огромен. 70% экспонатов археологической коллекции повреждены. Керамические сосуды, тысячелетия пролежавшие в земле и извлеченные целехонькими из ее недр, были уничтожены современными варварами. Сильно пострадала зоологическая коллекция. Полностью разрушена одна из самых крупных на Украине диорам  «Растительный и животный мир Донетчины», перед которой подолгу простаивали посетители всех возрастов – от малышей до пенсионеров.  Не подлежит восстановлению почти сотня чучел. За полвека «службы» в музее их не съела моль. Зато в один момент съел Молох украинского нацизма.  Из крупных животных выжили лишь два лося, как атланты, принявшие, на свои рога рухнувшие своды.
Почти год под дождем, снегом ветром простояли эти руины с остатками растерзанных коллекций.  С августа 2015 года МЧС, а вместе с ними  и волонтеры, стали разбирать руины. Археологам пришлось проводить вторичные раскопки. А потом начались  восстановительные работы. Доставленные российскими гуманитарными конвоями строительные материалы позволили  возвести стены и отремонтировать крышу. А переданными  Государственным историческим музеем РФ стеклами застеклить 400 кв м окон.
Но по периметру непризнанной республики еще идут бои. Что предпримет в ближайшее время понукаемая западом украинская военщина, удастся ли дипломатам погасить костер братоубийственной войны - неизвестно. Главная задача сегодня – сохранить то, что осталось. Не только экспонаты, но и историческую память. Связь поколений.
На это сейчас и работает Донецкий краеведческий музей. Только привычных тематических экспозиций здесь нет.  У входа посетителей встречают два спасшихся лося-«атланта». А в сохранившихся или восстановленных залах демонстрируются т.н.  открытые фонды, то есть то, что удалось спасти, сгруппировав экспонаты  по смыслу.
Первая открытая для посетителей выставка носила символическое название «70 лет спустя. Борьба с фашизмом продолжается».  Это была фотовыставка, своеобразный сравнительный анализ цветущих и ухоженных городов Донбасса с руинами, в которые их превратили укроевропейцы. Надеюсь, что в будущем ее экспонаты будут востребованы трибуналом, перед которым предстанут виновники в геноциде жителей Донбасса.
«ЗОЛОТОЕ ПЕРО ДОНБАССА»
И вот теперь самое время перейти к рассказу о писателях, чьи судьбы коротко ли, долго ли пересеклись с донецкой землей. Донбасс вдохновлял «залетных» Куприна, Чехова, Вересаева, Паустовского, Драйзера. Здесь родились Казак Луганский – Владимир Даль - автор толкового словаря и Всеволод Гаршин, написавший  знакомую каждому малышу знаменитую «Лягушку-путешественницу».
В рамках культурно-просветительского проекта «Земляки» в музее на днях открылась выставка «Золотое перо Донбасса», посвященная юбилярам 2015-2016 годов, прозаикам и поэтам, родившимся, жившим или создававшим в Донецком крае свои произведения.
Это хоть и не снискавшие мировую славу писатели (как мы знаем, слава дана лишь единицам), но для нас, дончан,  это свои, родные, многих из которых автор знала лично: Виктор Шутов, Лариса Черкашина, Алексей Ионов, Павел Байдебура. (Немного особняком стоит здесь Гаршин, живший в 19-м веке, которому недавно исполнилось 160 лет).   Их творчество пронизано протестом против войны. Они защищали Родину на фронте, а после войны вместе со всем народом восстанавливали Донбасс, проводили огромную исследовательскую работу о донецком подполье, действовавшем в годы Великой Отечественной войны, собирали богатый шахтерский фольклор, исследовали биографии великих земляков, писали стихи, которые становились песнями. Кто-то из них стал почетным гражданином города, чьим-то именем названа литературная премия, фонд  или улица.
О тебе пою влюбленно,
Город юности моей,
Город синих терриконов,
Город звонких тополей.
(Виктор Шутов)
Эстафету любви к родному краю подхватили наши современники. И вот уже в музейных витринах рядом с книгами ушедших литераторов лежат сборники прозы и стихов писателей Донецкой Народной Республики. А их авторы – Федор Березин, Евгений Крюков-Донской, Владислав Русанов, Людмила Морава и другие участвуют в торжественном открытии выставки.
Да, они живут в другом веке, пишут на компьютере, а не на выставленной в интерьере «писательский кабинет» пишущей машинке, «грешат» фантастикой, но задача у них одна. Она емко сформулирована в плакате со стихами Маяковского, написанными как будто бы сегодня: «Пою мое Отечество, Республику мою!». Республику сражающуюся, Республику, защищающую свою память. Ведь еще до начала нынешней войны в Донбассе поднимающие голову украинские неонацисты под покровом ночи громили мемориальные доски, установленные в т.ч. и на домах, где жили донецкие писатели. Как пели мы когда-то:
Мне не думать об этом нельзя,
И не помнить об этом не вправе я, -
Это наша с тобою земля,
Это наша с тобой биография.
Символично, что выставка «Золотое перо Донбасса» открылась в канун Всемирного дня  писателя, который отмечается 3 марта. Решение об этом празднике, полное название которого звучит как  Всемирный день мира для писателя, было принято в 1986 году 48-м конгрессом Международного ПЕН-клуба (International PEN Club). По задумке «родителей» профессиональный писательский праздник должен напомнить всем одержимым зудом писательского творчества о недопустимости лжи, искажения фактов или тенденциозно бесчестной их интерпретации ради политических, групповых и личных интересов.
Так что, с днем писателя, коллеги!
Людмила ГОРДЕЕВА
«О поле, поле! Кто тебя усеял?..», - сказал бы пушкинский Руслан при взгляде на обезглавленные, расчлененные снарядами каменные бабы – символы предков, лежащие на газоне вокруг здания Донецкого краеведческого музея. Рядом с «ранеными» и «павшими» половецкими идолами стоят и выжившие в целенаправленном расстреле музея «солдаты». Так стояли они 10 веков на степных курганах и взгорках, оберегая покой и память живших здесь людей. Берегли по-разному – случались в донецких степях и войны, и пожары и другие напасти. Вот и нынче такая приключилась – война в Донбассе.
«НА НАС НАПАЛО ЗЛОЕ ПЛЕМЯ»
.
14 августа  14-го  года  стал для музея «черным» днем, с которого начался отсчет его планомерного уничтожения.
- С первыми попаданиями снарядов, говорит   заместитель генерального директора музея по научной работе Татьяна Койнаш, - во всем здании вылетели окна. Потом снаряд смертоносного «Града» пробил кровлю и застрял в балке. 20 августа было разбито северное крыло здания. Потолочные перекрытия провалились в фондохранилище, где были коллекции археологии и зоологии. Прямым попаданием еще одного снаряда была уничтожена реставрационная мастерская. Снаряды прошивали музей насквозь. Актовый зал и лестничные марши  были разбиты. Вздыбились потолочные перекрытия и пол. И, наконец, 23 августа в 6 утра прямым попаданием снарядов были уничтожены центральный вход и выставочный зал. Пришедшие на работу сотрудники застали дымящиеся руины.
А возле них стоял дозор из ополченцев. Это проезжавший мимо разрушенного музея представитель Минобороны ДНР,  председатель Союза писателей республики Федор Березин, увидев разрушения, распорядился выставить охрану, которая не допустит вездесущих мародеров.  Потом писатель-фантаст, автор девяти романов Березин подарит музею свою книгу «Украинский фронт. Красные звезды на майдане». Но о писателях – позже.
.
ВОССТАВШИЙ ИЗ РУИН
.
Поначалу казалось, что здание восстановить невозможно. Это повторяли все украинские СМИ, видимо, полагающие,  что память «ватников» и «колорадов» удалось зачистить. По первой предварительной оценке ущерб только от разрушения здания составил 95 млн. гривен. Подсчитать ущерб, нанесенный коллекции, пока невозможно, но он огромен. 70% экспонатов археологической коллекции повреждены. Керамические сосуды, тысячелетия пролежавшие в земле и извлеченные целехонькими из ее недр, были уничтожены современными варварами. Сильно пострадала зоологическая коллекция. Полностью разрушена одна из самых крупных на Украине диорам  «Растительный и животный мир Донетчины», перед которой подолгу простаивали посетители всех возрастов – от малышей до пенсионеров.  Не подлежит восстановлению почти сотня чучел. За полвека «службы» в музее их не съела моль. Зато в один момент съел Молох украинского нацизма.  Из крупных животных выжили лишь два лося, как атланты, принявшие, на свои рога рухнувшие своды.
Почти год под дождем, снегом ветром простояли эти руины с остатками растерзанных коллекций.  С августа 2015 года МЧС, а вместе с ними  и волонтеры, стали разбирать руины. Археологам пришлось проводить вторичные раскопки. А потом начались  восстановительные работы. Доставленные российскими гуманитарными конвоями строительные материалы позволили  возвести стены и отремонтировать крышу. А переданными  Государственным историческим музеем РФ стеклами застеклить 400 кв м окон.
Но по периметру непризнанной республики еще идут бои. Что предпримет в ближайшее время понукаемая западом украинская военщина, удастся ли дипломатам погасить костер братоубийственной войны - неизвестно. Главная задача сегодня – сохранить то, что осталось. Не только экспонаты, но и историческую память. Связь поколений.
На это сейчас и работает Донецкий краеведческий музей. Только привычных тематических экспозиций здесь нет.  У входа посетителей встречают два спасшихся лося-«атланта». А в сохранившихся или восстановленных залах демонстрируются т.н.  открытые фонды, то есть то, что удалось спасти, сгруппировав экспонаты  по смыслу.
Первая открытая для посетителей выставка носила символическое название «70 лет спустя. Борьба с фашизмом продолжается».  Это была фотовыставка, своеобразный сравнительный анализ цветущих и ухоженных городов Донбасса с руинами, в которые их превратили укроевропейцы. Надеюсь, что в будущем ее экспонаты будут востребованы трибуналом, перед которым предстанут виновники в геноциде жителей Донбасса.
.
«ЗОЛОТОЕ ПЕРО ДОНБАССА»
.
И вот теперь самое время перейти к рассказу о писателях, чьи судьбы коротко ли, долго ли пересеклись с донецкой землей. Донбасс вдохновлял «залетных» Куприна, Чехова, Вересаева, Паустовского, Драйзера. Здесь родились Казак Луганский – Владимир Даль - автор толкового словаря и Всеволод Гаршин, написавший  знакомую каждому малышу знаменитую «Лягушку-путешественницу».
.
В рамках культурно-просветительского проекта «Земляки» в музее на днях открылась выставка «Золотое перо Донбасса», посвященная юбилярам 2015-2016 годов, прозаикам и поэтам, родившимся, жившим или создававшим в Донецком крае свои произведения.
Это хоть и не снискавшие мировую славу писатели (как мы знаем, слава дана лишь единицам), но для нас, дончан,  это свои, родные, многих из которых автор знала лично: Виктор Шутов, Лариса Черкашина, Алексей Ионов, Павел Байдебура. (Немного особняком стоит здесь Гаршин, живший в 19-м веке, которому недавно исполнилось 160 лет).   Их творчество пронизано протестом против войны. Они защищали Родину на фронте, а после войны вместе со всем народом восстанавливали Донбасс, проводили огромную исследовательскую работу о донецком подполье, действовавшем в годы Великой Отечественной войны, собирали богатый шахтерский фольклор, исследовали биографии великих земляков, писали стихи, которые становились песнями. Кто-то из них стал почетным гражданином города, чьим-то именем названа литературная премия, фонд  или улица.
.
О тебе пою влюбленно,
Город юности моей,
Город синих терриконов,
Город звонких тополей.
(Виктор Шутов)
.
Эстафету любви к родному краю подхватили наши современники. И вот уже в музейных витринах рядом с книгами ушедших литераторов лежат сборники прозы и стихов писателей Донецкой Народной Республики. А их авторы – Федор Березин, Евгений Крюков-Донской, Владислав Русанов, Людмила Морава и другие участвуют в торжественном открытии выставки.
Да, они живут в другом веке, пишут на компьютере, а не на выставленной в интерьере «писательский кабинет» пишущей машинке, «грешат» фантастикой, но задача у них одна. Она емко сформулирована в плакате со стихами Маяковского, написанными как будто бы сегодня: «Пою мое Отечество, Республику мою!». Республику сражающуюся, Республику, защищающую свою память. Ведь еще до начала нынешней войны в Донбассе поднимающие голову украинские неонацисты под покровом ночи громили мемориальные доски, установленные в т.ч. и на домах, где жили донецкие писатели. Как пели мы когда-то:
.
Мне не думать об этом нельзя,
И не помнить об этом не вправе я, -
Это наша с тобою земля,
Это наша с тобой биография.
.
Символично, что выставка «Золотое перо Донбасса» открылась в канун Всемирного дня  писателя, который отмечается 3 марта. Решение об этом празднике, полное название которого звучит как  Всемирный день мира для писателя, было принято в 1986 году 48-м конгрессом Международного ПЕН-клуба (International PEN Club). По задумке «родителей» профессиональный писательский праздник должен напомнить всем одержимым зудом писательского творчества о недопустимости лжи, искажения фактов или тенденциозно бесчестной их интерпретации ради политических, групповых и личных интересов.
Так что, с днем писателя, коллеги!
Теги
Раздел

Комментарии

Что бы там ни твердили о бездуховности Донбасса нынешние правители Украины, захватившие власть в результате государственного переворота, но шахтерский край всегда был в центре внимания настоящих писателей, а не однодневок и графоманов, "творы" которых нынче отыскивают в сундуках и на чердаках национально озабоченные украинские культуртрегеры. И как злободневен сегодня роман Бориса Горбатова "Непокоренные", повествующий о жизни и борьбе донецкого шахтера и его детей против фашистских оккупантов. А стихотворение поэта Павла Беспощадного "Клятва", написанное в далеком и грозном 1942-м, и вовсе стало девизом давшего отпор нынешним доморощенным фашистам:
"И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!".

Трудное время переживает сегодня донецкий край. Но всёпобеждающая весна приходит на смену
суровой зиме. И ярким примером тому служит, и постепенное восстановление разрушенного, и пробуждение культурной жизни в городах и селах Донбасса, настрадавшихся от затеянной недругами войны. Мы мирные люди, но нас по-прежнему пытаются принудить к сожительству с заболевшими опасной болезнью людьми. Развод не оформлен ещё. И нельзя расслабляться. Надо залечивать раны и строить новые отношения, но и не забывать Югославию, Ливию,
Сирию и те силы , которым мир на планете Земля смертельно опасен. Спасибо Людмиле Васильевне (автору) за напоминание об этом.
Всеобщее право на мир и на жизнь
Донбассу кричит с одобреньем: «Держись!
Гренада осталась в былом, а сейчас…
Ты выстоять должен, мятежный Донбасс!»
Евгений Крюков-Донской

Когда читаешь материалы автора, то каждый раз ловишь себя на мысли как за 2 года жизнь разметала людей, одних сделала еще чище а с других с мясом содрала фальшивую позолоту. Негромкий патриотизм, любовь к своей земле залог будущего. С такими людьми у Донбасса есть будущее.

Потрясающе! Поздравляю всех дончан с этим знаменательным событием. В сентябре 2014 года снимал разрушенное здание Краеведческого музея. Тогда казалось, что понадобятся десятилетия, чтобы его восстановить. Удалось ли сохранить скелет мамонта, который держал плиту перекрытия, не давая ей упасть и разрушить десятки экспонатов?

Да, музей, как восставшая из пепла птица Феникс. Правда, огромное число экспонатов уничтожено. Мамонта в открытом доступе пока нет. Сейчас очень напряженно работают реставраторы. Работает интересная выставка донецкого ювелира, оба сына которого погибли, защищая Донбасс. На ней представлена резьба по гипсу - сцены из библейской жизни, истории. И еще один момент. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Коллектив музея пополнился профессионалами, которых раньше из-за низких зарплат "заманить" туда было сложно.

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.