«Стоит гора высокая, а под горою гай…»

«Стоит гора высокая, а под горою гай…»
Фото 1. Чернигов. Могила Л.И. Глебова возле Свято-Троицкого собора.
«Все ли живы и здоровы родичи Гарбузовы?». Такой прибауткой встречал мой отец свою многочисленную родню, когда мы приезжали в его родное село. Знать потому, что фамилия его старшей сестры в замужестве была Гарбуз. Тогда мне было совсем невдомёк, что это слегка перефразированная отцом строчка принадлежит Леониду Ивановичу Глебову (в украинском правописании – Глибову), известному украинскому баснописцу и сказочнику. Нашему славному земляку.
.
Котивсь гарбуз по городу,
Шукаючи свого роду,
Розігнався, покотився –
В Чернігові опинився.
Знайшлись дині, огірочки –
Свати, куми, сини і дочки…
Будьте ж живі та здорові,
Всі родичі гарбузові!
.
***
.
Родился Леонид Глебов 5 марта (по новому стилю) 1827 года в Полтавской губернии в селе с жизнерадостным названием Весёлый Подол. Однако если кому и было там весело, так это магнатам Родзянко. В их обширном поместье отец Леонида был управляющим. Мать – Ирина Гавриловна Трощинская (дальняя родственница Николая Гоголя), научила сына читать, а Порфирий Родзянко обучил письму. В поместье Родзянок была обширная библиотека, и мальчик с головой окунулся в большой и удивительный мир литературы. Это было время, когда в западноевропейской и русской культуре на смену классицизму пришёл романтизм. Авторы романтических произведений раскрывали внутренний мир своих героев через извечный конфликт двух антагонистических начал: зла и добра. И наделяли их демоническими чувствами, которые пробуждались под влиянием глубокой страсти – любви. Герой, предаваясь рефлексии, нередко делал свой нравственный выбор среди первозданной, дикой природы. Она была призвана подчёркнуть хаос, творившийся в его душе, нравственные муки, когда ему необходимо было принять нелёгкое для себя решение.
.
Произведения романтиков оставили глубокий след в душе юного Леонида. Книги научили его смотреть на мир глазами идеалиста-мечтателя, поверившего в справедливое переустройство мира. Просвещение и любовь, вот что должно спасти человечество от мрака безысходной жизни! «И мыслит он, что жизни новой // Пришла желанная пора». В эпоху романтизма пришла «желанная пора» и поэзии, она стала признанной среди других литературных жанров. Это не в последнюю очередь повлияло на выбор Леонидом Глебовым своего дальнейшего жизненного пути.
.
Так что не таким уж плохим оказался житейский старт будущего украинского классика. Однако восторженное восприятие мира, посеянное в душе мальчика романтической литературой, сказалось на его характере: он парил в эмпиреях, стал уж слишком доверчив. В дальнейшем это сыграло с ним злую шутку. В Полтавской гимназии Леонид не смог найти общий язык с одноклассниками, старше которых был на несколько лет. Они не понимали чудака, отрешённо писавшего на уроках стихи. В школьной потасовке в него запустили увесистой книгой. Она попала в висок и повредила глаз. Юноша потерял сознание, долго болел, стал плохо видеть. Гимназию пришлось оставить. Однако полтавский период жизни оказался судьбоносным в судьбе Леонида Глебова. В полтавской гимназии начался его творческий путь, здесь 14-летним подростком он написал своё первое стихотворение «Сон» (на русском языке). В Полтаве вышел первый сборник его стихов.
.
Оправившись от болезни, юноша поступил в Нежинский лицей высших наук князя Безбородько. Здесь в своё время учился Николай Гоголь (представлять его нет нужды) и украинский писатель Евгений Гребинка (писал на украинском и русском языке), автор стихотворения «Очи чёрные», ставшего впоследствии знаменитым романсом. В лицее Леонид Глебов продолжает писать басни, они находят признание лицеистов и педагогов. Профессор теории и истории литературы Тулов считал их весомым вкладом в украинскую литературу. Басни Глебова печатаются в приложении к «Черниговским губернским ведомостям». Рассматривается вопрос их издания в Чернигове и даже Санкт-Петербурге. В Нежине Глебов увлекается театром, участвует в любительских спектаклях. Увлечение театром Глебов сохранил на всю жизнь, уже в Чернигове он принимает деятельное участие в создании любительского театра и пишет для него две пьесы.
.
В Нежине он знакомится с Параскевой, дочерью зажиточного нежинского священника Фёдора Бурдоноса, у которого нередко столовались студенты лицея, и женится на ней. Поговаривали, что боевая поповна буквально женила на себе нерешительного поэта. У них рождается дочка. После окончания Нежинского лицея Глебова направили на Подолье в село Чёрный Остров. Жена отказалась ехать с ним в такую глушь. «Соломенный холостяк» не по своей воле, Глебов преподаёт там историю и географию, продолжает писать стихи и басни.
.
Через два года Леонид Глебов переводится в Чернигов (1858). Преподаёт историю и географию в черниговской мужской гимназии, в женском частном пансионате и воскресной школе. Он отстаивает новые прогрессивные веяния в педагогической науке, ему симпатизируют учащиеся. Черниговская интеллигенция собирается у него на квартире по четвергам. В черниговской воскресной школе учился Пётр Антонович Косач (отец Леси Украинки), о Глебове у него остались самые светлые воспоминания.
.
Черниговский период жизни самый плодотворный в творчестве уже известного украинского баснописца. Его басни печатает литературный журнал «Основа», выходивший непродолжительное время на украинском и русском языке в Санкт-Петербурге (1861-1862). В Киеве выходит первый сборник его басен, но с появлением Валуевского циркуляра (1863), когда украинские книги попали под запрет, часть тиража сожгли. Когда все страсти вокруг Валуевского циркуляра утихли, в Чернигове печатают новый сборник басен Глебова, а спустя время, его переиздают в Киеве.
.
А вот семейная жизнь Леонида Ивановича не складывалась. Параскева, вырвавшись из-под опеки отца-священника, кинулась, сломя голову, в светскую жизнь. Пропадала на частых собраниях черниговской интеллигенции у врача Степана Носа (с лёгкой руки Пантелеймона Кулеша дом Носа под Болдиной горой прозвали «куренем»). Степан Нос слыл экзотической фигурой среди черниговских обывателей. Однокашник Глебова по полтавской гимназии, он окончил медицинское отделение Киевского университета, добровольцем ушёл на Крымскую войну, был награждён медалью. Украинофил, не чуждый писательства, он развил в Чернигове бурную общественную деятельность. К гостеприимному хозяину потянулась молодёжь, в его доме всегда было людно. Читали Тараса Шевченко, пели украинские народные песни, самодеятельные актёры репетировали спектакли. Завсегдатаем таких весёлых сборищ стала жена Глебова. В канун Нового 1859 года она умчалась в курень, оставив шестилетнюю дочку на попечение мужа. Он, весь в своих заботах, недоглядел, и дочка подавилась за столом рыбной косточкой. Спасти девочку не смогли. Целый год Леонид Глебов не мог прийти в себя и ничего не писал.
.
Самым замечательным делом Леонида Глебова как журналиста и общественного деятеля стала газета «Черниговский листок». Издания газеты он добивался вместе с черниговской «Громадой», сам стал её издавать, редактировал и писал статьи. «Черниговский листок» выходил на русском и украинском языке, читали его не только в губернии, знали его в Петербурге, Казани, Симбирске, на Кавказе, в Крыму и Варшаве. В первом номере газеты Глебов напечатал статью, в которой раскрыл цель газеты. «Мы вправе писать, что появление «Черниговского листка»  новость, доселе небывалая в Чернигове... Мы решили образовать местный орган общественной жизни и деятельности, вполне надеясь, что просвещённые люди, сочувствующие общей пользе, помогут нам в этом трудном деле». Но желаемой финансовой помощи Глебов так и не дождался, в неустанных заботах он подорвал и без того слабое своё здоровье. Газета стала выходить нерегулярно, а через полтора года власти её закрыли.
.
Глебов оказался причастным к делу московского землемера Ивана Андрющенко (занимался на Черниговщине размежеванием земель). Андрющенко состоял в тайной революционной организации «Земля и Воля», ставившей своей целью свержение самодержавия. По рекомендации Степана Носа и жены Глебова он ступил в черниговскую «Громаду». Однако революционная деятельность претила «громадчикам», занимаясь культурно-просветительской деятельностью, они старались привить простому народу любовь ко всему своему, украинскому. А получилось так, что московский гость втянул их в паршивое дело. По доносу Андрущенко арестовали. На квартире, где он остановился в Чернигове, нашли революционную литературу. Степан Нос, как активный участник тайной встречи с Андрющенко, получил 8 лет ссылки. В Петропавловскую крепость отправился на «постой» близкий друг Глебова Александр Тищинский. Сам Леонид Глебов, в силу своих политических убеждений (хотя присутствовало тут и глубоко личное, ходили слухи, что его жена была любовницей молодого московского революционера) не участвовал в тайной сходке. После тщательного расследования Глебова уволили с работы, а «Черниговский листок» закрыли.
.
Два года Глебов без определённых занятий прозябал в Нежине у своего тестя, и всё время пытался вернуться в Чернигов. И кто знает, как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы за него не заступился Александр Иванович Ханенко. Известный общественный деятель, председатель Черниговского губернского земства, историк и писатель (написал несколько исторических романов, среди них – об императоре Павле Ι). В письме к нему Глебов жаловался: «Самая лучшая пора моей жизни проходит так печально, что всякое творчество глохнет, прячась в потёмках души, боясь неласкового мира». Ханенко помог опальному поэту получить должность заведующего черниговской типографией. А по ходатайству черниговского губернатора князя С.П. Голицына с него сняли тайный надзор, тянувшейся за ним после дела Андрющенко. Так что не такими уж жестокими были царские «сатрапы», как любят их выставлять ниспровергатели старого мира.
Фото 2. Фотография дома Л.И. Глебова и типографии, которой он заведовал.
Как журналист, Глебов обладал острым пером и написал цикл фельетонов, в которых высмеивал пороки провинциальной жизни. Первый «Черниговский фельетон Капитана Бонвиван» появился в «Киевском телеграфе». Позже за собственный счёт он издаёт миниатюрные, карманного формата, книжечки: «Красный мотылёк. Пигмей-альбомчик в стихах. Посвящается весельчакам. Капитан Бонвиван», другие. В них он едко отзывался о незавидной жизни в Чернигове. «Ни общественных вопросов, ни общественных интересов, ни общественных обедов, ни общественных скандалов  ничего!». Чтение фельетонов Глебова стало на долгие годы любимым занятием черниговских мещан, естественно, тех, кто побогаче и мог позволить себе выписать газету или купить его книжечку.
.
Но «заплаканная доля» (так он сказал о своей судьбе в письме Ханенко) цепко держала его в своих объятьях. От рака груди умирает жена. Чтобы разгрузить Глебова от домашних забот, Ханенко нашёл ему новую домоправительницу. По случайному совпадению её, как и умершую жену Глебова, тоже звали Параскевой. С ней случилась обыденная по тем временам история. Как писал Тарас Шевченко: «Кохайтеся, чорнобриві, та не с москалями…». Был тот гусар москалём или нет, неизвестно, но вот «лихо» красавице он сделал да и бросил. А Глебов, после годичного траура по своей жене, женился на молодке (видимо, его душу щемило такое близкое ему имя – Параскева) и усыновил родившегося ребёнка. Позже родился у них мальчик. Но горькая доля опять напомнила о себе. «А у меня горе: похоронил я маленького Сергея…»,  писал Глебов в 1882 году Ханенко. Тяжёлые жизненные невзгоды подкосили слабое его здоровье. Незадолго до смерти он ослеп.
.
Умер Леонид Иванович Глебов 10 ноября 1893 года. За гробом шло много черниговцев и гостей города. Близкие друзья произносили прочувственные речи. Похоронили Глебова у южной стены Свято-Троицкого собора. А через несколько лет поставили над могилой памятник из белого мрамора. На нём была эпитафия украинского поэта Владимира Самойленко, жившего тогда в Чернигове и хорошо знавшего Глебова. В ней были такие слова (русский перевод автора): «…Но ты не умер в памяти людской: // Тебя мы вспомним и в судьбе лихой, // И в светлый час прекрасной доли…». В советское время на могиле поставили новый памятник. Под бюстом на высоком постаменте лаконичная надпись: «Поэт. Баснописец Леонид Глебов (1827-1893)».
.
Басни и сказки Леонида Глебова
.
Ещё при жизни Леонида Глебова говорили, что многие его басни, а всего их 107, заимствованы у Ивана Крылова и не представляют большой ценности. Такого мнения придерживался известный украинский историк и общественный деятель Михаил Драгоманов. Тем самым отказывая басням Глебова в самобытности и оригинальности. Украинский писатель и педагог Борис Гринченко, живший одно время в Чернигове, тоже не разглядел их.
.
И сегодня часто можно услышать мнение, что Глебов просто «передирал» свои басни у Крылова. Ряд басен Глебова, действительно, схож с баснями Крылова. Да Глебов этого и сам не отрицал, сопровождал такие басни подзаголовком: «Из Крылова». Подчёркивая, что Крылов был его учителем. Жанр басен имеет свою специфику и ведёт свою родословную от полулегендарного древнего грека Эзопа. Все последующие поколения баснописцев заимствовали у него сюжеты, но вносили в них свой национальный колорит. Не чужды этому были француз Лафонтен и россиянин Крылов. Этим «грешил» Глебов. Только герои его басен разговаривают живым украинским языком. Украинский национальный колорит – то существенное, что отличает его басни от басен Ивана Крылова. Панас Мирный, рассуждая о баснях Гребинки и Глебова, говорил, что читать их интересно, такое ощущение, что «сошлись два кума, да и ведут между собой шутливый и едкий разговор; льётся он у них, словно быстрая водица».
.
Стихи Глебова на русском языке не стали заметным явлением литературной жизни. А вот его украинские басни стали популярными на Украине и за её пределами. Недаром Иван Франко, относившийся к творчеству Глебова критически, потом сменил своё мнение и назвал Глебова лучшим украинским баснописцем. А его лирическое стихотворение «Журба» («Печаль»), ставшее народной песней, считал «истинной жемчужиной украинской лирики».
.
Стоїть гора высокая,
Попід горою гай,
Зелений гай, густесенький,
Неначе справді рай…
.
В наши дни эту песню исполняет Народный артист России Олег Погудин. На украинском языке! Если песня, это душа народа, вот вам не казённый, а истинный пример духовной близости русских и украинцев. Глубокого взаимодействия двух родственных культур. Народная украинская песня близка и понятна душе русского человека, точно как же, как и душе украинца. А потому она востребована в России, чего не скажешь о русской культуре на Украине. Но это мы уже отвлеклись от темы нашего разговора.
.
Некоторые басни Глебова и сегодня звучат современно. Например, басня «Деревце». Росло себе деревце в тени своих старших товарищей, было недовольно своей судьбой: не дают ему расти, мало солнца. И попросило проходившего мимо мужика Панаса вырубить все вокруг. А мужик и рад дурной работе, давай махать топором. Всё вырубил подчистую! И всё бы ничего, так стало припекать солнце, а налетевшая буря сломала деревце. Увидев такую беду, сова сказала: «Вот тебе и выросло до неба! Сама дурная головушка… беду себе купила…». Мораль? Молодым нельзя забывать, что они многим обязаны старшему поколению. Бездумно отрицая жизненный опыт старших, можно попасть в такую же передрягу, как это спесивое деревце. Перекликается с «Деревцем» и последняя басня Леонида Глебова «Огонь и Гай».
.
***
.
На склоне своих лет Леонид Глебов обратился к детской литературе. Стихи, сказки и загадки «Дідуся Кенира» (так он подписывал свои детские произведения) печатались в львовских журналах «Звонок», «Заря», «Иллюстрированная библиотека для молодёжи, мещан и селян». Глебов считал, что воспитание ребёнка начинается с любви к природе, всему живому, что вокруг человека. С детства он очень любил квіти (цветы), недаром родители называли его «королику квітчастенький». Свою любовь к природе он стремился передать детям. Все его детские стихи пронизаны жизнелюбием. Оптимистичными и радостными, такими, как природа весной, хотел он видеть маленьких украинцев. Его стихотворение «Веснянка» – это гимн пробуждающейся жизни. Обращение к «девочкам и мальчикам», чтобы зря они не печалились. Жизнь нужно ценить и радоваться ей, вот как переменам в природе. Это помогает человеку надеяться на лучшее в своей непростой судьбе.
.
«Весна прийшла!
Тепло знайшла!» –
Кричать дівчатка й хлопчики.
«Цвірінь! Цвірінь!
Журбу покинь!» –
Клопочуться горобчики...
.
Помимо стихов для детей Леонид Глебов писал рифмованные загадки и акростихи, когда начальные буквы каждой строчки составляли отгадку. Борис Гринченко, не оценивший басни Леонида Глебова, о детских произведениях «Дідуся Кенира» отозвался высоко. «В детских стихотворениях Глебова сказался его чудесный педагогический такт, его прирождённое умение заинтересовать маленьких читателей так же, как когда-то на лекциях в гимназии он увлекал и пленил своих слушателей».
.
В наши дни с детскими стихами Леонида Глебова знакомятся ученики в школе. В Черниговском национальном педагогическом университете имени Т.Г. Шевченко будущие учителя изучают творчество Глебова на педагогическом факультете в курсе «Детская литература». Вот только плохо, что забыли о них издатели современной детской литературы.
.
***
.
Здається, – байка просто бреше,
А справді – ясну правду чеше,
Нікого в світі не мине…
Читайте, згадуйте мене…
Эти строчки Леонида Ивановича Глебова можно считать завещанием своим потомкам. На Украине славного баснописца помнят, по крайней мере, в Чернигове. На месте дома Глебова, сгоревшего вместе с типографией в Великую Отечественную войну, теперь мемориальный гранитный камень. Это в самом центре Чернигова напротив магазина «Янтарь».
Фото 3. На этом месте стоял дом Л.И. Глебова.
С 2002 года существует областная литературная премия имени Леонида Глебова, учреждённая литературным союзом «Чернигов» и журналом «Литературный Чернигов». Всё это замечательно! Однако живого, не казённого внимания к памяти нашего земляка явно не хватает. Не хочется противопоставлять творчество Леонида Глебова и Михаила Коцюбинского. Но вот на могиле Михаила Коцюбинского на Болдиной горе не увядают цветы. А на могиле Леонида Глебова в день его рождения не увидишь даже скромный букетик от многочисленной рати черниговских литераторов. И это печально. И было бы просто здорово, если бы Леониду Ивановичу Глебову поставили в городе памятник! В городском бюджете деньги вряд ли найдутся. Тут должны сказать своё веское слово черниговцы. Стоит же на Валу памятник А.С. Пушкину, отлитый на добровольные пожертвования горожан. А чем мы, живущие в 21-м столетии, хуже наших земляков, живших в конце 19-го века? Хорошие традиции не стареют!
Виталий Топчий.
Чернигов
«Все ли живы и здоровы родичи Гарбузовы?». Такой прибауткой встречал мой отец свою многочисленную родню, когда мы приезжали в его родное село. Знать потому, что фамилия его старшей сестры в замужестве была Гарбуз. Тогда мне было совсем невдомёк, что это слегка перефразированная отцом строчка принадлежит Леониду Ивановичу Глебову (в украинском правописании – Глибову), известному украинскому баснописцу и сказочнику. Нашему славному земляку.
.
Котивсь гарбуз по городу,
Шукаючи свого роду,
Розігнався, покотився –
В Чернігові опинився.
Знайшлись дині, огірочки –
.
Свати, куми, сини і дочки…
Будьте ж живі та здорові,
Всі родичі гарбузові!
.
***
.
Родился Леонид Глебов 5 марта (по новому стилю) 1827 года в Полтавской губернии в селе с жизнерадостным названием Весёлый Подол. Однако если кому и было там весело, так это магнатам Родзянко. В их обширном поместье отец Леонида был управляющим. Мать – Ирина Гавриловна Трощинская (дальняя родственница Николая Гоголя), научила сына читать, а Порфирий Родзянко обучил письму. В поместье Родзянок была обширная библиотека, и мальчик с головой окунулся в большой и удивительный мир литературы. Это было время, когда в западноевропейской и русской культуре на смену классицизму пришёл романтизм. Авторы романтических произведений раскрывали внутренний мир своих героев через извечный конфликт двух антагонистических начал: зла и добра. И наделяли их демоническими чувствами, которые пробуждались под влиянием глубокой страсти – любви. Герой, предаваясь рефлексии, нередко делал свой нравственный выбор среди первозданной, дикой природы. Она была призвана подчёркнуть хаос, творившийся в его душе, нравственные муки, когда ему необходимо было принять нелёгкое для себя решение.
Произведения романтиков оставили глубокий след в душе юного Леонида. Книги научили его смотреть на мир глазами идеалиста-мечтателя, поверившего в справедливое переустройство мира. Просвещение и любовь, вот что должно спасти человечество от мрака безысходной жизни! «И мыслит он, что жизни новой // Пришла желанная пора». В эпоху романтизма пришла «желанная пора» и поэзии, она стала признанной среди других литературных жанров. Это не в последнюю очередь повлияло на выбор Леонидом Глебовым своего дальнейшего жизненного пути.
.
Так что не таким уж плохим оказался житейский старт будущего украинского классика. Однако восторженное восприятие мира, посеянное в душе мальчика романтической литературой, сказалось на его характере: он парил в эмпиреях, стал уж слишком доверчив. В дальнейшем это сыграло с ним злую шутку. В Полтавской гимназии Леонид не смог найти общий язык с одноклассниками, старше которых был на несколько лет. Они не понимали чудака, отрешённо писавшего на уроках стихи. В школьной потасовке в него запустили увесистой книгой. Она попала в висок и повредила глаз. Юноша потерял сознание, долго болел, стал плохо видеть. Гимназию пришлось оставить. Однако полтавский период жизни оказался судьбоносным в судьбе Леонида Глебова. В полтавской гимназии начался его творческий путь, здесь 14-летним подростком он написал своё первое стихотворение «Сон» (на русском языке). В Полтаве вышел первый сборник его стихов.
.
Оправившись от болезни, юноша поступил в Нежинский лицей высших наук князя Безбородько. Здесь в своё время учился Николай Гоголь (представлять его нет нужды) и украинский писатель Евгений Гребинка (писал на украинском и русском языке), автор стихотворения «Очи чёрные», ставшего впоследствии знаменитым романсом. В лицее Леонид Глебов продолжает писать басни, они находят признание лицеистов и педагогов. Профессор теории и истории литературы Тулов считал их весомым вкладом в украинскую литературу. Басни Глебова печатаются в приложении к «Черниговским губернским ведомостям». Рассматривается вопрос их издания в Чернигове и даже Санкт-Петербурге. В Нежине Глебов увлекается театром, участвует в любительских спектаклях. Увлечение театром Глебов сохранил на всю жизнь, уже в Чернигове он принимает деятельное участие в создании любительского театра и пишет для него две пьесы.
.
В Нежине он знакомится с Параскевой, дочерью зажиточного нежинского священника Фёдора Бурдоноса, у которого нередко столовались студенты лицея, и женится на ней. Поговаривали, что боевая поповна буквально женила на себе нерешительного поэта. У них рождается дочка. После окончания Нежинского лицея Глебова направили на Подолье в село Чёрный Остров. Жена отказалась ехать с ним в такую глушь. «Соломенный холостяк» не по своей воле, Глебов преподаёт там историю и географию, продолжает писать стихи и басни.
.
Через два года Леонид Глебов переводится в Чернигов (1858). Преподаёт историю и географию в черниговской мужской гимназии, в женском частном пансионате и воскресной школе. Он отстаивает новые прогрессивные веяния в педагогической науке, ему симпатизируют учащиеся. Черниговская интеллигенция собирается у него на квартире по четвергам. В черниговской воскресной школе учился Пётр Антонович Косач (отец Леси Украинки), о Глебове у него остались самые светлые воспоминания.
.
Черниговский период жизни самый плодотворный в творчестве уже известного украинского баснописца. Его басни печатает литературный журнал «Основа», выходивший непродолжительное время на украинском и русском языке в Санкт-Петербурге (1861-1862). В Киеве выходит первый сборник его басен, но с появлением Валуевского циркуляра (1863), когда украинские книги попали под запрет, часть тиража сожгли. Когда все страсти вокруг Валуевского циркуляра утихли, в Чернигове печатают новый сборник басен Глебова, а спустя время, его переиздают в Киеве.
.
А вот семейная жизнь Леонида Ивановича не складывалась. Параскева, вырвавшись из-под опеки отца-священника, кинулась, сломя голову, в светскую жизнь. Пропадала на частых собраниях черниговской интеллигенции у врача Степана Носа (с лёгкой руки Пантелеймона Кулеша дом Носа под Болдиной горой прозвали «куренем»). Степан Нос слыл экзотической фигурой среди черниговских обывателей. Однокашник Глебова по полтавской гимназии, он окончил медицинское отделение Киевского университета, добровольцем ушёл на Крымскую войну, был награждён медалью. Украинофил, не чуждый писательства, он развил в Чернигове бурную общественную деятельность. К гостеприимному хозяину потянулась молодёжь, в его доме всегда было людно. Читали Тараса Шевченко, пели украинские народные песни, самодеятельные актёры репетировали спектакли. Завсегдатаем таких весёлых сборищ стала жена Глебова. В канун Нового 1859 года она умчалась в курень, оставив шестилетнюю дочку на попечение мужа. Он, весь в своих заботах, недоглядел, и дочка подавилась за столом рыбной косточкой. Спасти девочку не смогли. Целый год Леонид Глебов не мог прийти в себя и ничего не писал.
.
Самым замечательным делом Леонида Глебова как журналиста и общественного деятеля стала газета «Черниговский листок». Издания газеты он добивался вместе с черниговской «Громадой», сам стал её издавать, редактировал и писал статьи. «Черниговский листок» выходил на русском и украинском языке, читали его не только в губернии, знали его в Петербурге, Казани, Симбирске, на Кавказе, в Крыму и Варшаве. В первом номере газеты Глебов напечатал статью, в которой раскрыл цель газеты. «Мы вправе писать, что появление «Черниговского листка»  новость, доселе небывалая в Чернигове... Мы решили образовать местный орган общественной жизни и деятельности, вполне надеясь, что просвещённые люди, сочувствующие общей пользе, помогут нам в этом трудном деле». Но желаемой финансовой помощи Глебов так и не дождался, в неустанных заботах он подорвал и без того слабое своё здоровье. Газета стала выходить нерегулярно, а через полтора года власти её закрыли.
.
Глебов оказался причастным к делу московского землемера Ивана Андрющенко (занимался на Черниговщине размежеванием земель). Андрющенко состоял в тайной революционной организации «Земля и Воля», ставившей своей целью свержение самодержавия. По рекомендации Степана Носа и жены Глебова он ступил в черниговскую «Громаду». Однако революционная деятельность претила «громадчикам», занимаясь культурно-просветительской деятельностью, они старались привить простому народу любовь ко всему своему, украинскому. А получилось так, что московский гость втянул их в паршивое дело. По доносу Андрущенко арестовали. На квартире, где он остановился в Чернигове, нашли революционную литературу. Степан Нос, как активный участник тайной встречи с Андрющенко, получил 8 лет ссылки. В Петропавловскую крепость отправился на «постой» близкий друг Глебова Александр Тищинский. Сам Леонид Глебов, в силу своих политических убеждений (хотя присутствовало тут и глубоко личное, ходили слухи, что его жена была любовницей молодого московского революционера) не участвовал в тайной сходке. После тщательного расследования Глебова уволили с работы, а «Черниговский листок» закрыли.
.
Два года Глебов без определённых занятий прозябал в Нежине у своего тестя, и всё время пытался вернуться в Чернигов. И кто знает, как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы за него не заступился Александр Иванович Ханенко. Известный общественный деятель, председатель Черниговского губернского земства, историк и писатель (написал несколько исторических романов, среди них – об императоре Павле Ι). В письме к нему Глебов жаловался: «Самая лучшая пора моей жизни проходит так печально, что всякое творчество глохнет, прячась в потёмках души, боясь неласкового мира». Ханенко помог опальному поэту получить должность заведующего черниговской типографией. А по ходатайству черниговского губернатора князя С.П. Голицына с него сняли тайный надзор, тянувшейся за ним после дела Андрющенко. Так что не такими уж жестокими были царские «сатрапы», как любят их выставлять ниспровергатели старого мира.
Как журналист, Глебов обладал острым пером и написал цикл фельетонов, в которых высмеивал пороки провинциальной жизни. Первый «Черниговский фельетон Капитана Бонвиван» появился в «Киевском телеграфе». Позже за собственный счёт он издаёт миниатюрные, карманного формата, книжечки: «Красный мотылёк. Пигмей-альбомчик в стихах. Посвящается весельчакам. Капитан Бонвиван», другие. В них он едко отзывался о незавидной жизни в Чернигове. «Ни общественных вопросов, ни общественных интересов, ни общественных обедов, ни общественных скандалов  ничего!». Чтение фельетонов Глебова стало на долгие годы любимым занятием черниговских мещан, естественно, тех, кто побогаче и мог позволить себе выписать газету или купить его книжечку.
.
Но «заплаканная доля» (так он сказал о своей судьбе в письме Ханенко) цепко держала его в своих объятьях. От рака груди умирает жена. Чтобы разгрузить Глебова от домашних забот, Ханенко нашёл ему новую домоправительницу. По случайному совпадению её, как и умершую жену Глебова, тоже звали Параскевой. С ней случилась обыденная по тем временам история. Как писал Тарас Шевченко: «Кохайтеся, чорнобриві, та не с москалями…». Был тот гусар москалём или нет, неизвестно, но вот «лихо» красавице он сделал да и бросил. А Глебов, после годичного траура по своей жене, женился на молодке (видимо, его душу щемило такое близкое ему имя – Параскева) и усыновил родившегося ребёнка. Позже родился у них мальчик. Но горькая доля опять напомнила о себе. «А у меня горе: похоронил я маленького Сергея…», - писал Глебов в 1882 году Ханенко. Тяжёлые жизненные невзгоды подкосили слабое его здоровье. Незадолго до смерти он ослеп.
.
Умер Леонид Иванович Глебов 10 ноября 1893 года. За гробом шло много черниговцев и гостей города. Близкие друзья произносили прочувственные речи. Похоронили Глебова у южной стены Свято-Троицкого собора. А через несколько лет поставили над могилой памятник из белого мрамора. На нём была эпитафия украинского поэта Владимира Самойленко, жившего тогда в Чернигове и хорошо знавшего Глебова. В ней были такие слова (русский перевод автора): «…Но ты не умер в памяти людской: // Тебя мы вспомним и в судьбе лихой, // И в светлый час прекрасной доли…». В советское время на могиле поставили новый памятник. Под бюстом на высоком постаменте лаконичная надпись: «Поэт. Баснописец Леонид Глебов (1827-1893)».
.
Басни и сказки Леонида Глебова
.
Ещё при жизни Леонида Глебова говорили, что многие его басни, а всего их 107, заимствованы у Ивана Крылова и не представляют большой ценности. Такого мнения придерживался известный украинский историк и общественный деятель Михаил Драгоманов. Тем самым отказывая басням Глебова в самобытности и оригинальности. Украинский писатель и педагог Борис Гринченко, живший одно время в Чернигове, тоже не разглядел их.
.
И сегодня часто можно услышать мнение, что Глебов просто «передирал» свои басни у Крылова. Ряд басен Глебова, действительно, схож с баснями Крылова. Да Глебов этого и сам не отрицал, сопровождал такие басни подзаголовком: «Из Крылова». Подчёркивая, что Крылов был его учителем. Жанр басен имеет свою специфику и ведёт свою родословную от полулегендарного древнего грека Эзопа. Все последующие поколения баснописцев заимствовали у него сюжеты, но вносили в них свой национальный колорит. Не чужды этому были француз Лафонтен и россиянин Крылов. Этим «грешил» Глебов. Только герои его басен разговаривают живым украинским языком. Украинский национальный колорит – то существенное, что отличает его басни от басен Ивана Крылова. Панас Мирный, рассуждая о баснях Гребинки и Глебова, говорил, что читать их интересно, такое ощущение, что «сошлись два кума, да и ведут между собой шутливый и едкий разговор; льётся он у них, словно быстрая водица».
.
Стихи Глебова на русском языке не стали заметным явлением литературной жизни. А вот его украинские басни стали популярными на Украине и за её пределами. Недаром Иван Франко, относившийся к творчеству Глебова критически, потом сменил своё мнение и назвал Глебова лучшим украинским баснописцем. А его лирическое стихотворение «Журба» («Печаль»), ставшее народной песней, считал «истинной жемчужиной украинской лирики».
.
Стоїть гора высокая,
Попід горою гай,
Зелений гай, густесенький,
Неначе справді рай…
.
В наши дни эту песню исполняет Народный артист России Олег Погудин. На украинском языке! Если песня, это душа народа, вот вам не казённый, а истинный пример духовной близости русских и украинцев. Глубокого взаимодействия двух родственных культур. Народная украинская песня близка и понятна душе русского человека, точно как же, как и душе украинца. А потому она востребована в России, чего не скажешь о русской культуре на Украине. Но это мы уже отвлеклись от темы нашего разговора.
.
Некоторые басни Глебова и сегодня звучат современно. Например, басня «Деревце». Росло себе деревце в тени своих старших товарищей, было недовольно своей судьбой: не дают ему расти, мало солнца. И попросило проходившего мимо мужика Панаса вырубить все вокруг. А мужик и рад дурной работе, давай махать топором. Всё вырубил подчистую! И всё бы ничего, так стало припекать солнце, а налетевшая буря сломала деревце. Увидев такую беду, сова сказала: «Вот тебе и выросло до неба! Сама дурная головушка… беду себе купила…». Мораль? Молодым нельзя забывать, что они многим обязаны старшему поколению. Бездумно отрицая жизненный опыт старших, можно попасть в такую же передрягу, как это спесивое деревце. Перекликается с «Деревцем» и последняя басня Леонида Глебова «Огонь и Гай».
.
***
.
На склоне своих лет Леонид Глебов обратился к детской литературе. Стихи, сказки и загадки «Дідуся Кенира» (так он подписывал свои детские произведения) печатались в львовских журналах «Звонок», «Заря», «Иллюстрированная библиотека для молодёжи, мещан и селян». Глебов считал, что воспитание ребёнка начинается с любви к природе, всему живому, что вокруг человека. С детства он очень любил квіти (цветы), недаром родители называли его «королику квітчастенький». Свою любовь к природе он стремился передать детям. Все его детские стихи пронизаны жизнелюбием. Оптимистичными и радостными, такими, как природа весной, хотел он видеть маленьких украинцев. Его стихотворение «Веснянка» – это гимн пробуждающейся жизни. Обращение к «девочкам и мальчикам», чтобы зря они не печалились. Жизнь нужно ценить и радоваться ей, вот как переменам в природе. Это помогает человеку надеяться на лучшее в своей непростой судьбе.
.
«Весна прийшла!
Тепло знайшла!» –
Кричать дівчатка й хлопчики.
«Цвірінь! Цвірінь!
Журбу покинь!» –
Клопочуться горобчики...
.
Помимо стихов для детей Леонид Глебов писал рифмованные загадки и акростихи, когда начальные буквы каждой строчки составляли отгадку. Борис Гринченко, не оценивший басни Леонида Глебова, о детских произведениях «Дідуся Кенира» отозвался высоко. «В детских стихотворениях Глебова сказался его чудесный педагогический такт, его прирождённое умение заинтересовать маленьких читателей так же, как когда-то на лекциях в гимназии он увлекал и пленил своих слушателей».
.
В наши дни с детскими стихами Леонида Глебова знакомятся ученики в школе. В Черниговском национальном педагогическом университете имени Т.Г. Шевченко будущие учителя изучают творчество Глебова на педагогическом факультете в курсе «Детская литература». Вот только плохо, что забыли о них издатели современной детской литературы.
.
***
.
Здається, – байка просто бреше,
А справді – ясну правду чеше,
Нікого в світі не мине…
Читайте, згадуйте мене…
.
Эти строчки Леонида Ивановича Глебова можно считать завещанием своим потомкам. На Украине славного баснописца помнят, по крайней мере, в Чернигове. На месте дома Глебова, сгоревшего вместе с типографией в Великую Отечественную войну, теперь мемориальный гранитный камень. Это в самом центре Чернигова напротив магазина «Янтарь».
С 2002 года существует областная литературная премия имени Леонида Глебова, учреждённая литературным союзом «Чернигов» и журналом «Литературный Чернигов». Всё это замечательно! Однако живого, не казённого внимания к памяти нашего земляка явно не хватает. Не хочется противопоставлять творчество Леонида Глебова и Михаила Коцюбинского. Но вот на могиле Михаила Коцюбинского на Болдиной горе не увядают цветы. А на могиле Леонида Глебова в день его рождения не увидишь даже скромный букетик от многочисленной рати черниговских литераторов. И это печально. И было бы просто здорово, если бы Леониду Ивановичу Глебову поставили в городе памятник! В городском бюджете деньги вряд ли найдутся. Тут должны сказать своё веское слово черниговцы. Стоит же на Валу памятник А.С. Пушкину, отлитый на добровольные пожертвования горожан. А чем мы, живущие в 21-м столетии, хуже наших земляков, живших в конце 19-го века? Хорошие традиции не стареют!

Похожие публикации

.

Протопоп Аввакум против патриарха Никона

Аркадий ЦОГЛИН
.

Подвиг брига «Меркурий»: как храбрость русских моряков совершила чудо

Юрий НОСОВСКИЙ
.

Михаил Булгаков. Мифология творчества

Станислав ЗОТОВ