Нерасстрелянный маэстро

1 4 Людмила ГОРДЕЕВА (ДНР) - 23 апреля 2016 A A+
Нерасстрелянный маэстро
125-ю годовщину со дня рождения русского советского композитора, пианиста, дирижёра и педагога, профессора,  народного артиста РСФСР Сергея Прокофьева музыкальная общественность встречает под свист пуль и вой снарядов, расстреливающих его Родину. Приказ об этом был отдан киевской хунтой в ответ на протесты жителей Донбасса против совершившегося в Киеве государственного переворота. Главной мишенью украинских варваров  стал Донецкий аэропорт, носящий имя великого земляка. Красивейший аэропорт Европы, возведенный за два года до войны, превращен в руины, политые кровью защитников Донбасса. Эти руины и сегодня являются форпостом, за которым лежит мирный город, ежедневно обстреливаемый войсками хунты и наемниками, прибывшими в Донбасс на высокооплачиваемое сафари по истреблению мирных жителей.
.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕХИ
.
Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Солнцевка (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области), где его отец служил управляющим помещичьим имением. Две его сестры умерли в младенчестве, поэтому Сережа был в семье долгожданным ребенком, в которого родители вложили всю свою любовь и надежды. Музыкальное дарование мальчика проявилось очень рано. В пять лет он уже сочинил свое первое музыкальное произведение, в десять о его способностях одобрительно отозвался  профессор Московской консерватории Сергей Танеев, а в 13 лет, «отягощенный» изрядным количеством собственных серьезных сочинений, юное дарование поступило   учиться в Санкт-Петербургскую консерваторию. Солнцевка осталась в прошлом. После смерти отца в 1910 году Прокофьевы больше туда не возвращаются. Тем не менее, в течение всей своей жизни композитор не раз вспоминал свою малую родину.
Прокофьев закончил консерваторию блестяще, получив первую премию имени Антона Рубинштейна. А потом началась бурная жизнь, наполненная энергетикой 20-го века: зарубежные поездки, концерты, восторги поклонников и освистывание противниками. За Первой Мировой войной последовала революция. Потом - зарубежное турне, принесшее ему знакомство с Пикассо и Матисом, общение с Римским-Корсаковым, и оторвавшее его от Родины на долгих 15 лет.  В Германии он женился и за несколько лет до войны вместе с женой Линой и двумя сыновьями Сергей Прокофьев возвращается в Москву.
Он востребован, работает плодотворно, выступает с концертами. Возможно, что для горячей испанки Лины русский «север» оказался «вреден» - семейная жизнь дала трещину. Композитор  уходит из семьи, обогатив отечественную юриспруденцию «казусом Прокофьева», который состоял в том, что, не разведясь с первой женой, он заключил брак с другой женщиной. Впрочем, этот казус лежит не на совести Прокофьева, а произошел из-за того, что в свое время вышел закон запрещающий браки с иностранцами  и его брак с испанкой Линой был аннулирован судом. Потом Лина была арестована, а после освобождения вместе с сыновьями уехала за границу.
Прокофьев умер 5 марта 1953 года в один день со Сталиным. Поэтому уход великого музыканта прошел и для страны, и для мира как бы вторым планом.
НАСЛЕДИЕ
Рожденный в набирающем мощь промышленном Донбассе, композитор чутко уловил поступь железного ХХ века и фактически стал его певцом. Любители сладкоголосой музыки не приняли новаторство молодого музыканта. «Такой концерт нам дома и кошки показать могут», – язвили они по поводу Второго фортепианного концерта. Но автор шел в ногу с веком, оттачивая мастерство, все более обретая в творчестве черты музыканта «с лица не общим выраженьем», мощь и самобытность.
За 50 лет творческой деятельности он написал 130 музыкальных произведений. Талант композитора воплотился в широкую жанровую палитру: балеты, оперы, симфонии, музыка к кинофильмам и, конечно же, музыка для детей. В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли оперы «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам», балеты «Ромео и Джульетта», «Сказка о каменном цветке»; музыка к кинофильмам «Александр Невский», «Пиковая дама», «Иван Грозный», 5-я и 7-я симфонии. Народный артист РСФСР он при жизни шесть раз был удостоен Сталинской премии. Ленинскую премию Прокофьев получил посмертно.
В ДОНБАССЕ ЧТУТ ВЕЛИКОГО ЗЕМЛЯКА
Украина должна быть благодарна судьбе за то, что она дала ей Прокофьева. Но долгие годы официальный Киев не хотел гордиться нашим замечательным земляком. Возможно, по той простой причине, что родился он не на Западной Украине, а в русскоговорящем Донбассе. Видимо, с точки зрения киевской власти, великому композитору не хватает «этнической чистоты».
Но ценители прекрасного думают иначе. В ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения великого музыканта ЮНЕСКО объявил 1991 год Годом Прокофьева. Тогда же усилиями благодарных земляков в селе Красное была создана мемориальная зона Прокофьева, эпицентром которой стал музей. Его экспозиция была развернута в здании школы, где когда-то преподавала мать композитора. Была восстановлена Свято-Петропавловская церковь, в которой крестили будущего музыканта и рядом с которой покоятся останки его сестер и бабушки, а также воздвигнут памятник работы народного художника Украины Василия Полоника. Место дома-усадьбы обозначили памятным знаком.
В этом году впервые состоялся Всеукраинский конкурс молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева», ставший вскоре международным. Инициатором и бессменным организатором конкурса стал профессор Донецкой Музыкальной Академии Вячеслав Бойков, а почетным президентом - народный артист Советского Союза выдающийся пианист Николай Петров. По представлению Русской общины Украины, с которой долгие годы сотрудничал профессор Бойков, указом  президента РФ он был  награжден российским Орденом Дружбы.
2011 год, год 120-летнего юбилея знаменитого земляка, объявленный в Донецкой области годом композитора Сергея Прокофьева,  отпраздновали в  обновленной мемориальной зоне, которая  обрела черты международной творческой резиденции. Здесь  выступали молодые таланты, победители Международного конкурса молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева», деятели искусства Донбасса, почетные гости, в т.ч. музыканты  Большого и других ведущих театров России.
Именем Прокофьева названы Концертный зал Донецкой государственной академической филармонии, академический оркестр и музыкальная академия, разрушенный ныне аэропорт. Здесь была учреждена премия Сергея Прокофьева, которую вручали музыкантам за творческие достижения. А недавно, уже в разгар военного конфликта, поступило предложение присвоить имя Сергея Прокофьева Донецкому музыкальному училищу. «Хорошего, - считают инициаторы, - много не бывает».
МУЗЕЙ «НЕПРАВИЛЬНОГО» КОМПОЗИТОРА
Как молодые, так и маститые музыканты считают удачей возможность выступить в концертном зале Музей Сергея Прокофьева в селе Красное.   Там, говорят они,  необыкновенная атмосфера. Там чувствуется связь этих мест с великим человеком.
До войны музей в Красном считался филиалом Донецкого краеведческого музея. Но сейчас эта территория находится под контролем украинской стороны. А музей… музея нет. То есть, он стоит на месте, сотрудники бережно хранят экспонаты, но его нет ни в перечне культурных учреждений Украины, ни в финансовых сводках и ведомостях.  В здании нет света и отопления. До сентября 2015 годы сотрудники музея получали зарплату в  ДНР,  ехали через блок-посты, терпели лишения. А потом на них началось давление - и они ездить перестали.
Поэтому 125-летие великого земляка прокофьевский мемориал   встречает «в голоде и холоде».  Киев не счел нужным давать статус, а значит и финансирование,  музею «нэсвидомого» композитора.  То, что это музей музыкального гиганта, чья слава гремит по всему миру, чьи произведения входят в наиболее часто исполняемые, не имеет значения для киевской власти, укомплектованной иноверцами и инородцами.
«ПРОКОФЬЕВСКАЯ ВЕСНА»
Для  Донецка уже почти четверть века весна ассоциируется не только с теплом и солнцем, но и с именем знаменитого земляка.  Первоцветом «Прокофьевской весны» стали выставки «Симфония жизни» и «Солнечный гений», посвященные юбилею Сергея Прокофьева, которые открылись 25 марта в Донецкой государственной академической филармонии. Они составлены из счастливо уцелевших экспонатов Донецкого республиканского краеведческого музея, варварски разрушенного укроевропейской тяжелой артиллерией. Достойное место в экспозиции занимает портрет Сергея  Прокофьева кисти заслуженного художника Украины, члена Союза художников РФ дончанки Ларисы Джарты.  В ближайшее время он будет перенесен на почтовую марку Донецкой Народной Республики. Авторское повторение этого портрета есть у родственников Прокофьева, которые живут сейчас в Лондоне.
А дальше сцены концертных залов, театров и музыкальных учебных заведений расцветут цветами, которые Донецк возложит  к музыкальному постаменту маэстро Прокофьева.
-  1-8 апреля, - говорит директор Донецкой Государственной академической филармонии, экс-министр культуры Александр Парецкий, -  в сотрудничестве с академией и министерством культуры мы проводим фестиваль современной музыки, который откроется симфоническим концертом «Музыканты Донбасса – Сергею Прокофьеву», составленным из произведений  донецких композиторов. А на закрытии  будет звучать музыка российских композиторов. Приедет солидная делегация, костяк которой составят музыканты из Ростовской консерватории.
Мы также готовимся к фестивалю «Прокофьевская весна», который пройдет в Донецке уже в 19-й раз.  Уровень обещает быть высоким. 17 апреля из США прилетает известная пианистка Валентина Лисица, которая минувшим летом дала грандиозный концерт в Донецке.
На наше приглашение Валентина ответила очень эмоционально,  написав, что «Донецк – это лучшее место, где можно отметить юбилей нашего любимого Прокофьева».
С ее участием готовится большая программа. Это, прежде всего, четыре концерта в городах ДНР вместе с камерным оркестром «Виола». Планируем посетить музыкальные школы и школы искусств в Дебальцево, Горловке, Иловайске.  Это наиболее пострадавшие города, в которых есть хорошие школы искусств. В Иловайске школа наиболее пострадала, но ее восстановили. В Ясиноватой школа маленькая и в зале даже нет рояля, поэтому будем проводить концерт в ДК железнодорожников.
22 апреля Валентина Лисица дает сольный концерт в филармонии – посвящение Прокофьеву. На следующий день в расширенной программе в театре оперы и балета, где мы объединим два оркестра – Академический симфонический имени Прокофьева и оркестр театра, будут звучать произведения исключительно нашего земляка. Будет не только симфоническая музыка. Будет фрагменты из балетов, вокальные номера. Возможно, будут исполнены фрагменты из кантаты «Александр Невский», которая как нельзя лучше подходит к сегодняшнему дню.
В канву «Прокофьевской весны» органично вписывается Конкурс молодых пианистов, который готовит Музыкальная академия. Хотя в военных условиях он будет звучать лишь слабым эхом Международного конкурса молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева», на который  более двух десятков лет съезжалась талантливая молодежь из разных стран мира.
Говорят, что жителей Донбасса отличает большой региональный патриотизм. И, если спросить у любого из мало-мальски знакомого с музыкальной культурой, что для него значит имя Прокофьева, уверена, большинство ответит так, как ответил мне профессиональный музыкант экс-министр Александр Парецкий: «Это наш земляк, человек, музыкант, пианист, дирижер, который прославил наш шахтерский край. Для кого-то – это, может быть, откровение.  А для нас – большая гордость».
Людмила ГОРДЕЕВА
125-ю годовщину со дня рождения русского советского композитора, пианиста, дирижёра и педагога, профессора,  народного артиста РСФСР Сергея Прокофьева музыкальная общественность встречает под свист пуль и вой снарядов, расстреливающих его Родину. Приказ об этом был отдан киевской хунтой в ответ на протесты жителей Донбасса против совершившегося в Киеве государственного переворота. Главной мишенью украинских варваров стал Донецкий аэропорт, носящий имя великого земляка. Красивейший аэропорт Европы, возведенный за два года до войны, превращен в руины, политые кровью защитников Донбасса. Эти руины и сегодня являются форпостом, за которым лежит мирный город, ежедневно обстреливаемый войсками хунты и наемниками, прибывшими в Донбасс на высокооплачиваемое сафари по истреблению мирных жителей.
.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕХИ
.
Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Солнцевка (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области), где его отец служил управляющим помещичьим имением. Две его сестры умерли в младенчестве, поэтому Сережа был в семье долгожданным ребенком, в которого родители вложили всю свою любовь и надежды. Музыкальное дарование мальчика проявилось очень рано. В пять лет он уже сочинил свое первое музыкальное произведение, в десять о его способностях одобрительно отозвался  профессор Московской консерватории Сергей Танеев, а в 13 лет, «отягощенный» изрядным количеством собственных серьезных сочинений, юное дарование поступило   учиться в Санкт-Петербургскую консерваторию. Солнцевка осталась в прошлом. После смерти отца в 1910 году Прокофьевы больше туда не возвращаются. Тем не менее, в течение всей своей жизни композитор не раз вспоминал свою малую родину.
Прокофьев закончил консерваторию блестяще, получив первую премию имени Антона Рубинштейна. А потом началась бурная жизнь, наполненная энергетикой 20-го века: зарубежные поездки, концерты, восторги поклонников и освистывание противниками. За Первой Мировой войной последовала революция. Потом - зарубежное турне, принесшее ему знакомство с Пикассо и Матисом, общение с Римским-Корсаковым, и оторвавшее его от Родины на долгих 15 лет.  В Германии он женился и за несколько лет до войны вместе с женой Линой и двумя сыновьями Сергей Прокофьев возвращается в Москву.
Он востребован, работает плодотворно, выступает с концертами. Возможно, что для горячей испанки Лины русский «север» оказался «вреден» - семейная жизнь дала трещину. Композитор  уходит из семьи, обогатив отечественную юриспруденцию «казусом Прокофьева», который состоял в том, что, не разведясь с первой женой, он заключил брак с другой женщиной. Впрочем, этот казус лежит не на совести Прокофьева, а произошел из-за того, что в свое время вышел закон запрещающий браки с иностранцами  и его брак с испанкой Линой был аннулирован судом. Потом Лина была арестована, а после освобождения вместе с сыновьями уехала за границу.
Прокофьев умер 5 марта 1953 года в один день со Сталиным. Поэтому уход великого музыканта прошел и для страны, и для мира как бы вторым планом.
.
НАСЛЕДИЕ
.
Рожденный в набирающем мощь промышленном Донбассе, композитор чутко уловил поступь железного ХХ века и фактически стал его певцом. Любители сладкоголосой музыки не приняли новаторство молодого музыканта. «Такой концерт нам дома и кошки показать могут», – язвили они по поводу Второго фортепианного концерта. Но автор шел в ногу с веком, оттачивая мастерство, все более обретая в творчестве черты музыканта «с лица не общим выраженьем», мощь и самобытность.
За 50 лет творческой деятельности он написал 130 музыкальных произведений. Талант композитора воплотился в широкую жанровую палитру: балеты, оперы, симфонии, музыка к кинофильмам и, конечно же, музыка для детей. В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли оперы «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам», балеты «Ромео и Джульетта», «Сказка о каменном цветке»; музыка к кинофильмам «Александр Невский», «Пиковая дама», «Иван Грозный», 5-я и 7-я симфонии. Народный артист РСФСР он при жизни шесть раз был удостоен Сталинской премии. Ленинскую премию Прокофьев получил посмертно.
.
В ДОНБАССЕ ЧТУТ ВЕЛИКОГО ЗЕМЛЯКА
.
Украина должна быть благодарна судьбе за то, что она дала ей Прокофьева. Но долгие годы официальный Киев не хотел гордиться нашим замечательным земляком. Возможно, по той простой причине, что родился он не на Западной Украине, а в русскоговорящем Донбассе. Видимо, с точки зрения киевской власти, великому композитору не хватает «этнической чистоты».
Но ценители прекрасного думают иначе. В ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения великого музыканта ЮНЕСКО объявил 1991 год Годом Прокофьева. Тогда же усилиями благодарных земляков в селе Красное была создана мемориальная зона Прокофьева, эпицентром которой стал музей. Его экспозиция была развернута в здании школы, где когда-то преподавала мать композитора. Была восстановлена Свято-Петропавловская церковь, в которой крестили будущего музыканта и рядом с которой покоятся останки его сестер и бабушки, а также воздвигнут памятник работы народного художника Украины Василия Полоника. Место дома-усадьбы обозначили памятным знаком.
В этом году впервые состоялся Всеукраинский конкурс молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева», ставший вскоре международным. Инициатором и бессменным организатором конкурса стал профессор Донецкой Музыкальной Академии Вячеслав Бойков, а почетным президентом - народный артист Советского Союза выдающийся пианист Николай Петров. По представлению Русской общины Украины, с которой долгие годы сотрудничал профессор Бойков, указом  президента РФ он был  награжден российским Орденом Дружбы.
2011 год, год 120-летнего юбилея знаменитого земляка, объявленный в Донецкой области годом композитора Сергея Прокофьева,  отпраздновали в  обновленной мемориальной зоне, которая  обрела черты международной творческой резиденции. Здесь  выступали молодые таланты, победители Международного конкурса молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева», деятели искусства Донбасса, почетные гости, в т.ч. музыканты  Большого и других ведущих театров России.
Именем Прокофьева названы Концертный зал Донецкой государственной академической филармонии, академический оркестр и музыкальная академия, разрушенный ныне аэропорт. Здесь была учреждена премия Сергея Прокофьева, которую вручали музыкантам за творческие достижения. А недавно, уже в разгар военного конфликта, поступило предложение присвоить имя Сергея Прокофьева Донецкому музыкальному училищу. «Хорошего, - считают инициаторы, - много не бывает».
.
МУЗЕЙ «НЕПРАВИЛЬНОГО» КОМПОЗИТОРА
.
Как молодые, так и маститые музыканты считают удачей возможность выступить в концертном зале Музей Сергея Прокофьева в селе Красное. Там, говорят они, необыкновенная атмосфера. Там чувствуется связь этих мест с великим человеком.
До войны музей в Красном считался филиалом Донецкого краеведческого музея. Но сейчас эта территория находится под контролем украинской стороны. А музей… музея нет. То есть, он стоит на месте, сотрудники бережно хранят экспонаты, но его нет ни в перечне культурных учреждений Украины, ни в финансовых сводках и ведомостях. В здании нет света и отопления. До сентября 2015 годы сотрудники музея получали зарплату в  ДНР,  ехали через блок-посты, терпели лишения. А потом на них началось давление - и они ездить перестали.
Поэтому 125-летие великого земляка прокофьевский мемориал   встречает «в голоде и холоде».  Киев не счел нужным давать статус, а значит и финансирование,  музею «нэсвидомого» композитора.  То, что это музей музыкального гиганта, чья слава гремит по всему миру, чьи произведения входят в наиболее часто исполняемые, не имеет значения для киевской власти, укомплектованной иноверцами и инородцами.
.
«ПРОКОФЬЕВСКАЯ ВЕСНА»
.
Для  Донецка уже почти четверть века весна ассоциируется не только с теплом и солнцем, но и с именем знаменитого земляка.  Первоцветом «Прокофьевской весны» стали выставки «Симфония жизни» и «Солнечный гений», посвященные юбилею Сергея Прокофьева, которые открылись 25 марта в Донецкой государственной академической филармонии. Они составлены из счастливо уцелевших экспонатов Донецкого республиканского краеведческого музея, варварски разрушенного укроевропейской тяжелой артиллерией. Достойное место в экспозиции занимает портрет Сергея Прокофьева кисти заслуженного художника Украины, члена Союза художников РФ дончанки Ларисы Джарты. В ближайшее время он будет перенесен на почтовую марку Донецкой Народной Республики. Авторское повторение этого портрета есть у родственников Прокофьева, которые живут сейчас в Лондоне.
А дальше сцены концертных залов, театров и музыкальных учебных заведений расцветут цветами, которые Донецк возложит  к музыкальному постаменту маэстро Прокофьева.
-  1-8 апреля, - говорит директор Донецкой Государственной академической филармонии, экс-министр культуры Александр Парецкий, -  в сотрудничестве с академией и министерством культуры мы проводим фестиваль современной музыки, который откроется симфоническим концертом «Музыканты Донбасса – Сергею Прокофьеву», составленным из произведений  донецких композиторов. А на закрытии  будет звучать музыка российских композиторов. Приедет солидная делегация, костяк которой составят музыканты из Ростовской консерватории.
Мы также готовимся к фестивалю «Прокофьевская весна», который пройдет в Донецке уже в 19-й раз.  Уровень обещает быть высоким. 17 апреля из США прилетает известная пианистка Валентина Лисица, которая минувшим летом дала грандиозный концерт в Донецке.
На наше приглашение Валентина ответила очень эмоционально,  написав, что «Донецк – это лучшее место, где можно отметить юбилей нашего любимого Прокофьева».
С ее участием готовится большая программа. Это, прежде всего, четыре концерта в городах ДНР вместе с камерным оркестром «Виола». Планируем посетить музыкальные школы и школы искусств в Дебальцево, Горловке, Иловайске.  Это наиболее пострадавшие города, в которых есть хорошие школы искусств. В Иловайске школа наиболее пострадала, но ее восстановили. В Ясиноватой школа маленькая и в зале даже нет рояля, поэтому будем проводить концерт в ДК железнодорожников.
22 апреля Валентина Лисица дает сольный концерт в филармонии – посвящение Прокофьеву. На следующий день в расширенной программе в театре оперы и балета, где мы объединим два оркестра – Академический симфонический имени Прокофьева и оркестр театра, будут звучать произведения исключительно нашего земляка. Будет не только симфоническая музыка. Будет фрагменты из балетов, вокальные номера. Возможно, будут исполнены фрагменты из кантаты «Александр Невский», которая как нельзя лучше подходит к сегодняшнему дню.
В канву «Прокофьевской весны» органично вписывается Конкурс молодых пианистов, который готовит Музыкальная академия. Хотя в военных условиях он будет звучать лишь слабым эхом Международного конкурса молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева», на который  более двух десятков лет съезжалась талантливая молодежь из разных стран мира.
Говорят, что жителей Донбасса отличает большой региональный патриотизм. И, если спросить у любого из мало-мальски знакомого с музыкальной культурой, что для него значит имя Прокофьева, уверена, большинство ответит так, как ответил мне профессиональный музыкант экс-министр Александр Парецкий: «Это наш земляк, человек, музыкант, пианист, дирижер, который прославил наш шахтерский край. Для кого-то – это, может быть, откровение.  А для нас – большая гордость».
Раздел

Комментарии

Имя великого земляка на новую вершину узнавания и любви подняла Валентина Лисица - музыкант мирового уровня и Гражданин с большой буквы. Пренебрегнув угрозами и давлением за поддержку Донбасса, она приехала на фестиваль "Прокофьевская весна", чтобы снова, как и в прошлом году, поддержать его жителей. Концерты Лисицы прошли в городах ДНР с настоящим триумфом. Более того, на недавнем концерте в Торонто, который нигде не рекламировался, зал был забит до отказа. А ведь в 2014 году ее изгнали из местного оркестра за симпатии к Донбассу. И пусть политики расшибают себе лбы, а народ правду видит.

Здоровья, силы, счастья, любви, терпения! Мы за вас.

Спасибо! Мы чувствуем эту поддержку.

Тщетны усилия, прилагаемые украинскими нацистами к тому, чтобы представить Донбасса культурной пустыней, населенной абсолютно бездуховными людьми, воспринимающими только "русскую попсу". По себе судят, что подтверждают регулярно появляющиеся в украинских СМИ информации об очередной кампании по изгнанию из львовских житомирских, полтавских и киевских кабаков и маршруток "русского шансона". Правда, нередко крепкие водители неадекватно реагируют на протесты "кислоовчинных патриотов", попросту высаживая их из салонов - дескать, не хочешь слушать - иди пешком. Донбасс же восприимчив к любой музыке, если она настоящая. Тем более к классике - еще в конце 60-х годов прошлого века выступать здесь считали престижным исполнители самого высокого уровня, такие, как органисты Гарри Гродберг и Евгения Лисицына, пианист Николай Петров, скрипачи Павел и Леонид Коган, чьи афиши даже для Киева были в диковину. А уж в годы т.н "независимости" Донецк фактически стал культурной столицей Украины, сосредоточив у себя фестивали балета, классической музыки и джаза. А великий Прокофьев - легально остается великим для его малой родины Донбасса. Полулегально - для поклонников русской классики в других регионах, по улицам городов которых бродят стаи неофашистских штурмовиков, полностью лишенных "музыкального слуха"...

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.