Вино – это крылья влюблённых, а хлеб – всему голова

Вино – это крылья влюблённых, а хлеб – всему голова
«Хлеб вещественный есть образ хлеба небесного, и вино есть образ истинного духовного пития», -читаем в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). И начинаем наш рассказ с приятной новости, появившейся на ленте «Фонда Патриарха Грузии»: «Компания «Виноделие Благовест» стала обладателем Золотого кубка на престижном международном конкурсе «Винная цитадель», ежегодно проводящемся во французском городе Бордо.
Главного приза - Золотой медали конкурса и Золотого кубка удостоено красное полусладкое вино «Киндзмараули» урожая 2014 года».
Праздником для для всей Грузии, стал день, когда древнейший грузинский способ изготовления вин с помощью зарытых в землю глиняных кувшинов – квеври самых разных объёмов – был добавлен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
И следом – ещё одно приятное для многочисленных поклоников грузинского вина известие: как сообщили tbilisi.media, «Грузинское кувшинное вино приняло участие в международной выставке ,,RAW London” (The Artisan Wine Fair London).
Организатором выставки являлась известный французский эксперт вина – международный магистр Изабель  Лежерон.
При содействии Национального агентства вина Грузии на выставке свои вина представили девять винных погребов – «Сацнахели», «Виноделие»,  «Ника», «Тмо», «Манавели» и другие.
В открытии выставки приняла участие посол Грузии в Великобритании и Северной Ирландии Тамар Беручашвили. Она поздравила  грузинских виноделов с участием в такой престижной выставке и отметила ее значение в популяризации грузинских вин на международном рынке.
«Грузия очень интересно представлена на выставке. Грузинские вина встречаются в английских ресторанах и сети магазинов высокого уровня. Их узнаваемость здесь постоянно растет. Для нас большая честь содействовать  популяризации грузинского вина, как посла Грузии», — заявила Тамар Беручашвили».
А в Китае — в городе Иу провинции  Чжэцзян — открылся еще один Дом грузинского вина.
Это четвертый по счету объект, открытый компанией «Суолунь» с целью реализации и популяризации грузинских вин.
По информации Министерства сельского хозяйства Грузии,  магазины-салоны по продаже Грузинских вин  под названием «Дом грузинского вина» становятся в Китае все более популярными. Компания «Суолунь» планирует  до конца года  открыть еще три таких дома, а всего в планах компании открыть в Китае около 80 таких объектов.
В городе Иу в центре лоджистики также открылся склад грузинских вин, откуда будут снабжаться магазины и рестораны. В его открытии принимали участие президент Торгово-промышленной палаты Грузии Нино Чиковани, специальный представитель Национального агентства вина в Китае Майя Цкитишвили и другие официальные лица.
По данным Минсельхоза Грузии, к этому времени в Китае уже  15 Домов грузинского вина. Экспорт вин в КНР постоянно растет, по сравнению с 2014 годом экспорт увеличился на 122% и составил  2 672 154 бутылок.
Но при всём том не кто иной, как Россия находится на первом месте среди экспортеров грузинского вина. За первые три месяца 2016 года Грузия отправила в РФ 4,1 миллиона бутылок вина. Таким образом, экспорт вина в Россию вырос на 124%.
Член грузинского «Царского клуба», Председатель НПО «Амагдари» («Попечитель»), сопредседатель научного центра по виноградарству и виноделию при Патриархии Грузии, академик Вахушти Кизикурашвили заверил нас, что спрос на грузинское вино продолжает расти во многих странах мира. Согласно статистическим данным Национального агентства вина, экспорт грузинского вина в январе-марте 2016 года вырос на 51% по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года.
В 26 стран мира Грузия экспортировала около 7,7 миллиона бутылок (0,75 литров) вина на сумму более 18,1 миллиона долларов.
В пятерку основных экспортеров также попали Украина (около 1,1 миллиона бутылок), Казахстан (более 784,8 тысячи бутылок), Польша (более 443,2 тысячи бутылок) и Китай (371,3 тысячи бутылок).
- И эти показатели должны увеличиваться. Ведь виноградная лоза и вино, изготовленное в квеври, – не только сакральный символ Грузии, это и основа национального богатства, - убеждённо констатирует академик Кизикурашвили.
- Не столь давно по желанию и благословению нашего Католикоса-Патриарха Илии II был основан Научный центр по виноградарству и виноделию при Патриархии Грузии...
- В настоящее время организацию возглавляет секретарь Патриарха протоиерей Микаэл Ботковели, я – сопредседатель организации. Протоиерей Микаэл Ботковели - знаток виноделия, сам владеет виноградниками. В число учредителей винодельческого научного центра входит пять грузинских университетов.
- Бывая в различных уголках грузии, я коллекционирую, как Шурик из «Кавкзской пленницы, записываю детали различных традиций, связанных с виноделием и винопитием. Подайте что-нибудь на пропитание моей коллекции...
- Наверное, мало кому известно, что наряду со столовыми крестьянскими, монастырскими, царскими, особо выдержанными, дорогими винами, у нас существовало так называемое «Самезобло» («Соседское») вино. Его носили соседи в церковь в день поминовения святого, которому эта церковь была посвящена. Это служило великим объединяющим началом, способствовало общению, установлению более близких и даже родственных отношений (бывало, там и встречались будущие муж и жена).
А было ещё и «Сагвареуло» («Родовое») вино – его производили представители тех или иных фамилий.
Мы по сохранившимся рецептам освоили технологию производства ряда подобных вин.
Сохранились исторические сведения и о таком обычае: если в тот или иной год лозы плодоносили скудно, одну из них срезали и хранили до нового молитвенного шествия в день поминовения святого, которому посвящена церковь в том или ином селении. Лозу эту участники шествия приносили с собой и возносили молитвы о богатом урожае и благоденствии на будущий год.
О том, что в Грузии не устраивали пиршеств с красным вином, многим, наверное, известно. Главные мотивы этой традиции сохранились и по сей день. Обычно застолья проходят под белое вино, а красное подаётся в небольших количествах, «для вкуса» и...  для женщин, которым испокон веков не пристало у нас пить наравне с мужчинами.
- Патриарх Грузинский именно вашему центру доверил  поставлять церковное вино и для трапез, и для причастия, что уже говорит само за себя.
- В этом году мы переработали  лишь  130 тонн винограда. Из него будем производить белое вино «Царапи» и красное «Саперави».
Но «на перспективу» в нашем хозяйстве в Карденахи – жаждут крови винограда 700 квеври...
- !
- Причём некоторые из них зарывались в землю ещё при Николае II, когда последний император отдыхал в Боржоми.
Параллельно мы ведём работу над восстановлением знаменитой цинандальской энотеки князя Александра Чавчавадзе, отца Нины Грибоедовой и владетельницы Мингрелии Екатерины Дадиани, выдающегося грузинского поэта-романтика.
Что ж, наградами и спросом грузинские вина не удивить. Ещё в дохристианские времена, когда о конкурсах и слыхом не слыхивали, жители и гости Грузии голосовали за его волшебные свойства... активным потреблением и панегириками.
Умирающее и возрождающееся зерно, выдавленная кровь винограда, возвращающаяся в жилы пирующих бодрящим целительным бальзамом, – не это ли древнейшие метафоры, известные человечеству?
Кстати, не удержусь от искушения сказать пару слов о грузинском хлебе, сославшись на авторитет исследователя Тамары Кучава – Асанишвили, поэта и доктора экономических наук, посвятившей свои научные труды последних лет истории «шотис пури» - выпекаемых в раскалённых печах-тонэ «лодочек» и кругляшей из пшеничной муки:
«Мировому научному сообществу хорошо известно о том, что культура земледелия на территории Грузии существует с древнейших времён, - рассказывает Тамара Кучава-Асанишвили. - Несколько лет назад в гурийском селении Анасеули были обнаружены датированные VII-VI тысячелетиями древнейшие злаковые культуры (в частности, зёрна пшеницы) и орудия для обработки земли.
На территории Картли (это центральная Грузия) археологи нашли керамическую посуду, изготовленную 8000 лет назад, причём в одних сосудах сохранились виноградные косточки, а в других – пшеничные и ячменные зёрна. На основании этих и других важных обнаружений удалось доказать, что культивирование пшеницы в Грузии эволюционировало интенсивно и, что самое главное, непрерывно...
Кахетинский хлеб, помимо отменного вкуса, отличался оригинальной формой. Кахети – это вообще сокровищница этнологической культуры, край с многовековыми традициями, в частности, бережно хранимыми технологиями выпечки местных «шоти».
И в наши дни на застольях можно увидеть обряд «преломления хлеба» в знак взаимного уважения. Присловьем: «Мы с ним хлеб преломили» наши предки подчёркивали особо близкие отношения.
- Да, и в наши дни уважение к хлебу остаётся отличительной чертой всех взросших и воспитанных на грузинской земле.
Брошенную на улице горбушку или кусок булки я обязательно поднимаю и кладу куда-нибудь повыше – для воробьёв и голубей. И не раз видел, как то же самое делают  мои сограждане – и стар, и млад. А недавно с исполнителем бессмертной роли Абдуллы из «Белого солнца пустыни» - блистательным Кахи Кавсадзе, с которым много лет встречались (с перерывами) на пришедшем ныне в упадок бассейне «Лагуна Верэ», мы «сомкнулись» у окошка тонэ – пекарни в старом городе.
- Тебе сколько? – спросил «Абдулла».
- Один.
Кахи Кавсадзе извлёк из пекла пекарни дымящиеся хлебы и легонько стукнул меня по кулаку, сжимавшему мелочь.
Да мне и так было понятно – за хлеб настоящие тбилисцы денег не берут.
- Хороший пример. Уважение к хлебу идёт ещё от протогрузин, которые сооружали особой круглой формы хлебные печи. Культовые хлебы прилеплялись в такую печь в форме молодого месяца. Такие коржи и сегодня можно встретить в продаже под названием «дедис пури» или «бебос пури» - «материнский хлеб» или «бабушкин хлеб».
Затронем лингвистический аспект, в максимально простом популярном изложении. Тонэ – хлебная печь. В значение этого слова входят понятия – «тол» (древнегрузинское – «глаз»)  Одно из наименований солнца в древнегрузинском языке – ре...
- О, почти как Ра – божество Солнца в Древнем Египте.
- Это отдельная, историко-лингвистическая тема, нас она далеко уведёт. Итак, солнце – ре, а тол означает глаз на некоторых диалектах высокогорья. Эти два слова трансформировались в толре, то есть, «глаз солнца», или «солнечное око».
В то же время, древнегрузинская печь – это «око солнца». А протогрузины называли «оком солнца», или «оком Бога» луну, которая с высот небесных озирает земную юдоль, всё замечая и фиксируя. Выпекались хлебы в форме молодой луны – как бы: «С днём рождения!».
Наши предки-грузины пекли хлеб ритуального предназначения, который именовали «шоти-тоти», и это «тоти», по нашему мнению, находится в прямой связи с древнейшим великим культом луны – протоегипетским (протогрузинским) богом Тотом.
Интересно, что по сей день сохранилась и ещё одна деталь традиции: тесто в наших пекарнях замешивается в ночь накануне утренней выпечки: «чтобы луна на него взглянула».
- Находят ли ваши предположения подтверждения в учёных кругах?
- Приведу граничащий с сенсацией фрагмент публикации профессора Калифорнийского университета Вячеслава Иванова: «На основании лингвистического анализа я пришёл к выводу, что двое из пантеона древнеегипетских богов – Тот и Озирис – боги грузинского происхождения» (!).
И – шире – доктор филологических наук Юрий Мосенкис в своей книге «Картвелы – создатели древнеегипетской цивилизации», пишет: «По нашему мнению, в четвёртом тысячелетии до н.э. в Египет пришли протогрузины и привнесли на эту землю основы культуры и государственности».
Особо следует отметить и тот факт, что халдеи (протокартвелы, протогрузины) в библейском городе Уре также выпекали хлебы в форме луны.
-С кахетинским «шоти» картина прояснилась, но ведь не менее интересен и месхетинский хлеб, на котором рос великий уроженец тех мест, «месх безвестный», как он сам себя называл, Шота Руставели. Имя Шота и название хлеба шоти, насколько мне известно, никак не связаны – это просто созвучие.
- Верно, никак не связаны.
На юге Грузии всегда был богатый выбор различных сортов пшеницы. Особенности формы месхетинского хлеба неизменны в течение многих веков. Это – круглые хлебы с небольшим овальным отвестием посредине. Учёными уже установлено, что в Древнем Египте подобным же знаком изображались солнце, луна и хлеб: кругом с отверстием посредине. Сходство с формой месхетинского хлеба не вызывает сомнений.
Вот такова она, мистерия грузинского хлеба.
Ну, а теперь, «начинаем репортаж о вине» - перефразируя знаменитого футбольного комментатора, артиста и тамаду Котэ Махарадзе, гостем которого я бывал, в том числе и на праздниках. И начнём мы этот «репортаж» с древнейшей притчи, найденной нами под обложкой тома «Грузинских народных сказаний»:
Рождение вина
Были времена, когда люди ещё не умели приготовлять вина. Виноградные лозы росли в лесу, а виноград клевали птицы. Один бедный крестьянин принёс лозу из лесу и посадил её перед домом. Лоза дала хороший урожай, и все с удовольствием лакомились виноградом. На следующий год крестьянин прибавил ещё десять лоз, на третий – сто, и таким образом развёл целый виноградник.
Однажды осенью бедняк собрал виноград и выжал из него сок. Сладкий виноградный сок понравился всем соседям. Но его было много.  Не выливать же столько добра! Крестьянин разлил сок по кувшинам и спрятал на зиму. Через два месяца решил он испробовать – у сока оказался приятный вкус. Закружилась слегка голова, на сердце стало легко и весело.  Удивился земледелец – как такая нежная лоза могла дать столь восхитительные плоды?!  Созвал он гостей – своим открытием похвастаться.
Первым пожаловал соловей. Выпил он стаканчик-другой и воскликнул:
- Кто отведает этого напитка – будет петь, как я!
За ним явился петух. Выпил он стаканчиков десять и провозгласил:
- Кто угоститься вволю этим напитком, будет петушиться, как я!
Третьим притопал жирный кабан. Этому меньше ведра не хватило. Утыкаясь с последним глотком в любимую стихию, он успел прохрюкать:
- Кто будет пить без меры, тому судьба валяться в грязи, как я!
С тех-то пор, по сказанному и повелось.
А вот несколько фрагментов статьи в «АиФ-Тбилиси», из моей давнишней беседы с одним из лучших мастеров грузинской словесности, праздновавшим в те дни своё 75-летие и вынужденным по этому поводу уступить престол тамады другому достойному виртуозу жанра:
- Институт тамады в Грузии – древнейший и уникальный. Само слово «тамада», вошедшее во все языки христианской культуры – грузинского происхождения. Оно переводится как «сидящий во главе стола», «направляющий», нечто вроде кормчего на корабле застолья. Мы не знаем точно – когда на территории Грузии возник феномен тамады, но уж определённо – во времена языческие, потому что в конце прошлого века археологами была найдена скульптура человека с рогом, судя по всему, произносящего заздравное слово. Возраст её установлен – 2700 лет,- так начался наш разговор с здравствующим классиком грузинской литературы, нобелевским номинантом и при этом возведённым современниками в сонм «олимпийцев» искусства ведения стола, прозаиком Ревазом Мишвеладзе. Признаюсь с гордостью, что Реваз Авксентьевич – мой учитель в этом очень трудном жанре ораторского искусства, которое, помимо таланта психолога, должно включать в себя умение выстроить постановку, написать сценарий и применить богатую гамму артистических решений. Ниже я публикую фрагменты наших бесед с ежегодного праздника «Шотаоба» в честь Шота Руставели, в Вардзия, пещерном городе-монастыре  на юге Грузии, любимой резиденции царицы Тамары. А также – в библиотеке старинного тбилисского особняка – Дома писателей.
«Несмотря на то, что инфраструктура и оснащение технологий производства вина в странах с высокоразвитой экономикой – Франции, Германии, Италии, Испании намного опережают наши скромные финансовые возможности – ничто не может лишить Грузию «права первородства».  Не случайно ЮНЕСКО присвоила традиционному грузинскому методу изготовления вина в больших глиняных кувшинах статус нематериального культурного наследия. Зарываемый в землю кувшин для хранения вина - "квеври" - также объявлен памятником культурного наследия Грузии, как и давильня – экологически чистейший способ выжимания виноградного сока.
Я бы присвоил статус памятника нематериального культурного наследия и институту тамады, - отмечает мой собеседник. - Ведь тамады не было не только у европейцев, но и у таких древнейших народов высочайшей культуры, как греки и римляне. Вспомним поэмы Гомера – что ни день, то пиры – то по случаю побед, то плач по погибшим. А где тамада?
Между прочим, исторические хроники свидетельствуют, что после принятия законов в грузинском дарбази – парламенте эпохи Ренессанса – принятие каждого закона скреплялось здравицей за него. Но если дать себе труд почитать законы, изданные во времена Давида Возобновителя и его внучки царицы Тамары, язык не повернётся сказать, что они приняты на пьяную голову. Именно из дарбази, мне кажется, традиция застолий с тостами перекочевала в обычные дома – отсюда роль тамады расширилась – теперь он верховодил не только возлияниями на всенародных торжествах, но и семейными праздниками.
Грузинское застолье гармонично – тамада вовсе не отдувается один за всех, но роль ведущего «церемониймейстера» - на нём. Традиционно – хороший тамада всем даёт возможность высказаться – но в рамках взаимоуважения, при условии: говорящего – слушают. Долг тамады – создать атмосферу радости, праздника… Кроме поэтических тостов в грузинском застолье приветствуются и шутки, и песни, высоко ценится талант рассказчика занимательных историй.
Гость грузинского застолья покидает его в хорошем настроении, как бы во власти светлых надежд. Каждый пьёт сколько душе угодно, но вне «пространства» тоста налить себе и выпить считается постыдным.
- Доводилось слышать от иностранцев, что наши застолья очень утомляют, потому что длятся непомерно долго.
- Оперы Вагнера тоже утомляют. Как говорится, не нравится – не слушай. Но если уж пришёл в оперу – не мешай другим. Сел за грузинский стол – изволь уважать традиции.
Знаменитые тамады Грузии, имена которых передавались потомкам – это Александр Чавчавадзе, тесть Грибоедова, Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели, Рафиэл Эристави, в начале прошлого века –  Паоло Яшвили, радушный хозяин застолий и друг их участников из России – Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского и других звёзд «серебряного века», артистичный и неистощимый на выдумки и импровизации.
А из пересекшихся с нами годами жизни нельзя не вспомнить композитора, автора прекрасных городских романсов Резо Лагидзе, выпивавшего – по утверждению многих свидетелей, по 12-14 литров вина и заверявшего почтенную публику, что «бодр, как птичка на рассвете».  Ещё один «маг и чародей» застолья – незабвенной памяти Котэ Махарадзе.
- О, тосты Котэ Ивановича я записывал. Между прочим, как и ваши.
Вот его тост за любимый город:
- Живи и здравствуй, мой Тбилиси! Спустя неделю, много десять дней после разлуки с тобой, я места себе не нахожу, хоть бы меня там на руках носили. Я не могу жить без твоих улиц, ведь эти улицы – не улицы, а семьи у всех на виду. Здесь – колыбель детства, отрочества, юности, дружбы на всю жизнь…
Когда мы с Софико (Софико Чиаурели – великая грузинская актриса, супруга К.И.Махарадзе) возвращаемся из зарубежных поездок, и самолёт приближается к седым вершинам Кавкасиони, я заранее знаю, что глаза её увлажнятся слезами.
Когда наша женская сборная выиграла командный чемпионат мира по шахматам, остряки подметили, что это была даже не сборная Грузии, а сборная Тбилиси. И даже не сборная Тбилиси, а сборная одного красивого столичного района. Талант – спасение Грузии. Потому что мы можем быть чемпионами и по зависти, и по амбициозности, и по мстительности, но талант спасает. Для меня остаётся загадкой – как природа «вбрасывает» в нашу жизнь Пайчадзе, Месхи, Метревели, Бурчуладзе, Соткилава, Анджапаридзе… Какими мышцами оделяет их, какими горловыми связками, каким артистизмом…
Тбилиси обладает даром не только порождать, но и притягивать таланты.  400 лет здесь владычествовали арабы, и гены многих наших дарований «рассосались» по другим городам и весям. Не в Тбилиси родились Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели, Важа-Пшавела и Пиросмани, Галактион Табидзе и Захарий Палиашвили, но все их дарования расцвели в Тбилиси, здесь обрели они славу на века. «У него счастливый талант», - сказал Илья Чавчавадзе об Акакии Церетели. Вот такой же счастливый талант у Тбилиси.
Я помню, в Мексике, на чемпионате мира по футболу, к нашей команде, ясное дело, был приставлен сотрудник госбезопасности. Этот советский офицер был в своём деле асом – как поговаривали, четырёх перебежчиков снял «с порога» американских посольств. Я спросил – почему он не обращает на нас внимания.
- Грузины не стремятся остаться за границей. С 1946 года я помню только 4 или 5 подобных случаев. Зачем же понапрасну тратить время и силы?
Теперь же, когда обнищавший народ валом повалил за кордон, я уверен, рано или поздно они или их потомки вернутся. Ностальгия заест.
Да, непостижимой притягательной силой обладает мой город. К нему будто ниткой пришита твоя душа, и как бы далеко ты ни уехал, он вернёт тебя в своё лоно. Да будет благословен Тбилиси!
А ещё я записал сногсшибательный своей уникальностью «тост, понятный всем, но лишь двоим – до конца»… Историю эту мне рассказал Котэ Иванович «под большим секретом, но с правом публикации, каковым я сейчас и воспользуюсь.
«Одна из возлюбленных моей молодости сводила меня с ума своей идеально красивой маленькой грудью. И, когда приближались часы нежности, я неизменно спрашивал: «Ну, как поживают маленькие?». И она сразу розовела от смущения.
Однажды меня избрали тамадой на грандиозном застолье в славном городе Сачхере, где был, кажется, весь город. Я сказал моей любимой, что произнесу такой тост, который выпьют все стоя, но до конца его поймём только мы двое.
И вот приходит время, наполняются чаши, я поднимаю рог и провозглашаю тост «за здравие маленьких». При этом, лучезарно улыбаясь, смотрю на неё. Разумеется, все участники застолья, как по команде, встали и торжественно осушили бокалы, как они полагали, за подрастающее поколение.
А ещё мне Котэ Иваныч рассказал такую историю из жизни великого тамады, князя Гулбаата Чавчавадзе. Принимая императора Алекса́ндра II, легендарный тамада так очаровал самодержца, что тот пригласил его в Петербург. Ну, а там уж грузинский князь взбудоражил весь Зимний дворец – от поварят до камергеров – и устроил лукуллов пир.
Провозглашая тост за Его Величество, Гулбаат Чавчавадзе наполнил рог 4-литровой ёмкости и (в несколько приёмов, разумеется), осушил его до капли. Когда же он положил гигантское изделие на стол, выяснилось, что участники пиршества мужского пола… отсутствуют. Все в панике бежали, потому что повторить подобное не мог никто, а выпить меньше получилось бы оскорбительным для Его Величества.
А чего стоит случай с маршалом Рокоссовским и другим знаменитым тамадой – Петрэ Бокерия? Бокерия был известен как знаток поэзии, и грузинской, и русской. Любой тост он сопровождал приходящимися к слову цитатами, причём редко повторялся. Принимал и «заказы». Например, его просили провести стол «под Руставели» или «под Пушкина». Рокоссовского настолько восхитили эти способности, что в один момент он, не сдержавшись, закричал: «Петрэ, иди сюда, я тебя обниму». На что Бокерия ответил: «Нет, уважаемый маршал! Идите вы сюда, потому что этим застольем командую я!». И Рокоссовский повиновался.
Вспоминаю и такой случай. Дело было в Японии, в 1984 году. По приглашению Союза писателей Страны Восходящего Солнца мы с Виктором Астафьевым прибыли на международный слёт писателей делегатами от СССР. По окончании официальной программы, как водится, банкет. Огромный стол ломился от яств. Одной рыбы я насчитал 18 сортов. Алкоголя – все виды. И как делегаты воспользовались этой божьей милостью? Забились по углам, каждая делегация по отдельности – стоят и жуют. Покучковались так минут 20 и чувствую – все уже готовы разбрестись по номерам. Тут Виктор Петрович говорит: «Резо, прошу тебя, будь тамадой». Я отвечаю: «Виктор Петрович, а вдруг это у них нарушение этикета, вдруг обидятся. Может, не стоит в белые вороны рядиться…». «Нет, нет, стоит, стоит». Астафьев подвёл меня к председательскому месту и провозгласил (через переводчика) – Перед вами известный грузинский писатель, он будет вести застолье, он будет тамадой.
Тогда я взял слово и произнёс такой тост: - Давайте выпьем за нашу встречу, мы все понимаем, что собрались здесь с целью узнать побольше друг о друге, чтобы сблизить наши культуры. Давайте пусть каждый выпьет за свою родину. У нас это многовековая традиция, но я никогда не пью за мою Грузию в сплошном мажоре. Я всегда произношу этот тост с болью душевной, но и с надеждой на возрождение моей прекрасной многострадальной земли.
Пусть будет многоцветен мир! Пусть индианка ходит в сари, узбек в чалме, русская в сарафане, грузин в чохе. Выпьем за то, чтобы наши народы не были стёрты с карты, как этруски или финикийцы. Смотрю, делегаты потянулись к столу, лица потеплели, откуда-то появились блокноты, диктофоны.
Много ещё тостов произнёс я тогда, стараясь быть немногословным – народ-то непривычный. За матерей, сидящих у очагов в ожидании нашего возвращения, за тех, кто зажигает свет в окне, предчувствуя радость скорой встречи; за счастливые дни, которые позади, но которые ещё ждут нас в дымке горизонта. Но вот когда я выпил за оставшиеся нам дни – чтобы они пошли на служение людям – почувствовал – кто-то уткнулся мне в плечо и весь затрясся от рыданий.
Виктор Петрович потом мне рассказывал, что японцы смотрели на меня как на божество, потому что впервые видели, чтобы один человек говорил, а все его слушали, в неофициальной обстановке. Сам Астафьев тоже прослезился и, между прочим, сказал: «Резо, вот я сейчас понимаю, как грузин Сталин мог стать повелителем мира – у вас есть магическая сила объединять людей в одно целое».
На второй день у моего номера появилось телевидение, газеты опубликовали накануне записанные тосты… Такое действительно приятно вспомнить.
А ещё был случай... В Англии, в городе Ливерпуле, я принимал участие в литературоведческом симпозиуме. Когда близилась к завершению официально-докладная часть, на третий день, во время большого перерыва, председатель объявил: «Поскольку учёного без чувства юмора нет по определению, предлагаю провести блиц-конкурс на лучший анекдот. Каждый участник симпозиума должен рассказать анекдот, отображающий в той или иной мере его национальную природу. Состоялась жеребьёвка, и когда подошла моя очередь, я в волнении думал – что бы рассказать, как назло, ничего не приходило в голову. И вдруг осенило, и я начал на своём ломаном английском: «Однажды в Кахетии, в городе Телави, кахетинец продаёт орехи. Продаёт по пять лари кило и тут же покупает кило по пять лари. –Эй, Ника, - говорят ему. – Ты чего в такую жару убиваешься? Ни копейки не имеешь навара с этих орехов. Козу продал, козу купил?!
Ника пригладил усы и степенно ответил: «Эх, сынок, разве навар меня интересует? Я просто хруст люблю, когда мешки с орехами перебрасывают».
Когда гид перевёл эти слова, в зале раздался гомерический хохот. До слёз смеялись мужчины и женщины, но последние пострадали больше из-за потёкшей косметики.
Председатель объявил, что первый приз вручается доктору Мишвеладзе. «Я и представить себе не мог, что в этом урбанистическом мире ещё остался народ, который ходит на базар не бизнеса ради, а чтобы послушать хруст орехов в мешке».
Выпьем же за таких бессребреников, как Ника. Выпьем за их лучезарность…
- С грузинского языка слово «садгегрдзело» (тост) переводится как «жизнепродлевающий». И это не место и не повод для критики. Конечно, всем известно, что тот, за кого пьют, не безгрешен, как и все мы. Но в минуту, когда за него поднимают кубок, он – герой. Со своей стороны тамада не выдаёт ему индульгенцию в рай, его задача – представить человека с наилучшей стороны, чтобы вдохновить его на добрые свершения.
Тост – это звёздный час его героя. Как же можно критиковать кого-либо в его звёздный час?
Сорта грузинских вин соответствуют всем разновидностям психологических типов человеческих характеров. Вина, как и люди, бывают игривые или игристые, беспокойные, легкомысленные, мягкие и тяжёлые. И только одного вина настоящий грузин не подпустит к своему застолью, хотя и такое есть: вина злопьянящего, обнажающего в душе чёрные страсти мести или сведения счетов, в общем, всего «букета» от нечистой силы.
И завершить хотелось бы воспоминанием о просмотренном ещё в студенческие годы документальном фильме о культуре грузинского застолья. Он назывался «Простая истина» (режиссёр М.Гагуа, автор сценария В.Сулакаури). В этой ленте рассказ идёт не только о философии застолья, но и об интерьере – в зависимости от тональности – радостной или печальной – пиршественного собрания. Речь ведётся не только о культуре произнесения тоста, но и о культуре поведения слушающих и (крайне редко и «по месту») подающих реплики. А также воспроизводятся живые картины застолий на природе, в домах потомственной городской просвещённо-артистической среды, в крестьянских семьях и даже в рабочих столовых. Да, да, и там существует культ организованного застолья, пусть и во время обеденного перерыва, когда пьётся 2-3 стаканчика «для бодрости». Сам помню, как это бывало во времена, когда подрабатывал грузчиком, учась в университете. А уж если спросите о моём любимом тосте, отвечу. Вот он, лучащийся христианским светом: «Во здравие того, кто бедствует, хоть того и не заслуживает и во здравие того, кто ему поможет, хоть делать этого не обязан».
Пришло время сказать несколько слов о свойствах разных сортов грузинских вин. Прежде всего – о вине монастырском. Оно отличается от немонастырских прежде всего тем, что производится из винограда, выращенного на территории самого монастыря, без привлечения сырья со стороны.
Особо знамениты вина  Алавердского монастыря — это случай особый. Их история насчитывает более 1000 лет, и всегда алавердские сорта производились в малых, выражаясь современным языком, коллекционных количествах. « Ркацители здесь непревзойденное — охристое, с коротким, но ярким сухим послевкусием, округлое и грузное как арба. Два более редких белых сорта — киси и хихви — ему под стать, как двоюродные братья: тяжелые, пряные, с земляными тонами, в послевкусии — чернослив, сухофрукты. Ни много ни мало, это к тому же последний, чудом выживший отголосок позднеантичного мира; технология, которую мир западный так практически и не редактировал», - свидетельствуют туристы, не лишённые способностей  к изящной словесности.
Профессор, завкафедрой биохимии Тбилисского государственного университета имени И. Джавахишвили Рамаз Гахокидзе рассказал Sputnik-Грузия, как отличить качественное вино от фальсификата и чем отличаются красные сорта вин от белых.
Польза красного вина
В Грузии много сортов красного вина. Среди них известные "Хванчкара", "Киндзмараули", "Оджалеши". Считается, что красное вино более полезное, чем белое, из-за высокого содержания антиоксидантов и ресвератрола — вещества, которое растения вырабатывают для борьбы с паразитами.
Вино благотворно влияет на организм, выводит лишнюю воду, а для людей с лишним весом интересно тем, что снижает аппетит. Те, кто регулярно пьет немного сухого красного вина, меньше страдает от проблем пищеварительной системы и ожирения, считает профессор.
Красное вино полезно и при язве. Вещества, входящие в его состав, помогают быстрому заживлению язв. Напиток полезен и для зубной эмали – он мешает развиваться бактериям, вызывающим кариес.
Ежедневное применение небольшого количество вина снижает риск появления камней в почках. Однако употребление спиртного напитка в лечебных целях обязательно нужно согласовать с врачом и следовать его рекомендациям, подчёркивает грузинский учёный.
При ушибах рекомендуется использовать компрессы из холодного красного вина. Кроме того, вино может служить профилактикой авитаминоза. При пневмонии, гриппе и бронхите рекомендуется принимать 50 грамм теплого красного вина, разбавленного водой, или столько же горячего вина, смешанного с медом или сахаром.
Красное вино обладает расслабляющим и успокаивающим действием, помогает в борьбе с переутомлением, а также способствует восстановлению после тяжелых заболеваний.
Однако, не следует путать алкоголизм и лечение вином – энотерапию. Вино в больших количествах наносит серьезный вред организму.
При бессоннице перед сном нужно принимать около 30 грамм сладкого или полусладкого красного вина.
Большим минусом красного вина можно считать то, что в нем содержатся вещества, которые могут вызывать головную боль. Кроме того, красное вино достаточно калорийное и содержит аллергены.
Польза белого вина
В Грузии достаточно много и белых сортов вина. Среди них известные "Цинандали", "Бахтриони", "Твиши". Белое вино полезно для организма, несмотря на то, что в нем содержится небольшое количество антиоксидантов. Однако, считается, что антиоксиданты белого вина усваиваются лучше, чем антиоксиданты красного.
Белое вино повышает аппетит и улучшает обмен веществ. Напиток содействует выделению желудочного сока, убивает вредные бациллы в желудке и поддерживает нормальную кислотность, что очень важно для пищеварения.
Напиток расширяет сосуды, защищает сердечную мышцу, улучшает работу эндокринной системы и повышает выделение гормонов. Белое вино в небольшом количестве (около 30 грамм) улучшает работу почек.
Тем не менее, и у белого вина тоже есть свои недостатки. Одним из основных минусов белого вина можно считать то, что оно повреждает зубы. Такой напиток, как правило, содержит большое количество сахара и кислот, что вызывает разрушение зубной эмали.
Белое вино в больших дозах нарушает работу печени и почек. Оно ухудшает работу пищеварительной системы и вызывает психические нарушения.
Стоит отметить, что нельзя пить вино при диабете и подагре.
Культура употребления вина
Лечебная доза вина не должна превышать 50 грамм в день, это примерно три столовые ложки. Лучше всего принимать вино как лечебное средство во время еды. Для ослабленного организма полезен глинтвейн.
"Глинтвейн я советую готовить самостоятельно. В сотейник положите десять веточек гвоздики, тертый мускатный орех и корицу. Можно добавить и кусочки фруктов. Далее все это заливают небольшим количеством воды и варят около 10 минут. Массе дают остыть. За это время нужно подогреть один литр вина, но не кипятить, добавить четыре ложки меда и приправы", — рассказывает профессор Гакохидзе.
При лечении вином обязательно нужно уменьшить потребление таких продуктов, как мясо, животные жиры, соль, сахар. Следует потреблять больше растительной пищи и морепродуктов.
Лечение вином строго противопоказано тем, кого беспокоит печень, двенадцатиперстная кишка и повышенная кислотность.
Энотерапия категорически запрещена алкоголикам, беременным и кормящим женщинам. Кроме того, она противопоказана детям, так как спирт в детском организме может вызвать нарушения функций головного и спинного мозга.
Как определить качество
Вино для лечения должно быть натуральным, иначе оно может нанести серьезный вред организму. Проверить качество напитка можно несколькими способами, делится профессор Гахокидзе.
В глубокую миску налейте воды, в пробирку наберите вино. Закройте пальцем пробирку, опустите ее в воду и уберите палец. Натуральное вино не должно смешаться с водой. Если вино окрасит воду, это уже фальсификат.
Второй способ еще проще. Нужно резко перевернуть бутылку вина горлышком вниз и обратно. Вино высокого качества, обычно, содержит небольшое количество осадка, который быстро снова оседает на дне бутылки.
Есть еще один интересный метод проверки качества вина – нужно взболтать бутылку вина и начать разливать его в стаканы. Для того, чтобы понять, насколько вино качественное, необходимо обратить внимание на пенку от вина. У хорошего напитка она собирается в середине бокала и быстро исчезает.© SPUTNIK/ ALEXANDER IMEDASHVILI
Жители Грузии воспринимают вино не только как алкогольный напиток, но и как лечебное средство. Многие люди в возрасте считают, что обязаны своему долголетию бокалу домашнего вина, который они выпивают каждый день за обедом. Однако при этом необходимо помнить, что вино – это не панацея от всех болезней, а лишь средство для поддержания организма. При большом количестве потребления вина вы не защищаете себя от недугов, а наоборот, вредите своему здоровью.
Заключительную часть нашего очерка хотелось бы посвятить рассказу о вышедшем в свет несколько месяцев назад уникальном, великолепно иллюстрированном двуязычном альбоме «Грузия – колыбель вина». Это – подлинная энциклопедия вина и виноградарства, о чём можно судить хотя бы по названию разделов 600-страничного фолианта на грузинском и русском языках. Первый раздел называется «Крест из лозы» и повествует о приходе в Грузию святой равноапостольной Нины Каппадокийской, просвещавшей Грузию крестом, сложенным из виноградной лозы и сплетённым волосами святой).
О песнопениях, связанных с лозой и виноградником, о великих меценатах  и виноделах, прославленных виноградарях и владельцах марани (винных погребов), о семейных, городских и сельских традициях, связанных с культом вина, о наградах (доблестях, подвигах и славе) грузинских вин на международных смотрах, о выдающихся личностях – грузинах и иностранцах, объединённых любовью к грузинским винам, о современных грузинских винных компаниях и сегодняшнем дне виноделия, о винном туризме и – особо интересный лично для меня раздел «сорта винограда» - вот о чём этот альбом в «жанре» краткого перечня.
Ну, а если подойти к делу более детально, нам понадобится для рецензии на этот альбом ещё одна статья примерно такого же объёма.
Владимир Саришвили, Тбилиси
«Хлеб вещественный есть образ хлеба небесного, и вино есть образ истинного духовного пития», - читаем в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). И начинаем наш рассказ с приятной новости, появившейся на ленте «Фонда Патриарха Грузии»: «Компания «Виноделие Благовест» стала обладателем Золотого кубка на престижном международном конкурсе «Винная цитадель», ежегодно проводящемся во французском городе Бордо.
Главного приза - Золотой медали конкурса и Золотого кубка удостоено красное полусладкое вино «Киндзмараули» урожая 2014 года».
Праздником для для всей Грузии, стал день, когда древнейший грузинский способ изготовления вин с помощью зарытых в землю глиняных кувшинов – квеври самых разных объёмов – был добавлен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
И следом – ещё одно приятное для многочисленных поклоников грузинского вина известие: как сообщили tbilisi.media, «Грузинское кувшинное вино приняло участие в международной выставке ,,RAW London” (The Artisan Wine Fair London).
Организатором выставки являлась известный французский эксперт вина – международный магистр Изабель  Лежерон.
При содействии Национального агентства вина Грузии на выставке свои вина представили девять винных погребов – «Сацнахели», «Виноделие»,  «Ника», «Тмо», «Манавели» и другие.
В открытии выставки приняла участие посол Грузии в Великобритании и Северной Ирландии Тамар Беручашвили. Она поздравила  грузинских виноделов с участием в такой престижной выставке и отметила ее значение в популяризации грузинских вин на международном рынке.
«Грузия очень интересно представлена на выставке. Грузинские вина встречаются в английских ресторанах и сети магазинов высокого уровня. Их узнаваемость здесь постоянно растет. Для нас большая честь содействовать  популяризации грузинского вина, как посла Грузии», — заявила Тамар Беручашвили».
А в Китае — в городе Иу провинции  Чжэцзян — открылся еще один Дом грузинского вина.
Это четвертый по счету объект, открытый компанией «Суолунь» с целью реализации и популяризации грузинских вин.
По информации Министерства сельского хозяйства Грузии,  магазины-салоны по продаже Грузинских вин  под названием «Дом грузинского вина» становятся в Китае все более популярными. Компания «Суолунь» планирует  до конца года  открыть еще три таких дома, а всего в планах компании открыть в Китае около 80 таких объектов.
В городе Иу в центре лоджистики также открылся склад грузинских вин, откуда будут снабжаться магазины и рестораны. В его открытии принимали участие президент Торгово-промышленной палаты Грузии Нино Чиковани, специальный представитель Национального агентства вина в Китае Майя Цкитишвили и другие официальные лица.
По данным Минсельхоза Грузии, к этому времени в Китае уже  15 Домов грузинского вина. Экспорт вин в КНР постоянно растет, по сравнению с 2014 годом экспорт увеличился на 122% и составил  2 672 154 бутылок.
Но при всём том не кто иной, как Россия находится на первом месте среди экспортеров грузинского вина. За первые три месяца 2016 года Грузия отправила в РФ 4,1 миллиона бутылок вина. Таким образом, экспорт вина в Россию вырос на 124%.
.
Член грузинского «Царского клуба», Председатель НПО «Амагдари» («Попечитель»), сопредседатель научного центра по виноградарству и виноделию при Патриархии Грузии, академик Вахушти Кизикурашвили заверил нас, что спрос на грузинское вино продолжает расти во многих странах мира. Согласно статистическим данным Национального агентства вина, экспорт грузинского вина в январе-марте 2016 года вырос на 51% по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года.
В 26 стран мира Грузия экспортировала около 7,7 миллиона бутылок (0,75 литров) вина на сумму более 18,1 миллиона долларов.
В пятерку основных экспортеров также попали Украина (около 1,1 миллиона бутылок), Казахстан (более 784,8 тысячи бутылок), Польша (более 443,2 тысячи бутылок) и Китай (371,3 тысячи бутылок).
- И эти показатели должны увеличиваться. Ведь виноградная лоза и вино, изготовленное в квеври, – не только сакральный символ Грузии, это и основа национального богатства, - убеждённо констатирует академик Кизикурашвили.
- Не столь давно по желанию и благословению нашего Католикоса-Патриарха Илии II был основан Научный центр по виноградарству и виноделию при Патриархии Грузии...
- В настоящее время организацию возглавляет секретарь Патриарха протоиерей Микаэл Ботковели, я – сопредседатель организации. Протоиерей Микаэл Ботковели - знаток виноделия, сам владеет виноградниками. В число учредителей винодельческого научного центра входит пять грузинских университетов.
- Бывая в различных уголках грузии, я коллекционирую, как Шурик из «Кавкзской пленницы, записываю детали различных традиций, связанных с виноделием и винопитием. Подайте что-нибудь на пропитание моей коллекции...
- Наверное, мало кому известно, что наряду со столовыми крестьянскими, монастырскими, царскими, особо выдержанными, дорогими винами, у нас существовало так называемое «Самезобло» («Соседское») вино. Его носили соседи в церковь в день поминовения святого, которому эта церковь была посвящена. Это служило великим объединяющим началом, способствовало общению, установлению более близких и даже родственных отношений (бывало, там и встречались будущие муж и жена).
А было ещё и «Сагвареуло» («Родовое») вино – его производили представители тех или иных фамилий.
Мы по сохранившимся рецептам освоили технологию производства ряда подобных вин.
Сохранились исторические сведения и о таком обычае: если в тот или иной год лозы плодоносили скудно, одну из них срезали и хранили до нового молитвенного шествия в день поминовения святого, которому посвящена церковь в том или ином селении. Лозу эту участники шествия приносили с собой и возносили молитвы о богатом урожае и благоденствии на будущий год.
О том, что в Грузии не устраивали пиршеств с красным вином, многим, наверное, известно. Главные мотивы этой традиции сохранились и по сей день. Обычно застолья проходят под белое вино, а красное подаётся в небольших количествах, «для вкуса» и...  для женщин, которым испокон веков не пристало у нас пить наравне с мужчинами.
.
- Патриарх Грузинский именно вашему центру доверил  поставлять церковное вино и для трапез, и для причастия, что уже говорит само за себя.
- В этом году мы переработали  лишь  130 тонн винограда. Из него будем производить белое вино «Царапи» и красное «Саперави».
Но «на перспективу» в нашем хозяйстве в Карденахи – жаждут крови винограда 700 квеври...
- !
- Причём некоторые из них зарывались в землю ещё при Николае II, когда последний император отдыхал в Боржоми.
Параллельно мы ведём работу над восстановлением знаменитой цинандальской энотеки князя Александра Чавчавадзе, отца Нины Грибоедовой и владетельницы Мингрелии Екатерины Дадиани, выдающегося грузинского поэта-романтика.
Что ж, наградами и спросом грузинские вина не удивить. Ещё в дохристианские времена, когда о конкурсах и слыхом не слыхивали, жители и гости Грузии голосовали за его волшебные свойства... активным потреблением и панегириками.
Умирающее и возрождающееся зерно, выдавленная кровь винограда, возвращающаяся в жилы пирующих бодрящим целительным бальзамом, – не это ли древнейшие метафоры, известные человечеству?
Кстати, не удержусь от искушения сказать пару слов о грузинском хлебе, сославшись на авторитет исследователя Тамары Кучава – Асанишвили, поэта и доктора экономических наук, посвятившей свои научные труды последних лет истории «шотис пури» - выпекаемых в раскалённых печах-тонэ «лодочек» и кругляшей из пшеничной муки:
«Мировому научному сообществу хорошо известно о том, что культура земледелия на территории Грузии существует с древнейших времён, - рассказывает Тамара Кучава-Асанишвили. - Несколько лет назад в гурийском селении Анасеули были обнаружены датированные VII-VI тысячелетиями древнейшие злаковые культуры (в частности, зёрна пшеницы) и орудия для обработки земли.
На территории Картли (это центральная Грузия) археологи нашли керамическую посуду, изготовленную 8000 лет назад, причём в одних сосудах сохранились виноградные косточки, а в других – пшеничные и ячменные зёрна. На основании этих и других важных обнаружений удалось доказать, что культивирование пшеницы в Грузии эволюционировало интенсивно и, что самое главное, непрерывно...
Кахетинский хлеб, помимо отменного вкуса, отличался оригинальной формой. Кахети – это вообще сокровищница этнологической культуры, край с многовековыми традициями, в частности, бережно хранимыми технологиями выпечки местных «шоти».
И в наши дни на застольях можно увидеть обряд «преломления хлеба» в знак взаимного уважения. Присловьем: «Мы с ним хлеб преломили» наши предки подчёркивали особо близкие отношения.
- Да, и в наши дни уважение к хлебу остаётся отличительной чертой всех взросших и воспитанных на грузинской земле.
Брошенную на улице горбушку или кусок булки я обязательно поднимаю и кладу куда-нибудь повыше – для воробьёв и голубей. И не раз видел, как то же самое делают  мои сограждане – и стар, и млад. А недавно с исполнителем бессмертной роли Абдуллы из «Белого солнца пустыни» - блистательным Кахи Кавсадзе, с которым много лет встречались (с перерывами) на пришедшем ныне в упадок бассейне «Лагуна Верэ», мы «сомкнулись» у окошка тонэ – пекарни в старом городе.
- Тебе сколько? – спросил «Абдулла».
- Один.
Кахи Кавсадзе извлёк из пекла пекарни дымящиеся хлебы и легонько стукнул меня по кулаку, сжимавшему мелочь.
Да мне и так было понятно – за хлеб настоящие тбилисцы денег не берут.
- Хороший пример. Уважение к хлебу идёт ещё от протогрузин, которые сооружали особой круглой формы хлебные печи. Культовые хлебы прилеплялись в такую печь в форме молодого месяца. Такие коржи и сегодня можно встретить в продаже под названием «дедис пури» или «бебос пури» - «материнский хлеб» или «бабушкин хлеб».
Затронем лингвистический аспект, в максимально простом популярном изложении. Тонэ – хлебная печь. В значение этого слова входят понятия – «тол» (древнегрузинское – «глаз»)  Одно из наименований солнца в древнегрузинском языке – ре...
- О, почти как Ра – божество Солнца в Древнем Египте.
- Это отдельная, историко-лингвистическая тема, нас она далеко уведёт. Итак, солнце – ре, а тол означает глаз на некоторых диалектах высокогорья. Эти два слова трансформировались в толре, то есть, «глаз солнца», или «солнечное око».
В то же время, древнегрузинская печь – это «око солнца». А протогрузины называли «оком солнца», или «оком Бога» луну, которая с высот небесных озирает земную юдоль, всё замечая и фиксируя. Выпекались хлебы в форме молодой луны – как бы: «С днём рождения!».
Наши предки-грузины пекли хлеб ритуального предназначения, который именовали «шоти-тоти», и это «тоти», по нашему мнению, находится в прямой связи с древнейшим великим культом луны – протоегипетским (протогрузинским) богом Тотом.
Интересно, что по сей день сохранилась и ещё одна деталь традиции: тесто в наших пекарнях замешивается в ночь накануне утренней выпечки: «чтобы луна на него взглянула».
- Находят ли ваши предположения подтверждения в учёных кругах?
- Приведу граничащий с сенсацией фрагмент публикации профессора Калифорнийского университета Вячеслава Иванова: «На основании лингвистического анализа я пришёл к выводу, что двое из пантеона древнеегипетских богов – Тот и Озирис – боги грузинского происхождения» (!).
И – шире – доктор филологических наук Юрий Мосенкис в своей книге «Картвелы – создатели древнеегипетской цивилизации», пишет: «По нашему мнению, в четвёртом тысячелетии до н.э. в Египет пришли протогрузины и привнесли на эту землю основы культуры и государственности».
Особо следует отметить и тот факт, что халдеи (протокартвелы, протогрузины) в библейском городе Уре также выпекали хлебы в форме луны.
- С кахетинским «шоти» картина прояснилась, но ведь не менее интересен и месхетинский хлеб, на котором рос великий уроженец тех мест, «месх безвестный», как он сам себя называл, Шота Руставели. Имя Шота и название хлеба шоти, насколько мне известно, никак не связаны – это просто созвучие.
- Верно, никак не связаны.
На юге Грузии всегда был богатый выбор различных сортов пшеницы. Особенности формы месхетинского хлеба неизменны в течение многих веков. Это – круглые хлебы с небольшим овальным отвестием посредине. Учёными уже установлено, что в Древнем Египте подобным же знаком изображались солнце, луна и хлеб: кругом с отверстием посредине. Сходство с формой месхетинского хлеба не вызывает сомнений.
Вот такова она, мистерия грузинского хлеба.
Ну, а теперь, «начинаем репортаж о вине» - перефразируя знаменитого футбольного комментатора, артиста и тамаду Котэ Махарадзе, гостем которого я бывал, в том числе и на праздниках. И начнём мы этот «репортаж» с древнейшей притчи, найденной нами под обложкой тома «Грузинских народных сказаний»:
.
Рождение вина
.
Были времена, когда люди ещё не умели приготовлять вина. Виноградные лозы росли в лесу, а виноград клевали птицы. Один бедный крестьянин принёс лозу из лесу и посадил её перед домом. Лоза дала хороший урожай, и все с удовольствием лакомились виноградом. На следующий год крестьянин прибавил ещё десять лоз, на третий – сто, и таким образом развёл целый виноградник.
Однажды осенью бедняк собрал виноград и выжал из него сок. Сладкий виноградный сок понравился всем соседям. Но его было много.  Не выливать же столько добра! Крестьянин разлил сок по кувшинам и спрятал на зиму. Через два месяца решил он испробовать – у сока оказался приятный вкус. Закружилась слегка голова, на сердце стало легко и весело.  Удивился земледелец – как такая нежная лоза могла дать столь восхитительные плоды?!  Созвал он гостей – своим открытием похвастаться.
Первым пожаловал соловей. Выпил он стаканчик-другой и воскликнул:
- Кто отведает этого напитка – будет петь, как я!
За ним явился петух. Выпил он стаканчиков десять и провозгласил:
- Кто угоститься вволю этим напитком, будет петушиться, как я!
Третьим притопал жирный кабан. Этому меньше ведра не хватило. Утыкаясь с последним глотком в любимую стихию, он успел прохрюкать:
- Кто будет пить без меры, тому судьба валяться в грязи, как я!
С тех-то пор, по сказанному и повелось.
А вот несколько фрагментов статьи в «АиФ-Тбилиси», из моей давнишней беседы с одним из лучших мастеров грузинской словесности, праздновавшим в те дни своё 75-летие и вынужденным по этому поводу уступить престол тамады другому достойному виртуозу жанра:
- Институт тамады в Грузии – древнейший и уникальный. Само слово «тамада», вошедшее во все языки христианской культуры – грузинского происхождения. Оно переводится как «сидящий во главе стола», «направляющий», нечто вроде кормчего на корабле застолья. Мы не знаем точно – когда на территории Грузии возник феномен тамады, но уж определённо – во времена языческие, потому что в конце прошлого века археологами была найдена скульптура человека с рогом, судя по всему, произносящего заздравное слово. Возраст её установлен – 2700 лет,- так начался наш разговор с здравствующим классиком грузинской литературы, нобелевским номинантом и при этом возведённым современниками в сонм «олимпийцев» искусства ведения стола, прозаиком Ревазом Мишвеладзе. Признаюсь с гордостью, что Реваз Авксентьевич – мой учитель в этом очень трудном жанре ораторского искусства, которое, помимо таланта психолога, должно включать в себя умение выстроить постановку, написать сценарий и применить богатую гамму артистических решений. Ниже я публикую фрагменты наших бесед с ежегодного праздника «Шотаоба» в честь Шота Руставели, в Вардзия, пещерном городе-монастыре  на юге Грузии, любимой резиденции царицы Тамары. А также – в библиотеке старинного тбилисского особняка – Дома писателей.
«Несмотря на то, что инфраструктура и оснащение технологий производства вина в странах с высокоразвитой экономикой – Франции, Германии, Италии, Испании намного опережают наши скромные финансовые возможности – ничто не может лишить Грузию «права первородства».  Не случайно ЮНЕСКО присвоила традиционному грузинскому методу изготовления вина в больших глиняных кувшинах статус нематериального культурного наследия. Зарываемый в землю кувшин для хранения вина - "квеври" - также объявлен памятником культурного наследия Грузии, как и давильня – экологически чистейший способ выжимания виноградного сока.
Я бы присвоил статус памятника нематериального культурного наследия и институту тамады, - отмечает мой собеседник. - Ведь тамады не было не только у европейцев, но и у таких древнейших народов высочайшей культуры, как греки и римляне. Вспомним поэмы Гомера – что ни день, то пиры – то по случаю побед, то плач по погибшим. А где тамада?
Между прочим, исторические хроники свидетельствуют, что после принятия законов в грузинском дарбази – парламенте эпохи Ренессанса – принятие каждого закона скреплялось здравицей за него. Но если дать себе труд почитать законы, изданные во времена Давида Возобновителя и его внучки царицы Тамары, язык не повернётся сказать, что они приняты на пьяную голову. Именно из дарбази, мне кажется, традиция застолий с тостами перекочевала в обычные дома – отсюда роль тамады расширилась – теперь он верховодил не только возлияниями на всенародных торжествах, но и семейными праздниками.
Грузинское застолье гармонично – тамада вовсе не отдувается один за всех, но роль ведущего «церемониймейстера» - на нём. Традиционно – хороший тамада всем даёт возможность высказаться – но в рамках взаимоуважения, при условии: говорящего – слушают. Долг тамады – создать атмосферу радости, праздника… Кроме поэтических тостов в грузинском застолье приветствуются и шутки, и песни, высоко ценится талант рассказчика занимательных историй.
Гость грузинского застолья покидает его в хорошем настроении, как бы во власти светлых надежд. Каждый пьёт сколько душе угодно, но вне «пространства» тоста налить себе и выпить считается постыдным.
- Доводилось слышать от иностранцев, что наши застолья очень утомляют, потому что длятся непомерно долго.
- Оперы Вагнера тоже утомляют. Как говорится, не нравится – не слушай. Но если уж пришёл в оперу – не мешай другим. Сел за грузинский стол – изволь уважать традиции.
Знаменитые тамады Грузии, имена которых передавались потомкам – это Александр Чавчавадзе, тесть Грибоедова, Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели, Рафиэл Эристави, в начале прошлого века –  Паоло Яшвили, радушный хозяин застолий и друг их участников из России – Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского и других звёзд «серебряного века», артистичный и неистощимый на выдумки и импровизации.
А из пересекшихся с нами годами жизни нельзя не вспомнить композитора, автора прекрасных городских романсов Резо Лагидзе, выпивавшего – по утверждению многих свидетелей, по 12-14 литров вина и заверявшего почтенную публику, что «бодр, как птичка на рассвете».  Ещё один «маг и чародей» застолья – незабвенной памяти Котэ Махарадзе.
- О, тосты Котэ Ивановича я записывал. Между прочим, как и ваши.
Вот его тост за любимый город:
- Живи и здравствуй, мой Тбилиси! Спустя неделю, много десять дней после разлуки с тобой, я места себе не нахожу, хоть бы меня там на руках носили. Я не могу жить без твоих улиц, ведь эти улицы – не улицы, а семьи у всех на виду. Здесь – колыбель детства, отрочества, юности, дружбы на всю жизнь…
Когда мы с Софико (Софико Чиаурели – великая грузинская актриса, супруга К.И.Махарадзе) возвращаемся из зарубежных поездок, и самолёт приближается к седым вершинам Кавкасиони, я заранее знаю, что глаза её увлажнятся слезами.
Когда наша женская сборная выиграла командный чемпионат мира по шахматам, остряки подметили, что это была даже не сборная Грузии, а сборная Тбилиси. И даже не сборная Тбилиси, а сборная одного красивого столичного района. Талант – спасение Грузии. Потому что мы можем быть чемпионами и по зависти, и по амбициозности, и по мстительности, но талант спасает. Для меня остаётся загадкой – как природа «вбрасывает» в нашу жизнь Пайчадзе, Месхи, Метревели, Бурчуладзе, Соткилава, Анджапаридзе… Какими мышцами оделяет их, какими горловыми связками, каким артистизмом…
Тбилиси обладает даром не только порождать, но и притягивать таланты.  400 лет здесь владычествовали арабы, и гены многих наших дарований «рассосались» по другим городам и весям. Не в Тбилиси родились Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели, Важа-Пшавела и Пиросмани, Галактион Табидзе и Захарий Палиашвили, но все их дарования расцвели в Тбилиси, здесь обрели они славу на века. «У него счастливый талант», - сказал Илья Чавчавадзе об Акакии Церетели. Вот такой же счастливый талант у Тбилиси.
Я помню, в Мексике, на чемпионате мира по футболу, к нашей команде, ясное дело, был приставлен сотрудник госбезопасности. Этот советский офицер был в своём деле асом – как поговаривали, четырёх перебежчиков снял «с порога» американских посольств. Я спросил – почему он не обращает на нас внимания.
- Грузины не стремятся остаться за границей. С 1946 года я помню только 4 или 5 подобных случаев. Зачем же понапрасну тратить время и силы?
Теперь же, когда обнищавший народ валом повалил за кордон, я уверен, рано или поздно они или их потомки вернутся. Ностальгия заест.
Да, непостижимой притягательной силой обладает мой город. К нему будто ниткой пришита твоя душа, и как бы далеко ты ни уехал, он вернёт тебя в своё лоно. Да будет благословен Тбилиси!
А ещё я записал сногсшибательный своей уникальностью «тост, понятный всем, но лишь двоим – до конца»… Историю эту мне рассказал Котэ Иванович «под большим секретом, но с правом публикации, каковым я сейчас и воспользуюсь.
«Одна из возлюбленных моей молодости сводила меня с ума своей идеально красивой маленькой грудью. И, когда приближались часы нежности, я неизменно спрашивал: «Ну, как поживают маленькие?». И она сразу розовела от смущения.
Однажды меня избрали тамадой на грандиозном застолье в славном городе Сачхере, где был, кажется, весь город. Я сказал моей любимой, что произнесу такой тост, который выпьют все стоя, но до конца его поймём только мы двое.
И вот приходит время, наполняются чаши, я поднимаю рог и провозглашаю тост «за здравие маленьких». При этом, лучезарно улыбаясь, смотрю на неё. Разумеется, все участники застолья, как по команде, встали и торжественно осушили бокалы, как они полагали, за подрастающее поколение.
А ещё мне Котэ Иваныч рассказал такую историю из жизни великого тамады, князя Гулбаата Чавчавадзе. Принимая императора Алекса́ндра II, легендарный тамада так очаровал самодержца, что тот пригласил его в Петербург. Ну, а там уж грузинский князь взбудоражил весь Зимний дворец – от поварят до камергеров – и устроил лукуллов пир.
Провозглашая тост за Его Величество, Гулбаат Чавчавадзе наполнил рог 4-литровой ёмкости и (в несколько приёмов, разумеется), осушил его до капли. Когда же он положил гигантское изделие на стол, выяснилось, что участники пиршества мужского пола… отсутствуют. Все в панике бежали, потому что повторить подобное не мог никто, а выпить меньше получилось бы оскорбительным для Его Величества.
А чего стоит случай с маршалом Рокоссовским и другим знаменитым тамадой – Петрэ Бокерия? Бокерия был известен как знаток поэзии, и грузинской, и русской. Любой тост он сопровождал приходящимися к слову цитатами, причём редко повторялся. Принимал и «заказы». Например, его просили провести стол «под Руставели» или «под Пушкина». Рокоссовского настолько восхитили эти способности, что в один момент он, не сдержавшись, закричал: «Петрэ, иди сюда, я тебя обниму». На что Бокерия ответил: «Нет, уважаемый маршал! Идите вы сюда, потому что этим застольем командую я!». И Рокоссовский повиновался.
Вспоминаю и такой случай. Дело было в Японии, в 1984 году. По приглашению Союза писателей Страны Восходящего Солнца мы с Виктором Астафьевым прибыли на международный слёт писателей делегатами от СССР. По окончании официальной программы, как водится, банкет. Огромный стол ломился от яств. Одной рыбы я насчитал 18 сортов. Алкоголя – все виды. И как делегаты воспользовались этой божьей милостью? Забились по углам, каждая делегация по отдельности – стоят и жуют. Покучковались так минут 20 и чувствую – все уже готовы разбрестись по номерам. Тут Виктор Петрович говорит: «Резо, прошу тебя, будь тамадой». Я отвечаю: «Виктор Петрович, а вдруг это у них нарушение этикета, вдруг обидятся. Может, не стоит в белые вороны рядиться…». «Нет, нет, стоит, стоит». Астафьев подвёл меня к председательскому месту и провозгласил (через переводчика) – Перед вами известный грузинский писатель, он будет вести застолье, он будет тамадой.
Тогда я взял слово и произнёс такой тост: - Давайте выпьем за нашу встречу, мы все понимаем, что собрались здесь с целью узнать побольше друг о друге, чтобы сблизить наши культуры. Давайте пусть каждый выпьет за свою родину. У нас это многовековая традиция, но я никогда не пью за мою Грузию в сплошном мажоре. Я всегда произношу этот тост с болью душевной, но и с надеждой на возрождение моей прекрасной многострадальной земли.
Пусть будет многоцветен мир! Пусть индианка ходит в сари, узбек в чалме, русская в сарафане, грузин в чохе. Выпьем за то, чтобы наши народы не были стёрты с карты, как этруски или финикийцы. Смотрю, делегаты потянулись к столу, лица потеплели, откуда-то появились блокноты, диктофоны.
Много ещё тостов произнёс я тогда, стараясь быть немногословным – народ-то непривычный. За матерей, сидящих у очагов в ожидании нашего возвращения, за тех, кто зажигает свет в окне, предчувствуя радость скорой встречи; за счастливые дни, которые позади, но которые ещё ждут нас в дымке горизонта. Но вот когда я выпил за оставшиеся нам дни – чтобы они пошли на служение людям – почувствовал – кто-то уткнулся мне в плечо и весь затрясся от рыданий.
Виктор Петрович потом мне рассказывал, что японцы смотрели на меня как на божество, потому что впервые видели, чтобы один человек говорил, а все его слушали, в неофициальной обстановке. Сам Астафьев тоже прослезился и, между прочим, сказал: «Резо, вот я сейчас понимаю, как грузин Сталин мог стать повелителем мира – у вас есть магическая сила объединять людей в одно целое».
На второй день у моего номера появилось телевидение, газеты опубликовали накануне записанные тосты… Такое действительно приятно вспомнить.
А ещё был случай... В Англии, в городе Ливерпуле, я принимал участие в литературоведческом симпозиуме. Когда близилась к завершению официально-докладная часть, на третий день, во время большого перерыва, председатель объявил: «Поскольку учёного без чувства юмора нет по определению, предлагаю провести блиц-конкурс на лучший анекдот. Каждый участник симпозиума должен рассказать анекдот, отображающий в той или иной мере его национальную природу. Состоялась жеребьёвка, и когда подошла моя очередь, я в волнении думал – что бы рассказать, как назло, ничего не приходило в голову. И вдруг осенило, и я начал на своём ломаном английском: «Однажды в Кахетии, в городе Телави, кахетинец продаёт орехи. Продаёт по пять лари кило и тут же покупает кило по пять лари. –Эй, Ника, - говорят ему. – Ты чего в такую жару убиваешься? Ни копейки не имеешь навара с этих орехов. Козу продал, козу купил?!
Ника пригладил усы и степенно ответил: «Эх, сынок, разве навар меня интересует? Я просто хруст люблю, когда мешки с орехами перебрасывают».
Когда гид перевёл эти слова, в зале раздался гомерический хохот. До слёз смеялись мужчины и женщины, но последние пострадали больше из-за потёкшей косметики.
Председатель объявил, что первый приз вручается доктору Мишвеладзе. «Я и представить себе не мог, что в этом урбанистическом мире ещё остался народ, который ходит на базар не бизнеса ради, а чтобы послушать хруст орехов в мешке».
Выпьем же за таких бессребреников, как Ника. Выпьем за их лучезарность…
- С грузинского языка слово «садгегрдзело» (тост) переводится как «жизнепродлевающий». И это не место и не повод для критики. Конечно, всем известно, что тот, за кого пьют, не безгрешен, как и все мы. Но в минуту, когда за него поднимают кубок, он – герой. Со своей стороны тамада не выдаёт ему индульгенцию в рай, его задача – представить человека с наилучшей стороны, чтобы вдохновить его на добрые свершения.
Тост – это звёздный час его героя. Как же можно критиковать кого-либо в его звёздный час?
Сорта грузинских вин соответствуют всем разновидностям психологических типов человеческих характеров. Вина, как и люди, бывают игривые или игристые, беспокойные, легкомысленные, мягкие и тяжёлые. И только одного вина настоящий грузин не подпустит к своему застолью, хотя и такое есть: вина злопьянящего, обнажающего в душе чёрные страсти мести или сведения счетов, в общем, всего «букета» от нечистой силы.
И завершить хотелось бы воспоминанием о просмотренном ещё в студенческие годы документальном фильме о культуре грузинского застолья. Он назывался «Простая истина» (режиссёр М.Гагуа, автор сценария В.Сулакаури). В этой ленте рассказ идёт не только о философии застолья, но и об интерьере – в зависимости от тональности – радостной или печальной – пиршественного собрания. Речь ведётся не только о культуре произнесения тоста, но и о культуре поведения слушающих и (крайне редко и «по месту») подающих реплики. А также воспроизводятся живые картины застолий на природе, в домах потомственной городской просвещённо-артистической среды, в крестьянских семьях и даже в рабочих столовых. Да, да, и там существует культ организованного застолья, пусть и во время обеденного перерыва, когда пьётся 2-3 стаканчика «для бодрости». Сам помню, как это бывало во времена, когда подрабатывал грузчиком, учась в университете. А уж если спросите о моём любимом тосте, отвечу. Вот он, лучащийся христианским светом: «Во здравие того, кто бедствует, хоть того и не заслуживает и во здравие того, кто ему поможет, хоть делать этого не обязан».
Пришло время сказать несколько слов о свойствах разных сортов грузинских вин. Прежде всего – о вине монастырском. Оно отличается от немонастырских прежде всего тем, что производится из винограда, выращенного на территории самого монастыря, без привлечения сырья со стороны.
Особо знамениты вина  Алавердского монастыря — это случай особый. Их история насчитывает более 1000 лет, и всегда алавердские сорта производились в малых, выражаясь современным языком, коллекционных количествах. « Ркацители здесь непревзойденное — охристое, с коротким, но ярким сухим послевкусием, округлое и грузное как арба. Два более редких белых сорта — киси и хихви — ему под стать, как двоюродные братья: тяжелые, пряные, с земляными тонами, в послевкусии — чернослив, сухофрукты. Ни много ни мало, это к тому же последний, чудом выживший отголосок позднеантичного мира; технология, которую мир западный так практически и не редактировал», - свидетельствуют туристы, не лишённые способностей  к изящной словесности.
Профессор, завкафедрой биохимии Тбилисского государственного университета имени И. Джавахишвили Рамаз Гахокидзе рассказал Sputnik-Грузия, как отличить качественное вино от фальсификата и чем отличаются красные сорта вин от белых.
.
Польза красного вина
.
В Грузии много сортов красного вина. Среди них известные "Хванчкара", "Киндзмараули", "Оджалеши". Считается, что красное вино более полезное, чем белое, из-за высокого содержания антиоксидантов и ресвератрола — вещества, которое растения вырабатывают для борьбы с паразитами.
Вино благотворно влияет на организм, выводит лишнюю воду, а для людей с лишним весом интересно тем, что снижает аппетит. Те, кто регулярно пьет немного сухого красного вина, меньше страдает от проблем пищеварительной системы и ожирения, считает профессор.
Красное вино полезно и при язве. Вещества, входящие в его состав, помогают быстрому заживлению язв. Напиток полезен и для зубной эмали – он мешает развиваться бактериям, вызывающим кариес.
Ежедневное применение небольшого количество вина снижает риск появления камней в почках. Однако употребление спиртного напитка в лечебных целях обязательно нужно согласовать с врачом и следовать его рекомендациям, подчёркивает грузинский учёный.
При ушибах рекомендуется использовать компрессы из холодного красного вина. Кроме того, вино может служить профилактикой авитаминоза. При пневмонии, гриппе и бронхите рекомендуется принимать 50 грамм теплого красного вина, разбавленного водой, или столько же горячего вина, смешанного с медом или сахаром.
Красное вино обладает расслабляющим и успокаивающим действием, помогает в борьбе с переутомлением, а также способствует восстановлению после тяжелых заболеваний.
Однако, не следует путать алкоголизм и лечение вином – энотерапию. Вино в больших количествах наносит серьезный вред организму.
При бессоннице перед сном нужно принимать около 30 грамм сладкого или полусладкого красного вина.
Большим минусом красного вина можно считать то, что в нем содержатся вещества, которые могут вызывать головную боль. Кроме того, красное вино достаточно калорийное и содержит аллергены.
.
Польза белого вина
.
В Грузии достаточно много и белых сортов вина. Среди них известные "Цинандали", "Бахтриони", "Твиши". Белое вино полезно для организма, несмотря на то, что в нем содержится небольшое количество антиоксидантов. Однако, считается, что антиоксиданты белого вина усваиваются лучше, чем антиоксиданты красного.
Белое вино повышает аппетит и улучшает обмен веществ. Напиток содействует выделению желудочного сока, убивает вредные бациллы в желудке и поддерживает нормальную кислотность, что очень важно для пищеварения.
Напиток расширяет сосуды, защищает сердечную мышцу, улучшает работу эндокринной системы и повышает выделение гормонов. Белое вино в небольшом количестве (около 30 грамм) улучшает работу почек.
Тем не менее, и у белого вина тоже есть свои недостатки. Одним из основных минусов белого вина можно считать то, что оно повреждает зубы. Такой напиток, как правило, содержит большое количество сахара и кислот, что вызывает разрушение зубной эмали.
Белое вино в больших дозах нарушает работу печени и почек. Оно ухудшает работу пищеварительной системы и вызывает психические нарушения.
Стоит отметить, что нельзя пить вино при диабете и подагре.
.
Культура употребления вина
.
Лечебная доза вина не должна превышать 50 грамм в день, это примерно три столовые ложки. Лучше всего принимать вино как лечебное средство во время еды. Для ослабленного организма полезен глинтвейн.
"Глинтвейн я советую готовить самостоятельно. В сотейник положите десять веточек гвоздики, тертый мускатный орех и корицу. Можно добавить и кусочки фруктов. Далее все это заливают небольшим количеством воды и варят около 10 минут. Массе дают остыть. За это время нужно подогреть один литр вина, но не кипятить, добавить четыре ложки меда и приправы", — рассказывает профессор Гакохидзе.
При лечении вином обязательно нужно уменьшить потребление таких продуктов, как мясо, животные жиры, соль, сахар. Следует потреблять больше растительной пищи и морепродуктов.
Лечение вином строго противопоказано тем, кого беспокоит печень, двенадцатиперстная кишка и повышенная кислотность.
Энотерапия категорически запрещена алкоголикам, беременным и кормящим женщинам. Кроме того, она противопоказана детям, так как спирт в детском организме может вызвать нарушения функций головного и спинного мозга.
.
Как определить качество
.
Вино для лечения должно быть натуральным, иначе оно может нанести серьезный вред организму. Проверить качество напитка можно несколькими способами, делится профессор Гахокидзе.
В глубокую миску налейте воды, в пробирку наберите вино. Закройте пальцем пробирку, опустите ее в воду и уберите палец. Натуральное вино не должно смешаться с водой. Если вино окрасит воду, это уже фальсификат.
Второй способ еще проще. Нужно резко перевернуть бутылку вина горлышком вниз и обратно. Вино высокого качества, обычно, содержит небольшое количество осадка, который быстро снова оседает на дне бутылки.
Есть еще один интересный метод проверки качества вина – нужно взболтать бутылку вина и начать разливать его в стаканы. Для того, чтобы понять, насколько вино качественное, необходимо обратить внимание на пенку от вина. У хорошего напитка она собирается в середине бокала и быстро исчезает.
Жители Грузии воспринимают вино не только как алкогольный напиток, но и как лечебное средство. Многие люди в возрасте считают, что обязаны своему долголетию бокалу домашнего вина, который они выпивают каждый день за обедом. Однако при этом необходимо помнить, что вино – это не панацея от всех болезней, а лишь средство для поддержания организма. При большом количестве потребления вина вы не защищаете себя от недугов, а наоборот, вредите своему здоровью.
Заключительную часть нашего очерка хотелось бы посвятить рассказу о вышедшем в свет несколько месяцев назад уникальном, великолепно иллюстрированном двуязычном альбоме «Грузия – колыбель вина». Это – подлинная энциклопедия вина и виноградарства, о чём можно судить хотя бы по названию разделов 600-страничного фолианта на грузинском и русском языках. Первый раздел называется «Крест из лозы» и повествует о приходе в Грузию святой равноапостольной Нины Каппадокийской, просвещавшей Грузию крестом, сложенным из виноградной лозы и сплетённым волосами святой).
О песнопениях, связанных с лозой и виноградником, о великих меценатах  и виноделах, прославленных виноградарях и владельцах марани (винных погребов), о семейных, городских и сельских традициях, связанных с культом вина, о наградах (доблестях, подвигах и славе) грузинских вин на международных смотрах, о выдающихся личностях – грузинах и иностранцах, объединённых любовью к грузинским винам, о современных грузинских винных компаниях и сегодняшнем дне виноделия, о винном туризме и – особо интересный лично для меня раздел «сорта винограда» - вот о чём этот альбом в «жанре» краткого перечня.
Ну, а если подойти к делу более детально, нам понадобится для рецензии на этот альбом ещё одна статья примерно такого же объёма.
Теги
Раздел

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.