Вино – это крылья влюблённых, а хлеб – всему голова

Вино – это крылья влюблённых, а хлеб – всему голова
«Хлеб вещественный есть образ хлеба небесного, и вино есть образ истинного духовного пития», -читаем в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). И начинаем наш рассказ с приятной новости, появившейся на ленте «Фонда Патриарха Грузии»: «Компания «Виноделие Благовест» стала обладателем Золотого кубка на престижном международном конкурсе «Винная цитадель», ежегодно проводящемся во французском городе Бордо.
Главного приза - Золотой медали конкурса и Золотого кубка удостоено красное полусладкое вино «Киндзмараули» урожая 2014 года».
Праздником для для всей Грузии, стал день, когда древнейший грузинский способ изготовления вин с помощью зарытых в землю глиняных кувшинов – квеври самых разных объёмов – был добавлен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
И следом – ещё одно приятное для многочисленных поклоников грузинского вина известие: как сообщили tbilisi.media, «Грузинское кувшинное вино приняло участие в международной выставке ,,RAW London” (The Artisan Wine Fair London).
Организатором выставки являлась известный французский эксперт вина – международный магистр Изабель  Лежерон.
При содействии Национального агентства вина Грузии на выставке свои вина представили девять винных погребов – «Сацнахели», «Виноделие»,  «Ника», «Тмо», «Манавели» и другие.
В открытии выставки приняла участие посол Грузии в Великобритании и Северной Ирландии Тамар Беручашвили. Она поздравила  грузинских виноделов с участием в такой престижной выставке и отметила ее значение в популяризации грузинских вин на международном рынке.
«Грузия очень интересно представлена на выставке. Грузинские вина встречаются в английских ресторанах и сети магазинов высокого уровня. Их узнаваемость здесь постоянно растет. Для нас большая честь содействовать  популяризации грузинского вина, как посла Грузии», — заявила Тамар Беручашвили».
А в Китае — в городе Иу провинции  Чжэцзян — открылся еще один Дом грузинского вина.
Это четвертый по счету объект, открытый компанией «Суолунь» с целью реализации и популяризации грузинских вин.
По информации Министерства сельского хозяйства Грузии,  магазины-салоны по продаже Грузинских вин  под названием «Дом грузинского вина» становятся в Китае все более популярными. Компания «Суолунь» планирует  до конца года  открыть еще три таких дома, а всего в планах компании открыть в Китае около 80 таких объектов.
В городе Иу в центре лоджистики также открылся склад грузинских вин, откуда будут снабжаться магазины и рестораны. В его открытии принимали участие президент Торгово-промышленной палаты Грузии Нино Чиковани, специальный представитель Национального агентства вина в Китае Майя Цкитишвили и другие официальные лица.
По данным Минсельхоза Грузии, к этому времени в Китае уже  15 Домов грузинского вина. Экспорт вин в КНР постоянно растет, по сравнению с 2014 годом экспорт увеличился на 122% и составил  2 672 154 бутылок.
Но при всём том не кто иной, как Россия находится на первом месте среди экспортеров грузинского вина. За первые три месяца 2016 года Грузия отправила в РФ 4,1 миллиона бутылок вина. Таким образом, экспорт вина в Россию вырос на 124%.
Член грузинского «Царского клуба», Председатель НПО «Амагдари» («Попечитель»), сопредседатель научного центра по виноградарству и виноделию при Патриархии Грузии, академик Вахушти Кизикурашвили заверил нас, что спрос на грузинское вино продолжает расти во многих странах мира. Согласно статистическим данным Национального агентства вина, экспорт грузинского вина в январе-марте 2016 года вырос на 51% по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года.
В 26 стран мира Грузия экспортировала около 7,7 миллиона бутылок (0,75 литров) вина на сумму более 18,1 миллиона долларов.
В пятерку основных экспортеров также попали Украина (около 1,1 миллиона бутылок), Казахстан (более 784,8 тысячи бутылок), Польша (более 443,2 тысячи бутылок) и Китай (371,3 тысячи бутылок).
- И эти показатели должны увеличиваться. Ведь виноградная лоза и вино, изготовленное в квеври, – не только сакральный символ Грузии, это и основа национального богатства, - убеждённо констатирует академик Кизикурашвили.
- Не столь давно по желанию и благословению нашего Католикоса-Патриарха Илии II был основан Научный центр по виноградарству и виноделию при Патриархии Грузии...
- В настоящее время организацию возглавляет секретарь Патриарха протоиерей Микаэл Ботковели, я – сопредседатель организации. Протоиерей Микаэл Ботковели - знаток виноделия, сам владеет виноградниками. В число учредителей винодельческого научного центра входит пять грузинских университетов.
- Бывая в различных уголках грузии, я коллекционирую, как Шурик из «Кавкзской пленницы, записываю детали различных традиций, связанных с виноделием и винопитием. Подайте что-нибудь на пропитание моей коллекции...
- Наверное, мало кому известно, что наряду со столовыми крестьянскими, монастырскими, царскими, особо выдержанными, дорогими винами, у нас существовало так называемое «Самезобло» («Соседское») вино. Его носили соседи в церковь в день поминовения святого, которому эта церковь была посвящена. Это служило великим объединяющим началом, способствовало общению, установлению более близких и даже родственных отношений (бывало, там и встречались будущие муж и жена).
А было ещё и «Сагвареуло» («Родовое») вино – его производили представители тех или иных фамилий.
Мы по сохранившимся рецептам освоили технологию производства ряда подобных вин.
Сохранились исторические сведения и о таком обычае: если в тот или иной год лозы плодоносили скудно, одну из них срезали и хранили до нового молитвенного шествия в день поминовения святого, которому посвящена церковь в том или ином селении. Лозу эту участники шествия приносили с собой и возносили молитвы о богатом урожае и благоденствии на будущий год.
О том, что в Грузии не устраивали пиршеств с красным вином, многим, наверное, известно. Главные мотивы этой традиции сохранились и по сей день. Обычно застолья проходят под белое вино, а красное подаётся в небольших количествах, «для вкуса» и...  для женщин, которым испокон веков не пристало у нас пить наравне с мужчинами.
- Патриарх Грузинский именно вашему центру доверил  поставлять церковное вино и для трапез, и для причастия, что уже говорит само за себя.
- В этом году мы переработали  лишь  130 тонн винограда. Из него будем производить белое вино «Царапи» и красное «Саперави».
Но «на перспективу» в нашем хозяйстве в Карденахи – жаждут крови винограда 700 квеври...
- !
- Причём некоторые из них зарывались в землю ещё при Николае II, когда последний император отдыхал в Боржоми.
Параллельно мы ведём работу над восстановлением знаменитой цинандальской энотеки князя Александра Чавчавадзе, отца Нины Грибоедовой и владетельницы Мингрелии Екатерины Дадиани, выдающегося грузинского поэта-романтика.
Что ж, наградами и спросом грузинские вина не удивить. Ещё в дохристианские времена, когда о конкурсах и слыхом не слыхивали, жители и гости Грузии голосовали за его волшебные свойства... активным потреблением и панегириками.
Умирающее и возрождающееся зерно, выдавленная кровь винограда, возвращающаяся в жилы пирующих бодрящим целительным бальзамом, – не это ли древнейшие метафоры, известные человечеству?
Кстати, не удержусь от искушения сказать пару слов о грузинском хлебе, сославшись на авторитет исследователя Тамары Кучава – Асанишвили, поэта и доктора экономических наук, посвятившей свои научные труды последних лет истории «шотис пури» - выпекаемых в раскалённых печах-тонэ «лодочек» и кругляшей из пшеничной муки:
«Мировому научному сообществу хорошо известно о том, что культура земледелия на территории Грузии существует с древнейших времён, - рассказывает Тамара Кучава-Асанишвили. - Несколько лет назад в гурийском селении Анасеули были обнаружены датированные VII-VI тысячелетиями древнейшие злаковые культуры (в частности, зёрна пшеницы) и орудия для обработки земли.
На территории Картли (это центральная Грузия) археологи нашли керамическую посуду, изготовленную 8000 лет назад, причём в одних сосудах сохранились виноградные косточки, а в других – пшеничные и ячменные зёрна. На основании этих и других важных обнаружений удалось доказать, что культивирование пшеницы в Грузии эволюционировало интенсивно и, что самое главное, непрерывно...
Кахетинский хлеб, помимо отменного вкуса, отличался оригинальной формой. Кахети – это вообще сокровищница этнологической культуры, край с многовековыми традициями, в частности, бережно хранимыми технологиями выпечки местных «шоти».
И в наши дни на застольях можно увидеть обряд «преломления хлеба» в знак взаимного уважения. Присловьем: «Мы с ним хлеб преломили» наши предки подчёркивали особо близкие отношения.
- Да, и в наши дни уважение к хлебу остаётся отличительной чертой всех взросших и воспитанных на грузинской земле.
Брошенную на улице горбушку или кусок булки я обязательно поднимаю и кладу куда-нибудь повыше – для воробьёв и голубей. И не раз видел, как то же самое делают  мои сограждане – и стар, и млад. А недавно с исполнителем бессмертной роли Абдуллы из «Белого солнца пустыни» - блистательным Кахи Кавсадзе, с которым много лет встречались (с перерывами) на пришедшем ныне в упадок бассейне «Лагуна Верэ», мы «сомкнулись» у окошка тонэ – пекарни в старом городе.
- Тебе сколько? – спросил «Абдулла».
- Один.
Кахи Кавсадзе извлёк из пекла пекарни дымящиеся хлебы и легонько стукнул меня по кулаку, сжимавшему мелочь.
Да мне и так было понятно – за хлеб настоящие тбилисцы денег не берут.
- Хороший пример. Уважение к хлебу идёт ещё от протогрузин, которые сооружали особой круглой формы хлебные печи. Культовые хлебы прилеплялись в такую печь в форме молодого месяца. Такие коржи и сегодня можно встретить в продаже под названием «дедис пури» или «бебос пури» - «материнский хлеб» или «бабушкин хлеб».
Затронем лингвистический аспект, в максимально простом популярном изложении. Тонэ – хлебная печь. В значение этого слова входят понятия – «тол» (древнегрузинское – «глаз»)  Одно из наименований солнца в древнегрузинском языке – ре...
- О, почти как Ра – божество Солнца в Древнем Египте.
- Это отдельная, историко-лингвистическая тема, нас она далеко уведёт. Итак, солнце – ре, а тол означает глаз на некоторых диалектах высокогорья. Эти два слова трансформировались в толре, то есть, «глаз солнца», или «солнечное око».
В то же время, древнегрузинская печь – это «око солнца». А протогрузины называли «оком солнца», или «оком Бога» луну, которая с высот небесных озирает земную юдоль, всё замечая и фиксируя. Выпекались хлебы в форме молодой луны – как бы: «С днём рождения!».
Наши предки-грузины пекли хлеб ритуального предназначения, который именовали «шоти-тоти», и это «тоти», по нашему мнению, находится в прямой связи с древнейшим великим культом луны – протоегипетским (протогрузинским) богом Тотом.
Интересно, что по сей день сохранилась и ещё одна деталь традиции: тесто в наших пекарнях замешивается в ночь накануне утренней выпечки: «чтобы луна на него взглянула».
- Находят ли ваши предположения подтверждения в учёных кругах?
- Приведу граничащий с сенсацией фрагмент публикации профессора Калифорнийского университета Вячеслава Иванова: «На основании лингвистического анализа я пришёл к выводу, что двое из пантеона древнеегипетских богов – Тот и Озирис – боги грузинского происхождения» (!).
И – шире – доктор филологических наук Юрий Мосенкис в своей книге «Картвелы – создатели древнеегипетской цивилизации», пишет: «По нашему мнению, в четвёртом тысячелетии до н.э. в Египет пришли протогрузины и привнесли на эту землю основы культуры и государственности».
Особо следует отметить и тот факт, что халдеи (протокартвелы, протогрузины) в библейском городе Уре также выпекали хлебы в форме луны.
-С кахетинским «шоти» картина прояснилась, но ведь не менее интересен и месхетинский хлеб, на котором рос великий уроженец тех мест, «месх безвестный», как он сам себя называл, Шота Руставели. Имя Шота и название хлеба шоти, насколько мне известно, никак не связаны – это просто созвучие.
- Верно, никак не связаны.
На юге Грузии всегда был богатый выбор различных сортов пшеницы. Особенности формы месхетинского хлеба неизменны в течение многих веков. Это – круглые хлебы с небольшим овальным отвестием посредине. Учёными уже установлено, что в Древнем Египте подобным же знаком изображались солнце, луна и хлеб: кругом с отверстием посредине. Сходство с формой месхетинского хлеба не вызывает сомнений.
Вот такова она, мистерия грузинского хлеба.
Ну, а теперь, «начинаем репортаж о вине» - перефразируя знаменитого футбольного комментатора, артиста и тамаду Котэ Махарадзе, гостем которого я бывал, в том числе и на праздниках. И начнём мы этот «репортаж» с древнейшей притчи, найденной нами под обложкой тома «Грузинских народных сказаний»:
Рождение вина
Были времена, когда люди ещё не умели приготовлять вина. Виноградные лозы росли в лесу, а виноград клевали птицы. Один бедный крестьянин принёс лозу из лесу и посадил её перед домом. Лоза дала хороший урожай, и все с удовольствием лакомились виноградом. На следующий год крестьянин прибавил ещё десять лоз, на третий – сто, и таким образом развёл целый виноградник.
Однажды осенью бедняк собрал виноград и выжал из него сок. Сладкий виноградный сок понравился всем соседям. Но его было много.  Не выливать же столько добра! Крестьянин разлил сок по кувшинам и спрятал на зиму. Через два месяца решил он испробовать – у сока оказался приятный вкус. Закружилась слегка голова, на сердце стало легко и весело.  Удивился земледелец – как такая нежная лоза могла дать столь восхитительные плоды?!  Созвал он гостей – своим открытием похвастаться.
Первым пожаловал соловей. Выпил он стаканчик-другой и воскликнул:
- Кто отведает этого напитка – будет петь, как я!
За ним явился петух. Выпил он стаканчиков десять и провозгласил:
- Кто угоститься вволю этим напитком, будет петушиться, как я!
Третьим притопал жирный кабан. Этому меньше ведра не хватило. Утыкаясь с последним глотком в любимую стихию, он успел прохрюкать:
- Кто будет пить без меры, тому судьба валяться в грязи, как я!
С тех-то пор, по сказанному и повелось.
А вот несколько фрагментов статьи в «АиФ-Тбилиси», из моей давнишней беседы с одним из лучших мастеров грузинской словесности, праздновавшим в те дни своё 75-летие и вынужденным по этому поводу уступить престол тамады другому достойному виртуозу жанра:
- Институт тамады в Грузии – древнейший и уникальный. Само слово «тамада», вошедшее во все языки христианской культуры – грузинского происхождения. Оно переводится как «сидящий во главе стола», «направляющий», нечто вроде кормчего на корабле застолья. Мы не знаем точно – когда на территории Грузии возник феномен тамады, но уж определённо – во времена языческие, потому что в конце прошлого века археологами была найдена скульптура человека с рогом, судя по всему, произносящего заздравное слово. Возраст её установлен – 2700 лет,- так начался наш разговор с здравствующим классиком грузинской литературы, нобелевским номинантом и при этом возведённым современниками в сонм «олимпийцев» искусства ведения стола, прозаиком Ревазом Мишвеладзе. Признаюсь с гордостью, что Реваз Авксентьевич – мой учитель в этом очень трудном жанре ораторского искусства, которое, помимо таланта психолога, должно включать в себя умение выстроить постановку, написать сценарий и применить богатую гамму артистических решений. Ниже я публикую фрагменты наших бесед с ежегодного праздника «Шотаоба» в честь Шота Руставели, в Вардзия, пещерном городе-монастыре  на юге Грузии, любимой резиденции царицы Тамары. А также – в библиотеке старинного тбилисского особняка – Дома писателей.
«Несмотря на то, что инфраструктура и оснащение технологий производства вина в странах с высокоразвитой экономикой – Франции, Германии, Италии, Испании намного опережают наши скромные финансовые возможности – ничто не может лишить Грузию «права первородства».  Не случайно ЮНЕСКО присвоила традиционному грузинскому методу изготовления вина в больших глиняных кувшинах статус нематериального культурного наследия. Зарываемый в землю кувшин для хранения вина - "квеври" - также объявлен памятником культурного наследия Грузии, как и давильня – экологически чистейший способ выжимания виноградного сока.
Я бы присвоил статус памятника нематериального культурного наследия и институту тамады, - отмечает мой собеседник. - Ведь тамады не было не только у европейцев, но и у таких древнейших народов высочайшей культуры, как греки и римляне. Вспомним поэмы Гомера – что ни день, то пиры – то по случаю побед, то плач по погибшим. А где тамада?
Между прочим, исторические хроники свидетельствуют, что после принятия законов в грузинском дарбази – парламенте эпохи Ренессанса – принятие каждого закона скреплялось здравицей за него. Но если дать себе труд почитать законы, изданные во времена Давида Возобновителя и его внучки царицы Тамары, язык не повернётся сказать, что они приняты на пьяную голову. Именно из дарбази, мне кажется, традиция застолий с тостами перекочевала в обычные дома – отсюда роль тамады расширилась – теперь он верховодил не только возлияниями на всенародных торжествах, но и семейными праздниками.
Грузинское застолье гармонично – тамада вовсе не отдувается один за всех, но роль ведущего «церемониймейстера» - на нём. Традиционно – хороший тамада всем даёт возможность высказаться – но в рамках взаимоуважения, при условии: говорящего – слушают. Долг тамады – создать атмосферу радости, праздника… Кроме поэтических тостов в грузинском застолье приветствуются и шутки, и песни, высоко ценится талант рассказчика занимательных историй.
Гость грузинского застолья покидает его в хорошем настроении, как бы во власти светлых надежд. Каждый пьёт сколько душе угодно, но вне «пространства» тоста налить себе и выпить считается постыдным.
- Доводилось слышать от иностранцев, что наши застолья очень утомляют, потому что длятся непомерно долго.
- Оперы Вагнера тоже утомляют. Как говорится, не нравится – не слушай. Но если уж пришёл в оперу – не мешай другим. Сел за грузинский стол – изволь уважать традиции.
Знаменитые тамады Грузии, имена которых передавались потомкам – это Александр Чавчавадзе, тесть Грибоедова, Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели, Рафиэл Эристави, в начале прошлого века –  Паоло Яшвили, радушный хозяин застолий и друг их участников из России – Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского и других звёзд «серебряного века», артистичный и неистощимый на выдумки и импровизации.
А из пересекшихся с нами годами жизни нельзя не вспомнить композитора, автора прекрасных городских романсов Резо Лагидзе, выпивавшего – по утверждению многих свидетелей, по 12-14 литров вина и заверявшего почтенную публику, что «бодр, как птичка на рассвете».  Ещё один «маг и чародей» застолья – незабвенной памяти Котэ Махарадзе.
- О, тосты Котэ Ивановича я записывал. Между прочим, как и ваши.
Вот его тост за любимый город:
- Живи и здравствуй, мой Тбилиси! Спустя неделю, много десять дней после разлуки с тобой, я места себе не нахожу, хоть бы меня там на руках носили. Я не могу жить без твоих улиц, ведь эти улицы – не улицы, а семьи у всех на виду. Здесь – колыбель детства, отрочества, юности, дружбы на всю жизнь…
Когда мы с Софико (Софико Чиаурели – великая грузинская актриса, супруга К.И.Махарадзе) возвращаемся из зарубежных поездок, и самолёт приближается к седым вершинам Кавкасиони, я заранее знаю, что глаза её увлажнятся слезами.
Когда наша женская сборная выиграла командный чемпионат мира по шахматам, остряки подметили, что это была даже не сборная Грузии, а сборная Тбилиси. И даже не сборная Тбилиси, а сборная одного красивого столичного района. Талант – спасение Грузии. Потому что мы можем быть чемпионами и по зависти, и по амбициозности, и по мстительности, но талант спасает. Для меня остаётся загадкой – как природа «вбрасывает» в нашу жизнь Пайчадзе, Месхи, Метревели, Бурчуладзе, Соткилава, Анджапаридзе… Какими мышцами оделяет их, какими горловыми связками, каким артистизмом…
Тбилиси обладает даром не только порождать, но и притягивать таланты.  400 лет здесь владычествовали арабы, и гены многих наших дарований «рассосались» по другим городам и весям. Не в Тбилиси родились Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели, Важа-Пшавела и Пиросмани, Галактион Табидзе и Захарий Палиашвили, но все их дарования расцвели в Тбилиси, здесь обрели они славу на века. «У него счастливый талант», - сказал Илья Чавчавадзе об Акакии Церетели. Вот такой же счастливый талант у Тбилиси.
Я помню, в Мексике, на чемпионате мира по футболу, к нашей команде, ясное дело, был приставлен сотрудник госбезопасности. Этот советский офицер был в своём деле асом – как поговаривали, четырёх перебежчиков снял «с порога» американских посольств. Я спросил – почему он не обращает на нас внимания.
- Грузины не стремятся остаться за границей. С 1946 года я помню только 4 или 5 подобных случаев. Зачем же понапрасну тратить время и силы?
Теперь же, когда обнищавший народ валом повалил за кордон, я уверен, рано или поздно они или их потомки вернутся. Ностальгия заест.
Да, непостижимой притягательной силой обладает мой город. К нему будто ниткой пришита твоя душа, и как бы далеко ты ни уехал, он вернёт тебя в своё лоно. Да будет благословен Тбилиси!
А ещё я записал сногсшибательный своей уникальностью «тост, понятный всем, но лишь двоим – до конца»… Историю эту мне рассказал Котэ Иванович «под большим секретом, но с правом публикации, каковым я сейчас и воспользуюсь.
«Одна из возлюбленных моей молодости сводила меня с ума своей идеально красивой маленькой грудью. И, когда приближались часы нежности, я неизменно спрашивал: «Ну, как поживают маленькие?». И она сразу розовела от смущения.
Однажды меня избрали тамадой на грандиозном застолье в славном городе Сачхере, где был, кажется, весь город. Я сказал моей любимой, что произнесу такой тост, который выпьют все стоя, но до конца его поймём только мы двое.
И вот приходит время, наполняются чаши, я поднимаю рог и провозглашаю тост «за здравие маленьких». При этом, лучезарно улыбаясь, смотрю на неё. Разумеется, все участники застолья, как по команде, встали и торжественно осушили бокалы, как они полагали, за подрастающее поколение.
А ещё мне Котэ Иваныч рассказал такую историю из жизни великого тамады, князя Гулбаата Чавчавадзе. Принимая императора Алекса́ндра II, легендарный тамада так очаровал самодержца, что тот пригласил его в Петербург. Ну, а там уж грузинский князь взбудоражил весь Зимний дворец – от поварят до камергеров – и устроил лукуллов пир.
Провозглашая тост за Его Величество, Гулбаат Чавчавадзе наполнил рог 4-литровой ёмкости и (в несколько приёмов, разумеется), осушил его до капли. Когда же он положил гигантское изделие на стол, выяснилось, что участники пиршества мужского пола… отсутствуют. Все в панике бежали, потому что повторить подобное не мог никто, а выпить меньше получилось бы оскорбительным для Его Величества.
А чего стоит случай с маршалом Рокоссовским и другим знаменитым тамадой – Петрэ Бокерия? Бокерия был известен как знаток поэзии, и грузинской, и русской. Любой тост он сопровождал приходящимися к слову цитатами, причём редко повторялся. Принимал и «заказы». Например, его просили провести стол «под Руставели» или «под Пушкина». Рокоссовского настолько восхитили эти способности, что в один момент он, не сдержавшись, закричал: «Петрэ, иди сюда, я тебя обниму». На что Бокерия ответил: «Нет, уважаемый маршал! Идите вы сюда, потому что этим застольем командую я!». И Рокоссовский повиновался.
Вспоминаю и такой случай. Дело было в Японии, в 1984 году. По приглашению Союза писателей Страны Восходящего Солнца мы с Виктором Астафьевым прибыли на международный слёт писателей делегатами от СССР. По окончании официальной программы, как водится, банкет. Огромный стол ломился от яств. Одной рыбы я насчитал 18 сортов. Алкоголя – все виды. И как делегаты воспользовались этой божьей милостью? Забились по углам, каждая делегация по отдельности – стоят и жуют. Покучковались так минут 20 и чувствую – все уже готовы разбрестись по номерам. Тут Виктор Петрович говорит: «Резо, прошу тебя, будь тамадой». Я отвечаю: «Виктор Петрович, а вдруг это у них нарушение этикета, вдруг обидятся. Может, не стоит в белые вороны рядиться…». «Нет, нет, стоит, стоит». Астафьев подвёл меня к председательскому месту и провозгласил (через переводчика) – Перед вами известный грузинский писатель, он будет вести застолье, он будет тамадой.
Тогда я взял слово и произнёс такой тост: - Давайте выпьем за нашу встречу, мы все понимаем, что собрались здесь с целью узнать побольше друг о друге, чтобы сблизить наши культуры. Давайте пусть каждый выпьет за свою родину. У нас это многовековая традиция, но я никогда не пью за мою Грузию в сплошном мажоре. Я всегда произношу этот тост с болью душевной, но и с надеждой на возрождение моей прекрасной многострадальной земли.
Пусть будет многоцветен мир! Пусть индианка ходит в сари, узбек в чалме, русская в сарафане, грузин в чохе. Выпьем за то, чтобы наши народы не были стёрты с карты, как этруски или финикийцы. Смотрю, делегаты потянулись к столу, лица потеплели, откуда-то появились блокноты, диктофоны.
Много ещё тостов произнёс я тогда, стараясь быть немногословным – народ-то непривычный. За матерей, сидящих у очагов в ожидании нашего возвращения, за тех, кто зажигает свет в окне, предчувствуя радость скорой встречи; за счастливые дни, которые позади, но которые ещё ждут нас в дымке горизонта. Но вот когда я выпил за оставшиеся нам дни – чтобы они пошли на служение людям – почувствовал – кто-то уткнулся мне в плечо и весь затрясся от рыданий.
Виктор Петрович потом мне рассказывал, что японцы смотрели на меня как на божество, потому что впервые видели, чтобы один человек говорил, а все его слушали, в неофициальной обстановке. Сам Астафьев тоже прослезился и, между прочим, сказал: «Резо, вот я сейчас понимаю, как грузин Сталин мог стать повелителем мира – у вас есть магическая сила объединять людей в одно целое».
На второй день у моего номера появилось телевидение, газеты опубликовали накануне записанные тосты… Такое действительно приятно вспомнить.
А ещё был случай... В Англии, в городе Ливерпуле, я принимал участие в литературоведческом симпозиуме. Когда близилась к завершению официально-докладная часть, на третий день, во время большого перерыва, председатель объявил: «Поскольку учёного без чувства юмора нет по определению, предлагаю провести блиц-конкурс на лучший анекдот. Каждый участник симпозиума должен рассказать анекдот, отображающий в той или иной мере его национальную природу. Состоялась жеребьёвка, и когда подошла моя очередь, я в волнении думал – что бы рассказать, как назло, ничего не приходило в голову. И вдруг осенило, и я начал на своём ломаном английском: «Однажды в Кахетии, в городе Телави, кахетинец продаёт орехи. Продаёт по пять лари кило и тут же покупает кило по пять лари. –Эй, Ника, - говорят ему. – Ты чего в такую жару убиваешься? Ни копейки не имеешь навара с этих орехов. Козу продал, козу купил?!
Ника пригладил усы и степенно ответил: «Эх, сынок, разве навар меня интересует? Я просто хруст люблю, когда мешки с орехами перебрасывают».
Когда гид перевёл эти слова, в зале раздался гомерический хохот. До слёз смеялись мужчины и женщины, но последние пострадали больше из-за потёкшей косметики.
Председатель объявил, что первый приз вручается доктору Мишвеладзе. «Я и представить себе не мог, что в этом урбанистическом мире ещё остался народ, который ходит на базар не бизнеса ради, а чтобы послушать хруст орехов в мешке».
Выпьем же за таких бессребреников, как Ника. Выпьем за их лучезарность…
- С грузинского языка слово «садгегрдзело» (тост) переводится как «жизнепродлевающий». И это не место и не повод для критики. Конечно, всем известно, что тот, за кого пьют, не безгрешен, как и все мы. Но в минуту, когда за него поднимают кубок, он – герой. Со своей стороны тамада не выдаёт ему индульгенцию в рай, его задача – представить человека с наилучшей стороны, чтобы вдохновить его на добрые свершения.
Тост – это звёздный час его героя. Как же можно критиковать кого-либо в его звёздный час?
Сорта грузинских вин соответствуют всем разновидностям психологических типов человеческих характеров. Вина, как и люди, бывают игривые или игристые, беспокойные, легкомысленные, мягкие и тяжёлые. И только одного вина настоящий грузин не подпустит к своему застолью, хотя и такое есть: вина злопьянящего, обнажающего в душе чёрные страсти мести или сведения счетов, в общем, всего «букета» от нечистой силы.
И завершить хотелось бы воспоминанием о просмотренном ещё в студенческие годы документальном фильме о культуре грузинского застолья. Он назывался «Простая истина» (режиссёр М.Гагуа, автор сценария В.Сулакаури). В этой ленте рассказ идёт не только о философии застолья, но и об интерьере – в зависимости от тональности – радостной или печальной – пиршественного собрания. Речь ведётся не только о культуре произнесения тоста, но и о культуре поведения слушающих и (крайне редко и «по месту») подающих реплики. А также воспроизводятся живые картины застолий на природе, в домах потомственной городской просвещённо-артистической среды, в крестьянских семьях и даже в рабочих столовых. Да, да, и там существует культ организованного застолья, пусть и во время обеденного перерыва, когда пьётся 2-3 стаканчика «для бодрости». Сам помню, как это бывало во времена, когда подрабатывал грузчиком, учась в университете. А уж если спросите о моём любимом тосте, отвечу. Вот он, лучащийся христианским светом: «Во здравие того, кто бедствует, хоть того и не заслуживает и во здравие того, кто ему поможет, хоть делать этого не обязан».
Пришло время сказать несколько слов о свойствах разных сортов грузинских вин. Прежде всего – о вине монастырском. Оно отличается от немонастырских прежде всего тем, что производится из винограда, выращенного на территории самого монастыря, без привлечения сырья со стороны.
Особо знамениты вина  Алавердского монастыря — это случай особый. Их история насчитывает более 1000 лет, и всегда алавердские сорта производились в малых, выражаясь современным языком, коллекционных количествах. « Ркацители здесь непревзойденное — охристое, с коротким, но ярким сухим послевкусием, округлое и грузное как арба. Два более редких белых сорта — киси и хихви — ему под стать, как двоюродные братья: тяжелые, пряные, с земляными тонами, в послевкусии — чернослив, сухофрукты. Ни много ни мало, это к тому же последний, чудом выживший отголосок позднеантичного мира; технология, которую мир западный так практически и не редактировал», - свидетельствуют туристы, не лишённые способностей  к изящной словесности.
Профессор, завкафедрой биохимии Тбилисского государственного университета имени И. Джавахишвили Рамаз Гахокидзе рассказал Sputnik-Грузия, как отличить качественное вино от фальсификата и чем отличаются красные сорта вин от белых.
Польза красного вина
В Грузии много сортов красного вина. Среди них известные "Хванчкара", "Киндзмараули", "Оджалеши". Считается, что красное вино более полезное, чем белое, из-за высокого содержания антиоксидантов и ресвератрола — вещества, которое растения вырабатывают для борьбы с паразитами.
Вино благотворно влияет на организм, выводит лишнюю воду, а для людей с лишним весом интересно тем, что снижает аппетит. Те, кто регулярно пьет немного сухого красного вина, меньше страдает от проблем пищеварительной системы и ожирения, считает профессор.
Красное вино полезно и при язве. Вещества, входящие в его состав, помогают быстрому заживлению язв. Напиток полезен и для зубной эмали – он мешает развиваться бактериям, вызывающим кариес.
Ежедневное применение небольшого количество вина снижает риск появления камней в почках. Однако употребление спиртного напитка в лечебных целях обязательно нужно согласовать с врачом и следовать его рекомендациям, подчёркивает грузинский учёный.
При ушибах рекомендуется использовать компрессы из холодного красного вина. Кроме того, вино может служить профилактикой авитаминоза. При пневмонии, гриппе и бронхите рекомендуется принимать 50 грамм теплого красного вина, разбавленного водой, или столько же горячего вина, смешанного с медом или сахаром.
Красное вино обладает расслабляющим и успокаивающим действием, помогает в борьбе с переутомлением, а также способствует восстановлению после тяжелых заболеваний.
Однако, не следует путать алкоголизм и лечение вином – энотерапию. Вино в больших количествах наносит серьезный вред организму.
При бессоннице перед сном нужно принимать около 30 грамм сладкого или полусладкого красного вина.
Большим минусом красного вина можно считать то, что в нем содержатся вещества, которые могут вызывать головную боль. Кроме того, красное вино достаточно калорийное и содержит аллергены.
Польза белого вина
В Грузии достаточно много и белых сортов вина. Среди них известные "Цинандали", "Бахтриони", "Твиши". Белое вино полезно для организма, несмотря на то, что в нем содержится небольшое количество антиоксидантов. Однако, считается, что антиоксиданты белого вина усваиваются лучше, чем антиоксиданты красного.
Белое вино повышает аппетит и улучшает обмен веществ. Напиток содействует выделению желудочного сока, убивает вредные бациллы в желудке и поддерживает нормальную кислотность, что очень важно для пищеварения.
Напиток расширяет сосуды, защищает сердечную мышцу, улучшает работу эндокринной системы и повышает выделение гормонов. Белое вино в небольшом количестве (около 30 грамм) улучшает работу почек.
Тем не менее, и у белого вина тоже есть свои недостатки. Одним из основных минусов белого вина можно считать то, что оно повреждает зубы. Такой напиток, как правило, содержит большое количество сахара и кислот, что вызывает разрушение зубной эмали.
Белое вино в больших дозах нарушает работу печени и почек. Оно ухудшает работу пищеварительной системы и вызывает психические нарушения.
Стоит отметить, что нельзя пить вино при диабете и подагре.
Культура употребления вина
Лечебная доза вина не должна превышать 50 грамм в день, это примерно три столовые ложки. Лучше всего принимать вино как лечебное средство во время еды. Для ослабленного организма полезен глинтвейн.
"Глинтвейн я советую готовить самостоятельно. В сотейник положите десять веточек гвоздики, тертый мускатный орех и корицу. Можно добавить и кусочки фруктов. Далее все это заливают небольшим количеством воды и варят около 10 минут. Массе дают остыть. За это время нужно подогреть один литр вина, но не кипятить, добавить четыре ложки меда и приправы", — рассказывает профессор Гакохидзе.
При лечении вином обязательно нужно уменьшить потребление таких продуктов, как мясо, животные жиры, соль, сахар. Следует потреблять больше растительной пищи и морепродуктов.
Лечение вином строго противопоказано тем, кого беспокоит печень, двенадцатиперстная кишка и повышенная кислотность.
Энотерапия категорически запрещена алкоголикам, беременным и кормящим женщинам. Кроме того, она противопоказана детям, так как спирт в детском организме может вызвать нарушения функций головного и спинного мозга.
Как определить качество
Вино для лечения должно быть натуральным, иначе оно может нанести серьезный вред организму. Проверить качество напитка можно несколькими способами, делится профессор Гахокидзе.
В глубокую миску налейте воды, в пробирку наберите вино. Закройте пальцем пробирку, опустите ее в воду и уберите палец. Натуральное вино не должно смешаться с водой. Если вино окрасит воду, это уже фальсификат.
Второй способ еще проще. Нужно резко перевернуть бутылку вина горлышком вниз и обратно. Вино высокого качества, обычно, содержит небольшое количество осадка, который быстро снова оседает на дне бутылки.
Есть еще один интересный метод проверки качества вина – нужно взболтать бутылку вина и начать разливать его в стаканы. Для того, чтобы понять, насколько вино качественное, необходимо обратить внимание на пенку от вина. У хорошего напитка она собирается в середине бокала и быстро исчезает.© SPUTNIK/ ALEXANDER IMEDASHVILI
Жители Грузии воспринимают вино не только как алкогольный напиток, но и как лечебное средство. Многие люди в возрасте считают, что обязаны своему долголетию бокалу домашнего вина, который они выпивают каждый день за обедом. Однако при этом необходимо помнить, что вино – это не панацея от всех болезней, а лишь средство для поддержания организма. При большом количестве потребления вина вы не защищаете себя от недугов, а наоборот, вредите своему здоровью.
Заключительную часть нашего очерка хотелось бы посвятить рассказу о вышедшем в свет несколько месяцев назад уникальном, великолепно иллюстрированном двуязычном альбоме «Грузия – колыбель вина». Это – подлинная энциклопедия вина и виноградарства, о чём можно судить хотя бы по названию разделов 600-страничного фолианта на грузинском и русском языках. Первый раздел называется «Крест из лозы» и повествует о приходе в Грузию святой равноапостольной Нины Каппадокийской, просвещавшей Грузию крестом, сложенным из виноградной лозы и сплетённым волосами святой).
О песнопениях, связанных с лозой и виноградником, о великих меценатах  и виноделах, прославленных виноградарях и владельцах марани (винных погребов), о семейных, городских и сельских традициях, связанных с культом вина, о наградах (доблестях, подвигах и славе) грузинских вин на международных смотрах, о выдающихся личностях – грузинах и иностранцах, объединённых любовью к грузинским винам, о современных грузинских винных компаниях и сегодняшнем дне виноделия, о винном туризме и – особо интересный лично для меня раздел «сорта винограда» - вот о чём этот альбом в «жанре» краткого перечня.
Ну, а если подойти к делу более детально, нам понадобится для рецензии на этот альбом ещё одна статья примерно такого же объёма.
Владимир Саришвили, Тбилиси
«Хлеб вещественный есть образ хлеба небесного, и вино есть образ истинного духовного пития», - читаем в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). И начинаем наш рассказ с приятной новости, появившейся на ленте «Фонда Патриарха Грузии»: «Компания «Виноделие Благовест» стала обладателем Золотого кубка на престижном международном конкурсе «Винная цитадель», ежегодно проводящемся во французском городе Бордо.
Главного приза - Золотой медали конкурса и Золотого кубка удостоено красное полусладкое вино «Киндзмараули» урожая 2014 года».
Праздником для для всей Грузии, стал день, когда древнейший грузинский способ изготовления вин с помощью зарытых в землю глиняных кувшинов – квеври самых разных объёмов – был добавлен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
И следом – ещё одно приятное для многочисленных поклоников грузинского вина известие: как сообщили tbilisi.media, «Грузинское кувшинное вино приняло участие в международной выставке ,,RAW London” (The Artisan Wine Fair London).
Организатором выставки являлась известный французский эксперт вина – международный магистр Изабель  Лежерон.
При содействии Национального агентства вина Грузии на выставке свои вина представили девять винных погребов – «Сацнахели», «Виноделие»,  «Ника», «Тмо», «Манавели» и другие.
В открытии выставки приняла участие посол Грузии в Великобритании и Северной Ирландии Тамар Беручашвили. Она поздравила  грузинских виноделов с участием в такой престижной выставке и отметила ее значение в популяризации грузинских вин на международном рынке.
«Грузия очень интересно представлена на выставке. Грузинские вина встречаются в английских ресторанах и сети магазинов высокого уровня. Их узнаваемость здесь постоянно растет. Для нас большая честь содействовать  популяризации грузинского вина, как посла Грузии», — заявила Тамар Беручашвили».
А в Китае — в городе Иу провинции  Чжэцзян — открылся еще один Дом грузинского вина.
Это четвертый по счету объект, открытый компанией «Суолунь» с целью реализации и популяризации грузинских вин.
По информации Министерства сельского хозяйства Грузии,  магазины-салоны по продаже Грузинских вин  под названием «Дом грузинского вина» становятся в Китае все более популярными. Компания «Суолунь» планирует  до конца года  открыть еще три таких дома, а всего в планах компании открыть в Китае около 80 таких объектов.
В городе Иу в центре лоджистики также открылся склад грузинских вин, откуда будут снабжаться магазины и рестораны. В его открытии принимали участие президент Торгово-промышленной палаты Грузии Нино Чиковани, специальный представитель Национального агентства вина в Китае Майя Цкитишвили и другие официальные лица.
По данным Минсельхоза Грузии, к этому времени в Китае уже  15 Домов грузинского вина. Экспорт вин в КНР постоянно растет, по сравнению с 2014 годом экспорт увеличился на 122% и составил  2 672 154 бутылок.
Но при всём том не кто иной, как Россия находится на первом месте среди экспортеров грузинского вина. За первые три месяца 2016 года Грузия отправила в РФ 4,1 миллиона бутылок вина. Таким образом, экспорт вина в Россию вырос на 124%.
.
Член грузинского «Царского клуба», Председатель НПО «Амагдари» («Попечитель»), сопредседатель научного центра по виноградарству и виноделию при Патриархии Грузии, академик Вахушти Кизикурашвили заверил нас, что спрос на грузинское вино продолжает расти во многих странах мира. Согласно статистическим данным Национального агентства вина, экспорт грузинского вина в январе-марте 2016 года вырос на 51% по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года.
В 26 стран мира Грузия экспортировала около 7,7 миллиона бутылок (0,75 литров) вина на сумму более 18,1 миллиона долларов.
В пятерку основных экспортеров также попали Украина (около 1,1 миллиона бутылок), Казахстан (более 784,8 тысячи бутылок), Польша (более 443,2 тысячи бутылок) и Китай (371,3 тысячи бутылок).
- И эти показатели должны увеличиваться. Ведь виноградная лоза и вино, изготовленное в квеври, – не только сакральный символ Грузии, это и основа национального богатства, - убеждённо констатирует академик Кизикурашвили.
- Не столь давно по желанию и благословению нашего Католикоса-Патриарха Илии II был основан Научный центр по виноградарству и виноделию при Патриархии Грузии...
- В настоящее время организацию возглавляет секретарь Патриарха протоиерей Микаэл Ботковели, я – сопредседатель организации. Протоиерей Микаэл Ботковели - знаток виноделия, сам владеет виноградниками. В число учредителей винодельческого научного центра входит пять грузинских университетов.
- Бывая в различных уголках грузии, я коллекционирую, как Шурик из «Кавкзской пленницы, записываю детали различных традиций, связанных с виноделием и винопитием. Подайте что-нибудь на пропитание моей коллекции...
- Наверное, мало кому известно, что наряду со столовыми крестьянскими, монастырскими, царскими, особо выдержанными, дорогими винами, у нас существовало так называемое «Самезобло» («Соседское») вино. Его носили соседи в церковь в день поминовения святого, которому эта церковь была посвящена. Это служило великим объединяющим началом, способствовало общению, установлению более близких и даже родственных отношений (бывало, там и встречались будущие муж и жена).
А было ещё и «Сагвареуло» («Родовое») вино – его производили представители тех или иных фамилий.
Мы по сохранившимся рецептам освоили технологию производства ряда подобных вин.
Сохранились исторические сведения и о таком обычае: если в тот или иной год лозы плодоносили скудно, одну из них срезали и хранили до нового молитвенного шествия в день поминовения святого, которому посвящена церковь в том или ином селении. Лозу эту участники шествия приносили с собой и возносили молитвы о богатом урожае и благоденствии на будущий год.
О том, что в Грузии не устраивали пиршеств с красным вином, многим, наверное, известно. Главные мотивы этой традиции сохранились и по сей день. Обычно застолья проходят под белое вино, а красное подаётся в небольших количествах, «для вкуса» и...  для женщин, которым испокон веков не пристало у нас пить наравне с мужчинами.
.
- Патриарх Грузинский именно вашему центру доверил  поставлять церковное вино и для трапез, и для причастия, что уже говорит само за себя.
- В этом году мы переработали  лишь  130 тонн винограда. Из него будем производить белое вино «Царапи» и красное «Саперави».
Но «на перспективу» в нашем хозяйстве в Карденахи – жаждут крови винограда 700 квеври...
- !
- Причём некоторые из них зарывались в землю ещё при Николае II, когда последний император отдыхал в Боржоми.
Параллельно мы ведём работу над восстановлением знаменитой цинандальской энотеки князя Александра Чавчавадзе, отца Нины Грибоедовой и владетельницы Мингрелии Екатерины Дадиани, выдающегося грузинского поэта-романтика.
Что ж, наградами и спросом грузинские вина не удивить. Ещё в дохристианские времена, когда о конкурсах и слыхом не слыхивали, жители и гости Грузии голосовали за его волшебные свойства... активным потреблением и панегириками.
Умирающее и возрождающееся зерно, выдавленная кровь винограда, возвращающаяся в жилы пирующих бодрящим целительным бальзамом, – не это ли древнейшие метафоры, известные человечеству?
Кстати, не удержусь от искушения сказать пару слов о грузинском хлебе, сославшись на авторитет исследователя Тамары Кучава – Асанишвили, поэта и доктора экономических наук, посвятившей свои научные труды последних лет истории «шотис пури» - выпекаемых в раскалённых печах-тонэ «лодочек» и кругляшей из пшеничной муки:
«Мировому научному сообществу хорошо известно о том, что культура земледелия на территории Грузии существует с древнейших времён, - рассказывает Тамара Кучава-Асанишвили. - Несколько лет назад в гурийском селении Анасеули были обнаружены датированные VII-VI тысячелетиями древнейшие злаковые культуры (в частности, зёрна пшеницы) и орудия для обработки земли.
На территории Картли (это центральная Грузия) археологи нашли керамическую посуду, изготовленную 8000 лет назад, причём в одних сосудах сохранились виноградные косточки, а в других – пшеничные и ячменные зёрна. На основании этих и других важных обнаружений удалось доказать, что культивирование пшеницы в Грузии эволюционировало интенсивно и, что самое главное, непрерывно...
Кахетинский хлеб, помимо отменного вкуса, отличался оригинальной формой. Кахети – это вообще сокровищница этнологической культуры, край с многовековыми традициями, в частности, бережно хранимыми технологиями выпечки местных «шоти».
И в наши дни на застольях можно увидеть обряд «преломления хлеба» в знак взаимного уважения. Присловьем: «Мы с ним хлеб преломили» наши предки подчёркивали особо близкие отношения.
- Да, и в наши дни уважение к хлебу остаётся отличительной чертой всех взросших и воспитанных на грузинской земле.
Брошенную на улице горбушку или кусок булки я обязательно поднимаю и кладу куда-нибудь повыше – для воробьёв и голубей. И не раз видел, как то же самое делают  мои сограждане – и стар, и млад. А недавно с исполнителем бессмертной роли Абдуллы из «Белого солнца пустыни» - блистательным Кахи Кавсадзе, с которым много лет встречались (с перерывами) на пришедшем ныне в упадок бассейне «Лагуна Верэ», мы «сомкнулись» у окошка тонэ – пекарни в старом городе.
- Тебе сколько? – спросил «Абдулла».
- Один.
Кахи Кавсадзе извлёк из пекла пекарни дымящиеся хлебы и легонько стукнул меня по кулаку, сжимавшему мелочь.
Да мне и так было понятно – за хлеб настоящие тбилисцы денег не берут.
- Хороший пример. Уважение к хлебу идёт ещё от протогрузин, которые сооружали особой круглой формы хлебные печи. Культовые хлебы прилеплялись в такую печь в форме молодого месяца. Такие коржи и сегодня можно встретить в продаже под названием «дедис пури» или «бебос пури» - «материнский хлеб» или «бабушкин хлеб».
Затронем лингвистический аспект, в максимально простом популярном изложении. Тонэ – хлебная печь. В значение этого слова входят понятия – «тол» (древнегрузинское – «глаз»)  Одно из наименований солнца в древнегрузинском языке – ре...
- О, почти как Ра – божество Солнца в Древнем Египте.
- Это отдельная, историко-лингвистическая тема, нас она далеко уведёт. Итак, солнце – ре, а тол означает глаз на некоторых диалектах высокогорья. Эти два слова трансформировались в толре, то есть, «глаз солнца», или «солнечное око».
В то же время, древнегрузинская печь – это «око солнца». А протогрузины называли «оком солнца», или «оком Бога» луну, которая с высот небесных озирает земную юдоль, всё замечая и фиксируя. Выпекались хлебы в форме молодой луны – как бы: «С днём рождения!».
Наши предки-грузины пекли хлеб ритуального предназначения, который именовали «шоти-тоти», и это «тоти», по нашему мнению, находится в прямой связи с древнейшим великим культом луны – протоегипетским (протогрузинским) богом Тотом.
Интересно, что по сей день сохранилась и ещё одна деталь традиции: тесто в наших пекарнях замешивается в ночь накануне утренней выпечки: «чтобы луна на него взглянула».
- Находят ли ваши предположения подтверждения в учёных кругах?
- Приведу граничащий с сенсацией фрагмент публикации профессора Калифорнийского университета Вячеслава Иванова: «На основании лингвистического анализа я пришёл к выводу, что двое из пантеона древнеегипетских богов – Тот и Озирис – боги грузинского происхождения» (!).
И – шире – доктор филологических наук Юрий Мосенкис в своей книге «Картвелы – создатели древнеегипетской цивилизации», пишет: «По нашему мнению, в четвёртом тысячелетии до н.э. в Египет пришли протогрузины и привнесли на эту землю основы культуры и государственности».
Особо следует отметить и тот факт, что халдеи (протокартвелы, протогрузины) в библейском городе Уре также выпекали хлебы в форме луны.
- С кахетинским «шоти» картина прояснилась, но ведь не менее интересен и месхетинский хлеб, на котором рос великий уроженец тех мест, «месх безвестный», как он сам себя называл, Шота Руставели. Имя Шота и название хлеба шоти, насколько мне известно, никак не связаны – это просто созвучие.
- Верно, никак не связаны.
На юге Грузии всегда был богатый выбор различных сортов пшеницы. Особенности формы месхетинского хлеба неизменны в течение многих веков. Это – круглые хлебы с небольшим овальным отвестием посредине. Учёными уже установлено, что в Древнем Египте подобным же знаком изображались солнце, луна и хлеб: кругом с отверстием посредине. Сходство с формой месхетинского хлеба не вызывает сомнений.
Вот такова она, мистерия грузинского хлеба.
Ну, а теперь, «начинаем репортаж о вине» - перефразируя знаменитого футбольного комментатора, артиста и тамаду Котэ Махарадзе, гостем которого я бывал, в том числе и на праздниках. И начнём мы этот «репортаж» с древнейшей притчи, найденной нами под обложкой тома «Грузинских народных сказаний»:
.
Рождение вина
.
Были времена, когда люди ещё не умели приготовлять вина. Виноградные лозы росли в лесу, а виноград клевали птицы. Один бедный крестьянин принёс лозу из лесу и посадил её перед домом. Лоза дала хороший урожай, и все с удовольствием лакомились виноградом. На следующий год крестьянин прибавил ещё десять лоз, на третий – сто, и таким образом развёл целый виноградник.
Однажды осенью бедняк собрал виноград и выжал из него сок. Сладкий виноградный сок понравился всем соседям. Но его было много.  Не выливать же столько добра! Крестьянин разлил сок по кувшинам и спрятал на зиму. Через два месяца решил он испробовать – у сока оказался приятный вкус. Закружилась слегка голова, на сердце стало легко и весело.  Удивился земледелец – как такая нежная лоза могла дать столь восхитительные плоды?!  Созвал он гостей – своим открытием похвастаться.
Первым пожаловал соловей. Выпил он стаканчик-другой и воскликнул:
- Кто отведает этого напитка – будет петь, как я!
За ним явился петух. Выпил он стаканчиков десять и провозгласил:
- Кто угоститься вволю этим напитком, будет петушиться, как я!
Третьим притопал жирный кабан. Этому меньше ведра не хватило. Утыкаясь с последним глотком в любимую стихию, он успел прохрюкать:
- Кто будет пить без меры, тому судьба валяться в грязи, как я!
С тех-то пор, по сказанному и повелось.
А вот несколько фрагментов статьи в «АиФ-Тбилиси», из моей давнишней беседы с одним из лучших мастеров грузинской словесности, праздновавшим в те дни своё 75-летие и вынужденным по этому поводу уступить престол тамады другому достойному виртуозу жанра:
- Институт тамады в Грузии – древнейший и уникальный. Само слово «тамада», вошедшее во все языки христианской культуры – грузинского происхождения. Оно переводится как «сидящий во главе стола», «направляющий», нечто вроде кормчего на корабле застолья. Мы не знаем точно – когда на территории Грузии возник феномен тамады, но уж определённо – во времена языческие, потому что в конце прошлого века археологами была найдена скульптура человека с рогом, судя по всему, произносящего заздравное слово. Возраст её установлен – 2700 лет,- так начался наш разговор с здравствующим классиком грузинской литературы, нобелевским номинантом и при этом возведённым современниками в сонм «олимпийцев» искусства ведения стола, прозаиком Ревазом Мишвеладзе. Признаюсь с гордостью, что Реваз Авксентьевич – мой учитель в этом очень трудном жанре ораторского искусства, которое, помимо таланта психолога, должно включать в себя умение выстроить постановку, написать сценарий и применить богатую гамму артистических решений. Ниже я публикую фрагменты наших бесед с ежегодного праздника «Шотаоба» в честь Шота Руставели, в Вардзия, пещерном городе-монастыре  на юге Грузии, любимой резиденции царицы Тамары. А также – в библиотеке старинного тбилисского особняка – Дома писателей.
«Несмотря на то, что инфраструктура и оснащение технологий производства вина в странах с высокоразвитой экономикой – Франции, Германии, Италии, Испании намного опережают наши скромные финансовые возможности – ничто не может лишить Грузию «права первородства».  Не случайно ЮНЕСКО присвоила традиционному грузинскому методу изготовления вина в больших глиняных кувшинах статус нематериального культурного наследия. Зарываемый в землю кувшин для хранения вина - "квеври" - также объявлен памятником культурного наследия Грузии, как и давильня – экологически чистейший способ выжимания виноградного сока.
Я бы присвоил статус памятника нематериального культурного наследия и институту тамады, - отмечает мой собеседник. - Ведь тамады не было не только у европейцев, но и у таких древнейших народов высочайшей культуры, как греки и римляне. Вспомним поэмы Гомера – что ни день, то пиры – то по случаю побед, то плач по погибшим. А где тамада?
Между прочим, исторические хроники свидетельствуют, что после принятия законов в грузинском дарбази – парламенте эпохи Ренессанса – принятие каждого закона скреплялось здравицей за него. Но если дать себе труд почитать законы, изданные во времена Давида Возобновителя и его внучки царицы Тамары, язык не повернётся сказать, что они приняты на пьяную голову. Именно из дарбази, мне кажется, традиция застолий с тостами перекочевала в обычные дома – отсюда роль тамады расширилась – теперь он верховодил не только возлияниями на всенародных торжествах, но и семейными праздниками.
Грузинское застолье гармонично – тамада вовсе не отдувается один за всех, но роль ведущего «церемониймейстера» - на нём. Традиционно – хороший тамада всем даёт возможность высказаться – но в рамках взаимоуважения, при условии: говорящего – слушают. Долг тамады – создать атмосферу радости, праздника… Кроме поэтических тостов в грузинском застолье приветствуются и шутки, и песни, высоко ценится талант рассказчика занимательных историй.
Гость грузинского застолья покидает его в хорошем настроении, как бы во власти светлых надежд. Каждый пьёт сколько душе угодно, но вне «пространства» тоста налить себе и выпить считается постыдным.
- Доводилось слышать от иностранцев, что наши застолья очень утомляют, потому что длятся непомерно долго.
- Оперы Вагнера тоже утомляют. Как говорится, не нравится – не слушай. Но если уж пришёл в оперу – не мешай другим. Сел за грузинский стол – изволь уважать традиции.
Знаменитые тамады Грузии, имена которых передавались потомкам – это Александр Чавчавадзе, тесть Грибоедова, Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели, Рафиэл Эристави, в начале прошлого века –  Паоло Яшвили, радушный хозяин застолий и друг их участников из России – Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского и других звёзд «серебряного века», артистичный и неистощимый на выдумки и импровизации.
А из пересекшихся с нами годами жизни нельзя не вспомнить композитора, автора прекрасных городских романсов Резо Лагидзе, выпивавшего – по утверждению многих свидетелей, по 12-14 литров вина и заверявшего почтенную публику, что «бодр, как птичка на рассвете».  Ещё один «маг и чародей» застолья – незабвенной памяти Котэ Махарадзе.
- О, тосты Котэ Ивановича я записывал. Между прочим, как и ваши.
Вот его тост за любимый город:
- Живи и здравствуй, мой Тбилиси! Спустя неделю, много десять дней после разлуки с тобой, я места себе не нахожу, хоть бы меня там на руках носили. Я не могу жить без твоих улиц, ведь эти улицы – не улицы, а семьи у всех на виду. Здесь – колыбель детства, отрочества, юности, дружбы на всю жизнь…
Когда мы с Софико (Софико Чиаурели – великая грузинская актриса, супруга К.И.Махарадзе) возвращаемся из зарубежных поездок, и самолёт приближается к седым вершинам Кавкасиони, я заранее знаю, что глаза её увлажнятся слезами.
Когда наша женская сборная выиграла командный чемпионат мира по шахматам, остряки подметили, что это была даже не сборная Грузии, а сборная Тбилиси. И даже не сборная Тбилиси, а сборная одного красивого столичного района. Талант – спасение Грузии. Потому что мы можем быть чемпионами и по зависти, и по амбициозности, и по мстительности, но талант спасает. Для меня остаётся загадкой – как природа «вбрасывает» в нашу жизнь Пайчадзе, Месхи, Метревели, Бурчуладзе, Соткилава, Анджапаридзе… Какими мышцами оделяет их, какими горловыми связками, каким артистизмом…
Тбилиси обладает даром не только порождать, но и притягивать таланты.  400 лет здесь владычествовали арабы, и гены многих наших дарований «рассосались» по другим городам и весям. Не в Тбилиси родились Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели, Важа-Пшавела и Пиросмани, Галактион Табидзе и Захарий Палиашвили, но все их дарования расцвели в Тбилиси, здесь обрели они славу на века. «У него счастливый талант», - сказал Илья Чавчавадзе об Акакии Церетели. Вот такой же счастливый талант у Тбилиси.
Я помню, в Мексике, на чемпионате мира по футболу, к нашей команде, ясное дело, был приставлен сотрудник госбезопасности. Этот советский офицер был в своём деле асом – как поговаривали, четырёх перебежчиков снял «с порога» американских посольств. Я спросил – почему он не обращает на нас внимания.
- Грузины не стремятся остаться за границей. С 1946 года я помню только 4 или 5 подобных случаев. Зачем же понапрасну тратить время и силы?
Теперь же, когда обнищавший народ валом повалил за кордон, я уверен, рано или поздно они или их потомки вернутся. Ностальгия заест.
Да, непостижимой притягательной силой обладает мой город. К нему будто ниткой пришита твоя душа, и как бы далеко ты ни уехал, он вернёт тебя в своё лоно. Да будет благословен Тбилиси!
А ещё я записал сногсшибательный своей уникальностью «тост, понятный всем, но лишь двоим – до конца»… Историю эту мне рассказал Котэ Иванович «под большим секретом, но с правом публикации, каковым я сейчас и воспользуюсь.
«Одна из возлюбленных моей молодости сводила меня с ума своей идеально красивой маленькой грудью. И, когда приближались часы нежности, я неизменно спрашивал: «Ну, как поживают маленькие?». И она сразу розовела от смущения.
Однажды меня избрали тамадой на грандиозном застолье в славном городе Сачхере, где был, кажется, весь город. Я сказал моей любимой, что произнесу такой тост, который выпьют все стоя, но до конца его поймём только мы двое.
И вот приходит время, наполняются чаши, я поднимаю рог и провозглашаю тост «за здравие маленьких». При этом, лучезарно улыбаясь, смотрю на неё. Разумеется, все участники застолья, как по команде, встали и торжественно осушили бокалы, как они полагали, за подрастающее поколение.
А ещё мне Котэ Иваныч рассказал такую историю из жизни великого тамады, князя Гулбаата Чавчавадзе. Принимая императора Алекса́ндра II, легендарный тамада так очаровал самодержца, что тот пригласил его в Петербург. Ну, а там уж грузинский князь взбудоражил весь Зимний дворец – от поварят до камергеров – и устроил лукуллов пир.
Провозглашая тост за Его Величество, Гулбаат Чавчавадзе наполнил рог 4-литровой ёмкости и (в несколько приёмов, разумеется), осушил его до капли. Когда же он положил гигантское изделие на стол, выяснилось, что участники пиршества мужского пола… отсутствуют. Все в панике бежали, потому что повторить подобное не мог никто, а выпить меньше получилось бы оскорбительным для Его Величества.
А чего стоит случай с маршалом Рокоссовским и другим знаменитым тамадой – Петрэ Бокерия? Бокерия был известен как знаток поэзии, и грузинской, и русской. Любой тост он сопровождал приходящимися к слову цитатами, причём редко повторялся. Принимал и «заказы». Например, его просили провести стол «под Руставели» или «под Пушкина». Рокоссовского настолько восхитили эти способности, что в один момент он, не сдержавшись, закричал: «Петрэ, иди сюда, я тебя обниму». На что Бокерия ответил: «Нет, уважаемый маршал! Идите вы сюда, потому что этим застольем командую я!». И Рокоссовский повиновался.
Вспоминаю и такой случай. Дело было в Японии, в 1984 году. По приглашению Союза писателей Страны Восходящего Солнца мы с Виктором Астафьевым прибыли на международный слёт писателей делегатами от СССР. По окончании официальной программы, как водится, банкет. Огромный стол ломился от яств. Одной рыбы я насчитал 18 сортов. Алкоголя – все виды. И как делегаты воспользовались этой божьей милостью? Забились по углам, каждая делегация по отдельности – стоят и жуют. Покучковались так минут 20 и чувствую – все уже готовы разбрестись по номерам. Тут Виктор Петрович говорит: «Резо, прошу тебя, будь тамадой». Я отвечаю: «Виктор Петрович, а вдруг это у них нарушение этикета, вдруг обидятся. Может, не стоит в белые вороны рядиться…». «Нет, нет, стоит, стоит». Астафьев подвёл меня к председательскому месту и провозгласил (через переводчика) – Перед вами известный грузинский писатель, он будет вести застолье, он будет тамадой.
Тогда я взял слово и произнёс такой тост: - Давайте выпьем за нашу встречу, мы все понимаем, что собрались здесь с целью узнать побольше друг о друге, чтобы сблизить наши культуры. Давайте пусть каждый выпьет за свою родину. У нас это многовековая традиция, но я никогда не пью за мою Грузию в сплошном мажоре. Я всегда произношу этот тост с болью душевной, но и с надеждой на возрождение моей прекрасной многострадальной земли.
Пусть будет многоцветен мир! Пусть индианка ходит в сари, узбек в чалме, русская в сарафане, грузин в чохе. Выпьем за то, чтобы наши народы не были стёрты с карты, как этруски или финикийцы. Смотрю, делегаты потянулись к столу, лица потеплели, откуда-то появились блокноты, диктофоны.
Много ещё тостов произнёс я тогда, стараясь быть немногословным – народ-то непривычный. За матерей, сидящих у очагов в ожидании нашего возвращения, за тех, кто зажигает свет в окне, предчувствуя радость скорой встречи; за счастливые дни, которые позади, но которые ещё ждут нас в дымке горизонта. Но вот когда я выпил за оставшиеся нам дни – чтобы они пошли на служение людям – почувствовал – кто-то уткнулся мне в плечо и весь затрясся от рыданий.
Виктор Петрович потом мне рассказывал, что японцы смотрели на меня как на божество, потому что впервые видели, чтобы один человек говорил, а все его слушали, в неофициальной обстановке. Сам Астафьев тоже прослезился и, между прочим, сказал: «Резо, вот я сейчас понимаю, как грузин Сталин мог стать повелителем мира – у вас есть магическая сила объединять людей в одно целое».
На второй день у моего номера появилось телевидение, газеты опубликовали накануне записанные тосты… Такое действительно приятно вспомнить.
А ещё был случай... В Англии, в городе Ливерпуле, я принимал участие в литературоведческом симпозиуме. Когда близилась к завершению официально-докладная часть, на третий день, во время большого перерыва, председатель объявил: «Поскольку учёного без чувства юмора нет по определению, предлагаю провести блиц-конкурс на лучший анекдот. Каждый участник симпозиума должен рассказать анекдот, отображающий в той или иной мере его национальную природу. Состоялась жеребьёвка, и когда подошла моя очередь, я в волнении думал – что бы рассказать, как назло, ничего не приходило в голову. И вдруг осенило, и я начал на своём ломаном английском: «Однажды в Кахетии, в городе Телави, кахетинец продаёт орехи. Продаёт по пять лари кило и тут же покупает кило по пять лари. –Эй, Ника, - говорят ему. – Ты чего в такую жару убиваешься? Ни копейки не имеешь навара с этих орехов. Козу продал, козу купил?!
Ника пригладил усы и степенно ответил: «Эх, сынок, разве навар меня интересует? Я просто хруст люблю, когда мешки с орехами перебрасывают».
Когда гид перевёл эти слова, в зале раздался гомерический хохот. До слёз смеялись мужчины и женщины, но последние пострадали больше из-за потёкшей косметики.
Председатель объявил, что первый приз вручается доктору Мишвеладзе. «Я и представить себе не мог, что в этом урбанистическом мире ещё остался народ, который ходит на базар не бизнеса ради, а чтобы послушать хруст орехов в мешке».
Выпьем же за таких бессребреников, как Ника. Выпьем за их лучезарность…
- С грузинского языка слово «садгегрдзело» (тост) переводится как «жизнепродлевающий». И это не место и не повод для критики. Конечно, всем известно, что тот, за кого пьют, не безгрешен, как и все мы. Но в минуту, когда за него поднимают кубок, он – герой. Со своей стороны тамада не выдаёт ему индульгенцию в рай, его задача – представить человека с наилучшей стороны, чтобы вдохновить его на добрые свершения.
Тост – это звёздный час его героя. Как же можно критиковать кого-либо в его звёздный час?
Сорта грузинских вин соответствуют всем разновидностям психологических типов человеческих характеров. Вина, как и люди, бывают игривые или игристые, беспокойные, легкомысленные, мягкие и тяжёлые. И только одного вина настоящий грузин не подпустит к своему застолью, хотя и такое есть: вина злопьянящего, обнажающего в душе чёрные страсти мести или сведения счетов, в общем, всего «букета» от нечистой силы.
И завершить хотелось бы воспоминанием о просмотренном ещё в студенческие годы документальном фильме о культуре грузинского застолья. Он назывался «Простая истина» (режиссёр М.Гагуа, автор сценария В.Сулакаури). В этой ленте рассказ идёт не только о философии застолья, но и об интерьере – в зависимости от тональности – радостной или печальной – пиршественного собрания. Речь ведётся не только о культуре произнесения тоста, но и о культуре поведения слушающих и (крайне редко и «по месту») подающих реплики. А также воспроизводятся живые картины застолий на природе, в домах потомственной городской просвещённо-артистической среды, в крестьянских семьях и даже в рабочих столовых. Да, да, и там существует культ организованного застолья, пусть и во время обеденного перерыва, когда пьётся 2-3 стаканчика «для бодрости». Сам помню, как это бывало во времена, когда подрабатывал грузчиком, учась в университете. А уж если спросите о моём любимом тосте, отвечу. Вот он, лучащийся христианским светом: «Во здравие того, кто бедствует, хоть того и не заслуживает и во здравие того, кто ему поможет, хоть делать этого не обязан».
Пришло время сказать несколько слов о свойствах разных сортов грузинских вин. Прежде всего – о вине монастырском. Оно отличается от немонастырских прежде всего тем, что производится из винограда, выращенного на территории самого монастыря, без привлечения сырья со стороны.
Особо знамениты вина  Алавердского монастыря — это случай особый. Их история насчитывает более 1000 лет, и всегда алавердские сорта производились в малых, выражаясь современным языком, коллекционных количествах. « Ркацители здесь непревзойденное — охристое, с коротким, но ярким сухим послевкусием, округлое и грузное как арба. Два более редких белых сорта — киси и хихви — ему под стать, как двоюродные братья: тяжелые, пряные, с земляными тонами, в послевкусии — чернослив, сухофрукты. Ни много ни мало, это к тому же последний, чудом выживший отголосок позднеантичного мира; технология, которую мир западный так практически и не редактировал», - свидетельствуют туристы, не лишённые способностей  к изящной словесности.
Профессор, завкафедрой биохимии Тбилисского государственного университета имени И. Джавахишвили Рамаз Гахокидзе рассказал Sputnik-Грузия, как отличить качественное вино от фальсификата и чем отличаются красные сорта вин от белых.
.
Польза красного вина
.
В Грузии много сортов красного вина. Среди них известные "Хванчкара", "Киндзмараули", "Оджалеши". Считается, что красное вино более полезное, чем белое, из-за высокого содержания антиоксидантов и ресвератрола — вещества, которое растения вырабатывают для борьбы с паразитами.
Вино благотворно влияет на организм, выводит лишнюю воду, а для людей с лишним весом интересно тем, что снижает аппетит. Те, кто регулярно пьет немного сухого красного вина, меньше страдает от проблем пищеварительной системы и ожирения, считает профессор.
Красное вино полезно и при язве. Вещества, входящие в его состав, помогают быстрому заживлению язв. Напиток полезен и для зубной эмали – он мешает развиваться бактериям, вызывающим кариес.
Ежедневное применение небольшого количество вина снижает риск появления камней в почках. Однако употребление спиртного напитка в лечебных целях обязательно нужно согласовать с врачом и следовать его рекомендациям, подчёркивает грузинский учёный.
При ушибах рекомендуется использовать компрессы из холодного красного вина. Кроме того, вино может служить профилактикой авитаминоза. При пневмонии, гриппе и бронхите рекомендуется принимать 50 грамм теплого красного вина, разбавленного водой, или столько же горячего вина, смешанного с медом или сахаром.
Красное вино обладает расслабляющим и успокаивающим действием, помогает в борьбе с переутомлением, а также способствует восстановлению после тяжелых заболеваний.
Однако, не следует путать алкоголизм и лечение вином – энотерапию. Вино в больших количествах наносит серьезный вред организму.
При бессоннице перед сном нужно принимать около 30 грамм сладкого или полусладкого красного вина.
Большим минусом красного вина можно считать то, что в нем содержатся вещества, которые могут вызывать головную боль. Кроме того, красное вино достаточно калорийное и содержит аллергены.
.
Польза белого вина
.
В Грузии достаточно много и белых сортов вина. Среди них известные "Цинандали", "Бахтриони", "Твиши". Белое вино полезно для организма, несмотря на то, что в нем содержится небольшое количество антиоксидантов. Однако, считается, что антиоксиданты белого вина усваиваются лучше, чем антиоксиданты красного.
Белое вино повышает аппетит и улучшает обмен веществ. Напиток содействует выделению желудочного сока, убивает вредные бациллы в желудке и поддерживает нормальную кислотность, что очень важно для пищеварения.
Напиток расширяет сосуды, защищает сердечную мышцу, улучшает работу эндокринной системы и повышает выделение гормонов. Белое вино в небольшом количестве (около 30 грамм) улучшает работу почек.
Тем не менее, и у белого вина тоже есть свои недостатки. Одним из основных минусов белого вина можно считать то, что оно повреждает зубы. Такой напиток, как правило, содержит большое количество сахара и кислот, что вызывает разрушение зубной эмали.
Белое вино в больших дозах нарушает работу печени и почек. Оно ухудшает работу пищеварительной системы и вызывает психические нарушения.
Стоит отметить, что нельзя пить вино при диабете и подагре.
.
Культура употребления вина
.
Лечебная доза вина не должна превышать 50 грамм в день, это примерно три столовые ложки. Лучше всего принимать вино как лечебное средство во время еды. Для ослабленного организма полезен глинтвейн.
"Глинтвейн я советую готовить самостоятельно. В сотейник положите десять веточек гвоздики, тертый мускатный орех и корицу. Можно добавить и кусочки фруктов. Далее все это заливают небольшим количеством воды и варят около 10 минут. Массе дают остыть. За это время нужно подогреть один литр вина, но не кипятить, добавить четыре ложки меда и приправы", — рассказывает профессор Гакохидзе.
При лечении вином обязательно нужно уменьшить потребление таких продуктов, как мясо, животные жиры, соль, сахар. Следует потреблять больше растительной пищи и морепродуктов.
Лечение вином строго противопоказано тем, кого беспокоит печень, двенадцатиперстная кишка и повышенная кислотность.
Энотерапия категорически запрещена алкоголикам, беременным и кормящим женщинам. Кроме того, она противопоказана детям, так как спирт в детском организме может вызвать нарушения функций головного и спинного мозга.
.
Как определить качество
.
Вино для лечения должно быть натуральным, иначе оно может нанести серьезный вред организму. Проверить качество напитка можно несколькими способами, делится профессор Гахокидзе.
В глубокую миску налейте воды, в пробирку наберите вино. Закройте пальцем пробирку, опустите ее в воду и уберите палец. Натуральное вино не должно смешаться с водой. Если вино окрасит воду, это уже фальсификат.
Второй способ еще проще. Нужно резко перевернуть бутылку вина горлышком вниз и обратно. Вино высокого качества, обычно, содержит небольшое количество осадка, который быстро снова оседает на дне бутылки.
Есть еще один интересный метод проверки качества вина – нужно взболтать бутылку вина и начать разливать его в стаканы. Для того, чтобы понять, насколько вино качественное, необходимо обратить внимание на пенку от вина. У хорошего напитка она собирается в середине бокала и быстро исчезает.
Жители Грузии воспринимают вино не только как алкогольный напиток, но и как лечебное средство. Многие люди в возрасте считают, что обязаны своему долголетию бокалу домашнего вина, который они выпивают каждый день за обедом. Однако при этом необходимо помнить, что вино – это не панацея от всех болезней, а лишь средство для поддержания организма. При большом количестве потребления вина вы не защищаете себя от недугов, а наоборот, вредите своему здоровью.
Заключительную часть нашего очерка хотелось бы посвятить рассказу о вышедшем в свет несколько месяцев назад уникальном, великолепно иллюстрированном двуязычном альбоме «Грузия – колыбель вина». Это – подлинная энциклопедия вина и виноградарства, о чём можно судить хотя бы по названию разделов 600-страничного фолианта на грузинском и русском языках. Первый раздел называется «Крест из лозы» и повествует о приходе в Грузию святой равноапостольной Нины Каппадокийской, просвещавшей Грузию крестом, сложенным из виноградной лозы и сплетённым волосами святой).
О песнопениях, связанных с лозой и виноградником, о великих меценатах  и виноделах, прославленных виноградарях и владельцах марани (винных погребов), о семейных, городских и сельских традициях, связанных с культом вина, о наградах (доблестях, подвигах и славе) грузинских вин на международных смотрах, о выдающихся личностях – грузинах и иностранцах, объединённых любовью к грузинским винам, о современных грузинских винных компаниях и сегодняшнем дне виноделия, о винном туризме и – особо интересный лично для меня раздел «сорта винограда» - вот о чём этот альбом в «жанре» краткого перечня.
Ну, а если подойти к делу более детально, нам понадобится для рецензии на этот альбом ещё одна статья примерно такого же объёма.

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Теги
Раздел