Сетевой литературный журнал издание Фонда «Русское единство»
Москва, № 89 Март 2017
Сегодня Пятница, 24 марта
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов О журнале Редакция Контакты
19 сентября 2016 — Игорь ФУНТ, раздел «Юбилеи»
Материал из журнала № 83 - Сентябрь 2016

От Любови – с любовью!

8 комментариев (см. ниже)
К 110-летию со дня рождения Л.Ф. Воронковой,
классика русской советской детской литературы
Игорь Фунт
От Любови – с любовью!
Недетские переплетения неизбежностей
Безопасные корабли – это вытащенные на берег корабли. Анахарсис
…дабы от времени не изгладились из памяти деяния людей
и не были бесславно забыты великие и удивления достойные дела. Геродот
Что значит работать для детей? – спрошу я вас, дорогой читатель, в преддверии статьи о нашей героине.
Ведь у юности свой «гамбургский» счёт по отношению к окружающему миру. Своя – отличная от взрослых – мера в искусстве. Постичь крайне строгий и самобытный сей личностный критерий дано не каждому сочинителю. Детским беллетристом до́лжно родиться. Им нельзя сделаться. Это не мои слова – Белинского, в лёгкой интерпретации.
Однажды Горький, рассказывая о знаменитой литературной группе начала 1920-х гг. «Серапионовы братья», утверждал, будто составившие её авторы при встрече друг с другом вместо приветствия восклицали: «Здравствуй, брат! Писать очень трудно…» – На что серапионовец Вениамин Каверин, возражая Горькому, оговаривался: «Признаться, я не помню, чтобы нам служил приветствием этот девиз. Наверное, это было не так. И всё-таки это было так».
Да, писать довольно тяжко. Писать талантливо вдвойне тяжелей. Творить для детей – втройне: «Книгу писать трудно, – признаётся Л. Воронкова. – Пока пишешь, думаешь: это – последнее твоё произведение, больше тебе ничего не написать, не хватит сил. Да и не вечно же жить в таком напряжении нервов и сердца! Но поставишь последнюю точку – и вдруг станет грустно расставаться с героями, к которым ты уже привык, и жизнь твоя кажется вдруг опустевшей…»
Маршак и Чуковский. Барто и Михалков. Житков и Гайдар. Осеева и Носов. Все они создали достаточно вещей и для старшего возраста, и для взрослых. Но именно «малышковые» книжки принесли этим прославленным именам наиболее блестящие успехи. Смотрите сами.
«Усатый полосатый», «Человек рассеянный» С. Я. Маршака на слуху и у нынешней детворы. А «Мойдодыр» и «Доктор Айболит» Корнея Чуковского? – без сомнения, по популярности опережают его филологически безупречные статьи, мемуары и переводы. Житковская «Почемучка» и гайдаровские «Чук и Гек» вполне соперничают по узнаваемости с их «взрослыми» произведениями.
В данном замечательном авторском ряду Любовь Фёдоровна Воронкова занимает особое, почётное место.
.
«Утки на ферме запросто разговаривают у меня с ребятами. Лишь Корней не видит и не слышит того, что видят и слышат Лёня и Аринка. Лёня и Аринка могут повстречать Солнышко на лугу и поговорить с ним, могут играть с Выдрой, которая коварно их обманывает, они понимают Белку, птиц и даже Чучело, которое стоит на ферме, чтобы пугать ворон. Корней же только может смеяться над ними, а в Белку и Скворца – запустить камень. И считает, что это и есть самые умные поступки… Я старалась в этих сказах приблизить нашего читателя к природе, к тому прекрасному живому миру, который окружает нас и порой требует нашей помощи и защиты…» – говорит Любовь Фёдоровна, сверяя жизнь и поступки своих неугомонных юных героев с беспокойным бытием огромной страны, в коей герои эти учатся, работают, творят. Влюбляются и страдают. Веселятся и плачут.
Потому так естественно выглядят их незамысловатые, но честные стремления вырваться за рамки обыденности. Соорудить что-то особенное, интересное, нужное. Оттого так трогательно и непосредственно – без излишней педагогической навязчивости – смотрятся страницы воронковских повестей. Рассказывающие о молодых ребятах, впервые взятых на большие дела: будь то промысловая рыбалка либо посильное содействие колхозу в производственных перипетиях и трудовых буднях («Федя и Данилка»).
Фундамент идейной, сюжетной фабулы – в сложности, полифонизме характеров, яркой образности типажей – родители, учителя, друзья, рабочие-крестьяне.
Л. Воронкова по-театральному предвзято, с прищуром, – от драматичной серьёзности до комизма, – всматривается в семейные и будничные отношения описываемых героев.
Да, нелегко изобразить характер литературного персонажа, если он, скажем по-коммунистически: ещё и пятилетки на свете не прожил!
Но отнюдь, созданное Воронковой для совсем маленьких не только ёмко по содержанию, – при всей кажущейся простоте: – оно по-настоящему многоцветно. Супрематично, – изрекли бы упомянутые выше серапионовцы. Имея в виду объёмную малевичевскую густоту, палитру красок в «чёрно-белой» провинциальности изложения, насыщенную кинематографичность в деталях. Сейчас бы произнесли: эффект 3D.
В «детсадовской» «Недельке» («большая» повесть для маленького слушателя, состоящая из семи коротких рассказов, – авт.) обрисовано, к примеру, засушливое лето.
Вроде бы бесхитростная картина. Но запоминается крепко:
.
«В это лето стояла жара. Дождя уже давно не было. Лошадь бежала по белой, сухой дороге, и густая пыль поднималась у неё из-под копыт. Они выехали на поле. Пшеница сухо шелестела сухими колосьями.
– Дождя просит, – сказал отец. – Колос наливать нечем.
А дальше – картофельное поле. Борозды совсем побелели от солнца и от сухости. Картофельные кустики были низенькие и не могли расти больше. Некоторые набрали бутоны, хотели цвести, да силы не хватило. Так и замлели в сухой земле, под жарким солнцем.
– А картошка дождя просит? – спросил Ваня.
– Просит, очень просит! – ответил отец».
.
Или из автобиографичной повести «Детство на окраине». Уже для более старших:
.
«На улице, перед распахнутой дверью Лизкиной квартиры, толпилась кучка народу. Стояли мужчины в шлёпанцах на босу ногу, без пиджаков… Стояли женщины в поспешно накинутых на голову платках и шалях… Кто выскочил на улицу, бросив ужин, кто встал с постели… Как же пропустить такое развлечение?
Все молча, с любопытством смотрели на драку. Никто не вмешивался.
А сапожник, пьяный, растрёпанный, чёрный, страшный, что-то хрипло кричал, ругался и выпихивал жену из квартиры на улицу. Она сопротивлялась, хваталась за косяк; ей хотелось спрятаться от людей, забиться куда-нибудь в угол, чтобы её не видели. Но сапожник хватал её за длинные растрепавшиеся волосы и тащил на улицу, а она кричала и плакала…»
.
Само собой разумеется, не обошла Л.Ф. и тягостную ратную тему: «Девочка из города», «Село Городище». Это и «детская» война, и послевоенная действительность сквозь призму детских глаз: неприкрытая правда жизни. И радость, и горе, и смерть. И главное – колоссальная народная доброта и щедрость, помогающие выстоять в лихие годины. Возвращающие надежду и веру в светлое будущее. Без снарядов и бомб. Без гнева, слёз и нескончаемых похорон.
Однако наряду с великолепными детскими книжками, многочисленными повестями и сказками («Старшая сестра», «Личное счастье», «Шурка», «Волшебный берег») Л. Ф. Воронкова запомнилась нам, бывшим советским школярам, роскошными историческими полотнами. Навеянными, конечно же, её феерично-душевной, художественнической системой перевоплощений. Пришедшей из тёплого московского отрочества с улицы «Старая Божедомка» (Божий дом – по-старинному «кладбище», – авт.) Из отцовских «колдовских» чтений на ночь. С заветным куском хлеба, щедро посыпанного сахаром.
Реальность и вымысел. Забытое прошлое – актуальность, злободневность. От повседневности – в архаику древности. Клубок переплетения неизбежностей… К тому же приправленных превосходными иллюстрациями Игоря Ильинского. Помимо всевозможной русской классики оформлявшего стивенсовский «Остров сокровищ», «Робинзона Крузо» Дефо. Фенимора Купера, Майн Рида etc.
Такова трогательная история крохотной эллинской страны Мессении седьмого века до нашей эры, самоотверженно сражавшейся за свободу («Мессенские войны»). Греко-персидское противостояние 500 – 450 гг. до н. э. (не было ни одного государства, не втянутого в боевые действия). Это и, – взятая в основном из геродотовских преданий, – филигранно вычерченная жизнь персидского царя Кира. Деятельность которого оставила в летописи человечества ярчайший, будто огненное зарево, след («След огненной жизни» – небезуспешный зачин на историческую тему). Победы Александра Македонского IV в. до н. э. («Сын Зевса», – первая часть дилогии: детство и юность).
Опусы недосягаемых литературно-исторических высот! – скажу я вам. С учётом их языковой, фонетической доступности молодому поколению.
Меж тем древность: Македония, Греция, Персия – неслучайная веха в судьбе Любови Фёдоровны.
Мечта юности, вынашиваемая долгие годы, требовала огромного внимания, огромного запаса энергии и времени для глубинного изучения материала, фактографии. Требовала немалого литературного опыта, в конце концов, – приобретаемого отнюдь не с кондачка: «Учиться нашему поколению не пришлось, поэтому все Америки древней истории я открываю сама», – признавалась Любовь Фёдоровна. До последних дней находясь в состоянии крайнего удивления и восторга от богатейших сюжетов, эпатажных фиоритур и разновеличия характеров тех эпох. Их чрезвычайных пертурбаций от обыденности к подвигу – и наоборот.
…Дом, родовое древо персидских царей Ахеменидов. Сопротивление и истинный патриотизм, напитанные упорством заведомо слабого, – побеждающего в итоге захватническую идеологию заведомо сильного противника. Чудотворная прелесть легенд Спарты. Подвиги Аристомена. Колоссальные, иногда неоправданные жертвы во имя лживости хитрых богов.
С этими незнакомыми доселе ветрами минувших веков и мощной поэтикой деяний воинов-исполинов советские дети засыпали – и, пробуждаясь, бережно припрятывали книжку Воронковой под подушкой до следующего вечера. Когда кончено домашнее задание и можно окунуться… в неспокойные спартанские будни.
Где почти ровесники – уже настоящие воины, бойцы! – каждодневно испытывают невероятные физические нагрузки и боль. Привыкая к тому, что отныне и впредь семьёй становятся люди, вместе с которыми им придётся сражаться и умирать. Ведь даже женатый спартанец проводил значительное время в казарме. Превознося единственную славу, достойную спартанца, – воинскую.
.
Тем же, чьи юные года, чьи цветут, словно розы, ланиты,
Все в украшенье, все впрок. Если юноша жив,
Смотрят мужи на него с восхищеньем, а жёны с любовью;
Если пал он – от него мёртвого глаз не отвесть.
Тиртей. В переводе О. Рамера
.
Критика обвиняла Л.Ф. в неких исторических ошибках. В идеализации, излишней героизации именитых персонажей – вплоть до реакционности. Всё верно.
Социалистическому литературоведению необходима была политическая составляющая разборов. Воронковой же – собственно истина. Насколько её, – этой истины, – хватало в неисчислимых библиографических анналах.
Во второй части дилогии об Александре Македонском «В глуби веков» собраны все его войны и победы(!). Начиная с того дня, когда он двадцатилетним военачальником переплыл в Азию через Геллеспонт. Пристальным читательским взглядом охватывая всю восточную эпопею Александра – от её истоков до логического конца.
Александр Великий… Весьма противоречивый образ, изображённый Л.Ф. максимально достоверно.
От просвещённого, знающего литературу, талантливого, волевого и отважного полководца – до жестокого, коварного и безмерно честолюбивого властелина. Суеверного и мнительного. Чьё бессердечие особенно проявилось при подавлении восстания в Фивах (335 г. до н.э.). Также при взятии филистимского города Газы (332 г. до н. э.). После чего филистимляне – как вид – полностью исчезли с поверхности планеты Земля.
Когда македоняне по приказу Александра изуверски расправлялись с мирным населением. Не щадя ни женщин, ни детей: «Распадёшься ты, вся земля филистимская; ибо от севера дым идёт, и нет отсталого в полчищах его» (Книга пророка Исаии). – Руками Македонского исполняя пророчества библейских святых.
Громкие победы он присваивал исключительно себе. А неудачи – неведомой воле божества. Подчёркивая, что никогда не отступал перед людьми, – лишь перед богами.
Его тщеславие не знало предела.
Нежный друг – коварный враг. Обожаемый сын – бесцеремонный убийца родни. Военный новатор (разведывательная, интендантская, медицинская службы) – угнетатель свободы. Сын эпохи, крупный македонский рабовладелец, – он так и не исполнил своих сокровенных грёз: стать полновесным владыкой Вселенной.
Беспощадные битвы с Дарием. Виктории при Гранике, Иссе, Гавгамелах – всё воспроизведено Воронковой строго по научно обоснованным источникам.
И как Александра объявили в Амоне сыном Зевса. Как, 24-х лет от роду, заложил строительство Александрии – восхитительную столицу птоломеевского Египта.
Жестокие расправы над лживыми придворными. Восставшие зарафшанская Согдиана и ферганская Бактрия: кровавое противостояние с ахеменидским аристократом, согдийским вождём Спитаменом.
Затем мучительный поход в Индию, страшный обратный путь через пустыни Гедросии, через неисследованную землю! В то время как его флот шёл по океану вдоль таких же неисследованных берегов от устья Инда до Персидского залива.
Тогда-то и чертились первые карты. Тогда-то и начала созревать мечта о мировом господстве.
Л.Ф. отменно показала соратников Александра (Гефестион). Также противников (верные когда-то Парменион, Клит).
В «Мессенских войнах», в частности, Л. Воронкова повествует об известнейшем поэте, создававшем элегии для воинов Спарты, – Тиртее (VII в. до н. э.). Элегии, как правило, исполнялись на марше или перед боем.
Л.Ф. приводит традиционную для 20 в. версию появления поэта, согласно которой Тиртей приехал в Спарту из Афин. В свою очередь, современные учёные выяснили, что Тиртей, оказывается, сам был спартанцем. Позже ему приписали афинское происхождение.
Думаю, подобные фактологические нюансы простительны. Это даже не ошибка – неточность, не зависимая от автора.
Добавим, что в конце 1960-х гг. на экраны кинотеатров вышел эпический модерновый фильм американского режиссёра Рудольфа Матэ «300 спартанцев» с Ричардом Игэном в роли Леонида. Тогда же, словно получив дополнительный зрительский толчок признания, фолианты Л. Воронковой становятся бестселлерами!
Несколько поколений ребят – девчонок, пацанов – в далёких волшебных грёзах защищали мессенскую крепость Итому. Бряцая тяжёлыми доспехами, вместе с Киром Старшим и Александром Великим совершали умопомрачительные переходы через азиатские горы и пустыни. Для послевоенной, точнее, «оттепельной» и далее молодой поросли 1970-х то было изумительное, ошеломляющее открытие целого мира! Мира чести, подвига и отваги.
Л.Ф. обладала удивительнейшим талантом – «минимальными средствами добиться погружения в реальность прошлого!» (Р. Светлов). Её книги – насквозь кинематографичны. Оставляя приличное место для богатого ребячьего воображения.
Не соблазнительно ли, согласитесь, господа, лицезреть себя в строю мужественных спартанцев или свободолюбивых мессенцев. Рядом с Леонидом или Аристоменом. Или самим Македонским.
Писать о том в мельчайших подробностях было ой как непросто!
А ведь делалось это не для кого-нибудь, а для юных читателей. Подростков, учащихся. Причём всех возрастных категорий: от дошколят до десятиклассников. И ежели принять во внимание её тиражи, то по количеству изданного Л.Ф. стоит буквально на втором месте за Гайдаром – всего выпущено более двух десятков миллионов книг! – Учитывая переводы на иностранные языки.
.
Вот она передо мной, эта волшебная дверь, – старая книга «отца истории» Геродота. Откроешь её и войдёшь в удивительный мир давнопрошедших времён. Геродот, историк, путешественник и писатель, позовёт тебя. И в его пленительных рассказах, овеянных легендами, встанут перед глазами древние государства в славе их величия и бедствиях падения; зашумят большие войны; пройдёт жизнь разных народов с их богами, обычаями, героями… Любовь Воронкова.
С любовью к минувшему, верой в настоящее. С непреклонной уверенностью в грядущие дни!
Недетские переплетения неизбежностей
.
К 110-летию со дня рождения Л.Ф. Воронковой, классика русской советской детской литературы…
.
Безопасные корабли – это вытащенные на берег корабли. Анахарсис
.
…дабы от времени не изгладились из памяти деяния людей
и не были бесславно забыты великие и удивления достойные дела. Геродот
.
Что значит работать для детей? – спрошу я вас, дорогой читатель, в преддверии статьи о нашей героине.
Ведь у юности свой «гамбургский» счёт по отношению к окружающему миру. Своя – отличная от взрослых – мера в искусстве. Постичь крайне строгий и самобытный сей личностный критерий дано не каждому сочинителю. Детским беллетристом до́лжно родиться. Им нельзя сделаться. Это не мои слова – Белинского, в лёгкой интерпретации.
Однажды Горький, рассказывая о знаменитой литературной группе начала 1920-х гг. «Серапионовы братья», утверждал, будто составившие её авторы при встрече друг с другом вместо приветствия восклицали: «Здравствуй, брат! Писать очень трудно…» – На что серапионовец Вениамин Каверин, возражая Горькому, оговаривался: «Признаться, я не помню, чтобы нам служил приветствием этот девиз. Наверное, это было не так. И всё-таки это было так».
Да, писать довольно тяжко. Писать талантливо вдвойне тяжелей. Творить для детей – втройне: «Книгу писать трудно, – признаётся Л. Воронкова. – Пока пишешь, думаешь: это – последнее твоё произведение, больше тебе ничего не написать, не хватит сил. Да и не вечно же жить в таком напряжении нервов и сердца! Но поставишь последнюю точку – и вдруг станет грустно расставаться с героями, к которым ты уже привык, и жизнь твоя кажется вдруг опустевшей…»
Маршак и Чуковский. Барто и Михалков. Житков и Гайдар. Осеева и Носов. Все они создали достаточно вещей и для старшего возраста, и для взрослых. Но именно «малышковые» книжки принесли этим прославленным именам наиболее блестящие успехи. Смотрите сами.
«Усатый полосатый», «Человек рассеянный» С. Я. Маршака на слуху и у нынешней детворы. А «Мойдодыр» и «Доктор Айболит» Корнея Чуковского? – без сомнения, по популярности опережают его филологически безупречные статьи, мемуары и переводы. Житковская «Почемучка» и гайдаровские «Чук и Гек» вполне соперничают по узнаваемости с их «взрослыми» произведениями.
В данном замечательном авторском ряду Любовь Фёдоровна Воронкова занимает особое, почётное место.
.
«Утки на ферме запросто разговаривают у меня с ребятами. Лишь Корней не видит и не слышит того, что видят и слышат Лёня и Аринка. Лёня и Аринка могут повстречать Солнышко на лугу и поговорить с ним, могут играть с Выдрой, которая коварно их обманывает, они понимают Белку, птиц и даже Чучело, которое стоит на ферме, чтобы пугать ворон. Корней же только может смеяться над ними, а в Белку и Скворца – запустить камень. И считает, что это и есть самые умные поступки… Я старалась в этих сказах приблизить нашего читателя к природе, к тому прекрасному живому миру, который окружает нас и порой требует нашей помощи и защиты…» – говорит Любовь Фёдоровна, сверяя жизнь и поступки своих неугомонных юных героев с беспокойным бытием огромной страны, в коей герои эти учатся, работают, творят. Влюбляются и страдают. Веселятся и плачут.
Потому так естественно выглядят их незамысловатые, но честные стремления вырваться за рамки обыденности. Соорудить что-то особенное, интересное, нужное. Оттого так трогательно и непосредственно – без излишней педагогической навязчивости – смотрятся страницы воронковских повестей. Рассказывающие о молодых ребятах, впервые взятых на большие дела: будь то промысловая рыбалка либо посильное содействие колхозу в производственных перипетиях и трудовых буднях («Федя и Данилка»).
Фундамент идейной, сюжетной фабулы – в сложности, полифонизме характеров, яркой образности типажей – родители, учителя, друзья, рабочие-крестьяне.
Л. Воронкова по-театральному предвзято, с прищуром, – от драматичной серьёзности до комизма, – всматривается в семейные и будничные отношения описываемых героев.
Да, нелегко изобразить характер литературного персонажа, если он, скажем по-коммунистически: ещё и пятилетки на свете не прожил!
Но отнюдь, созданное Воронковой для совсем маленьких не только ёмко по содержанию, – при всей кажущейся простоте: – оно по-настоящему многоцветно. Супрематично, – изрекли бы упомянутые выше серапионовцы. Имея в виду объёмную малевичевскую густоту, палитру красок в «чёрно-белой» провинциальности изложения, насыщенную кинематографичность в деталях. Сейчас бы произнесли: эффект 3D.
В «детсадовской» «Недельке» («большая» повесть для маленького слушателя, состоящая из семи коротких рассказов, – авт.) обрисовано, к примеру, засушливое лето.
Вроде бы бесхитростная картина. Но запоминается крепко:
.
«В это лето стояла жара. Дождя уже давно не было. Лошадь бежала по белой, сухой дороге, и густая пыль поднималась у неё из-под копыт. Они выехали на поле. Пшеница сухо шелестела сухими колосьями.
– Дождя просит, – сказал отец. – Колос наливать нечем.
А дальше – картофельное поле. Борозды совсем побелели от солнца и от сухости. Картофельные кустики были низенькие и не могли расти больше. Некоторые набрали бутоны, хотели цвести, да силы не хватило. Так и замлели в сухой земле, под жарким солнцем.
– А картошка дождя просит? – спросил Ваня.
– Просит, очень просит! – ответил отец».
.
Или из автобиографичной повести «Детство на окраине». Уже для более старших:
.
«На улице, перед распахнутой дверью Лизкиной квартиры, толпилась кучка народу. Стояли мужчины в шлёпанцах на босу ногу, без пиджаков… Стояли женщины в поспешно накинутых на голову платках и шалях… Кто выскочил на улицу, бросив ужин, кто встал с постели… Как же пропустить такое развлечение?
Все молча, с любопытством смотрели на драку. Никто не вмешивался.
А сапожник, пьяный, растрёпанный, чёрный, страшный, что-то хрипло кричал, ругался и выпихивал жену из квартиры на улицу. Она сопротивлялась, хваталась за косяк; ей хотелось спрятаться от людей, забиться куда-нибудь в угол, чтобы её не видели. Но сапожник хватал её за длинные растрепавшиеся волосы и тащил на улицу, а она кричала и плакала…»
.
Само собой разумеется, не обошла Л.Ф. и тягостную ратную тему: «Девочка из города», «Село Городище». Это и «детская» война, и послевоенная действительность сквозь призму детских глаз: неприкрытая правда жизни. И радость, и горе, и смерть. И главное – колоссальная народная доброта и щедрость, помогающие выстоять в лихие годины. Возвращающие надежду и веру в светлое будущее. Без снарядов и бомб. Без гнева, слёз и нескончаемых похорон.
Однако наряду с великолепными детскими книжками, многочисленными повестями и сказками («Старшая сестра», «Личное счастье», «Шурка», «Волшебный берег») Л. Ф. Воронкова запомнилась нам, бывшим советским школярам, роскошными историческими полотнами. Навеянными, конечно же, её феерично-душевной, художественнической системой перевоплощений. Пришедшей из тёплого московского отрочества с улицы «Старая Божедомка» (Божий дом – по-старинному «кладбище», – авт.) Из отцовских «колдовских» чтений на ночь. С заветным куском хлеба, щедро посыпанного сахаром.
Реальность и вымысел. Забытое прошлое – актуальность, злободневность. От повседневности – в архаику древности. Клубок переплетения неизбежностей… К тому же приправленных превосходными иллюстрациями Игоря Ильинского. Помимо всевозможной русской классики оформлявшего стивенсовский «Остров сокровищ», «Робинзона Крузо» Дефо. Фенимора Купера, Майн Рида etc.
Такова трогательная история крохотной эллинской страны Мессении седьмого века до нашей эры, самоотверженно сражавшейся за свободу («Мессенские войны»). Греко-персидское противостояние 500 – 450 гг. до н. э. (не было ни одного государства, не втянутого в боевые действия). Это и, – взятая в основном из геродотовских преданий, – филигранно вычерченная жизнь персидского царя Кира. Деятельность которого оставила в летописи человечества ярчайший, будто огненное зарево, след («След огненной жизни» – небезуспешный зачин на историческую тему). Победы Александра Македонского IV в. до н. э. («Сын Зевса», – первая часть дилогии: детство и юность).
Опусы недосягаемых литературно-исторических высот! – скажу я вам. С учётом их языковой, фонетической доступности молодому поколению.
Меж тем древность: Македония, Греция, Персия – неслучайная веха в судьбе Любови Фёдоровны.
Мечта юности, вынашиваемая долгие годы, требовала огромного внимания, огромного запаса энергии и времени для глубинного изучения материала, фактографии. Требовала немалого литературного опыта, в конце концов, – приобретаемого отнюдь не с кондачка: «Учиться нашему поколению не пришлось, поэтому все Америки древней истории я открываю сама», – признавалась Любовь Фёдоровна. До последних дней находясь в состоянии крайнего удивления и восторга от богатейших сюжетов, эпатажных фиоритур и разновеличия характеров тех эпох. Их чрезвычайных пертурбаций от обыденности к подвигу – и наоборот.
…Дом, родовое древо персидских царей Ахеменидов. Сопротивление и истинный патриотизм, напитанные упорством заведомо слабого, – побеждающего в итоге захватническую идеологию заведомо сильного противника. Чудотворная прелесть легенд Спарты. Подвиги Аристомена. Колоссальные, иногда неоправданные жертвы во имя лживости хитрых богов.
С этими незнакомыми доселе ветрами минувших веков и мощной поэтикой деяний воинов-исполинов советские дети засыпали – и, пробуждаясь, бережно припрятывали книжку Воронковой под подушкой до следующего вечера. Когда кончено домашнее задание и можно окунуться… в неспокойные спартанские будни.
Где почти ровесники – уже настоящие воины, бойцы! – каждодневно испытывают невероятные физические нагрузки и боль. Привыкая к тому, что отныне и впредь семьёй становятся люди, вместе с которыми им придётся сражаться и умирать. Ведь даже женатый спартанец проводил значительное время в казарме. Превознося единственную славу, достойную спартанца, – воинскую.
.
Тем же, чьи юные года, чьи цветут, словно розы, ланиты,
Все в украшенье, все впрок. Если юноша жив,
Смотрят мужи на него с восхищеньем, а жёны с любовью;
Если пал он – от него мёртвого глаз не отвесть.
Тиртей. В переводе О. Рамера
.
Критика обвиняла Л.Ф. в неких исторических ошибках. В идеализации, излишней героизации именитых персонажей – вплоть до реакционности. Всё верно.
Социалистическому литературоведению необходима была политическая составляющая разборов. Воронковой же – собственно истина. Насколько её, – этой истины, – хватало в неисчислимых библиографических анналах.
Во второй части дилогии об Александре Македонском «В глуби веков» собраны все его войны и победы(!). Начиная с того дня, когда он двадцатилетним военачальником переплыл в Азию через Геллеспонт. Пристальным читательским взглядом охватывая всю восточную эпопею Александра – от её истоков до логического конца.
Александр Великий… Весьма противоречивый образ, изображённый Л.Ф. максимально достоверно.
От просвещённого, знающего литературу, талантливого, волевого и отважного полководца – до жестокого, коварного и безмерно честолюбивого властелина. Суеверного и мнительного. Чьё бессердечие особенно проявилось при подавлении восстания в Фивах (335 г. до н.э.). Также при взятии филистимского города Газы (332 г. до н. э.). После чего филистимляне – как вид – полностью исчезли с поверхности планеты Земля.
Когда македоняне по приказу Александра изуверски расправлялись с мирным населением. Не щадя ни женщин, ни детей: «Распадёшься ты, вся земля филистимская; ибо от севера дым идёт, и нет отсталого в полчищах его» (Книга пророка Исаии). – Руками Македонского исполняя пророчества библейских святых.
Громкие победы он присваивал исключительно себе. А неудачи – неведомой воле божества. Подчёркивая, что никогда не отступал перед людьми, – лишь перед богами.
Его тщеславие не знало предела.
Нежный друг – коварный враг. Обожаемый сын – бесцеремонный убийца родни. Военный новатор (разведывательная, интендантская, медицинская службы) – угнетатель свободы. Сын эпохи, крупный македонский рабовладелец, – он так и не исполнил своих сокровенных грёз: стать полновесным владыкой Вселенной.
Беспощадные битвы с Дарием. Виктории при Гранике, Иссе, Гавгамелах – всё воспроизведено Воронковой строго по научно обоснованным источникам.
И как Александра объявили в Амоне сыном Зевса. Как, 24-х лет от роду, заложил строительство Александрии – восхитительную столицу птоломеевского Египта.
Жестокие расправы над лживыми придворными. Восставшие зарафшанская Согдиана и ферганская Бактрия: кровавое противостояние с ахеменидским аристократом, согдийским вождём Спитаменом.
Затем мучительный поход в Индию, страшный обратный путь через пустыни Гедросии, через неисследованную землю! В то время как его флот шёл по океану вдоль таких же неисследованных берегов от устья Инда до Персидского залива.
Тогда-то и чертились первые карты. Тогда-то и начала созревать мечта о мировом господстве.
Л.Ф. отменно показала соратников Александра (Гефестион). Также противников (верные когда-то Парменион, Клит).
В «Мессенских войнах», в частности, Л. Воронкова повествует об известнейшем поэте, создававшем элегии для воинов Спарты, – Тиртее (VII в. до н. э.). Элегии, как правило, исполнялись на марше или перед боем.
Л.Ф. приводит традиционную для 20 в. версию появления поэта, согласно которой Тиртей приехал в Спарту из Афин. В свою очередь, современные учёные выяснили, что Тиртей, оказывается, сам был спартанцем. Позже ему приписали афинское происхождение.
Думаю, подобные фактологические нюансы простительны. Это даже не ошибка – неточность, не зависимая от автора.
Добавим, что в конце 1960-х гг. на экраны кинотеатров вышел эпический модерновый фильм американского режиссёра Рудольфа Матэ «300 спартанцев» с Ричардом Игэном в роли Леонида. Тогда же, словно получив дополнительный зрительский толчок признания, фолианты Л. Воронковой становятся бестселлерами!
Несколько поколений ребят – девчонок, пацанов – в далёких волшебных грёзах защищали мессенскую крепость Итому. Бряцая тяжёлыми доспехами, вместе с Киром Старшим и Александром Великим совершали умопомрачительные переходы через азиатские горы и пустыни. Для послевоенной, точнее, «оттепельной» и далее молодой поросли 1970-х то было изумительное, ошеломляющее открытие целого мира! Мира чести, подвига и отваги.
Л.Ф. обладала удивительнейшим талантом – «минимальными средствами добиться погружения в реальность прошлого!» (Р. Светлов). Её книги – насквозь кинематографичны. Оставляя приличное место для богатого ребячьего воображения.
Не соблазнительно ли, согласитесь, господа, лицезреть себя в строю мужественных спартанцев или свободолюбивых мессенцев. Рядом с Леонидом или Аристоменом. Или самим Македонским.
Писать о том в мельчайших подробностях было ой как непросто!
А ведь делалось это не для кого-нибудь, а для юных читателей. Подростков, учащихся. Причём всех возрастных категорий: от дошколят до десятиклассников. И ежели принять во внимание её тиражи, то по количеству изданного Л.Ф. стоит буквально на втором месте за Гайдаром – всего выпущено более двух десятков миллионов книг! – Учитывая переводы на иностранные языки.
.
Вот она передо мной, эта волшебная дверь, – старая книга «отца истории» Геродота. Откроешь её и войдёшь в удивительный мир давнопрошедших времён. Геродот, историк, путешественник и писатель, позовёт тебя. И в его пленительных рассказах, овеянных легендами, встанут перед глазами древние государства в славе их величия и бедствиях падения; зашумят большие войны; пройдёт жизнь разных народов с их богами, обычаями, героями… Любовь Воронкова.
.
С любовью к минувшему, верой в настоящее. С непреклонной уверенностью в грядущие дни!



  • Шакир а-Мил 20.09.2016 1:38 пп

    Я тоже бывший советский школьник. И как автор статьи прочитал почти все произведения Любови Федоровны в журнале » Пионер». Помню, мне как мальчишке, особенно понравилась повесть о царе Кире. Думаю, что именно такие замечательные повести, как у Любови Федоровны, вызвали у меня очень большой интерес к истории и несмотря на сплошные «неуды» по другим предметам, по истории и литературе у меня всегда было «отлично». Это, что касается образования. Повесть «Девочка из города» нам читала вслух учительница, если мы хорошо отвечали на уроке и слушали новую тему. И тогда она уделяла по 10-15 минут на чтение этой повести. В классе стояла тишина. мы на всю жизнь запомнили эту книгу. А вот это уже касается воспитания. Автор как-то вскользь упомянул об этой повести. И он прав. Сегодня вряд ли в школьной программе, да и просто на уроках какой-нибудь учитель будет читать малышам эту книгу. Это наверное уже «реакционно». За царя Александра еще поснимают много киношных мультикомпьютерных боевиков. А кто будет снимать про какую-то девочку из блокадного (тьфу-тьфу) ЛЕНИНГРАДА. Нужно ли об этом думать? Да и некогда. Нужно будет как-то отчитаться сколько родителей будут голосовать за «Единую Россию». А еще снова пожалеть, что вместо того упираться в школе, нужно было идти в бизнес. Очень жаль, г-н автор, что вы так однобок раскрыли тему… Можно подумать мы в разныз школах учились…

  • Андрей 20.09.2016 7:46 пп

    Не стоит иностранцам судить так уверенно о том, что у нас происходит и о том, какие книги мы детям читаем. Я видел комменты Шакир-а-Мила об Украине. Тот, кто поддержал ОУП-УПА, не имеет права разглагольствовать о блокаде Ленинграда.

  • Шакир а-Мил 20.09.2016 9:13 пп

    Г-н Андрей (обожаю когда комментаторы скрываются под именами!). Андрюшенька, будьте любезны, подскажите мне пожалуйста, где я поддерживал ОУП-УПА? Кто знает, может кто-то ляпнул от моего имени. Я – не иностранец, родился в России. Так, что же я говорил за Украину? Я говорил, что нельзя из-за каких-то фашистов говорит о ней так площадно. Вы братские страны, люди одной крови – стыдно! Говорил, что согласен с мнением, фашистов на Украине не больше чем в России. Пятая колонна, с которой боролся Сталин растет не по дням, по часам! Это просто со стороны рассуждать, они не в ваш дом пришли. Вот как придут, посмотрим, что запоете. Говорил, что не верю в «добровольцев» воюющих на стороне ДНР и пр. В местности, где я живу, был лагерь ГУЛАГа. После смерти Сталина заключенных освободили, но многие из них предпочитали остаться здесь, боялись возвращаться на родные места, боясь возмездия. Так что о фашистах и УПА знаю не понаслышке и больше половины своих произведений посвятил героизму нашего народа в последней войне. Потому что считаю это своим долгом. И поэтому меня и покоробило, что такому замечательному произведению, как «Девочка из города», автор уделил так мало внимания. А это уже стало признаком. Нам, кто живет вдали от своей Родины это видно. Это вы, господа, скрывающиеся в комментах под именами стали «иностранцами» в своей стране…
    Кстати, при чем тут мои комментарии и УПА? Если кто-то согласен со мной пусть скажет. Каждый может высказаться именно по сути этой статьи.

  • Игорь Фунт 20.09.2016 9:20 пп

    Шакиру: «Девочка», конечно, прекрасный текст. И со стороны литературы, и воспитания. Но я, когда писал, был тем советским пацаном в шортиках. И меня несомненно перетянули воспоминания о спартанцах и Македонском. Спасибо!

  • Андрей 20.09.2016 10:20 пп

    Шакирушка, голубчик (кстати, ты хочешь сказать, что тебя по паспорту так зовут?), а как же надо подписывать комментарии? Зовут меня Андрей Сергеевич Давыдов. Тебе это о чём-то говорит? Уверен, что нет. Ну и зачем мне всё это писать? Да и подпишись я ФИО, ты ведь всё равно не поверишь. Так что же делать-то? Скан паспорта, что ли, прилагать?
    Прошу прощения за опечатку – не ОУП, а ОУН, конечно. Так вот утверждение, что «фашистов на Украине не больше чем в России» – это и есть поддержка ОУН-УПА. Ты знаешь, что такое лозунг «Слава Украине! Героям слава!»? А что такое «волчий крюк» на знамени украинских батальонов? А что такое чёрно-красное знамя? А кто такой Бандера, чьим именем назван проспект в Киеве? А теперь ответь, где в России есть что-то подобное? Заметь, на Украине всё это легально. Это не «какие-то фашисты», это власть на Украине принадлежит сегодня бандеровцам, силам, поддерживающим ОУН-УПА. Ты в курсе, что Шухевич депутат Рады? А видел/слышал ли ты выступление губернатора Одарченко в 2014 г., где губернатор Гитлера называет освободителем? Это власть, а не какие-то маргиналы. Этим людям на Украине сегодня принадлежит власть. За этих людей скакал майдан. Это на майдане орали: «москаляку на гиляку» (на виселицу). Так что не надо.
    Почитай предыдущую статью человека из Херсона, известного журналиста, кстати. http://webkamerton.ru/2016/09/xersonskie-deputaty-reshili-slavit-gitlera-i-soyuznuyu-nemeckuyu-armiyu/ И подумай, что это не «какие-то фашисты», это власть в руках фашистов. Это тебе должно быть стыдно писать о «каких-то фашистах», которые убивают людей.
    Что касается пятой колонны, то вот по каким-то отщепенцам уж точно нельзя судить о всей России.
    А автор статьи о Л.Ф. Воронковой написал о своих впечатлениях. И видеть в этом предательство как-то, знаете ли, странно.

  • Шакир а-Мил 21.09.2016 6:07 дп

    Нет, это не поддержка, это – предупреждение. Фашисты тоже на Украине не вчера начали свободно гулять по улицам. И не надо нас, живущих в диаспоре, считать отщепенцами. Россия – это наша надежда и боль. Встретил я как-то одного человека, вернулся обратно из России в Казахстан. Спрашиваю: » Чего вернулся?», а он мне в ответ: «А наши казахи в сто раз лучше!». Задумайтесь. У нас своих проблем до краев. Но все, в ком есть совесть, боремся за мир и спокойствие в нашей Республике. И всегда смотрим на Россию. А что вы там творите? А своих братьях – украинцах пишите как о обезьянах! А вы поживите под фашистами! Завтра они к вам придут, кто вас будет защищать, если вы со школьной программы «Как закалялась сталь» и «Молодую гвардию» выкинули, а «Архипелаг» иуды Солженки, призывавшего бомбить свою страну в классики записали? Кто вас защищать будет. Царь Кир Кирилл Кириллович?
    У нас в городе один крутой парень нашлепал на себе фашистскую тату и в открытой майке прогуливался, чтобы все видели. Подошли к нему простые парни, и предупредили, что если он этот срам не прикроет, то они не посмотрят, что он крутой. А я в Москве был, ходил в тюбетейке. Мой друг попросил этого не делать для безопасности. Это было 2007 г.
    Вот так.
    p/s спасибо Игорю Фунту за понимание

  • Андрей 22.09.2016 5:19 пп

    Ты, Шакир, просто не понимаешь, о чём говоришь. И не понимаешь, что несмотря ни на что, ты самый обычный русофоб. Где ты был, когда унижали русских и Россию? Так же возмущался? Где ты был, когда задолго до переворота на Украине там торговали маечками с надписями: дякую тоби боже що я не москаль (спасибо, Боже, что я не москаль), где ты был, когда они толпами орали: москалей на ножи, москаляку на гиляку (виселицу)? А где ты был, когда их интеллигенция писала, что в России одно быдло живёт, что это некультурная страна, а донбассцы – унтерменши? Молчал? Или, может быть, ты об этом не знал, потому что газеты в Казахстане об этом не писали – разве это интересно! А где ты был, когда твои друзья в тюбетейках взрывали Москву, брали людей в заложники? Тоже молчал? Вот вы все так: сначала молчите, сначала вам наплевать, а потом у Вас Россия виновата.
    Вспомнил 2007 г. На дворе 2017! Ты бы ещё 1991 вспомнил. Тогда ещё не то было. Сам-то, небось, в России и не был. А если был, то сто лет назад. А туда же…

  • Шакир а-Мил 01.10.2016 7:53 дп

    Так и хочется сказать словами героя В. Шукшина: «Да я стахановец вечный!». Эка вас заносит. Да, я считаю, что Россия виновата. И она должна стать на колени перед всеми народами бывшего СССР и просить прощения за то, что натворила 1991 году, как некогда это сделал канцлер Брандт. Не было бы у нас этих «мазеп» в виде горбачева и ельцина, кто бы унижал нашего старшего брата? А от 2007 до 2017 уже 10 лет прошло. Прогресс! Иной раз смотришь некоторые каналы ТВ и думаешь «Господи! Да неужели вы там сошли с ума!» Полный дебилизм, который предсказал С.П. Капица. ПРЕЗИДЕНТ Российской АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ предлагает убрать из школьной программы произведения графа Толстого и Достоевского и ввести в обучение Библию! Вы, что думаете, я буду плакаться, почему не Коран или Талмуд. Увы, нет. Потому, что я Библию знаю лучше, чем произведения Толстого и буду отстаивать нашего народного графа. Л.Н. Толстой – гений и его творчество должны знать все христиане, мусульмане и буддисты.
    Мы здесь. в Казахстане, смотрим не затем, чтобы не обижали русских, а чтобы не обижали НИКОГО. Где мы были? А там где есть до сих пор. На том и стоим. Повторюсь. У нас и своих проблем хватает и мы это не скрываем. Но у нас политика такая. Мы- не народы Казахстана. Мы- НАРОД Казахстана. Большая разница.
    Слишком далеко зашли Андрей. Вы просто политикан. А Восток этого не любит. Восток – дело тонкое. Здесь своя мудрость. А если эту мудрость потерять, тогда всем караул! Фашисты- они и в чалме фашисты.
    Мне немного странно, что эту дискуссию вы решили устроить под этой статьей.
    А что я собственно комментировал. Что автор, видимо не имея большей возможности материала, решил приукрасить ее «клубничкой», дескать а ведь советская власть обижала столь уважаемую писательницу. Побойтесь бога! Да Советская власть и близко бы не допустила к такому журналу (»Пионер») хотя бы чуть-чуть сомнительного писателя!
    А сейчас без такой вот клубнички не могут. Прошла информация.. что будут снимать фильм о Льве Яшине. Бьюсь о заклад, что в каждой серии будут эпизоды, как Советская власть мешала ему жить и даже не давала ловить мячи в левом (или в правом) углу ворот. Вот где дебелизм.

***

Ваш комментарий

(обязательно)
(обязательно, не публикуется)
Сообщение

Ключевые
слова

Самые комментируемые
за месяц



© Сетевой журнал «Камертон», 
2009
Список всех выпусков:
Сделано в CreativePeople 
и Студии Евгения Муравьёва в 2009 году