Современные писатели о любви

Современные писатели о любви
«Ева ў пошуках Адама» – так называется новый сборник серии  “Вера. Надзея. Любоў”  издательства “Мастацкая літаратура” (Минск). Серия основана в 2007 году, это уже десятый сборник современной прозы белорусских писателей. Как уверяют составители сборника, любовь – главная тема, которая объединила под одной обложкой писателей разных поколений. В книгу вошли произведения 32 авторов на русском и белорусском языках.
Такие писатели, как Алесь Кожедуб, Ева Дудорга, Василь Ткачев,  Тамара Бунта, Александр Силецкий,  Юлия Зарецкая, Ирина Шатырёнок, Татьяна Будович-Барадуля, часто выносят на суд читателя свои произведения, их проза выходит в белорусских литературных журналах “Нёман”, “Полымя”, “Маладосць” и других. Литературные “толстяки” сохранили старую традицию: отбирать и публиковать лучшее из современной прозы, таким образом, авторам выставляются своеобразные знаки качества.
Для многих белорусских прозаиков издать сегодня книгу – большая проблема, очереди в издательствах на много лет вперед, поэтому публикации в сборниках серии  “Вера. Надзея. Любоў” дают возможность сравнить свое творчество с другими писателями, а читателям, специалистам-литературоведам оценить уровень современной прозы, ее темы, тенденции и проблемы.
В прозу обычно приходят уже в зрелом возрасте, с опытом появляется желание высказаться, найти собеседников, поделиться историями, которые давно живут в тебе, в странном мире художественного вымысла, не менее реального, чем окружающая нас действительность. Обычно молодые обращаются к малой форме, ошибочно полагая, что рассказ написать легче и быстрее. Но опытный писатель знает, в краткой повествовательной форме гораздо сложнее выразить сюжет, динамику его развития и единство художественного события. Если в повести или романе вялость стиля или затянутость событий можно как-то вытянуть объемом, то в рассказе все  шероховатости, недостатки видны как на ладони.
Авторов сборника волнует вечная тема любви, они пытаются в ней разобраться, по-разному понимают  ее и отображают в своих произведениях, представляя  читателям довольно широкую историческую географию в пространстве и времени.
Алесь Кожедуб белорусский писатель, более тридцати лет живет и работает в Москве, но его творчество корнями генетически связано с малой родиной. Рассказ “Дана” – взгляд автора в прошлое, в далекую юность, где его герой, вчерашний школьник готовится к вступительным экзаменам. Через неделю он уезжает из родного города, но чувство первой любви настигает, когда девушка-соседка зовет его к себе в дом потанцевать. Притяжение невинности, девичьей тайны, “…я бачыў завіткі валасоў на малочнай шыі, якія ўздымаліся ад майго дыханія, шапкі півоняў з пчалой, што кружляла над імі, дзявочыя грудзі, якія ўсё больш адкрываліся позірку…”. Те первые, потому и сладкие короткие поцелуи помнятся всю жизнь, как прощание с юностью, о чем герой не хотел себе признаваться много лет спустя.
“У доме Хмялеўскіх насупраць у адчыненым акне ледзь калыхалася фіранка. Данка.” – девичье имя вырывается, как легкий вздох, сожаление, надежда. Герою казалось, что он уезжает всего лишь учиться “З лёгкім сэрцам я адыходзіў з гэтага жыцця ў іншае”, ничего его уже не удержит в родных местах, но оказалось, прошлое не отпускает, память о красивой девушке с ясными глазами жива, хотя ее давно нет в живых.
Тамара Бунта сравнительно недавно пришла в литературу, вся ее профессиональная жизнь была связана с журналистикой, она пишет на русском и белорусском языках, первые ее рассказы были опубликованы в литературных журналах. Дебюты автора отличает строгая форма, хорошо организованный сюжет, наблюдательность, сдержанная манера письма. В рассказе “На балконе” действие разворачивается в южном санатории у моря, в нем есть не только интригующие детективные нотки, они держат  читателя в напряжении, но и тепло исповедальной прозы. Молодая женщина Вероника, одна из отдыхающих, вынуждена наблюдать за странным соседом, целыми днями он отсиживается на балконе, пьет вино и много курит. Вероника завязывает знакомство, Сергей проникается доверием к чужому человеку, рассказывает ей историю своей жизни, любви и предательства. Нам часто приходиться делать выбор, за неверный шаг судьба жестоко наказывает, как поступила и с героем рассказа.
Рассказ Николая Сердюкова “Между дождями” больше напоминает историческое эссе, времена Пушкина и влияние на поэта его женского окружения – Натали Гончаровой, Идаллии, Элиз Воронцовой, графини Долли Фикельмон, внучки Кутузова. Динамики действий почти нет, но есть авторский глубокий взгляд, реконструкция давних событий, внимание к деталям биографий, особенностям характера Пушкина и его современников: Николая I, Дантеса, графа Михаила Воронцова, Наполеона Бонопарта, шефа жандармов Бенкендорфа, любовника Идаллии кавалергарда Ланского (будущего второго мужа Натальи).
Влиятельные женщины XIX века не только соблазняли, кокетничали, кружили головы своим поклонникам, закручивали интриги в петербургских высших салонах, но вполне успешно использовали мужчин-любовников в достижении своих коварных целях. Все они намного переживут поэта. “Элиз Воронцова потеряет зрение и часто будет просить, чтобы ей почитали пушкинские стихи. Отяжелевшая  Идаллия невесть кому пригрозит, что плюнет на памятник поэта. Измученная нервной болезнью, состарится вдали от родины Долли”. Прикоснувшись к трагической судьбе русского поэта, эти женщины невольно обеспечили пам'ять и себе, их имена уже не тронет тень забвения, они будут живы и интересовать новые поколения, пока жива поэзия Пушкина.
Ева Дудорга писательница из Гомеля, ее проза часто появляется на страницах литературных журналов. Рассказ “Два сапога пара” удивительно тонкий, лиричный, проникновенный,  автор прекрасно владеет не только литературной техникой, но и живым словом, удачно выстраивает диалоги, находит в своем багаже точные, образные сравнения. Читатели становятся свидетелями драматической истории жизни двух старых солдат, односельчан – Кузьмы и Митьки, они прошли всю Великую войну, вернулись покалеченными, прошлые сражения оставила раны не только на их теле, но и в душах, их личные жизни в мирное время не сложились. Рядом со стариками на лавке любят пристроиться дети, они жмутся к ним, слушают их давние истории, а внук Васька просит рассказать про самураев, о таких настоящих подвигах прочитаешь только в книгах. В такой естественной, живой манере сохраняется память о днях войны, передается от старших к младшим поколениям, соединяя в один кровный узел прошлое с будущим.
Старики признаются в своих грехах, каются друг перед другом, как на исповеди, не хотят встретить смерть с тяжестью прошлого.
“И шли они, опираясь на костыли, как два раненых журавля. Правая нога Кузьмы осталась в Польше, левая Змитра – в Манчжурских сопках. А на мокром песке – следы словно человек очень широко шагал. Правду говорят: два сапога  пара”.
Ева Дудорга искренна перед читателем, сама умеет слушать своих героев, доводит их откровенные признания до трагических высот, и мы вместе с автором прощаем стариков, они старались в своей долгой и трудной жизни быть до конца честными, мужественными людьми.
Рассказы молодого автора Татьяны Будович-Барадуля “Сіняя кветка”, “Плата за хлусню”, “Загадкавая сустрэча”  в меру разбавлены элементами мистики, такой прием допустим, тем более здесь выдержана уместная пропорция. Автор немного играет с читателями, держит внимание в напряжении, подбрасывает метки-загадки. В рассказе “Сіняя кветка”  героиня взяла в дом выброшенный горшок с цветком – “ні на што не падобная, яркая такая, з кулак, махровая, пакрытая варсінкамі з кроплямі нектару на іх цёмна-сіняя кветка”. По законам жанра цветок – зловещий знак-предупреждение. Читатель не заметил, как героиня переместилась во времени, сразу изменилась и стилистика письма: “…князь мой, сонца маё, святло маіх дзён, загінуў пры абароне памежнай крэпасці”.
Как часто малая форма рассказа оставляет читателя “разочарованным”, хотелось бы подольше пожить с героями, только вот привыкнул, сопереживаешь, ожидаешь новых ходов и впечатлений, а история увы, уже подошла  к концу.
Излишнее увлечение современными авторами фэнтези, нездоровой мистикой, темами смерти только подтверждает их незрелый опыт, инфантилизм, боязнь лучше узнать саму жизнь, а не копировать чужой западный опыт или скороспелую информацию, полученную ими из мыльных сериалов.
Уровень писательского мастерства у авторов разный, их трудно сравнивать, наверное, и не нужно. Любовная тема – коварная, глубинная, не всем покоряется, здесь надо уметь почувствовать ее тонкую черту, преступив которую можно оказаться грубым, смешным, пошлым и циничным. Редким писателям удается органично соединить в любовной тематике чувственность, страстное влечение, сердечную привязанность с новизной авторского стиля. Овладение мастерством и природный талант, благодарное ученичество и усвоение лучших образцов классики, труд и упорство дают каждому автору раскрыть свою индивидуальность, отыскать неповторимую дорогу в творчестве, и поможет им в таких исканиях издательство “Мастацкая літаратура”.
Ирина Шатырёнок.
«Ева ў пошуках Адама» – так называется новый сборник серии  “Вера. Надзея. Любоў”  издательства “Мастацкая літаратура” (Минск). Серия основана в 2007 году, это уже десятый сборник современной прозы белорусских писателей. Как уверяют составители сборника, любовь – главная тема, которая объединила под одной обложкой писателей разных поколений. В книгу вошли произведения 32 авторов на русском и белорусском языках.
Такие писатели, как Алесь Кожедуб, Ева Дудорга, Василь Ткачев,  Тамара Бунта, Александр Силецкий, Юлия Зарецкая, Ирина Шатырёнок, Татьяна Будович-Барадуля, часто выносят на суд читателя свои произведения, их проза выходит в белорусских литературных журналах “Нёман”, “Полымя”, “Маладосць” и других. Литературные “толстяки” сохранили старую традицию: отбирать и публиковать лучшее из современной прозы, таким образом, авторам выставляются своеобразные знаки качества.
Для многих белорусских прозаиков издать сегодня книгу – большая проблема, очереди в издательствах на много лет вперед, поэтому публикации в сборниках серии  “Вера. Надзея. Любоў” дают возможность сравнить свое творчество с другими писателями, а читателям, специалистам-литературоведам оценить уровень современной прозы, ее темы, тенденции и проблемы.
.
В прозу обычно приходят уже в зрелом возрасте, с опытом появляется желание высказаться, найти собеседников, поделиться историями, которые давно живут в тебе, в странном мире художественного вымысла, не менее реального, чем окружающая нас действительность. Обычно молодые обращаются к малой форме, ошибочно полагая, что рассказ написать легче и быстрее. Но опытный писатель знает, в краткой повествовательной форме гораздо сложнее выразить сюжет, динамику его развития и единство художественного события. Если в повести или романе вялость стиля или затянутость событий можно как-то вытянуть объемом, то в рассказе все  шероховатости, недостатки видны как на ладони.
Авторов сборника волнует вечная тема любви, они пытаются в ней разобраться, по-разному понимают  ее и отображают в своих произведениях, представляя  читателям довольно широкую историческую географию в пространстве и времени.
Алесь Кожедуб белорусский писатель, более тридцати лет живет и работает в Москве, но его творчество корнями генетически связано с малой родиной. Рассказ “Дана” – взгляд автора в прошлое, в далекую юность, где его герой, вчерашний школьник готовится к вступительным экзаменам. Через неделю он уезжает из родного города, но чувство первой любви настигает, когда девушка-соседка зовет его к себе в дом потанцевать. Притяжение невинности, девичьей тайны, “…я бачыў завіткі валасоў на малочнай шыі, якія ўздымаліся ад майго дыханія, шапкі півоняў з пчалой, што кружляла над імі, дзявочыя грудзі, якія ўсё больш адкрываліся позірку…”. Те первые, потому и сладкие короткие поцелуи помнятся всю жизнь, как прощание с юностью, о чем герой не хотел себе признаваться много лет спустя.
“У доме Хмялеўскіх насупраць у адчыненым акне ледзь калыхалася фіранка. Данка.” – девичье имя вырывается, как легкий вздох, сожаление, надежда. Герою казалось, что он уезжает всего лишь учиться “З лёгкім сэрцам я адыходзіў з гэтага жыцця ў іншае”, ничего его уже не удержит в родных местах, но оказалось, прошлое не отпускает, память о красивой девушке с ясными глазами жива, хотя ее давно нет в живых.
.
Тамара Бунта сравнительно недавно пришла в литературу, вся ее профессиональная жизнь была связана с журналистикой, она пишет на русском и белорусском языках, первые ее рассказы были опубликованы в литературных журналах. Дебюты автора отличает строгая форма, хорошо организованный сюжет, наблюдательность, сдержанная манера письма. В рассказе “На балконе” действие разворачивается в южном санатории у моря, в нем есть не только интригующие детективные нотки, они держат  читателя в напряжении, но и тепло исповедальной прозы. Молодая женщина Вероника, одна из отдыхающих, вынуждена наблюдать за странным соседом, целыми днями он отсиживается на балконе, пьет вино и много курит. Вероника завязывает знакомство, Сергей проникается доверием к чужому человеку, рассказывает ей историю своей жизни, любви и предательства. Нам часто приходиться делать выбор, за неверный шаг судьба жестоко наказывает, как поступила и с героем рассказа.
Рассказ Николая Сердюкова “Между дождями” больше напоминает историческое эссе, времена Пушкина и влияние на поэта его женского окружения – Натали Гончаровой, Идаллии, Элиз Воронцовой, графини Долли Фикельмон, внучки Кутузова. Динамики действий почти нет, но есть авторский глубокий взгляд, реконструкция давних событий, внимание к деталям биографий, особенностям характера Пушкина и его современников: Николая I, Дантеса, графа Михаила Воронцова, Наполеона Бонапарта, шефа жандармов Бенкендорфа, любовника Идаллии кавалергарда Ланского (будущего второго мужа Натальи).
.
Влиятельные женщины XIX века не только соблазняли, кокетничали, кружили головы своим поклонникам, закручивали интриги в петербургских высших салонах, но вполне успешно использовали мужчин-любовников в достижении своих коварных целях. Все они намного переживут поэта. “Элиз Воронцова потеряет зрение и часто будет просить, чтобы ей почитали пушкинские стихи. Отяжелевшая  Идаллия невесть кому пригрозит, что плюнет на памятник поэта. Измученная нервной болезнью, состарится вдали от родины Долли”. Прикоснувшись к трагической судьбе русского поэта, эти женщины невольно обеспечили пам'ять и себе, их имена уже не тронет тень забвения, они будут живы и интересовать новые поколения, пока жива поэзия Пушкина.
Ева Дудорга писательница из Гомеля, ее проза часто появляется на страницах литературных журналов. Рассказ “Два сапога пара” удивительно тонкий, лиричный, проникновенный,  автор прекрасно владеет не только литературной техникой, но и живым словом, удачно выстраивает диалоги, находит в своем багаже точные, образные сравнения. Читатели становятся свидетелями драматической истории жизни двух старых солдат, односельчан – Кузьмы и Митьки, они прошли всю Великую войну, вернулись покалеченными, прошлые сражения оставила раны не только на их теле, но и в душах, их личные жизни в мирное время не сложились. Рядом со стариками на лавке любят пристроиться дети, они жмутся к ним, слушают их давние истории, а внук Васька просит рассказать про самураев, о таких настоящих подвигах прочитаешь только в книгах. В такой естественной, живой манере сохраняется память о днях войны, передается от старших к младшим поколениям, соединяя в один кровный узел прошлое с будущим.
.
Старики признаются в своих грехах, каются друг перед другом, как на исповеди, не хотят встретить смерть с тяжестью прошлого.
“И шли они, опираясь на костыли, как два раненых журавля. Правая нога Кузьмы осталась в Польше, левая Змитра – в Манчжурских сопках. А на мокром песке – следы словно человек очень широко шагал. Правду говорят: два сапога  пара”.
Ева Дудорга искренна перед читателем, сама умеет слушать своих героев, доводит их откровенные признания до трагических высот, и мы вместе с автором прощаем стариков, они старались в своей долгой и трудной жизни быть до конца честными, мужественными людьми.
Рассказы молодого автора Татьяны Будович-Барадуля “Сіняя кветка”, “Плата за хлусню”, “Загадкавая сустрэча”  в меру разбавлены элементами мистики, такой прием допустим, тем более здесь выдержана уместная пропорция. Автор немного играет с читателями, держит внимание в напряжении, подбрасывает метки-загадки. В рассказе “Сіняя кветка”  героиня взяла в дом выброшенный горшок с цветком – “ні на што не падобная, яркая такая, з кулак, махровая, пакрытая варсінкамі з кроплямі нектару на іх цёмна-сіняя кветка”. По законам жанра цветок – зловещий знак-предупреждение. Читатель не заметил, как героиня переместилась во времени, сразу изменилась и стилистика письма: “…князь мой, сонца маё, святло маіх дзён, загінуў пры абароне памежнай крэпасці”.
Как часто малая форма рассказа оставляет читателя “разочарованным”, хотелось бы подольше пожить с героями, только вот привыкнул, сопереживаешь, ожидаешь новых ходов и впечатлений, а история увы, уже подошла  к концу.
.
Излишнее увлечение современными авторами фэнтези, нездоровой мистикой, темами смерти только подтверждает их незрелый опыт, инфантилизм, боязнь лучше узнать саму жизнь, а не копировать чужой западный опыт или скороспелую информацию, полученную ими из мыльных сериалов.
Уровень писательского мастерства у авторов разный, их трудно сравнивать, наверное, и не нужно. Любовная тема – коварная, глубинная, не всем покоряется, здесь надо уметь почувствовать ее тонкую черту, преступив которую можно оказаться грубым, смешным, пошлым и циничным. Редким писателям удается органично соединить в любовной тематике чувственность, страстное влечение, сердечную привязанность с новизной авторского стиля. Овладение мастерством и природный талант, благодарное ученичество и усвоение лучших образцов классики, труд и упорство дают каждому автору раскрыть свою индивидуальность, отыскать неповторимую дорогу в творчестве, и поможет им в таких исканиях издательство “Мастацкая літаратура”.
Раздел