Божественный глагол

3 16 Николай ПОЛОТНЯНКО - 30 января 2017 A A+
Николай Полотнянко. Божественный глагол
Есть слово, и есть Слово. Большинство пушкинских творений явлены Словом. Почти вся русская советская  поэзия написана словами. Поэзия наших дней представляет собой жалкое зрелище. Усреднённый Поэт начала 21-го века кое-как рифмует пустоты. Поэтической критики нет и в помине. Всё это кричащие симптомы духовного оскудения России, что Время, которое движется  только на зов будущего, к идеалу, уже четверть века, как впало в пошлое  коловращение, и это может закончиться вполне возможной гибелью русской цивилизации.
.
Оживить Россию смогут только революционные преобразования, но им, как правило, предшествует духовный подъём в обществе, вызванный мощным посылом будущего, который способствует появлению Поэта-предвестника неизбежного и оздоровляющего народ катаклизма. Но что это за Поэт? Откуда он почерпнёт силы для возлёта, когда ему явится Слово пророческого звучания и смысла, подобное по мощи и красоте Слову пушкинского «Пророка? Да и возможно ли такое чудо сегодня?..
.
Человек создан Словом по образу и подобию Божию. Следовательно, каждый из людей имеет в себе частичку этого Слова, и она есть не что иное, как его Душа. Но  она ешё и мысль, и красота, то есть поэзия, которая возникает в Поэте по счастливому сосредоточению в нём частички животворящего Слова. И сам он в момент творческого озарения становится совершенным органом, который транслирует божественную речь, облекая её при этом в стихотворную форму.
.
Частичка Слова Божьего пробуждается в Поэте далеко не сразу с его рождением. Для того, чтобы она пробудилась и обрела способность к самонасыщению поэтическим веществом, Поэт должен образовать себя знанием классики, родного языка, истории, пылать негасимой любовью к Правде и Красоте и жить в своём народе. Последнее жизненно важно, поскольку Поэт не может существовать вне пространства своего народа. Конечно, он может писать стихи, но они никогда не станут подлинной поэзией, ибо всё в них будет безжизненно, потому что вышло не из души   коренного  народа, а из головы, пусть даже талантливого, стихотворца иной культуры.
.
Когда же в Поэте произойдёт достаточное накопление поэтического вещества, которое следует понимать как особое состояние Души, объятой пламенем благодатного огня Слова, то рождается Поэзия – самая своевольная стихия Духа, где переплетены Божественное и человеческое, сознательное и бессознательное. И всё это, от стихозачатия до явления законченного творения, есть целостный процесс, который нельзя  подвергнуть точному анализу, но можно попытаться описать его в виде схематичного наброска.
.
Для этого надо согласиться с тем, что невозможно написать стихотворение уровня русского классика путём даже самого тщательного подбора слов. И дело тут не в том, что ЭВМ не совладеет с этой задачей. Она её решит только в том случае, если у неё самой возникнет Душа. Только она способна побудить к действию частичку Слова, чьи творческие возможности несоизмеримо больше и разнообразнее человеческих, сделать подсказку истомлённому безмолвием Поэту всего лишь одной строкой, чтобы он подхватил её и развил  «дар случайный» до логического завершения в форме стихотворения или поэмы.
.
Разбуженная поэтическая мысль находится в энергичном пульсирующем состоянии, которое можно назвать «танцем сознания». И выглядит это, как
.
Рассудка танец на обрыве бездны,
Полёт над тьмой, таинственный мираж…
.
Мысль касается то одного, то другого предмета, совершает массу проб в поисках мотива, ассоциации, воспоминания, ощущения, играющих роль ниточки, которую она захватывает в хаосе подсознания, и начинает разматывать в надежде, что это и есть то самое искомое поэтическое Слово. Часто случается, что «ниточка» рвётся, и «танец сознания» возобновляет свои замысловатые движения, руководствуясь памятью для отыскивания потери, но может случиться и совершенно необъяснимый перескок с одного на другое, который резко изменит и смысл задуманного стихотворения, и его форму. И, вполне возможно, это случается, только потому, что в стихах Поэта мыслит его душа, о внутренней жизни которой мы можем только догадываться.
.
В другом, более редком случае, стихотворение может явиться всё целиком как свиток, который разворачивается строка за строкой, только успевай записывать. Поэт, пламенея восторгом, спешит сохранить дарованный ему шедевр, в эти мгновения его нельзя ни в коем случае отвлекать, но если это случится, то могут пройти годы, прежде чем Слово сжалится над ним и продиктует недописанные строчки. И это обстоятельство убеждает в том, что Слово первично по отношению к мысли Поэта, оно уже всегда существовало в первичном и неизменяемом виде, в каком необходимо для данной строки и художественного произведения в целом и было вызвано к поэтической жизни силой неведомых обстоятельств.
.
Здесь следует сказать о «муках творчества», которые давно стали общим местом в рассуждениях о творческом труде писателя. Настоящие муки испытывают только те писатели, в коих частичка Слова пребывает как бы окаменелом состоянии и никогда не отзывается на мысль, которая до изнеможения бьется в тенётах немоты, дабы обрести творческое озарение.
.
Поэзия возникает только в соединении Слова и Поэта, но кто из них играет ведущую роль решить трудно тому, кто в этом процессе не задействован. Поэт же всегда скажет, что его лучшие стихи возникли сами собой, а он их просто записал под чью-то диктовку.
.
«… Но для народа своего
В душе всегда имею слово.
Оно всегда взойти готово,
Хоть я не сеял ничего.
Был занят этим русский гений,
Соратник пушкинских прозрений,
А я лишь вымолвлю его».
(«Как хорошо, что жизнь прошла»)
.
Поэты нашего времени почти поголовно беспамятны. Они, к общему несчастью, не ведают, что частичка Божьего Слова, доставшаяся Пушкину, оказала влияние не только на судьбу Поэта-пророка, но и на судьбу России. Она была столь мощно энергетически насыщенной, что её токи очеловечивающего народы напряжения дотянулись до нашего поколения. А вот продолжаться ли они далее – это главный вопрос настоящего дня. И на него сможет ответить Поэт будущего, кто встанет с Пушкиным вровень. Кто явит России свою частичку Божьего глагола.
Есть слово, и есть Слово. Большинство пушкинских творений явлены Словом. Почти вся русская советская  поэзия написана словами. Поэзия наших дней представляет собой жалкое зрелище. Усреднённый Поэт начала 21-го века кое-как рифмует пустоты. Поэтической критики нет и в помине. Всё это кричащие симптомы духовного оскудения России, признаки того, что Время, которое движется только на зов будущего, к идеалу, уже четверть века, как впало в пошлое  коловращение, и это может закончиться вполне возможной гибелью русской цивилизации.
.
Оживить Россию смогут только революционные преобразования, но им, как правило, предшествует духовный подъём в обществе, вызванный мощным посылом будущего, который способствует появлению Поэта-предвестника неизбежного и оздоровляющего народ катаклизма. Но что это за Поэт? Откуда он почерпнёт силы для возлёта, когда ему явится Слово пророческого звучания и смысла, подобное по мощи и красоте Слову пушкинского «Пророка? Да и возможно ли такое чудо сегодня?..
.
Человек создан Словом по образу и подобию Божию. Следовательно, каждый из людей имеет в себе частичку этого Слова, и она есть не что иное, как его Душа. Но  она ешё и мысль, и красота, то есть поэзия, которая возникает в Поэте по счастливому сосредоточению в нём частички животворящего Слова. И сам он в момент творческого озарения становится совершенным органом, который транслирует божественную речь, облекая её при этом в стихотворную форму.
.
Частичка Слова Божьего пробуждается в Поэте далеко не сразу с его рождением. Для того, чтобы она пробудилась и обрела способность к самонасыщению поэтическим веществом, Поэт должен образовать себя знанием классики, родного языка, истории, пылать негасимой любовью к Правде и Красоте и жить в своём народе. Последнее жизненно важно, поскольку Поэт не может существовать вне пространства своего народа. Конечно, он может писать стихи, но они никогда не станут подлинной поэзией, ибо всё в них будет безжизненно, потому что вышло не из души   коренного  народа, а из головы, пусть даже талантливого, стихотворца иной культуры.
.
Когда же в Поэте произойдёт достаточное накопление поэтического вещества, которое следует понимать как особое состояние Души, объятой пламенем благодатного огня Слова, то рождается Поэзия – самая своевольная стихия Духа, где переплетены Божественное и человеческое, сознательное и бессознательное. И всё это, от стихозачатия до явления законченного творения, есть целостный процесс, который нельзя  подвергнуть точному анализу, но можно попытаться описать его в виде схематичного наброска.
.
Для этого надо согласиться с тем, что невозможно написать стихотворение уровня русского классика путём даже самого тщательного подбора слов. И дело тут не в том, что ЭВМ не совладеет с этой задачей. Она её решит только в том случае, если у неё самой возникнет Душа. Только она способна побудить к действию частичку Слова, чьи творческие возможности несоизмеримо больше и разнообразнее человеческих, сделать подсказку истомлённому безмолвием Поэту всего лишь одной строкой, чтобы он подхватил её и развил  «дар случайный» до логического завершения в форме стихотворения или поэмы.
.
Разбуженная поэтическая мысль находится в энергичном пульсирующем состоянии, которое можно назвать «танцем сознания». И выглядит это, как
.
Рассудка танец на обрыве бездны,
Полёт над тьмой, таинственный мираж…
.
Мысль касается то одного, то другого предмета, совершает массу проб в поисках мотива, ассоциации, воспоминания, ощущения, играющих роль ниточки, которую она захватывает в хаосе подсознания, и начинает разматывать в надежде, что это и есть то самое искомое поэтическое Слово. Часто случается, что «ниточка» рвётся, и «танец сознания» возобновляет свои замысловатые движения, руководствуясь памятью для отыскивания потери, но может случиться и совершенно необъяснимый перескок с одного на другое, который резко изменит и смысл задуманного стихотворения, и его форму. И, вполне возможно, это случается, только потому, что в стихах Поэта мыслит его душа, о внутренней жизни которой мы можем только догадываться.
.
В другом, более редком случае, стихотворение может явиться всё целиком как свиток, который разворачивается строка за строкой, только успевай записывать. Поэт, пламенея восторгом, спешит сохранить дарованный ему шедевр, в эти мгновения его нельзя ни в коем случае отвлекать, но если это случится, то могут пройти годы, прежде чем Слово сжалится над ним и продиктует недописанные строчки. И это обстоятельство убеждает в том, что Слово первично по отношению к мысли Поэта, оно уже всегда существовало в первичном и неизменяемом виде, в каком необходимо для данной строки и художественного произведения в целом и было вызвано к поэтической жизни силой неведомых обстоятельств.
.
Здесь следует сказать о «муках творчества», которые давно стали общим местом в рассуждениях о творческом труде писателя. Настоящие муки испытывают только те писатели, в коих частичка Слова пребывает как бы окаменелом состоянии и никогда не отзывается на мысль, которая до изнеможения бьется в тенётах немоты, дабы обрести творческое озарение.
.
Поэзия возникает только в соединении Слова и Поэта, но кто из них играет ведущую роль решить трудно тому, кто в этом процессе не задействован. Поэт же всегда скажет, что его лучшие стихи возникли сами собой, а он их просто записал под чью-то диктовку.
.
«… Но для народа своего
В душе всегда имею слово.
Оно всегда взойти готово,
Хоть я не сеял ничего.
Был занят этим русский гений,
Соратник пушкинских прозрений,
А я лишь вымолвлю его».
(«Как хорошо, что жизнь прошла»)
.
Поэты нашего времени почти поголовно беспамятны. Они, к общему несчастью, не ведают, что частичка Божьего Слова, доставшаяся Пушкину, оказала влияние не только на судьбу Поэта-пророка, но и на судьбу России. Она была столь мощно энергетически насыщенной, что её токи очеловечивающего народы напряжения дотянулись до нашего поколения. А вот продолжаться ли они далее – это главный вопрос настоящего дня. И на него сможет ответить Поэт будущего, кто встанет с Пушкиным вровень. Кто явит России свою частичку Божьего глагола.

Комментарии

Читателю. Что значит "уверен или не уверен"? Уверенным можно быть только тогда, когда эти слова говоришь САМ. В остальных случаяхм НЕ МОЖЕТ быть никакой уверенности!

"Поэзия наших дней представляет собой жалкое зрелище". Не соглашусь. Немалое число прекрасных русских поэтов сейчас пишет (некоторые только-только отошли в мир иной). Просто в фокусе оказывается либо пена дней, либо Дементьев с Рубальской.
Критики действительно практически нет. Но и нет той культурной читающей среды, что была прежде.

Лев, Пушкин может и был циник, но поэта судят по его стихам. Для меня он образец лирической поэзии. В ней есть как раз та самая искра и темперамент, которые до сих пор волнуют. Я думаю - так писать мог только мужчина , умеющий любить. Кто знает. что было между ним и Керн? Это дело только их, но меня интересует Пушкин - поэт, и судить я о нем буду по его стихам. Я вам благодарна. что вы обращаете внимание на мои вирши. Огромное спасибо и рада встрече.

Алексея Курганова не слушайте. Хотя бы потому, что цитата из Толстого не такая, как он написал: "Писать стихи так же противоестественно, как пахать и при этом приплясывать", а такая: "Я вообще считаю, что слово, служащее выражением мысли, истины, проявления духа, есть такое важное дело, что примешивать к нему соображения о размере, ритме и рифме и жертвовать для них ясностью и простотой есть кощунство и такой же неразумный поступок, каким был бы поступок пахаря, к[отор]ый, идя за плугом, выделывал бы танцовальные па, нарушая этим прямоту и правильность борозды" (http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pisma/1908/letter-14.htm). Речь у Толстого о Бальмонте и Протопопове. Про второго и вовсе ничего не известно. И понятно, что стихи ТАКОГО ничего не стоят. Бальмонт же был поэт послереволюционно-поэтического времени. Не дано было Толстому ту ревлюцию понять. И потому нельзя им козырять.

Вообще, я сомневаюсь в правоте общего посыла Полотнянко, что Пушкин дал посыл России в будущее. Общественно-политическое будущее России относительно пушкинского времени - это был раскол общества на западников и слвянофилов и наступление капитализма, куда Пушкин совсем не звал. Его главное художественное открытие - метод реализма, пошедшей вразнос Россией тоже не был усвоен. Что да - это то, что с Пушкиным раскол на цивилизацию и культуру, начавшийся из-за раздробленной Германии (бывшей на стороне культуры) был Россией подхвачен для себя (ставшей тоже на стороне культуры, при постепенном отходе Германии в сторону цивилизации). Но этот посыл разве Полотнянко выявлен?

Духовный( Богоносный) посыл в будущее придал России именно Пушкин, до него нечто подобное совершил Богоносный Сергий Радонежский.

Отлично сказано! Понятно и эмоционально. Со всем согласна и трудно что-нибудь добавить. Разве что лирики...

А гений Пушкина сегодня с нами,
Он жив в учебниках и,главное, в сердцах,
Как эти силуэты на полях
В гармонии с поэтом и стихами.
И моря шум, и первое причастие,
И шепот залов, свет свечи неясный -
Все это интригует...и прекрасно
Как чувство неминуемого счастья...
Поэт поэтов был ли счастлив тоже?
Или фантазии его тогда пленили?
Но ведь любовь всегда питала силы
И придавала нежности, быть может...
И он любил, отчаянно и страстно,
Никто другой такой любви не знал,
Поэтому и стих его звучал
Уверенно, легко, свежо и ясно.
И ныне продолжает всюду виться
Его поэзии серебряная нить,
И нам, как прежде хочется любить,
Как будто блеск ее на нас ложится...
Я думаю - он все тогда решил,
И ничего додумывать не надо -
В Россию Пушкин послан как награда
За русское величие Души.

А может, прав был Толстой (который Лев Николаевич), когда сказал:" Писать стихи так же противоестественно, как пахать и при этом приплясывать"?

Стихи о Пушкине, Пушкину » Исаев Е.

Глаголы Пушкина

И впредь шуметь его глаголам
По городам по всем, по селам,
По всей родной земле шуметь,
Будить к добру булат и медь,
Бессмертным эхом кочевать,
И жечь сердца, и врачевать

Курганов, вы уверены, Л. Толстой, у которого стихи Фета вызывали слёзы умиления, мог сказать такую глупость?.. Скорее ваш коммент -- это приплясывание возле текста, который вы не осилили.

А почему бы и не приплясывать? Если это удобно при этом занятии? А может Льву Николаевичу завидно было, что он не смог написать роман в стихах, как Пушкин? Я бы не стала доверять словам великого писателя, который в жизни был не очень приятным человеком, судя по воспоминаниям его современников.

Диана, откуда Вы взяли, что "никто другой такой любви не знал"? Нельзя судить только по стихам, ведь в жизни он был немалый циник. Вот Керн - "как гений чистой красоты"; а вскоре он напишет Соболевскому, что он "с божьей помощью ... мадам Керн". Очень многие знали, а он, скорее, серьёзной любви и не знал: влюблённости - не в счёт.

Статья глубока и написана уже почти позабытыми словами и образами; славно, что они звучат и будят "от мелочей будней величавыми образами" (слова Врубеля).

https://www.youtube.com/watch?v=E6BshLXIgkA&t=31s

"Жалкое зрелище"? Да здравствуют еще, слава Богу, Владимир Костров, Станислав Куняев, Юрий Лощиц...

Статья замечательная, как и всё, что пишет несравненный Николай Полотнянко! Какое счастье, что Россия не скудеет талантами!. Но не верю, что поднимет страну на переосмысление и решительные свершения новый Пушкин. Это как в белорусской литературе: все послевоенные годы ждали нового романа "Война и мир" и нового Толстого. Так писал и Алесь Адамович, и другие. А в это время уже давно писал свои военные повести Василь Быков. Если бы его заметили и оценили во-время, с ним возможно не случилось бы метаморфозы в конце жизни. Так что главное - не ждать кого-то по аналогии, а замечать и внимательно прочитывать тех, кто есть.

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.