Сетевой литературный журнал издание Фонда «Русское единство»
Москва, № 89 Март 2017
Сегодня Суббота, 25 марта
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов О журнале Редакция Контакты
30 января 2017 — Николай ПОЛОТНЯНКО, раздел «Литературоведение»
Материал из журнала № 87 Январь 2017

Божественный глагол

16 комментариев (см. ниже)
Николай Полотнянко. Божественный глагол
Есть слово, и есть Слово. Большинство пушкинских творений явлены Словом. Почти вся русская советская  поэзия написана словами. Поэзия наших дней представляет собой жалкое зрелище. Усреднённый Поэт начала 21-го века кое-как рифмует пустоты. Поэтической критики нет и в помине. Всё это кричащие симптомы духовного оскудения России, что Время, которое движется  только на зов будущего, к идеалу, уже четверть века, как впало в пошлое  коловращение, и это может закончиться вполне возможной гибелью русской цивилизации.
.
Оживить Россию смогут только революционные преобразования, но им, как правило, предшествует духовный подъём в обществе, вызванный мощным посылом будущего, который способствует появлению Поэта-предвестника неизбежного и оздоровляющего народ катаклизма. Но что это за Поэт? Откуда он почерпнёт силы для возлёта, когда ему явится Слово пророческого звучания и смысла, подобное по мощи и красоте Слову пушкинского «Пророка? Да и возможно ли такое чудо сегодня?..
.
Человек создан Словом по образу и подобию Божию. Следовательно, каждый из людей имеет в себе частичку этого Слова, и она есть не что иное, как его Душа. Но  она ешё и мысль, и красота, то есть поэзия, которая возникает в Поэте по счастливому сосредоточению в нём частички животворящего Слова. И сам он в момент творческого озарения становится совершенным органом, который транслирует божественную речь, облекая её при этом в стихотворную форму.
.
Частичка Слова Божьего пробуждается в Поэте далеко не сразу с его рождением. Для того, чтобы она пробудилась и обрела способность к самонасыщению поэтическим веществом, Поэт должен образовать себя знанием классики, родного языка, истории, пылать негасимой любовью к Правде и Красоте и жить в своём народе. Последнее жизненно важно, поскольку Поэт не может существовать вне пространства своего народа. Конечно, он может писать стихи, но они никогда не станут подлинной поэзией, ибо всё в них будет безжизненно, потому что вышло не из души   коренного  народа, а из головы, пусть даже талантливого, стихотворца иной культуры.
.
Когда же в Поэте произойдёт достаточное накопление поэтического вещества, которое следует понимать как особое состояние Души, объятой пламенем благодатного огня Слова, то рождается Поэзия – самая своевольная стихия Духа, где переплетены Божественное и человеческое, сознательное и бессознательное. И всё это, от стихозачатия до явления законченного творения, есть целостный процесс, который нельзя  подвергнуть точному анализу, но можно попытаться описать его в виде схематичного наброска.
.
Для этого надо согласиться с тем, что невозможно написать стихотворение уровня русского классика путём даже самого тщательного подбора слов. И дело тут не в том, что ЭВМ не совладеет с этой задачей. Она её решит только в том случае, если у неё самой возникнет Душа. Только она способна побудить к действию частичку Слова, чьи творческие возможности несоизмеримо больше и разнообразнее человеческих, сделать подсказку истомлённому безмолвием Поэту всего лишь одной строкой, чтобы он подхватил её и развил  «дар случайный» до логического завершения в форме стихотворения или поэмы.
.
Разбуженная поэтическая мысль находится в энергичном пульсирующем состоянии, которое можно назвать «танцем сознания». И выглядит это, как
.
Рассудка танец на обрыве бездны,
Полёт над тьмой, таинственный мираж…
.
Мысль касается то одного, то другого предмета, совершает массу проб в поисках мотива, ассоциации, воспоминания, ощущения, играющих роль ниточки, которую она захватывает в хаосе подсознания, и начинает разматывать в надежде, что это и есть то самое искомое поэтическое Слово. Часто случается, что «ниточка» рвётся, и «танец сознания» возобновляет свои замысловатые движения, руководствуясь памятью для отыскивания потери, но может случиться и совершенно необъяснимый перескок с одного на другое, который резко изменит и смысл задуманного стихотворения, и его форму. И, вполне возможно, это случается, только потому, что в стихах Поэта мыслит его душа, о внутренней жизни которой мы можем только догадываться.
.
В другом, более редком случае, стихотворение может явиться всё целиком как свиток, который разворачивается строка за строкой, только успевай записывать. Поэт, пламенея восторгом, спешит сохранить дарованный ему шедевр, в эти мгновения его нельзя ни в коем случае отвлекать, но если это случится, то могут пройти годы, прежде чем Слово сжалится над ним и продиктует недописанные строчки. И это обстоятельство убеждает в том, что Слово первично по отношению к мысли Поэта, оно уже всегда существовало в первичном и неизменяемом виде, в каком необходимо для данной строки и художественного произведения в целом и было вызвано к поэтической жизни силой неведомых обстоятельств.
.
Здесь следует сказать о «муках творчества», которые давно стали общим местом в рассуждениях о творческом труде писателя. Настоящие муки испытывают только те писатели, в коих частичка Слова пребывает как бы окаменелом состоянии и никогда не отзывается на мысль, которая до изнеможения бьется в тенётах немоты, дабы обрести творческое озарение.
.
Поэзия возникает только в соединении Слова и Поэта, но кто из них играет ведущую роль решить трудно тому, кто в этом процессе не задействован. Поэт же всегда скажет, что его лучшие стихи возникли сами собой, а он их просто записал под чью-то диктовку.
.
«… Но для народа своего
В душе всегда имею слово.
Оно всегда взойти готово,
Хоть я не сеял ничего.
Был занят этим русский гений,
Соратник пушкинских прозрений,
А я лишь вымолвлю его».
(«Как хорошо, что жизнь прошла»)
.
Поэты нашего времени почти поголовно беспамятны. Они, к общему несчастью, не ведают, что частичка Божьего Слова, доставшаяся Пушкину, оказала влияние не только на судьбу Поэта-пророка, но и на судьбу России. Она была столь мощно энергетически насыщенной, что её токи очеловечивающего народы напряжения дотянулись до нашего поколения. А вот продолжаться ли они далее – это главный вопрос настоящего дня. И на него сможет ответить Поэт будущего, кто встанет с Пушкиным вровень. Кто явит России свою частичку Божьего глагола.
Есть слово, и есть Слово. Большинство пушкинских творений явлены Словом. Почти вся русская советская  поэзия написана словами. Поэзия наших дней представляет собой жалкое зрелище. Усреднённый Поэт начала 21-го века кое-как рифмует пустоты. Поэтической критики нет и в помине. Всё это кричащие симптомы духовного оскудения России, признаки того, что Время, которое движется только на зов будущего, к идеалу, уже четверть века, как впало в пошлое  коловращение, и это может закончиться вполне возможной гибелью русской цивилизации.
.
Оживить Россию смогут только революционные преобразования, но им, как правило, предшествует духовный подъём в обществе, вызванный мощным посылом будущего, который способствует появлению Поэта-предвестника неизбежного и оздоровляющего народ катаклизма. Но что это за Поэт? Откуда он почерпнёт силы для возлёта, когда ему явится Слово пророческого звучания и смысла, подобное по мощи и красоте Слову пушкинского «Пророка? Да и возможно ли такое чудо сегодня?..
.
Человек создан Словом по образу и подобию Божию. Следовательно, каждый из людей имеет в себе частичку этого Слова, и она есть не что иное, как его Душа. Но  она ешё и мысль, и красота, то есть поэзия, которая возникает в Поэте по счастливому сосредоточению в нём частички животворящего Слова. И сам он в момент творческого озарения становится совершенным органом, который транслирует божественную речь, облекая её при этом в стихотворную форму.
.
Частичка Слова Божьего пробуждается в Поэте далеко не сразу с его рождением. Для того, чтобы она пробудилась и обрела способность к самонасыщению поэтическим веществом, Поэт должен образовать себя знанием классики, родного языка, истории, пылать негасимой любовью к Правде и Красоте и жить в своём народе. Последнее жизненно важно, поскольку Поэт не может существовать вне пространства своего народа. Конечно, он может писать стихи, но они никогда не станут подлинной поэзией, ибо всё в них будет безжизненно, потому что вышло не из души   коренного  народа, а из головы, пусть даже талантливого, стихотворца иной культуры.
.
Когда же в Поэте произойдёт достаточное накопление поэтического вещества, которое следует понимать как особое состояние Души, объятой пламенем благодатного огня Слова, то рождается Поэзия – самая своевольная стихия Духа, где переплетены Божественное и человеческое, сознательное и бессознательное. И всё это, от стихозачатия до явления законченного творения, есть целостный процесс, который нельзя  подвергнуть точному анализу, но можно попытаться описать его в виде схематичного наброска.
.
Для этого надо согласиться с тем, что невозможно написать стихотворение уровня русского классика путём даже самого тщательного подбора слов. И дело тут не в том, что ЭВМ не совладеет с этой задачей. Она её решит только в том случае, если у неё самой возникнет Душа. Только она способна побудить к действию частичку Слова, чьи творческие возможности несоизмеримо больше и разнообразнее человеческих, сделать подсказку истомлённому безмолвием Поэту всего лишь одной строкой, чтобы он подхватил её и развил  «дар случайный» до логического завершения в форме стихотворения или поэмы.
.
Разбуженная поэтическая мысль находится в энергичном пульсирующем состоянии, которое можно назвать «танцем сознания». И выглядит это, как
.
Рассудка танец на обрыве бездны,
Полёт над тьмой, таинственный мираж…
.
Мысль касается то одного, то другого предмета, совершает массу проб в поисках мотива, ассоциации, воспоминания, ощущения, играющих роль ниточки, которую она захватывает в хаосе подсознания, и начинает разматывать в надежде, что это и есть то самое искомое поэтическое Слово. Часто случается, что «ниточка» рвётся, и «танец сознания» возобновляет свои замысловатые движения, руководствуясь памятью для отыскивания потери, но может случиться и совершенно необъяснимый перескок с одного на другое, который резко изменит и смысл задуманного стихотворения, и его форму. И, вполне возможно, это случается, только потому, что в стихах Поэта мыслит его душа, о внутренней жизни которой мы можем только догадываться.
.
В другом, более редком случае, стихотворение может явиться всё целиком как свиток, который разворачивается строка за строкой, только успевай записывать. Поэт, пламенея восторгом, спешит сохранить дарованный ему шедевр, в эти мгновения его нельзя ни в коем случае отвлекать, но если это случится, то могут пройти годы, прежде чем Слово сжалится над ним и продиктует недописанные строчки. И это обстоятельство убеждает в том, что Слово первично по отношению к мысли Поэта, оно уже всегда существовало в первичном и неизменяемом виде, в каком необходимо для данной строки и художественного произведения в целом и было вызвано к поэтической жизни силой неведомых обстоятельств.
.
Здесь следует сказать о «муках творчества», которые давно стали общим местом в рассуждениях о творческом труде писателя. Настоящие муки испытывают только те писатели, в коих частичка Слова пребывает как бы окаменелом состоянии и никогда не отзывается на мысль, которая до изнеможения бьется в тенётах немоты, дабы обрести творческое озарение.
.
Поэзия возникает только в соединении Слова и Поэта, но кто из них играет ведущую роль решить трудно тому, кто в этом процессе не задействован. Поэт же всегда скажет, что его лучшие стихи возникли сами собой, а он их просто записал под чью-то диктовку.
.
«… Но для народа своего
В душе всегда имею слово.
Оно всегда взойти готово,
Хоть я не сеял ничего.
Был занят этим русский гений,
Соратник пушкинских прозрений,
А я лишь вымолвлю его».
(«Как хорошо, что жизнь прошла»)
.
Поэты нашего времени почти поголовно беспамятны. Они, к общему несчастью, не ведают, что частичка Божьего Слова, доставшаяся Пушкину, оказала влияние не только на судьбу Поэта-пророка, но и на судьбу России. Она была столь мощно энергетически насыщенной, что её токи очеловечивающего народы напряжения дотянулись до нашего поколения. А вот продолжаться ли они далее – это главный вопрос настоящего дня. И на него сможет ответить Поэт будущего, кто встанет с Пушкиным вровень. Кто явит России свою частичку Божьего глагола.



  • Диана 30.01.2017 10:06 пп

    Отлично сказано! Понятно и эмоционально. Со всем согласна и трудно что-нибудь добавить. Разве что лирики…

    А гений Пушкина сегодня с нами,
    Он жив в учебниках и,главное, в сердцах,
    Как эти силуэты на полях
    В гармонии с поэтом и стихами.
    И моря шум, и первое причастие,
    И шепот залов, свет свечи неясный –
    Все это интригует…и прекрасно
    Как чувство неминуемого счастья…
    Поэт поэтов был ли счастлив тоже?
    Или фантазии его тогда пленили?
    Но ведь любовь всегда питала силы
    И придавала нежности, быть может…
    И он любил, отчаянно и страстно,
    Никто другой такой любви не знал,
    Поэтому и стих его звучал
    Уверенно, легко, свежо и ясно.
    И ныне продолжает всюду виться
    Его поэзии серебряная нить,
    И нам, как прежде хочется любить,
    Как будто блеск ее на нас ложится…
    Я думаю – он все тогда решил,
    И ничего додумывать не надо –
    В Россию Пушкин послан как награда
    За русское величие Души.

  • Алексей Курганов 31.01.2017 5:41 дп

    А может, прав был Толстой (который Лев Николаевич), когда сказал:» Писать стихи так же противоестественно, как пахать и при этом приплясывать»?

  • Валерий Борисович 31.01.2017 9:58 дп

    Стихи о Пушкине, Пушкину » Исаев Е.

    Глаголы Пушкина

    И впредь шуметь его глаголам
    По городам по всем, по селам,
    По всей родной земле шуметь,
    Будить к добру булат и медь,
    Бессмертным эхом кочевать,
    И жечь сердца, и врачевать

  • читатель 31.01.2017 6:56 пп

    Курганов, вы уверены, Л. Толстой, у которого стихи Фета вызывали слёзы умиления, мог сказать такую глупость?.. Скорее ваш коммент — это приплясывание возле текста, который вы не осилили.

  • Диана 31.01.2017 9:18 пп

    А почему бы и не приплясывать? Если это удобно при этом занятии? А может Льву Николаевичу завидно было, что он не смог написать роман в стихах, как Пушкин? Я бы не стала доверять словам великого писателя, который в жизни был не очень приятным человеком, судя по воспоминаниям его современников.

  • Лев 31.01.2017 9:23 пп

    Диана, откуда Вы взяли, что «никто другой такой любви не знал»? Нельзя судить только по стихам, ведь в жизни он был немалый циник. Вот Керн – «как гений чистой красоты»; а вскоре он напишет Соболевскому, что он «с божьей помощью … мадам Керн». Очень многие знали, а он, скорее, серьёзной любви и не знал: влюблённости – не в счёт.

  • Лев 31.01.2017 11:28 пп

    Статья глубока и написана уже почти позабытыми словами и образами; славно, что они звучат и будят «от мелочей будней величавыми образами» (слова Врубеля).

  • Притча 01.02.2017 10:20 пп

    https://www.youtube.com/watch?v=E6BshLXIgkA&t=31s

  • Владимир Смык 01.02.2017 11:45 пп

    «Жалкое зрелище»? Да здравствуют еще, слава Богу, Владимир Костров, Станислав Куняев, Юрий Лощиц…

  • Турбина Любовь Николаевна 02.02.2017 11:27 дп

    Статья замечательная, как и всё, что пишет несравненный Николай Полотнянко! Какое счастье, что Россия не скудеет талантами!. Но не верю, что поднимет страну на переосмысление и решительные свершения новый Пушкин. Это как в белорусской литературе: все послевоенные годы ждали нового романа «Война и мир» и нового Толстого. Так писал и Алесь Адамович, и другие. А в это время уже давно писал свои военные повести Василь Быков. Если бы его заметили и оценили во-время, с ним возможно не случилось бы метаморфозы в конце жизни. Так что главное – не ждать кого-то по аналогии, а замечать и внимательно прочитывать тех, кто есть.

  • Орехова Надежда 02.02.2017 2:26 пп

    «Поэзия наших дней представляет собой жалкое зрелище». Не соглашусь. Немалое число прекрасных русских поэтов сейчас пишет (некоторые только-только отошли в мир иной). Просто в фокусе оказывается либо пена дней, либо Дементьев с Рубальской.
    Критики действительно практически нет. Но и нет той культурной читающей среды, что была прежде.

  • Диана 02.02.2017 6:52 пп

    Лев, Пушкин может и был циник, но поэта судят по его стихам. Для меня он образец лирической поэзии. В ней есть как раз та самая искра и темперамент, которые до сих пор волнуют. Я думаю – так писать мог только мужчина , умеющий любить. Кто знает. что было между ним и Керн? Это дело только их, но меня интересует Пушкин – поэт, и судить я о нем буду по его стихам. Я вам благодарна. что вы обращаете внимание на мои вирши. Огромное спасибо и рада встрече.

  • Алексей Курганов 04.02.2017 12:13 пп

    Читателю. Что значит «уверен или не уверен»? Уверенным можно быть только тогда, когда эти слова говоришь САМ. В остальных случаяхм НЕ МОЖЕТ быть никакой уверенности!

  • Воложин 06.02.2017 3:28 пп

    Алексея Курганова не слушайте. Хотя бы потому, что цитата из Толстого не такая, как он написал: «Писать стихи так же противоестественно, как пахать и при этом приплясывать», а такая: «Я вообще считаю, что слово, служащее выражением мысли, истины, проявления духа, есть такое важное дело, что примешивать к нему соображения о размере, ритме и рифме и жертвовать для них ясностью и простотой есть кощунство и такой же неразумный поступок, каким был бы поступок пахаря, к[отор]ый, идя за плугом, выделывал бы танцовальные па, нарушая этим прямоту и правильность борозды» (http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pisma/1908/letter-14.htm). Речь у Толстого о Бальмонте и Протопопове. Про второго и вовсе ничего не известно. И понятно, что стихи ТАКОГО ничего не стоят. Бальмонт же был поэт послереволюционно-поэтического времени. Не дано было Толстому ту ревлюцию понять. И потому нельзя им козырять.

  • Воложин 06.02.2017 4:06 пп

    Вообще, я сомневаюсь в правоте общего посыла Полотнянко, что Пушкин дал посыл России в будущее. Общественно-политическое будущее России относительно пушкинского времени – это был раскол общества на западников и слвянофилов и наступление капитализма, куда Пушкин совсем не звал. Его главное художественное открытие – метод реализма, пошедшей вразнос Россией тоже не был усвоен. Что да – это то, что с Пушкиным раскол на цивилизацию и культуру, начавшийся из-за раздробленной Германии (бывшей на стороне культуры) был Россией подхвачен для себя (ставшей тоже на стороне культуры, при постепенном отходе Германии в сторону цивилизации). Но этот посыл разве Полотнянко выявлен?

  • николай полотнянко 07.02.2017 8:41 пп

    Духовный( Богоносный) посыл в будущее придал России именно Пушкин, до него нечто подобное совершил Богоносный Сергий Радонежский.

***

Ваш комментарий

(обязательно)
(обязательно, не публикуется)
Сообщение

Ключевые
слова

Самые комментируемые
за месяц



© Сетевой журнал «Камертон», 
2009
Список всех выпусков:
Сделано в CreativePeople 
и Студии Евгения Муравьёва в 2009 году