Сетевой литературный журнал издание Фонда «Русское единство»
Москва, № 89 Март 2017
Сегодня Пятница, 24 марта
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов О журнале Редакция Контакты
6 марта 2017 — Григорий МИРОНОВ, раздел «Столицы и окраины»

Исторически Закарпатье – это не Украина

2 комментариев (см. ниже)

В последние два десятилетия национальный вопрос стал основным на некоторых территориях Украины. Главным образом в связи с возросшей активностью националистических организаций и (как ответ) национальных движений различных этничеких групп. В западной части современной Украины с особой силой заявило о себе русинское движение. Несмотря на то, что с распадом Советского Союза прошло уже достаточно много времени, проблемы Карпатского региона до сих пор не решены – русины до сих пор официально считаются «частью украинской нации», хотя к этой нации и Украине русины исторически имеют мало отношения. Кроме того, не решена проблема кодификации литературного русинского языка в Закарпатье, не удалось ограничить влияние неофашистских организаций в Западной Украине, не решены и некоторые другие проблемы.

.

Сегодня русинской интеллигенцией ставятся вопросы исторического прошлого, в частности, истории взаимоотношения автохтонного населения «на юг от Карпат» (русинов) с украинским населением (Галинина и Буковина), а также контакты русинского населения с другими народами данной территории – поляками, венграми, словаками. А также дискуссия о принадлежности русинов к украинской нации и государству. В большинстве выводов говорится, что Закарпатская область – это особый русинский регион, а не извечная украинская земля.

.

Особенно остро стоит вопрос национальной идентичности русинов. Некоторые украинские историки, часто умышленно искажая факты, утверждают, что русины – это «стародавнее название украинцев». Действительно, данный термин употребляли практически все народы, наследники культуры Древней Руси – русские и белорусы в том числе. Но общий этноним прошлого не может считаться синонимом этнической принадлежности. Тем более что очень большой исторический период русинские национальные территории развивались вне остального восточнославянского этнического массива.

.

Русины в период национального возрождения не приняли украинство как свою национальную идеологию, а отдали предпочтение русофильству, под действием данного факта сформировалась своеобразная и уникальная национальная концепция, которую продвигали «будители» и предводители русинского национального возрождения. Тема исторического русофильства в русинской среде еще требует особого изучения, так как на фундаменте русинских мыслителей и формировался особенный русинский народ.

.

Особенно остро стоит и исторический вопрос послевоеннонго периода, когда территорию русинов насильно присоединили к Украинской ССР и объявили украинцами, переписывая свидетельства о рождении и паспорта, где ставилась единственная приемлемая национальность – «украинцец». Для окончательной украинизации русинского населения в СССР сделали ставку на школу, куда привозили украинских учителей, для воспитания, так сказать, «новых украинцев». Даже сегодня некоторые украинские историки оправдывают действия коммунистов или, по крайней мере, замалчивают бескомпромиссность украинизации Закарпатья. Отрицание факта насильственной ассимиляции русинов советскими украинскими властями не дает перевернуть трагическую страницу истории и оставляет эту конфликтную тему на обсуждение русинскими активистами, что негативно отражается на отношениях русинского народа к официальному Киеву.

.

Трудно отрицать, что после развала СССР и начала русинского национального возрождения на современном этапе, межнациональные противоречия в Карпатском регионе невероятно усилились. Ключевую роль в поддержании негативной межнациональной обстановки сыграли украинские националисты. Постоянно подогревая межнациональную рознь, т.н. «бандеровцы» усилили свое давление на русинское движение (и на другие национальные движения Западной Украины). Поддержав националистов, украинские политики принимают «План решения проблемы украинцев-русинов», в котором подробно расписан процесс украинизации Закарпатской области. Именно тогда был упущен шанс улучшения отношений с русинским движением. Ведь можно было бы изучить динамику общественных настроений в русинской среде, а не игнорировать и запрещать русинскую идентичность. Это привело к тому, что русинское движение потеряло веру в активное сотрудничество с официальными органами Украины.

.

В политике, проводимой Украиной в Карпатском регионе во многом господствуют тени прошлого, в частности, продолжают действовать устаревшие схемы в понимании национальных интересов и существовании национальных идеологий, которые базируется на реалиях начала XX века. Вместо того чтобы извлечь уроки из истории, когда понятно, что насильственное запрещение и ассимиляция этнической группы приводит только к осложнению отношений между официальными властями и национальным движением, Украина продолжает не замечать русинскую проблематику. А ведь именно нерешенный русинский фактор, совместно с венгерской проблемой и усилением влияния агрессивного украинского национализма, может существенно осложнить межнациональные отношения в Карпатском регионе.

.

Современный русинский вопрос, по сути, является продолжением противостояния нескольких идентификационных моделей Карпатского региона в прошлом. Русинов-русофилов и украинцев-русофобов.




  • Галан 06.03.2017 9:37 дп

    Украинизация Закарпатья в 50-60 годах вынудила нашу семью покинуть Мукачево и переехать Донецкую область, где в то время украинскую речь можно было услышать только в школе на уроках украинского языка и литературы и не было украинизации. Последним толчком было объявление по местному радио о необходимости покинуть Закарпатье все «восточникам» и наша семья три дня сидела на чемоданах. Отец родившийся и выросший в русинском селе в нескольких километрах от г. Хуста предпочёл жить в русской части Украины, а не в «западенской её части. И сейчас родственники живущие в Закарпатье в большинстве своём очень хорошо относятся в России, даже общение в сочсетях между собой ведут на русском.

  • Владимир 06.03.2017 11:38 дп

    Я родился в Закарпатской области в 1951 г. Родители были направлены в Закарпатье для работы специалистами. Хорошо помню, что еще в 60-х годах местные жители «упрямо» отказывались быть украинцами, называли себя русинами. Объясняли, что они такие же русские как и многие другие в РСФСР. Мама работала зав. фельдшерско-акушерским пунктом в горном районе. Рассказывала, что бандиты ее не обижали, говоря при встречах, что она помогает русинскому народу. А вот учителей, которых массово привезли из Украины, при встречах убивали. Местное население всегда дистанциировали себя и свою территорию от Украины. На мой взгляд, данная статья объективно освещает вопрос национальной индентификации коренных жителей Закарпатья.

***

Ваш комментарий

(обязательно)
(обязательно, не публикуется)
Сообщение

Ключевые
слова

Самые комментируемые
за месяц



© Сетевой журнал «Камертон», 
2009
Список всех выпусков:
Сделано в CreativePeople 
и Студии Евгения Муравьёва в 2009 году