Война в Стране души

715 4 Олег СЛЕПЫНИН - 14 августа 2017 A A+

В Абхазии 14 августа – День памяти защитников Отечества

 

Минуло четверть века. 14 августа 1992 года вооружённые силы Грузии напали на Абхазию; началась война, которую в Сухуми называют «Отечественная война народа Абхазии 1992—1993 гг.».

 

***

Хроника событий давно восстановлена. Значительная часть правды открыта. Опубликовано множество свидетельств, статей, книг. Оценки, как понимаем, и доныне даются взаимоисключающие. Здесь выскажем одну идею, следуя логике которой, споры могут потерять смысл. Взглянем на войну как на проблему духовную. В духовной сфере лежит, как мы знаем, причина и первой на земле войны, когда Каин поднял руку на Авеля, брата своего.
Близ Сухуми есть горная река Гумиста, одна из чистейших в мире, и плодороднейшая долина, ею образованная. Долину иногда называют Каманской, по названию знаменитого села Каман (Команы Абхазские) или Гумистанской – по названию реки, снабжающей Сухуми водой и села Гума. Приходилось слышать и такое название как «Иосафатова долина». Есть свои «Иосафатовы долины» в Крыму и на украинском Подолье. Вот есть и Кавказская Иосафатова долина. Если перевести буквально - «долина, в которой Бог будет судить». В Библии: «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд…» (Иоил. 3:2-12). В Каманском монастыре святителя Иоанна Златоуста слышал рассказ о том, что в праздничный день 14 августа 1972 года, когда на источнике святого Василиска было многолюдно, над водами явилась Богородица... Праздник Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня в народе именуют «первый медовый Спас» (с этого дня благословляется вкушение мёда нового сбора). Праздник ещё называют «Спас на воде» или «Мокрый Спас», возможно потому, что в этот день принял крещение великий князь Киевский Владимир и этот день (1/14 августа) считается Днём Крещения Руси. Впрочем, на источнике св. Василиска всегда людно: источник целебный. Богородица стояла над источником и говорила, но люди не могли ни аза понять! Возможно, не могли воспринять вразумляющего предостережения… Сёла вокруг были богатые, очень богатые. Но в храмы на службы приходили единицы. Были сёла и были люди… День в день через 20 лет, 14 августа 1992 началась война. Рассказчица в монастыре: «В этот день бомбили Сухум, бомбили и Каман. Потом была Гумистанская линия фронта. Этот левый берег держала грузинская сторона, обороняя Сухуми. Правый – абхазская сторона. Шамиль Басаев с чеченским батальоном, как и многие другие народы Кавказа, как и русские казаки стояли за Абхазию. Несколько раз пытались пройти на Сухум – и боем, и хитростью. Посмотрите, сколько повсюду вокруг мемориальных табличек! По дороге в монастырь – вы по какой дороге ехали? – теперь почти нет сёл, лишь заросшие субтропиками кладбища. Много крови было. А как научится прощать?.. Только со Христом! Но веры мало…»
Примечательно, что на неверие местных жителей, обращали внимание и во времена не столь близкие. В 1905 году священник Александр Кременецкий в своей книжке «Место блаженной кончины и погребения Св. Иоанна Златоустого. Василиско-Златоустовский общежительный женский монастырь» (издание 1908, Воронеж) пишет: «Нам приходилось за время двукратного своего посещения Черноморского побережья часто беседовать с тамошними батюшками, которые жаловались на поражающее хладнокровие их прихожан к церкви. Часто в великие праздники церковь бывает пуста…»

 

***

Команы Абхазские известны всему православному миру как место святое... Правда мало кто знает, где оно находятся. Здесь пролил кровь за Христа в 308 году мученик Василиск Команский. Гробница его – место паломничества. Здесь в 407 году скончался Иоанн Златоуст, выдохнув: «Слава Богу за все!»… Об этих словах у Святителя есть суждение в одном из его ранних писем из ссылки: «Слава Богу за все». Это изречение – роковой удар диаволу. Кто его употребляет, для того оно величайший залог неприкосновенности и радости среди всякого рода опасностей. Как только произнесешь его, мгновенно разгоняются облака печали. Не переставай же повторять его всегда и учи других употреблять его во всех случаях…» В этой же местности около 850 года произошло Третье обретение главы Иоанна Предтечи, Крестителя Господа нашего Иисуса Христа. К месту обретения в горы, к небольшому гроту в скале, ведёт лестница, сваренная из стальной арматуры в 1500 ступеней – круто вверх, круто вниз, и ещё вверх-вниз… Рассказывают: «Один из православных, пережив чудо спасения в войне 1992-1993, совершил жертву: имущество продал и построил лестницу». В указателе для паломников и туристов предостережение – не отклоняться от маршрута: в горах остаются мины. 
Действительно, всюду следы войны. В центре столицы и поныне стоит мёртвым гигантский дом Парламента (Совмин), сгоревший при штурме абхазских сил, прорвавших Гумистанский фронт в сентябре 1993. Где угодно можно увидеть брошенные дома и сады, даже в Сухуми. Никто в них не поселяется. Мало того, никто не сорвёт в тех садах ни ягодки, ни фрукта: таков менталитет – чужое, табу. Если заезжий турист в шортиках полезет – посмотрят очень косо.
 
На Кавказе накопилось много обид, претензий, озлобленности. На сто войн хватит. Абхазы говорят: «Грузины назвали нас сепаратистами. Но не мы сепаратисты, а они: вышли из состава СССР... В 1992 они превратили Абхазию в кладбище…» В грузинских источниках всё и вся объясняется иначе. И даже факт, что в 1937 «школьное обучение детей было переведено с абхазского на грузинский язык, абхазская письменность – на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топонимы заменены грузинскими», объясняется, оспаривается. После устранения из политики Советского Союза «большого мингрела» Л.П. Берии (уроженец Абхазии), новые власти Сухуми в 1953 писали новым властям Грузинской ССР по поводу, например, переименований: «На основании решений старого руководства Абхазобкома КП Грузии… переименование ряда населенных пунктов произведено без достаточного изучения местных условий и надобностей… были изменены существовавшие с незапамятных времен абхазские наименования… и русские названия. При переименовании населенных пунктов иногда селам присваивались такие наименования, которые на языке местного населения выражают оскорбление…» Среди примеров: «…в Гагрском районе село Орехово, населенное исключительно армянами, переименовано в село Каклиани, слово «Каклиани» на армянском языке просто нецензурно...»
Жива обида и на перевод образования на грузинский и на изменение графики письма. Абхазы – младописьменный народ. Алфавит на основе кириллицы создан в 1862 году лингвистом, этнографом – русским офицером бароном Петром Услар (им созданы алфавиты и для некоторых других бесписьменных народов Кавказа, например, для чеченцев). При большевиках письменность абхазов перевели на латиницу, потом на грузинскую графику. Грузинские историки с готовностью расскажут, что это не совсем так… На что абхазские возразят. 
Историки Абхазии О.Х. Бгажба и С.З. Лакоба утверждают: «Массовые митинги и демонстрации с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957,1964,1967,1978,1989 годах…» 
Так и подумаешь: после распада СССР грузинским властям пылинки бы сдувать с такой жемчужины как древняя Абхазия! Договариваться, убеждать, представлять льготы, открывать новые возможности, а не идти с угрозами и оружием. Один из лидеров грузинской партии войны в телеэфире из захваченного в 1992 году Сухума грозил: «В том случае, если переговоры не достигнут успеха, я могу заверить этих сепаратистов, что, если из общей численности погибнет сто тысяч грузин, то из ваших погибнут все 97 тысяч». Население Грузии тогда составляло около 5.5 мил.человек и полковник не видел беды, если погибнут 100 тыс., если при этом будут убиты все абхазы. В Сухуми помнят: «Высказывание полковника о поголовном уничтожении абхазской нации высоко оценил Глава грузинского государства Э. Шеварднадзе. Он назвал Г. Каркарашвили «грузинским рыцарем», присвоил ему звание генерала и назначил министром обороны Грузии. Всё это означало благословение на геноцид абхазского народа как такового». Вот и ещё один краешек страницы той войны. В календаре Абхазии день 14 декабря – «День памяти детей, погибших в Отечественной войне в Абхазии: 14 декабря 1992 года вертолет с эвакуированными детьми из Ткварчели был сбит, в результате чего 25 детей погибло». Город Ткварчели, - если кто не знает, - индустриальный центр республики, создан в военные 1940-е. В последнюю войну Ткварчели находился в блокаде, продолжавшейся 413 дней (!); в Абхазии Ткварчели – город-герой. Грузинская сторона отрицала, что ими сбит вертолёт с детьми.

 

***

Апофеозом несчастия, символом постигшего Абхазию горя, является, кажется, вот что. В Команах летом 1993 года были убиты два духовных лица: иподьякон Юрий-Георгий (Ануа) и иеромонах Андрей (Курашвили), служившие в монастыре Иоанна Златоуста. Убиты абхаз и грузин. Рассказывает очевидец, который не очень разбирается в званиях духовенства, но от этого суть дела не меняется, говорит о боевиках: «Они спросили отца Андрия (грузина) про принадлежность земли в Абхазии. Он отказался ответить. Они спросили ещё раз и наконец он сдался и сказал: «Абхазия, как остальная часть мира принадлежит Богу». После этого они его застрелили. Перед этим они пытались вынудить молодого абхазского священника (иподьякона Георгия) убить его. Он не согласился и был убит около грузинского священника. Они оставили трупы около церкви и уехали». Только дьявол мог такое замыслить. Словно б кто-то пригласил его устроить пир в Команах: там были совершены чудовищные преступления и вот ещё убиты двое.
 
Авантюра политиков кончилась нехорошо. За 13,5 месяцев погибли тысячи. С обеих сторон были допущены военные преступления. Хроники гласят: «К 30 сентября 1993 года абхазскими вооружёнными силами контролировалась уже вся территория автономии. Около 250 тысяч этнических грузин в страхе перед реальной и предполагаемой угрозой со стороны победителей стали беженцами…» Люди, бросив всё, уходили в горы, штурмом брали плавсредства… В последующие годы несколько десятков тысяч беженцев вернулись в Абхазию, «в основном в Гальский район», пограничный с Грузией, из-за реки Ингури.

Яркая по смыслу картина: два расстрелянных священнослужителя лежат около православного храма – абхаз и грузин. Но «нет ни эллина, ни иудея» у Христа, говорит апостол Павел. Но есть братья во Христе. 

Абхазы исповедуют православие и суннитский ислам, что символически отраженно в цветах флага – в чередовании белых и зелёных полос, а также язычество, значение которого в жизни Абхазии преуменьшать не стоит. 
Здесь мы говорим только о христианстве, о православии, истине.
В Абхазии на государственном уровне отмечается Рождество Христово (7 января) и День Святого Апостола Симона Кананита (23 мая). Грузия на государственном уровне отмечает несколько больше православных праздников, в том числе Рождество Христово, а также День Святого апостола Андрея Первозванного (12 мая). Празднование Апостолов из числа Двенадцати – Андрея и Симона в Абхазии и Грузии – тождественно празднованию на Святой Руси Дня памяти Святого Равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь (28 июля). Праздники все эти во славу Христа и людям во спасение. Только что-то не очень складывается. А ведь был мир…

В начале ХIХ века на Кавказе был «парад присоединений». В 1801-м в состав Российской Империи вошло Картли-Кахетинское царство; в 1803 – Мингрельское княжество, в 1804 – Имеретия, в 1810 – Абхазия… в 1828 – Восточная Армения… Христианские народы Кавказа сочли за благо укрыться от Османского домогательства, отягощённого войной с Персией, «под рукой белого царя». Действительно, спаслись, некоторые, как мы знаем, получили письменность, школы, просвещение, выход через «русскую дверь» в мировую культуру, к мировым знаниям… После революции 1917 года произошёл кратковременный «парад суверенитетов». Распались смыслы. Но почему-то вновь сложилось так, - с ужаснейшими издержками в пути, - что Кавказ счёл возможным разделить судьбу с судьбой русских пространств внутри «красного эксперимента», словно бы упорно пребывая в поиске дороги, выводящей к высшим смыслам. И вновь последовал распад, ненависть к братьям по судьбе преобразовалась в кровь и кладбища. Но матрица Святой Руси, скрытая от понимания многих, продолжает оставаться притягательной силой. Кто-то видит в ней спасение от надвигающегося всемирного Содома. Святая Русь как та таинственная дверь в каменной стене, особый браузер, если позволено так сказать, выводящий человечество ко спасению. Это чувствуют многие. А кто-то и понимает.
Абхазы называют свою землю «Апсны» - «Страна души», духовная битва за спасение которой вовсе не завершена.