Раздрай в украинском обществе по праздникам, языку и вере

По воле украинских парламентариев, с конца уходящего в историю 2017 года, на Украине будет два Рождества Христова – православное и католическое. 16 ноября Верховная Рада приняла закон, которым дата 25 декабря объявлена выходным днем в связи с празднованием католиками страны этого самого Рождества. Такое решение поддержали 238 депутатов. На первый взгляд, это безобидное событие, которое добавило ещё один праздник. Но так ли это? Ведь порой бывает так, что чтобы добраться до истины, казалось бы, в простых вопросах, необходимо глубоко перекопать кучу политического навоза, источающего такое зловоние, что и самому исследователю становится противно. 

По мнению автора, изменение в отечественном календаре «красных дат» взамен советских «тоталитарных» объясняется тем, что в Украине около трети верующих исповедуют протестантство и католичество, поэтому новый закон позволит праздновать Рождество Христово и 25 декабря, и 7 января. Дело в том, что Римско-католическая церковь отмечает один из главных христианских праздников – 25 декабря. Русская же, Грузинская и Сербская православные церкви, а также старообрядцы отмечают это событие 7 января. Теперь же и 25 декабря будет выходным. При этом, одновременно с этим законом отменён выходной день 2 мая, как символ международной солидарности трудящихся. 

На фоне всех скрытых и явных гонений на Украинскую православную церковь Московского патриархата эта новость не кажется просто неожиданной данью толерантности действующих властей страны: сделано это с дальним прицелом.  А началась вся эта тягомотина с филаретовским «патриархатом» еще в период президентства Леонида Кравчука, а затем продолжена при попытках президента Виктора Ющенко создать единую церковь, национальную, разумеется. А пока в Верховной Раде ждут своего часа антицерковные законопроекты №№ 4128, 4511, направленные на искоренение Украинской православной церкви, суть которых: «Геть вiд Москви!». 

Уже в конце 1980-х годов на Украине в ходе «перестройки» и общей либерализации политической жизни произошло резкое обострение ситуации среди верующих. В особенности это коснулось западных областей страны, где началось возрождение греко-католицизма и авто-кефалистских религиозных общин. В этой ситуации руководство Русской православной церкви не смогло найти приемлемого решения проблемы. Стремясь предотвратить дальнейшее углубление раскола канонического православия, Архиерейский собор РПЦ в январе 1990 г. принял решение о предоставлении довольно широкой автономии Украинскому и Белорусскому экзархатам.

Однако автономизация Украинского экзархата лишь усугубила ситуацию – митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), длительное время занимавший пост экзарха, стал управлять им почти бесконтрольно, а его действия в новых условиях способствовали дискредитации канонического Православия в западных регионах страны . Среди клириков и мирян Украинского экзархата РПЦ обнаружились тенденции к обособлению от Москвы. Этому способствовали и причины личностного характера: в июне 1990 года Филарет, который после смерти Патриарха Пимена являлся местоблюстителем патриаршего престола в Киеве, на Поместном соборе РПЦ не был утверждён в этом статусе, в связи с чем он пошёл по пути разрыва отношений с Москвой.

Украинская православная церковь Киевского патриархата образовалась в 1992 году в результате раскольнических действий митрополита Филарета и архиереев, поддержанных руководством независимой Украины. Учредительный собор УПЦ КП состоялся 25-26 июня. Приверженцы свежеиспечённой церкви относят её историю к Киевской митрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольской православной церкви, отрицая при этом законность её перехода под юрисдикцию Московского патриархата в 1686 году. После победы на президентских выборах в 2004 году Виктор Ющенко неоднократно высказывался о необходимости создания на Украине единой Поместной Церкви.

Уже тогда начался захват сторонниками Церкви Киевского патриархата, не признанного в православном мире, храмов и монастырей, в том числе и помещения самой Киевской метрополии. И до настоящего времени периодически появляются сообщения о претензиях Киевского патриархата на помещения и имущества УПЦ МП и о захватах её приходов на всей территории страны. Но эти рейдерские захваты были дополнены властью усилиями правового характера. 18 мая 2017 года в Киеве состоялась массовая акция протеста сторонников Московского патриархата, обусловленная намерением Верховной Рады принять законопроекты № 4511 и №4128, призванные легализовать вмешательство этой самой власти в деятельность РПЦ МП и греко-католической конфессии. В этот день более 10 тысяч украинцев из разных регионов страны пришли к зданию Верховной Рады с иконами и крестами и требованиями прекратить правовой беспредел в связи с резонансной инициативой депутатов парламента.

Согласно одному законопроекту, органы местной власти наделялись правом контроля за деятельностью РПЦ и греко-католической конфессии по вопросам назначения своих священнослужителей. Этот документ предполагал, что назначение митрополитов религиозные организации могут проводить только по согласованию с органами власти. На случай, если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами «государства-агрессора», власть наделялась правом запрета её деятельности на территории всей Украины. Второй документ предполагал внесение в статью 8 закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» дополнений, регулирующих принадлежность лица к общине, в том числе: прописать термин «самоидентификация» и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, согласно решений которой может быть изменена подчинённость православных приходов другим конфессиям.

Таким образом, стало очевидным, что борьба за материальные и денежные ценности церквей Московского патриархата и силовое вмешательство в их деятельность усиливается. Священнослужители РПЦ МП считают, что это самое настоящее церковное рейдерство. Однако обсуждение этих сомнительных по содержанию законопроектов в ВР было отложено. Накануне в Киеве состоялось совещание украинских силовиков, на котором депутатам ВР было рекомендовано не выносить на обсуждение эти два спорных законопроекта. Но 18 мая не была внесена ясность по вопросу о том, возвратится ли Верховная Рада к их рассмотрению в дальнейшем. И вот через полгода действующая власть голосами тех же депутатов ВР осуществила очередную акцию, направленную на подрыв УПЦ МП.
Основная мотивация тех, кто ввёл 25 декабря католическое Рождество состоит в том, что якобы треть религиозных общин Украины его празднуют. Но с таким же успехом можно было легализовать иудейский Песах или мусульманский Курбан-байрам. Понятно, что на самом деле ни о какой заботе о католиках речь не идёт. Главное, что движет инициаторами таких идей – стремление управлять страной по принципу: разделяй и властвуй! Вот и возникает вопрос: а не преследуется ли при этом цель отмены 2 мая как Дня международной солидарности трудящихся под скрытым предлогом выполнения пресловутого закона о «декоммунизации»?  Те самые политики, которые твердят о единой и неделимой Украине, постоянно придумывают нечто такое, что раскалывает общество по новым политическим параметрам. При этом делят его и по этническому происхождению, и по праздникам, и по языку, и по вероисповедованию.

Остаётся лишь отметить, что главным лоббистом закона о Рождестве Христовом в пользу католиков является убеждённый русоненавистник, глава СНБО Украины Александр Турчинов. Тот самый Турчинов, по инициативе которого три с половиной года назад в Донбассе разразилась гражданская война, названная АТО. При этом сам он ни православный, ни католик и даже ни униат, а сектант-пятидесятник. Поскольку этим «богоугодным» делом занят бывший секретарь обкома комсомола, то надо ждать беды, соизмеримой с АТО. По большому счёту, всё идет по тому же, но тихому сценарию, когда оголтелое меньшинство навязывает свою волю православному большинству. 

Для филаретовцев главным их врагом является Московский патриархат, а католики и униаты скорее союзники. Здесь уместно напомнить, что более 360 лет назад, к моменту восстания Богдана Хмельницкого, Украина больше столетия терпела притеснения польской католической шляхты. Именно гонения на Православие стало одной из причин намерений гетмана воссоединиться с Россией. Тогда чаша терпения украинцев переполнилась, в результате Польша утратила Украину. И сегодня, когда Киев не способен разрешить конфликт в Донбассе, он может получить его и на остальной территории страны. 

Таким образом, политика «Разделяй и властвуй!» усиленно проводится, как мы видим, и в религиозной сфере. Всё это может привести к дальнейшему разъединению пространства под названием «Единая Украина». Введение католического Рождества в разряд православных праздников может оказаться очередным шагом к тому, чтобы долготерпение украинцев закончилось. Всё это попахивает кровью в религиозной войне: ведь сегодняшним хозяевам жизни в стране нужны страх и кровь

 

P.S. Лидер непризнанного Киевского патриархата УПЦ Филарет попросил прощения у патриарха Русской православной церкви Кирилла. В своем письме от 16 декабря он просит восстановить евхаристическое и молитвенное общение с христианами, «состоящими в украинском церковном расколе», а также отменить решения об отлучениях от церкви. Письмо рассмотрено 30 ноября на проходящем в Москве Соборе РПЦ.

«Письмо Филарета завершается словами: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем», — сообщает пресс-служба Московского патриархата РПЦ.

Русская православная церковь отметила, что Собор с удовлетворением принимает это обращение, считая его шагом к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, «кто некогда отпал от единства с канонической Украинской православной церковью». Собор создал комиссию для ведения переговоров с УПЦ КП. 

Вот и встаёт вопрос о том, насколько Филарет поступает искренне перед Богом и РПЦ или же он делает очередной «ход конем» для того, чтобы выбраться из того бойкота мирового Православия, в котором оказался по собственной корысти и безответственности. И как быть с сотнями храмов, насильно захваченными УПЦ КП, с одобрения киевской власти. А в стране широко развернулось обсуждение этого резонансного события, как сторонниками канонического православия, так и его противниками, особенно со стороны нациков.

 

От редакции: Напомним, что Филарет Денисено не раз высказывал свое положительное мнение о братоубийственной войне на Востоке Украины. Так, в апреле 2016 г. он заявил, что жители Востока Украины наказаны войной за безбожие. «Сегодня люди больше страдают на востоке Украины, а не на западе. А почему? Потому что там безбожников гораздо больше. Если они не покаются и не обратятся к Богу, то и страдания будут продолжаться», — заявил Денисенко. В октябре 2016 г. Филарет явился на линию фронта в Донбассе. Он посетил военных, встретился с командующим АТО, благословил ВСУ на «святое дело защиты Украины».