Украина: новогодние скандалы и «Конфликт цивилизаций»

906 0 Юрий НОСОВСКИЙ - 26 января 2018 A A+

Без сомнения, Новый Год является самым любимым праздником на постсоветском пространстве. Украина в этом ряду – не исключение. Однако прошедшие новогодние торжества ознаменовались в «великой европейской державе» немалым скандалом. Пока – в медиасфере, но кто знает, как там дела повернутся дальше…
Речь идет о новогодних фильмах и телепередачах, возмутивших местных «патриотов» бандеровского разлива – и таких же чиновников, надзирающих за самым свободным в мире украинским телевидением. Ведь многие телеканалы впервые за несколько лет осмелились показать в «прайм-тайм» ряд запрещенных  в «незалежной» советских и российских кинолент, такие, как «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Девчата» и даже «Золушку». В которых играют российские артисты, попавшие в «черный список» Минкульта за «антиукраинскую позицию». То есть, например, за то, что одобрили воссоединение Крыма с Россией по результатам волеизъявления на референдуме подавляющего большинства крымчан - или даже просто решили поехать отдохнуть на крымский курорт не через украинскую территорию. И все – этого достаточно, чтобы ты уже стал «подцензурным». 
Ситуация доходит до полного абсурда – несколько недель назад Киев запретил показ даже совершенно аполитичного «семейного» сериала «Сваты», снимающегося под эгидой популярного киевского коллектива «Квартал 95» во главе с комиком Владимиром Зеленским. Ведь один из исполнителей главный ролей, россиянин Федор Добронравов, «попал на крючек» СБУ как раз по причине «крымского вопроса». Этого вполне хватило для запрета и всего сериала в целом, всех серий без исключения – несмотря на то, что в его создание были вложены немалые средства и украинских «пайщиков». 
К слову сказать, в скандальную ситуацию, причем даже с международным резонансом, попал и сам вышеупомянутый Владимир Зеленский со своими товарищами из «Квартала 95». Виной тому стала одна из сценок в новогоднем выпуске программы – посвященной «Камин-ауту актеру Нежинского ТЮЗа, решившего стать из Буратино «Буратиной». 
Вполне адекватное для большинства нормальных людей отношение артистов-комиков к «голубому вопросу» вызвало бурные аплодисменты такой же нормальной в целом аудитории праздничного концерта. Но при этом спровоцировало жуткий гнев местных и зарубежных представителей «секс-меньшинств», посчитавших себя оскорбленными. В итоге канал 1+1, который выпустил концерт в эфир, немедленно извинился перед «униженными и оскорбленными», пообещал «разобраться» с Зеленским – а также оперативно «выпилил» больше 10 минут скандальной сценки из записи программы на своем сайте. 
Но еще больше порадовал ЛГБТ-сообщество Гугл – с оперативностью, заслуживающей лучшего применения, тут же удаливший абсолютно все указанные ролики с Ютуба, даже те, которые были выложены частными пользователями. С тех пор сценку под условным названием «Кто строгал Буратино» можно найти лишь на редких видеохостингах с российской пропиской, не обращающих особого внимания на «светочей мировой демократии», превзошедших в дичайшей  цензуре даже многократно ошельмованные ими же «диктаторские режимы».
И все же, максимальную злобу у временно победившей бандеровщины вызвало именно «засилье на экранах «совка». Так, уроженец Курской области (!), а ныне министр иностранных дел по версии заправляющей в Киеве хунты Павел Климкин, написал в своем Twitter: «Сижу на кухне, делаю майонез, переключаю каналы. Почти на всех - советские фильмы. Неужели у всех перед Новым годом ностальгия по СССР просыпается? Или это мне одному так кажется? P.s. "Три орешка для Золушки" совсем советским нельзя не считать :))» https://strana.ua/news/114995-hlava-mid-ukrainy-klimkin-delal-majonez-na-kukhne-pod-sovetskie-filmy.html 
Впрочем, если горе-дипломат еще хоть как-то пытался соответствовать своей профессии, выражаясь не слишком резко – то его единомышленники в выражениях не стеснялись. Вплоть до пожелания украинскому телевидению «сдохнуть в следующем году» – за то, что его «нельзя отличить от ТВ Новороссии» – из уст галичанского писателя Юрия Винничука. http://www.politnavigator.net/novorossiya-tv-nastupaet-novogodnyaya-panika-v-ukrainskikh-socsetyakh.html 
Ну а шеф Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Юрий Артеменко после Нового Года пообещал устроить «резбор полетов» проштрафившимся телеканалам. При этом, правда, сокрушаясь «несовершенству» незалежного законодательства – дескать, та же «Ирония судьбы» формально под «цензурный» закон не подпадает, поскольку была снята до 1991 года – но «антиукраинский актер» (точнее, актриса – Валентина Талызина) там снялась. Правда, не одна – а в паре с очень «проукраинской» Лией Ахеджаковой – но все равно непорядок. 

Чем вызваны «пророссийские жесты» украинских олигархов?
 
Что же могло послужить причиной такого небывалого доселе «пророссийского либерализма» прежде откровенно антироссийского укро-ТВ? В СМИ уже прозвучало несколько версий. Самая глобальная – украинские олигархи, которым, собственно, практически все телевидение и принадлежит, разочаровавшись в прежде безоговорочной поддержке «благословенного Запада», решили сделать «реверанс» в сторону «северного соседа». В самом деле, они к Вашингтону и евростолицам со всей душой – а в ответ звучат лишь требования «усилить борьбу с коррупцией» (как будто местная клептократическая элита способна прожить без нее хоть пару недель) – и при этом никакой, даже скудной, финансовой помощи, вроде очередного кредита МВФ, задерживаемого уже больше года.
Вот якобы и решила сделать вся эта проворовавшаяся  публика «жест доброй воли» в адрес Москвы – дескать, а вы не сильно будете на нас обижаться, если мы снова в «многовекторность» поиграем вместо прежней оголтелой «евроинтеграции», закончившейся катастрофическим «пшиком»?
Более прагматическое объяснение, на основе обычных рыночных «спроса и предложения», озвучил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. «Это яркий пример того, что спрос со стороны людей побеждает любые искусственно созданные барьеры. В предыдущие годы те каналы, которые показывали эти фильмы подпольно, выигрывали дважды — они выигрывали рекламу и популярность. Теперь и другие каналы поняли, что это работает. Поэтому такие фильмы выставили в прайм, потому что зритель это смотрит», - заметил политолог. http://www.politnavigator.net/v-kieve-priznali-chto-obshhestvennyjj-zapros-okazalsya-silnee-banderovskojj-propagandy.html
При этом, правда, возникает вопрос – а почему же этот самый спрос не сошел почти на нет, после 4 лет безраздельного «промывания мозгов» бандеровской пропагандой? Параллельно с запретом подавляющего большинства советских и российских лент на украинском телевидении – на основании того, что это якобы «пропагандирует агрессора». Ведь по данным соцопросов отношение украинцев к России хоть и улучшилось после «пика падения» в 2014 году, когда многие питали иллюзии насчет «близкого вступления в Европу, которому мешает зловредная Москва) – но абсолютного преобладания дружеских чувств, все же, пока не наблюдается?

А вы друзья, как не садитесь – все в европейцы не годитесь!

Думается, тут главное дело в культурно-цивилизационных основах украинского общества. Сама то элита последнего во всю глотку доказывает себе и согражданам, что «мы – европейцы!» - однако, похоже, в это никто из серьезных людей просто не верит. Прежде всего - на самом же «благословенном Западе», где весьма популярны взгляды ныне покойного культового американского философа и политолога Сэмюэля Хантингтона, изложенные в программной книге «Конфликт цивилизаций». http://ru.wikipedia.org/wiki/Хантингтон,_Сэмюэл_Филлипс 
Последних автор насчитывает 9: западная, православная, латиноамериканская, японская, китайская, индийская, арабская, африканская, буддийская. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ca/Civilizations_map.png/1024px-Civilizations_map.png  И, как следует из этнокультурной «карты мира» по Хантингтону, ряд восточноевропейских стран, не только постсоветские Беларусь, Украина и Молдова; Сербия – но и «евросоюзовские» Румыния, Болгария и Греция, по признаку преобладания православного вероисповедания, относятся именно к «православной», а не «западной» цивилизации. 
Собственно, это несложно заметить даже по уровню экономического развития «еэсовских» Болгарии и Румынии, наиболее «бедных родственников» в «единой европейской семье». А то, как богатенькие европейцы «прессуют» греков за их мнимую «лень», требуя невыполнимых уступок для предотвращения дефолта – не знает только ленивый. 
И дело, конечно, отнюдь не в пресловутой «лени» – хотя, конечно, угнаться в погоне за наживой за помешанными на «протестантской трудовой этике» англо-саксами сложно не только католикам-латиноамериканцам, но даже и жителям Южной Европы, Италии и Испании. Просто «с волками жить – по волчьи выть» – а отринуть ради успеха куда более гуманистическую, нежели западная, этику жителям православных стран очень сложно – даже если вдруг по каким-то причинам захочется. Просто не тот «культурный код» – записанный на уровне «архетипов», глубинных подсознательных программ, определяющих человеческое поведение, сформированных тысячелетиями эволюции.
Тут как в известной пословице «что русскому благо – то немцу смерть», и наоборот. Никто ж не удивляется, что жители Крайнего Севера питаются практически одним мясом и рыбой – поскольку овощи в тех суровых краях просто не растут. Но при этом в средневековом Китае существовала изощренная «казнь мясом» – когда этот продукт, только и даваемый приговоренному в пищу на протяжении нескольких недель, убивал его не менее надежно, чем петля или топор палача. Ведь обычный рацион китайца включал намного больше овощей, чем у эскимосов.
Вот так и с «духовной пищей» - чужая, в лучшем случае, просто «не усваивается». В худшем – приводит к печальным последствиям, сродни кормлению одним мясом осужденных древней китайской Фемидой.
Именно поэтому Украине западные «патроны» вместо реальной интеграции в свои структуры раздают только сладкие обещания – а в последнее время перестали давать даже и их. Как тот же ЕС, официально зафиксировавший по требованию Нидерландов, что пресловутая «Ассоциация с Украиной» не является и   минимальным основанием для предоставления той перспективы реального еврочленства. Так, использовать оболваненных бандеровской пропагандой украинцев в качестве «пушечного мяса» в «гибридной конфликте» с Россией – это да. Но хотя бы слегка раскошелиться на это собственными деньгами – ни-ни.

«Переть против культурного рожна»

Самое интересное, что вышеизложенные моменты культурных архетипов отлично сознают и «трубадуры» антироссийской пропаганды на Украине. Там ведь можно посмотреть и «Евроньюс» с украинским дубляжем – но местная аудитория предпочитает собственное телевидение. На котором ведущие информационных программ с удовольствием пользуются «техническими» наработками еще советского ТВ – при этом, правда, стараясь максимально извратить их содержание. 
Так, весьма популярным «штампом» украинского «Министерства Правды» (вспоминая Оруэлла) до сих пор является попытка сравнить «российскую агрессию» с вероломным нападением Гитлера в 1941 году. И это несмотря на то, что все предтечи нынешних «патриотов-державников» тогда находились на службе у нацистов - как, например, будущий командир УПА, капитан карательного батальона абвера Роман Шухевич. 
Но это ничуть не мешает  нынешним киевским «геббельсам» пытаться сыграть на «впитанном с молоком матери» украинцами еще советском патриотизме, памяти о той великой войне и т.п. святых вещах. А репортажи «о наших ребятах из зоны АТО», карательной операции против жителей свободолюбивых республик Донбасса, преимущественно выдержаны в тональности сходных репортажей о «воинах-афганцах» 80-х годов – чтобы вызвать к карателям подсознательную симпатию.
Но такой рациональный (хотя и запредельно-«иезуитский») подход доселе касался лишь чисто политических программ. А в сфере тех же художественных фильмов, сериалов, украинцы оказались практически в «вакууме». Большой ли отклик в душе вызовет бесконечное турецкое «мыло» – где что «Роксолана», что кино-байки о современной турецкой жизни озвучены практически одними и теми же музыкальными мотивами, и дублированы одними и теми же голосами? Так что с закрытыми глазами сложно понять, кто говорит с экрана, то ли султан Сулейман со своей любимой женой, то ли  шеф какого-нибудь офиса со своей секретаршей. 
Тоже касается и новогодних лент. Нет, конечно – когда в жизни все более-менее окей – можно, среди прочего, получить удовольствие и от какого-нибудь «Один дома». Но если продукты, коммуналка, цены на прочие товары постоянно растут, так что стали уже неподъемными, с преступностью почти не борются, реальных перспектив уже не осталось… В такой обстановке  для отдыха тянет включить что-то более отдыхающе-лирическое, нежели рассказ о совсем не детских и откровенно садистких расправах американского «боя» над незадачливыми воришками. При попытке повторить которые в жизни, что украинских, что российских детей даже постарше сочли бы откровенными жестокими «отморозками». 
Вот и оказались востребованными накануне Нового Года старые добрые советские фильмы. Тем более, что самые незалежные в мире олигархи ж тоже на них воспитывались в свое время – и знают, что может успокоить хоть на время мятущуются душу. А это ныне для них вопрос не столько «благотворительности» – но «разумного эгоизма», «делай другим хорошо, чтобы было хорошо и тебе самому». 
Ведь негодование подавляющего большинства населения уже вблизи «точки кипения» – если люди даже сами на баррикады не пойдут, то и возражать против очередного мятежа на Майдане мало кто станет. Поэтому власть имущим и пришлось пойти на компромисс с «искоренением наследия советской оккупации» - позволив согражданам хоть немного успокоиться стоящими кинокартинами хоть на время.
Только ж такого компромисса явно недостаточно для кардинального улучшения обстановки на Украине. Которая, лишенная злой волей прозападных горе-элит своих цивилизационных корней, просто обречена на духовную гибель. После чего гибель ее и как государства станет также неизбежной. Что, собственно, ныне и происходит все ускоряющимися темпами…