60 лет назад. Советский триумф в Брюсселе-58 и дырявая крыша американского павильона

767 0 Валерий СИФОРОВ (ДНР) - 17 апреля 2018 A A+

Всемирная выставка в Брюсселе 1958 года (Expo 58 или Brussels World’s Fair (нидерл. Brusselse Wereldtentoonstelling, фр. Exposition Universelle et Internationale de Bruxelles) проходила с 17 апреля по 19 октября 1958 года. Этот смотр достижений стал первой крупной Всемирной выставкой после Второй мировой войны.
Это была одиннадцатая бельгийская мировая выставка и пятая, проведённая в Брюсселе: до этого они проводились в 1888, 1897, 1910 и 1935 годах. После Экспо’58 Бельгия по сей день больше не проводила Всемирные выставки.
Облик Брюсселя и сегодня во многом определяется тем, что было создано тогда. Это, конечно, три вокзала, соединенные подземной железной дорогой, и двухуровневые автомобильные туннели, и грандиозный выставочный комплекс со знаменитым Атомиумом в центре. Атомиум - 102-метровая, увеличенная в 165 миллиардов раз молекула железа - был построен как раз к открытию ЭКСПО-58. В планах было Атомиум демонтировать сразу после выставки, но он так понравился брюссельцам, что его оставили. C тех пор это один из символов Брюсселя.
Девизом выставки была тема – «Человек и прогресс». 
Её лозунг - «Мы живем в 1958 году, в год технологических чудес, когда можно всё!»

Основная борьба за призы и первенство в выставке развернулась между павильонами СССР и США. У американцев возникли проблемы с самого начала. Бюджет американской экспозиции был сильно урезан. Но самое существенное, что накануне сорвался запуск ракеты «Атлас», призванный продемонстрировать - в пику нашему спутнику - космическую мощь США. Макету «Атласа» отводилась важная роль в американском павильоне: он должен был служить композиционным центром, а острие макета, прорезавшее крышу павильона, возвышаться над ним в форме шпиля. Увы, неудача с запуском заставила отказаться от этой идеи, но отверстие в крыше так и не заделали.
Советский павильон располагался рядом. Несмотря на грандиозные размеры (25 тысяч квадратных метров) и классические формы, наш павильон смотрелся легко и современно благодаря, прежде всего, стеклу и алюминию, из которых был построен.
На выставку были привезены копии первого спутника и лунника, модели атомохода «Ленин» и новейших пассажирских самолётов, угольные комбайны и станки-станки-станки. В сам огромный павильон вместилось не всё - площадь перед ним была задействована под стоянку разного рода техники - грузовых автомобилей, тракторов, автобусов, комбайнов.
Автор проекта оформления павильона - К.Рождественский. Автор скульптур «Рабочий» и «Колхозница» - А.Зеленский.

GN7NJFBcyoG6GSl1nYHFAkAt2FgxqBrGiqn5pjKY8Vbx5XwSKyO3ZmVeDNYOdg7JM65f3Tm0J2envNIGbQS2d-ok-o4baXj-dumCCzALKG1JU9B5zd6Tgr1wLt1u5EVk.jpg

Павильон СССР признали лучшим на выставке. Такое мнение высказали и простые посетители (а это - 30 миллионов человек), и профессиональное жюри, оценивающее уровень оформительского искусства. Его решением Гран-При выставки был присужден советскому павильону.
Успеху советской экспозиции во многом способствовало то обстоятельство, что за несколько месяцев до открытия выставки СССР запустил в космос один за другим два спутника. Макеты обоих спутников были выставлены в советском павильоне, и люди выстаивали очередь, чтобы пробиться к этому чуду космической техники. Американские спецслужбы тоже уделили спутникам отдельное внимание. Несколько специалистов со спецоборудованием, в первую очередь, фотокамерами, обсмотрели и отсняли модели спутников со всех сторон. Подготовленный ими отчёт был частично рассекречен только в 1994 году.

GN7NJFBcyoG6GSl1nYHFAkAt2FgxqBrGiqn5pjKY8Vbx5XwSKyO3ZmVeDNYOdg7JTiA44ZFfWu4p_TxWqYDs6u6_QHcHr0h8NaBjDbTIfkCd0AdPl3eBiMP8r83_K77d.jpg

Успеха в Брюсселе добилась  советская гражданская авиация. Гран-При получил только что вышедший на дальние трассы реактивный ТУ-104. До 1965 года он был самым большим пассажирским самолетом в мире. Конструкторское бюро Ильюшина получило золотую медаль за ИЛ-18 - один из самых популярных среднемагистральных советских самолетов, служивший затем на внутренних рейсах более 20 лет. Золотых медалей удостоились также вертолеты МИ-14 и КА-18.
Гран-При был вручён и стенду Горьковского автомобильного завода, на котором были представлены легковая машина ГАЗ-21 и грузовик ГАЗ-52. Успех в Брюсселе не означал, конечно, что она была признана лучшей в мире, хотя бы потому, что американцы своих легковых машин тогда не выставили. Зато европейская автоиндустрия была представлена в полном объеме. Таким образом, в 1958 году ГАЗ-21 был признан лучшим легковым автомобилем Европы. Именно после Брюсселя 21-ю «Волгу» стали покупать у нас 75 стран.
Жюри брюссельской выставки высоко оценило также 40-тонный самосвал МАЗ-530 и двухцилиндровый мотоцикл «Иж-Юпитер». 25 наград разной значимости взял стенд советской радиоэлектроники, золотых и серебряных медалей удостоились дальномерная фотокамера «Ленинград», зеркально-линзовые объективы, вологодские кружева, табачные изделия фабрики «Ява» и многое другое.
Кроме экспонатов, богатейшая культурная программа привлекала посетителей советского павильона. 
На выставке в одном ряду с нами, на равных, гастролировали Лондонская и Венская оперы, «Комеди Франсэз», джазовый оркестр Бенни Гудмана, японский театр «Кабуки». 

На огромной сцене перед нашим павильоном выступали все, кто составлял тогда гордость отечественного искусства: балет Большого театра с Галиной Улановой, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, скрипач Давид Ойстрах, Московский цирк с популярнейшим Олегом Поповым («солнечным клоуном» именно тогда назвала его бельгийская королева Елизавета), хор Советской армии под управлением Бориса Александрова, лучшие коллективы союзных республик. А в брюссельских кинотеатрах как раз во время выставки шел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», только что удостоенный Золотой пальмовой ветви в Каннах.
Скульптура «Сокол» А.Г. Сотникова, получившая золотую медаль и Гран-при. Сокол стал товарным знаком Дулевского фарфорового завода.

GN7NJFBcyoG6GSl1nYHFAkAt2FgxqBrGiqn5pjKY8Vbx5XwSKyO3ZmVeDNYOdg7JTiA44ZFfWu4p_TxWqYDs6mY3EFpJYPUP1pVD_rpoe4zCX9UxD8D3xsyQI8pZv9wP.jpg

То, что это был триумф, в 1958-м понимали все, включая основных наших «визави» - американцев. Западная пресса писала тогда, что Советский Союз превзошел США в научном и технологическом отношении.