Мифы о казачестве

Отношение современного человека к современному казачеству чуть ли не до самых краёв переполнено мифами. Данная статья направлена на деконструкцию этих мифов.

Миф первый: казак – это лихой рубака на коне, с шашкой и нагайкой в руке.

Образ, далёкий от реальности. Среди казаков солдат-рубак было много, но были не только солдаты и рубаки. Были среди казаков художники, писатели, поэты, чиновники, педагоги.

Уральский казак Иосаф Железнов был этнографом, донской казак Михаил Шолохов – романистом, сибирский казак Василий Суриков – художником, запорожский казак Афанасий Шафонский – эпидемиологом, донской казак Алексей Лосев – философом. Причём отец Лосева, будучи казачьего рода, работал учителем физики и математики. 

Далеко не всегда казаки воевали верхом. В Российской империи было немало и казачьих пеших полков – Якутский городовой казачий пеший полк и др. Некоторые казачьи формирования не воевали вовсе. Как правило, это были городовые полки в глубине России, созданные для охраны общественного порядка, а не для войны.

Миф второй: настоящие казаки водятся только на Дону и Кубани. Всё остальное – это потешный новодел. 

В реальности же стихийно сложились на Руси только запорожское, донское и уральское казачество. Все остальные казачьи войска, а их было более десятка, появились в разное время по прямому указу государя-императора. 

Как правило, в нужный регион командировались представители донского, запорожского либо другого казачества, они составляли ядро будущего казачьего войска. Позже к ядру присоединялись другие служилые и охочие люди, так появлялось новое казачье войско, будь то кубанское, сибирское, забайкальское или семиреченское. 

Поэтому не стоит ухмыляться, когда мы слышим о Центральном казачьем войске со штабом в Москве или о балтийских казаках в Калининградской области. Точно так же в XVIII-XIX в. было в новинку слышать об уссурийских или астраханских казаках, а потом привыкли. 

Особенно часто из охочих людей (добровольцев) формировались городовые казачьи подразделения, выполняя роль помощников полиции. Охочие люди были разные по происхождению. Этот факт опровергает, в свою очередь, следующий миф. 

Миф третий: казаки – это те, у кого предки были казаками, пусть даже не донскими и кубанскими, но казаками, все остальные – ряженые.
Сторонники этого мифа уверены, что, например, амурским казаком мог стать только казак из другого казачьего войска, откомандированный служить на берега Амура, и никак иначе. 

Если бы так было, пришлось бы царскому правительству гонять из одного конца империи в другой количественно одну и ту же массу людей. В истории казачества всё было по-другому. Казачье происхождение, несомненно, ценилось, им гордились, но не все казаки происходили из казачьего рода. Где столько казачьих родов-то набрать, чтобы расставить казаков по всей России-матушке, от Брянска до Камчатки? 

В казаки верстали крестьян, пленных польских шляхтичей и французов. Встречались среди казаков обрусевшие православные немцы. Казачье войско, теряя людей, нуждалось в пополнении, и к казачьей присяге приводили не казаков, чтобы сделать их казаками. Сейчас только обрусевшие польские или французские казачьи фамилии говорят о том, что предки их носителей пришли из Европы. 

Миф четвёртый: казачество всегда и везде формировалось только по сословному признаку.

Это неправда. Например, малороссийское запорожское казачество никогда не знало сословий. В запорожцы уходили все подряд - беглые крестьяне, разорившиеся мещане, обиженные на польскую власть и перешедшие в православие поляки-католики. Никакого казачьего происхождения у них не было, никто из них не причислял себя к казачеству как сословию. Их порыв был стихийным, продиктован внешними обстоятельствами, что не мешало Запорожской Сечи оставаться казачьей землёй.

Миф пятый: современные казаки носят казачью форму по собственному почину, из тщеславия.

Это не так. Парадная форма всех реестровых казачьих войск России, как и их символика, утверждены указом Президента Российской Федерации под номером 171 «О формах одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» от 9.02.2010 г. 

Указ издан после необходимых консультаций с Геральдической комиссией при Президенте России по делам казачества. Сама комиссия учреждена в 2009 г. Так что если реестровый казак отказывается носить предписанную форму одежды, это считается нарушением президентского указа. 

А теперь о нехорошем. В рядах казачества есть случайные люди, как есть они в любой коллективной структуре. Но сам факт существования при Президенте Российской Федерации отделов по работе с казачеством говорит о том, что казаки государству нужны и оно считает необходимым и далее развивать казачье дело.

Государство старается напрямую не вмешиваться в дела казаков, позволяя всей этой массе стихийно найти и образовать нужные методы и формы управления. Поэтому в казачестве не всё гладко, даёт знать о себе пресловутый человеческий фактор. Если бы государство перестало напрямую контролировать и руководить МВД, МЧС или любым другим ведомством, там начались бы точно такие же процессы, как и в казачестве. 

И напоследок. Попроси среднестатистического россиянина назвать казачьи войска, он по привычке назовёт донское и кубанское. Самый «просвещенный» может ещё вспомнить терских, сибирских или уральских казаков. Редко кто вспомнит, что на Руси были черноморские казаки (существуют до сих пор в Приднестровье, подчиняются министерству обороны ПМР), азовские, астраханские, волжские, стародубские, уссурийские, оренбургские, енисейские, иркутские и др. 

Недавно указом главы ДНР Александра Захарченко образовано Приазовское казачье войско – наследник славного Азовского казачества.