Эрдоган против украинской автокефалии

901 0 Юрий НОСОВСКИЙ - 03 мая 2018 A A+

Украинские националисты в очередной раз обратились к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой «даровать автокефалию украинской православной церкви». Под последней подразумеваются раскольники всех мастей, не признанные мировым Православием. Что стоит за этой аферой, насколько велики шансы на ее осуществление? 

Вообще, идея предоставления Константинополем вожделенной для украинских русофобов «автокефальной церкви» возникла практически сразу после обретения Украиной столь возжеленной ее клептократической горе-элитой «незалежности». Поползновения на этот счет шли еще от первого президента Кравчука, затем, несколько замедлившись при Кучме, вновь оживились в период президентства Ющенко. 
Во время визита в 2008 году в Киев константинопольского патриарха Варфоломея переговоры о создании «единой поместной церкви» шли на очень серьезном уровне. Причем, они закончились ничем под двум основным причинам – опасения руководства канонической УПЦ Московского патриархата получить раскол в своих рядах в случае разрыва с Москвой – и желание лидера непризнанного «Киевского патриархата» Филарета обязательно сохранить свой самозванный патриарший статус.
Но теперь масштаб поднятой за отрыв украинского Православия «волны» действительно впечатляет. Это и обращение в Константинополь президента Порошенко и Верховной Рады, и соответствующие письма туда же глав раскольнических псевдоправославных группировок. При том, что по призыву последних электронные письма в бывшую столицу Османской империи пишут и рядовые националисты. 
Правда, по признанию спикера УПЦ КП, их писали еще и два года назад – «целыми мешками», по его словам. Особого эффекта, впрочем, от такой «эпистолярщины» доселе не было. Как, впрочем, и ныне: пока что на сайте Константинопольской патриархии, вопреки заверениям Порошенко о «лично обещанном ему Варфоломеем даровании украинской автокефалии» находятся лишь обтекаемые фразы в духе того, что «вопрос изучается – и проводятся консультации с Поместными церквами-сестрами». В число которой украинские раскольники, понятное дело, не входят.

Кому выгоден церковный отрыв Украины от России за рубежом?

В первую очередь, он выгоден, конечно, «заклятым друзьям» России. Да и Украины – если учитывать ее истинные интересы, здорово подзабытые за период мазохисткой политики захвативших власть националистов, тоже. Лидируют тут однозначно США – для которых ведущим на украинском направлении является лозунг «чем хуже – тем лучше». Получится организовать пресловутую «единую поместную церковь» под руководством отпетых бандеровцев и либералов, дабы те превратили ее в форменный «полиотдел» по проповедованию в душах украинцев «ценностей свободного мира» (вроде прав нацменьшинств, ага) и зоологической ненависти к «проклятым москалям» – замечательно. 
Не получится единства, выйдет раскол с возможными кровавыми столкновениями при захвате православных храмов раскольниками – еще лучше. Гипотетическая картинка захвата нацистами Киево-Печерской или Почаевской Лавры, с сотнями раненных, а, может, и погибших православных – идеальная «информационная бомба» против России. Если Кремль стерпит – его репутационные потери среди российских же патриотов могут быть слишком велики. А если придется вводить войска для укрощения зарвавшихся незалежных фашистов – так этого США только и добиваются все последние 4 года, как «манны небесной». 
Ведь в таком сценарии для Вашингтона столько вкуснейших «плюшек»! Повесить на российский бюджет неподъемную «гирю» в виде необходимости содержать «незалежную» территорию с населением, в массе своей еще не полностью переставшей верить в лживые посулы о «4 тысяч евро зарплат и 2 тысячи евро пенсий» в случае следования в «благословенную Европу». Ввести против РФ новые, еще более тяжелые санкции. 
Ну и, наконец, осуществить «голубую мечту» по прекращению транзита российского газа в Европу по украинской территории – до того, как будут построены обходные газопроводы через Балтийское и Черное моря. А европейцам на этом фоне «втюхать» свой, сланцевый газ в несколько раз дороже – одновременно и якобы «спасая союзников», и разоряя их промышленность необходимостью повышения себестоимости выпускаемой продукции за счет выросшей цены на энергоносители.

Не добегу – так хоть согреюсь.

У Порошенко, вместе с поддерживающими его группировкой олигархов, резоны, конечно, несколько отличаются от американских. То есть, собственную «карманную» церковь незалежный «гетман» действительно не против заиметь – но, все же, без особого желания доводить дело до превращения Украины в «европейское Сомали».
Его мотивы более прозаичны и рациональны. Скоро президентские выборы – в лучшем случае, через год, в худшем – раньше, по результатам очередного Майдана. А рейтинг у «отца нации» – в лучшем случае на 4-5 местах среди конкурентов. То есть, во второй тур он не проходит – как это случилось с его «политическим отцом» Виктором Ющенко на выборах 2009 года.
Поднять рейтинг улучшением жизни избирателей Порошенко не может – это невозможно в принципе, при сохранении прежней самоубийственной политики выполнения всех требований людоедско-либеральных реформ от МВФ и западных столиц. Вроде повышения пенсионного возраста и цены на газ, фактической ликвидации остатков украинской медицины и т.д.
На Донбассе тоже устроить «маленькую победоносную войну» не получается – в случае ее развязывания Киевом победоносной она будет для ополченцев Донбасса. 
Вот и получается, что единственный способ поднять упавший рейтинг для «гаранта Конституции» – это нечто пропагандистко-эпохальное – но не требующее больших расходов. Идея с «единой поместной церковью» подходит идеально. Большая часть украинских «наци», вообще-то, если и ходят в храмы – то разве что по очень большим праздникам, многие (вроде боевиков «Азова») - вообще предпочитают полуоткрытое язычество, в духе своего кумира Гитлера. «Ядро» националистических боевиков, галичане – в основном, вообще, униаты – то есть, в гробу видали «схизматиков»-православных, чествуя лишь Папу Римского. 
Но вся эта публика без исключения уверена, что «незалежная Украина должна иметь незалежную православную церковь». Ходить в ее храмы они не станут даже после гипотетического образования оной – но вот захватывать церкви и монастыри, где «засели промосковские попы», бандеровцы будут с превеликим удовольствием. А за это могут простить проворовавшемуся президенту многие провалы его катастрофической политики. 
Впрочем, затеянная Порошенко околоцерковная возня может принести ему определенные козыри в любом случае. На Украине есть давняя политическая традиция – накануне принятия властью непопулярных решений в экономической сфере провоцировать шумиху вокруг гуманитарных вопросов. Например, в начале 2010 года, сразу после победы Януковича, власть решила подарить дружественным олигархам 25 миллиардов гривен (3 млрд. долларов по тогдашнему курсу) долгов перед государственными электростанциями. 
Резонанс мог получиться не очень приятным для официального Киева. И тут, как по заказу, львовские бандеровцы устроили шумиху вокруг празднования Дня Победы, начались нападения на ветеранов войны – эта тема с неделю не уходила с ТОПа ведущих телеканалов и СМИ. А тем временем, Верховная Рада под шумок и приняла нужное олигархам решение, оставшееся практически незамеченным большинством украинцев. 
Осенью прошлого года наибольшие столкновения между полицией и участниками «майдана» под руководством беглого грузинского экс-президента Саакашвили тоже проходили именно тогда, когда власть окончательно принимала план реформы (фактического уничтожения) украинской медицины.   
Так и в этот раз может получиться, что максимальный накал в церковном вопросе возникнет тогда, когда под нажимом Вашингтона и МВФ Киев вынужден будет поднять в полтора-два раза и так неподъемные тарифы на газ и прочую коммуналку. Ну а заставить власти отменить уже принятое решения всегда сложнее, чем не допустить его принятия на подготовительном этапе.   

Роль Константинополя: «Восток дело тонкое…»

Еще запутаннее обстоит дело с Константинополем. Нет, присоединить к своей личной «турецкой» пастве в аж 3 тысячи человек еще и несколько десятков миллионов украинских православных там, конечно, не против. Только ж такое было бы возможно лишь в случае, когда Украину просто «перебросили» из юрисдикции РПЦ в юрисдикцию Варфоломея в качестве митрополии, пусть даже и автономной.
Но дарование полноценной автокефалии – это «билет в один конец», после чего «материнская церковь», осуществившая такой «подарок», лишается всяких прав на свою получившую самостоятельность «дочку». А если еще идет речь о таких «духовных детях», как украинские националисты, готовых предать любого благодетеля, лишь бы им больше заплатили – то особых «бонусов» якобы «вселенскому» патриарху не предвидится. 
Впрочем, не исключено, что последний, в духе давних традиций «византийства» (в понимании изощренного коварства) предложит Киеву так сказать, «двухходовку». Сначала предложит жаждущим автокефалии раскольникам ввойти в состав Константинопольской патриархии в качестве митрополии. 
А то ж без этого полный канонический абсурд получается. Как даровать церкви автокефалию – если и самой-то церкви не существует в природе? В Турцию пишут письма отдельных раскольнических юрисдикций – «Киевского патриархата» и «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (оказывается, оная уже есть – и зачем оттуда пишут просьбы Варфоломею о даровании независимого статуса, для звания «дважды автокефальной», что ли?)
То есть, вместо пусть даже раскольнической, но единой группировки автокефалию у Стамбула просит разобщенный и враждующий раскольнический сброд в духе «всякой твари по паре». Выдавать такой публике Томос (грамоту) о предоставлении автокефалии – только ставить себя на смех. 
Другое дело, вначале подобрать под свой омофор всех раскольников в формате митрополии константинопольской юрисдикции, а потом… А потом, с большой долей вероятности, в ведомстве Варфоломея просто «позабудут» сделать обещанный «второй шаг» – с дарованием гипотетической украинской церкви обещанного поместного статуса. 
Прецеденты на этот счет были. Как, например, с переходом в юрисдикцию Константинополя русских приходов в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского) в конце 20-х годов прошлого века – когда гонения советской власти на церковь в СССР достигли апогея. Но после Второй Мировой войны, когда отношение к церкви в Москве улучшилось, паства митрополита Евлогия запросила у Константинополя отпустить их обратно в РПЦ. Ответа ждут до сих пор – «византийцы» своих приобретений так просто не отдают…  

Вашингтон и Анкара сейчас не очень дружат.

А еще следует учитывать пару геополитических аспектов. Первый – отношение к возможным пробандеровским действиям других Поместных церквей. Да, большая часть из них находится в странах, либо прямо входящих в НАТО, либо поддерживающих с Западом теплые отношения, как Сербия. Но, тем не менее, у многих местных канонических церквей есть свои «скелеты в шкафу» - раскольнические группировки, претендующие на звание «истинной церкви».
Если бы с просьбой о предоставлении автокефалии (или хотя бы смены юрисдикции) к патриарху Варфоломею обратилась бы каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата владыки Онуфрия – тогда бы такое обращение имело хотя бы минимальный вид соблюдения канонических правил. Но если каноническая церковь Украины молчит, а Константинополь начнет раздавать «томосы об автокефалии» раскольникам, которых и сам прежде не признавал состоящими в мировом Православии – как тогда будут чувствовать себя другие Поместные православные церкви? Понимая, что «их» раскольников тоже может рано или поздно признать новоявленный «православный Папа»?
Но кроме возможного негативного резонанса в православном мире, следует учитывать и двойственность положения самого Константинопольского патриархата. Последние полвека он окончательно «лег» под США – даже пресловутый Собор на Крите, который пытались подать в качестве «Всеправославного» был проведен на деньги константинопольских епархий в Америке, «пожертвованных неправительственными организациями», то есть, тем же Госдепом.  
Собственно, и само нахождения КП в Стамбуле стало возможным лишь по настоятельной просьбе Вашингтона в 1974 году к Турции «проявить милость» – и не разрешать местной общественности полностью изгнать греков из страны после начала Кипрского кризиса. Турки американцев послушались – и согласились оставить в Фанаре, одном из кварталов Стамбула, полдесятка тысяч греков, преимущественно связанных с патриархией. Ныне их число снизилось уже до 3 тысяч – увы, монахи, которыми являются высшие клирики, семей иметь не могут – а въезд греков из-за рубежа турецким правительством блокирован.
Однако такой пиетет перед Вашингтоном Анкара испытывала в прошлом веке – но не сейчас. После попыток военного переворота и неудачного физического устранения путчистами президента Эрдогана, турецко-американские отношения очень ухудшились. Местные спецслужбы «вяжут» «американских друзей» с турецкими паспортами за участие в заговоре пачками, под угрозой закрытия даже американская авиабаза Инджирлик на турецкой территории.
Так что, Вашингтон, конечно, может как угодно «давить» на патриарха Варфоломея форсировать процесс отрыва православной Украины от РПЦ – но куда более важным фактором в этом будет являться позиция Эрдогана. Последний, правда, тоже время от времени позволяет себе не самые дружественные по отношению к России шаги – пусть потом и во многом их дезавуирует новыми инициативами. Так что его отношение к украинской автокефалии – особенно полной, с независимостью от Константинопольского патриархата, и, соответственно, Анкары – пока что не совсем ясно. 
Но ясно другое – если вдруг турецкий лидер решит, что «хотелки» Вашингтона и Киева ему не по душе – они закончатся громким «пшиком». В противном случае, возмущенная очередным обострением на турецко-греческой границе (а они в последнее время происходят постоянно) местная патриотическая общественность вполне может закончить то, что ее отцы и деды не завершили в 1974 году – выпроводив нелюбимую ими патриархию куда подальше. А вопли западных столиц и СМИ о «нарушении прав человека» (вроде разоблаченных путчистов), как показывает опыт, в Турции предпочитают не замечать.  
В общем, пока продолжаем следить за развитием событий…

Номер