Тихоокеанский флот получит корвет проекта 20380 «Громкий»

3448 0 Александр ГУБАНОВ - 01 июля 2018 A A+

Об этом сообщил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко. «В течение месяца, мы надеемся, что один корвет перейдет на сдаточную базу во Владивосток», - отметил он. Остальные корветы находятся в работе.

Корабли проекта 20380 - многоцелевые корветы, разработанные Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург), они предназначены для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады. Длина корвета составляет 104,5 м, ширина - 13 метров, полное водоизмещение - 2,2 тысяч тонн, скорость полного хода - до 27 узлов (около 50 км/ч), дальность плавания - 3,5 тысяч морских миль (около 6,4 тысяч километров). На корабле может базироваться вертолет Ка-27.

В чём суть история разработки? Создание первого в истории российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет по международной классификации, во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441 (головной корабль «Новик», заложенный ещё в 1997 году на верфях судостроительного завода «Янтарь»: в своё время не был достроен). В связи с этими трудностями, после проведённого конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешёвого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и другие). 

Корветы проекта 20380 предназначены для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, а также для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Головной корвет «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Некоторое время спустя на той же верфи были заложены ещё три однотипных корабля - «Сообразительный» (20 мая 2003 года), «Бойкий» (27 июля 2005 года), «Стойкий» (10 ноября 2006 года). Ещё один корвет, «Совершенный», был заложен 30 июня 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Общий объём заказа составит семь корветов. Это станет возможным, если первый корабль, построенный в Комсомольске-на-Амуре, успешно пройдет тестирование ВМФ. Срок выполнения заказа будет ограничен 2017 годом. 31 марта 2010 года первый серийный корвет из данной серии, «Сообразительный», был спущен на воду на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь».
Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3-8 на каждый из флотов). На сентябрь 2012 года два корвета (головной и первый серийный) уже сданы и ещё пять должны быть сданы флоту до 2015 года.

Особое внимание при проектировании корвета было уделено защите и повышению живучести корабля. Конструкторами проекта были реализованы новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в три раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1 коэффициента).

Критика проекта 20380 в основном концентрируется вокруг его слабого противовоздушного и противоракетного вооружения, недостаточной дальности плавания и ненадёжности двигателей. Так, отдельными авторами отмечалось, что один боевой модуль ЗРАК «Кортик» и два автомата АК-630М, установленные на головном корабле серии, не могут обеспечить эффективную защиту от современных средств воздушного нападения, что во многом объясняется задержкой с разработкой перспективного ЗРК «Полимент». Также отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего» на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что является признаком их недоработанности.

Но… Полный анализ боевых возможностей проекта пока произвести затруднительно. Тем не менее проект «Громкий» - всё же недаром громкий!