Владимир Мономах — князь-воин, государственный деятель и писатель

К 905-летию вступления на великокняжеский стол в Киеве 

Русь, святая сторона! Разноплеменные, но схожие укладом жизни и родственные по языку  народы проживали на твоих бескрайних просторах. В ковыльных волжских степях  занимался день над тобою и клонился к закату над лесистыми вершинами Карпат. Бурное Руськое море омывало твои южные рубежи. Варяжское и Студеное море, дремучие леса и топкие болота укрывали тебя от похотливых глаз западных соседей. 

Восточные славяне именовали себя «рос». Олег Вещий, убив киевских князей Аскольда и Дира, объединил северную и южную ветвь народа «рос». Так на средневековой политической карте Европы появилось восточнославянское государство Русь. Не давали в обиду Руськую землю великие предки! Киевский князь Святослав, грозно предупреждавший своих врагов: «Иду на вы!», сумел укротить злобных хазар, а его сын князь Владимир крестил Русь. Стала Русь вровень с другими христианскими странами. Великий киевский князь Ярослав, прозванный за политику собирания и обустройства руських земель Мудрым, укрепил мощь славянского государства. Ярко засияла слава Руси среди европейских и азиатских стран. С ней хотели дружить, а не ссориться.

После смерти Ярослава Мудрого (1054) старшему сыну Изяславу достался Киев и Новгород. Средний сын Святослав стал княжить в Чернигове и Муроме. От него пошла многочисленная и воинственная династия черниговских князей. Не раз они оседали в Киеве. Став великим киевским князем, Святослав заложил Успенский собор Киево-Печерского монастыря, основанного монахом Антонием, уроженцем Любеча на Днепре. 

Третий сын Всеволод получил от отца Переяславль и Суздаль. Восемнадцать лет Ярославичи правили Русью совместно, время это вошло в историю как «триумвират Ярославичей» (1054-1073). В 1068 году руськие дружины потерпели сокрушительное поражение на реке Альте от половцев. Изяслав и Всеволод бесславно бежали в Киев, Святослав — в Чернигов. Киевляне потребовали оружие, однако Изяслав не пошёл на такой шаг. И за это поплатился, пришлось ему бежать от негодующих киевлян в Польшу. Триумвират дал трещину, между братьями вспыхнули междоусобицы за первенство в Руськой земле. 

В 1073 году черниговский князь Святослав «коснулся древком» киевского престола, а Всеволоду уступил Чернигов. Через три года великий киевский князь неожиданно умер от «резания желве» (опухоли). И наступила золотая пора младшего из братьев. Честолюбивый Всеволод занял Киев и стал «князем всея Руси». До него никому из руських князей такой амбициозный титул не присваивался. 

Через полгода дальновидный Всеволод вернул Киев пришедшему с поляками Изяславу, но сумел удержать Чернигов и даже вернул себе Переяславль. Черниговские Святославичи лишились своей отчины, фактически, стали изгоями. Смириться с такой участью не смогли и начали борьбу за Черниговское княжество. Заратился со своим дядей Всеволодом Олег Святославич (в «Слове о полку Игореве» назван «Гориславичем») В борьбе за Чернигов погиб поддержавший Всеволода киевский князь Изяслав (+1078). Об этой битве автор «Слова...» сказал: «Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего междю угорьскими иноходьцы ко святей Софии къ Киеву». 

После смерти Изяслава Всеволод опять вокняжился в Киеве и единолично правил Русью до своей смерти в 1093 году. За свою жизнь князь был дважды женат. От первой жены Марии, дочери константинопольского императора Константина IX Мономаха, родился у него сын Владимир, по своему византийскому родству получивший прозвище Мономах. 

***

Владимир Мономах (25 мая 1053 года — 19 мая 1125 года) переял славу своих дедов. При нём княжеские распри, когда «по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупиа себе деляче, а галици свою речь говоряхуть, хотять полетети на уедие», надолго утихли. Мономах сумел навести порядок в руських пределах. Половцы, эти коварные степные родственники (многие руськие князья женились на половчанках), остерегались нападать на Русь, помня печальную участь ханов Итларя и Кытана, изрубленных в плену дружинниками Мономаха. В борьбе со степняками Мономах дошёл до Дона и пил прохладную донскую водицу «золотым шеломом». Половцы боялись одного его имени, пугали им своих детей в колыбелях. А хан Отрок в страхе бежал на Кавказ. В год смерти Владимира Мономаха половцы послал к нему певца Орю с просьбой вернуться. Отрок колебался, и тогда Оря дал ему понюхать степную траву емшан (полынь). Знакомый с детства запах всколыхнул давно забытые чувства. Хан засобирался в родные степи. Так поэтически повествует об этом Галицко-Волынская летопись. 

Мономах мог занять киевский престол после смерти своего отца Всеволода (1093). Но уступил Киев двоюродному брату Святополку Изясловичу. Не нарушив тем самым права старшинства в Руськой земле. За ним остался Чернигов, одновременно княжил в Ростове, а немногим позднее закрепился в Смоленске. Искусно ведя внутриполитический диалог, сумел сохранить за своим сыном Мстиславом Великий Новгород. А когда осознал, что княжеские распри зашли слишком далеко, вернул Олегу Святославичу Чернигов (1094). Сам же ушёл в Переяславль. Однако распри на Руси не прекращались. Через два года Олег потерял столицу Левобережной Руси и снова заратился с Мономашичами. Да так, что Владимир Мономах «по вся утра уши закладаше въ Чернигове». В битве у Мурома погиб его сын князь Изяслав. Эта трагедия не озлобила Мономаха. "Если не простите прегрешений брату, то и вас не простит Отец ваш небесный", — написал он в письме к Олегу Святославичу. Князь сумел подняться над своей обидой, понимая, что требования Олега законны, и обещал ему вернуть град Чернигов. 
 
Стремясь прекратить княжеские распри, Владимир Мономах созвал в 1097 году в Любече снем (съезд). Любеч входил в Черниговское княжество и был крепостью, охранявшей водный днепровский путь из «варяг в греки». В любечском замке Владимира Мономаха, расположенном на высокой горе, шесть князей (Владимир Мономах, Святополк Изяславич, Олег и Давид Святославичи, Давид Игоревич Владимир-Волынский и Василько Ростиславич Теребовльский) договорились прекратить распри. «Каждый да держит отчину свою», — решили князья. Некоторые историки полагают, что таким решением было положено начало феодальной раздробленности Руси. Второй важный вопрос касался борьбы с половцами.  Однако надежды на «строение мира» между князьями оказались зыбкими. Сразу после съезда был ослеплён Василько Теребовльский, Владимиру Мономаху удалось удержать в «узде» многочисленных потомков Ярослава Мудрого. Клятвопреступника волынского князя Давида Игоревича лишили удела. 

Авторитет Владимира Мономаха на Руси стал непререкаемым. Объединительная политика князя шла с успехом, княжеские распри утихли на долгие годы. Дружины руських князей объединились для совместного похода в степь и нанесли степнякам ряд сокрушительных поражений. В кровавой сече на реке Самаре (1103) пало двадцать половецких ханов, а хан Белдуя был взят в плен и зарублен. 

После смерти великого киевского князя Святополка (1113), по праву старшинства в Киеве должны были осесть черниговские князья Давид и Олег. Киевлянам они не нравились — благоволили еврейским купцам, притеснявшим простой люд непомерными налогами. Началось восстание. Народ требовал на киевский стол Владимира Мономаха. Поартачившись для вида (мол, в обход своих старших двоюродных братьев), Мономах пришёл в Киев. Отлично понимая, что киевляне позвали его не от хорошей жизни, он издал свод законов, получивших название «Уставъ Володимѣрь Всеволодича». С развитием феодализма экономическая и социальная жизни Руси усложнилась, старые юридические нормы, закреплённые в Русской правде и Правде Ярославичей уже не отвечали новым реалиям. Свод законов Мономаха это учел, были введены ограничения, касающиеся ростовщиков. Теперь они не могли брать более 20% годовых с заёмного капитала. Устав запретил чрезмерную эксплуатацию самых низших слоёв населения: смердов, закупов, рядовичей и холопов. Если кто-то из них взял в долг хлеб, другую снедь и не смог вовремя вернуть, обращать такого в бесправного холопа запрещалось. Закупа нельзя было бить, если его вина не доказана. Купец, имеющий долги и лишившийся наследства в результате войны или какого-либо стихийного бедствия, не мог быть обращён в рабство. Для своего времени Устав Владимира Мономаха был прогрессивным, учитывал специфику отношений между разными слоями населения, появившуюся в процессе развития феодального общества, смягчал социальные противоречия в государстве. Долговое рабство на Руси фактически прекратилось.

Двенадцать лет правил Владимир Мономах Русью (1113-1125). За эти годы русичи забыли о половецких набегах, когда «погании съ всехъ странъ прихождаху съ побъдами на землю Рускую». Простой люд любил мудрого князя за ласковое отношение и набожность. Был Мономах князем-воином и князем-писателем, хорошо знал религиозную и светскую литературу. В зрелом летах, «седя на санех», написал завещание, известное по Лаврентьевской летописи как «Поучение». В этом философском и религиозном труде, обращаясь к своим детям, он дал нравственную оценку своей жизни. Призывал не нарушать Божьи заповеди, жить в мире и согласии, стеречься пьянства и блуда «ибо во всем этом погибнет и душа, и тело». Советовал сыновьям не отвергать бедных, быть внимательным к их заботам, не давать в обиду «бедного смерда и убогую вдовицу». Поучал гостеприимно привечать любого путника: знатного или простого. Высоко отзывался об образовании вспоминая, что отец его знал пять языков. «Что знаете доброго, того не забывайте, чего не знаете — учитесь». С гордостью вспоминал свои боевые походы. Решающих было 83, а менее значительных и не смог упомнить. С половцами заключил 19 мирных договоров, более 100 половецких князей пленил, а потом за выкуп освободил. В два раза больше убил и потопил в реках. Такова была жестокая реальность средневековых войн. Вспоминал, как заутра выезжал из Чернигова и к вечеру был в Киеве, и так было не менее 100 раз. 

Князь любил охоту, с гордостью вспоминал свои охотничьи приключения. «Коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать... Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул». В 19 веке в окрестностях Чернигова на реке Белоус нашли золотую нашейную княжескую гривну с инициалами Мономаха. Видимо, была утеряна в одной из таких схваток с диким зверем. 

«Поучение» Владимира Мономаха пронизано любовью к Руськой земле. Радеть нужно о ней, а не о своих личных интересах. Только в мире и согласии будет процветать Русь, а междоусобицы смерти подобны. Если договорились о мире, дали клятву и целовали крест, будьте верны своему слову. Клятвопреступление — это большой грех, за который нужно будет держать ответ перед Богом. «Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет».

Прожил Владимир Мономах семьдесят два года, а когда почувствовал приближение смерти, отправился на реку Альту в Переяславском княжестве. На ней в июле 1015 года молодой князь Борис был убит своим братом Святополком, прозванным за такое святотатство Окаянным. На месте убийства князя Владимир Мономах срубил деревянную церковь. В ней он провёл последние часы своей жизни. Похоронили его в Софии Киевской. Летопись говорит, что «весь народ плакал по нём, как плачут дети по отцу или по матери».

При Мстиславе, старшем сыне Владимира Мономаха, Русь оставалась единою, но сын пережил своего отца только на семь лет. После его смерти (1132) княжеские междоусобицы  вспыхнули с новой силой. Русь опять погрузилась в пучину непрерывных феодальных войн.

***

Дореволюционные и советские историки по-разному оценивали личность Владимира Мономаха. Отмечали его политическую мудрость, талант полководца и мужество За время своего киевского правления сумел объединить князей, поднять на борьбу с половцами. Однако князь был человеком своего времени — жестокого и лукавого, когда, пренебрегая Божьими заповедями, могли тут же нарушить крестное целование. Он не поднялся над идеологическими, культурными и религиозными представлениями, существовавшими тогда на Руси. Всем тем, что сегодня называется модным словом «мейнстрим». Считал себя набожным, но в междоусобицах нередко проявлял ничем неоправданную жестокость. В захваченных городках нещадно вырубал простой люд, а потом похвалялся содеянным. 

Оценивая заслуги Владимира Мономаха, российский историк С.М. Соловьёв (1820-1879), считал, что князь «не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности». Академик Б.А. Рыбаков (1908-2001) подчёркивал честолюбие и лицемерие Мономаха, он шёл к своей цели любыми путями, а потом, вот как в «Поучении», прикрываясь религиозностью, обосновывал своё личное мнение в качестве единственно правильного. 

Тем не менее, потомки высоко оценили деятельность Владимира Всеволодовича Мономаха — князя-воина, государственного деятеля и писателя. Советский и российский историк А.С. Орлов считает, что «... никто из древних князей российских не имеет более права на любовь потомства, ибо он с живейшим усердием служил Отечеству и добродетели». Вполне справедливые слова. Князь был живым человеком, недостатков у него действительно хватало, однако, он неустанно трудился для блага Руси. За это ему честь и поклон. Владимир Мономах стоит в одном ряду с такими радетелями Руськой земли как Владимир Креститель и Ярослав Мудрый. После него таких дальновидных, умных князей в истории домонгольской Руси уже не было. 

В России великого киевского князя помнят. Все великие московские князья вплоть до Ивана IV Грозного были его потомками по мужской линии. Шапкой Владимира Мономаха — символом единоличной власти, венчались на великое княжение, а позже на царство. По сей день она находится в Московском Кремле в Оружейной палате. На памятнике «1000-летие России», возведённом в 1862 году в Великом Новгороде, выбито изваяние князя. Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, считается основателем Москвы. Одна из атомных подводных лодок ВМФ России названа «Владимир Мономах». 

На Украине тоже помнят великого киевского князя Владимира Мономаха. Монету (номинал 10 гривен) с его изображением выпустили в 2002 году. А через год его памяти посвятили почтовую марку. В райцентре Прилуки Черниговской области поставили Владимиру Мономаху памятник. Обидно, что его нет в самом Чернигове, ведь здесь он княжил 16 лет. Или вот в Киеве, где 12 последних лет своей жизни Владимир Мономах был великим киевским князем. 

Вот и попробуй разделить нашу общеруськую историю. Помнят Владимира Мономаха на Украине и в России. А если кто-то пытается в наши дни разделить историю по национальному признаку, тот, мягко говоря, лукавит. Факты ведь — вещь упрямая. Биография Владимира Мономаха — яркое подтверждение той непреложной истины, что великий князь близок по духу украинцам и русским.