Чуваши

Чуваши – тюркский народ в России численностью более 1,6 млн.человек. Преимущественно православный, часть придерживается этнических верований. Непосредственно в Чувашии проживает чуть более половины всех российских чувашей. 

Остальные рассеяны по всему бывшему Советскому Союзу. Кое-где в местах их компактного проживания за пределами Чувашии до сих пор существуют негласные центры чувашской культуры. Например, населённая чувашами деревня Михайловка в Кемеровской области. 

Кузбасс – регион с многочисленным чувашским населением. Ехали чуваши в Сибирь при царе за бесплатной землёй, ехали в эвакуацию во время войны, ехали после войны на комсомольские стройки. Сегодня в Кузбассе очень много тех, в чьих жилах течёт чувашская кровь. Немало их и в соседних сибирских регионах – в Томской, Новосибирской области, Красноярском крае. 

В советское время самым известным чувашом был генерал-майор Андриян Николаев – космонавт, дважды Герой Советского Союза, муж космонавта Валентины Терешковой, первый человек, работавший на орбите без скафандра. 

У чувашей есть прекрасный народный эпос «Улып» («Исполин»). Улып – былинный герой, меткий стрелок из лука и мудрец. В древности рожь чуваши считали за сорняк. В эпосе повествуется о том, как Улып научил чувашей выращивать рожь, извлекать хозяйственную пользу из этого злака. А ещё Улып создал горы и курганы, высыпая землю из лаптей.

Чувашский писатель и переводчик «Улыпа» на русский язык Аристарх Дмитриев в одном из интервью сказал: «…Меня поражало, когда корпел над переводом, откуда у чувашского народа была такая необычная мечта, что он обязательно должен побывать на небе у солнца? Ведь это же сегодняшняя мечта о космосе, которая осуществилась благодаря легендарному «соколу» Андрияну Григорьевичу Николаеву. Наш Улып Андриян принёс рассвет, который в сказаниях украли тёмные силы».

Чувашский «Улып» занимает достойное место среди былинных сказаний других народов – финского эпоса «Калевала», англосаксонского «Беовульфа», германской «Песни о Нибелунгах», «Сокровенного сказания монголов» и проч. Вхождение многих народов в мировую литературу начиналось как раз с издания былинных эпосов, и «Улып» может вывести чувашей на сцену мировой культуры так же, как финнов вывел «Калевала». 

А если бы Улыпа превратить ещё и в туристически привлекательный образ, республика могла бы зарабатывать на этом деньги. Румыния заманивает туристов замком Дракулы, Египет – Сфинксом, Чехия – замком Штернберг, Монголия – 40-метровой статуей Чингисхана. При надлежащей фантазии и соответствующем финансировании Чувашия могла бы завлекать иностранцев Улыпом. В наш век передовых технологий индустрии развлечений это сделать вполне возможно.   
Языковеды считают чувашей уникальным народом, потому как их язык – единственный доживший до наших дней язык булгарской ветви. Другие входившие в него тюркские языки вымерли (хазарский, хуннский, булгарский), а чувашский здравствует до сих пор.

Чуваши не только в языке «самые-самые». Они - самый западный из тюркских народов Поволжья и первые тюрки, появившиеся в Европе. Они – самый многочисленный православный тюркский народ. 

Потому и их язык тоже «самый»: в тюркской языковой семье он стоит особняком, как наиболее удалённый от остальных тюркских языков. Некоторые специалисты считают его самым «монгольским» из всех тюркских языков, т.е.по своему составу он ближе всех к языкам монгольской семьи, как бы переходное звено между тюркскими и монгольскими языками. 

Так произошло из-за того, что давние предки современных чувашей проживали недалеко от Байкала, соприкасаясь с монгольскими народами. Более половины чувашей присущи смешанные европеиоидно-монголоидные черты

Чувашская культура и язык настолько увлекательны, что им посвятил свою научную карьеру не один учёный. Венгр Дьюла Месарош, этнограф и антрополог, в начале ХХ в.исследовал культуру и историю народов Поволжья, особенно сосредотачиваясь на чувашах. Из-под пера Месароша вышел труд «Памятники старой чувашской веры». В них венгерский исследователь сообщает, что изначально из-за соседства татар ислам имел большее влияние среди чувашей, но прежние языческие верования, а затем знакомство с христианством способствовали отдалению чувашей от ислама. 

Задолго до Месароша тщательным изучением чувашского языка занимался митрополит Казанский и Свияжский Вениамин Пуцек-Григорович, урождённый малоросс. Первая чувашская грамматика XVIII в.была написана им. 

В начале ХХ в.выходит 17-томный словарь чувашского языка Николая Ивановича Ашмарина. Чувашскому языку и фольклору Ашмарин, в будущем член-корреспондент АН СССР, посвятил множество произведений. Изучением чувашей занимался и его родной брат. И всё благодаря бабушке-чувашке по материнской линии. Она смогла привить внукам любовь к чувашской культуре и чувашскому народу. 

Много интересного хранит в себе история чувашей. Можно долго повествовать об участии чувашей наравне с русскими в Ливонской войне, польских походах русской армии, русско-турецких войнах, Отечественной войне 1812 г., о чувашах-героях Великой Отечественной (75 чувашей стали Героями Советского Союза), о тружениках тыла, учёных, спортсменах, деятелях культуры. В краткой статье всего не перескажешь. 

В заключение отметим гостеприимство чувашского народа. Рядом с чувашами живут представители множества национальностей, и Чувашия, как и большинство российских регионов, уже давно стала многонациональной. Но история Чувашии не знает всплесков разнузданного национализма. Подобные настроения чужды чувашскому менталитету, поэтому Чувашия всегда остаётся островком миролюбия и гостеприимства.