И воздвигнешь новую столицу - великий город!

53 0 Александр ГУБАНОВ - 12 июля 2018 A A+

День основания Петергофа - 13 сентября 1705 года, а празднуется он 12 июля, в день святых апостолов Петра и Павла, его небесных покровителей.

12 июля 2018 года Русская православная церковь празднует день святых Петра и Павла, в народе просто именуемым Петровым днём. Этот праздник завершает собой Петров пост, длящийся с 10 июня по 11 июля в нынешнем году.

Бытует легенда, что епископ воронежский Святой Митрофан ещё в юности Петра I провидчески предрёк ему события будущего: «Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу - великий город в честь святого Петра! Бог благословляет тебя на это».

***

А кстати, почему апостолов Петра и Павла почитают в один день?

Апостол Пётр до принятия христианства носил имя Симон. Он, как и его брат Андрей, был простым рыбаком в отдалённой палестинской провинции Галилея. 

Однажды Господь вошёл в лодку Симона, чтобы проповедовать людям, которые собрались на берегу. Окончив проповедь, Иисус велел братьям Симону и Андрею отплыть подальше и забросить сети. Рыбаки повиновались, и их улов был так велик, что сети стали рваться, хотя за ночь до этого они не смогли выудить ни одной рыбы.

Тогда Симон упал перед Иисусом на колени и воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» (Лк. 5: 8). Но Иисус поднял его с колен и сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5: 10). Тогда Пётр оставил лодку, сети и семью и последовал за Иисусом.

Христос дал Симону новое имя - Кифа, что значит «камень» (по-гречески слово звучит как «Пéтрос»). Этого имени первый ученик Христа был удостоен за твёрдость веры, которую можно было сравнить с нерушимой скалой. Он единственный из апостолов отважился пойти за Христом по воде.

Однако, как известно, человек слаб, и Петру суждено было испытать отречение от Господа. Накануне распятия Пётр обещал учителю, что не оставит его даже под страхом смерти. Но Иисус ответил: «В эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня».

После ареста Иисуса Пётр следовал за учителем ко двору первосвященника. Там его узнали и начали расспрашивать, он ли был с Иисусом. Пётр трижды отрёкся от Христа, сказав, что он не его ученик. Когда раздался петушиный крик, Пётр вспомнил слова Господа и раскаялся.

После Воскресения Христа апостолы вернулись в Галилею и снова стали рыбачить, пока однажды у берега не появился Иисус. Узнав учителя, Пётр бросился к нему вплавь вперёд лодки.

Именно в эту встречу Господь призвал Петра стать апостолом и предсказал ему мученическую смерть.

А вот апостол Павел до принятия христианства носил еврейское имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный». Второе имя Паулус, то есть «малый», - римского происхождения. По мнению историков, оно было дано мальчику ещё при рождении, но только после обращения в христианство он стал называться Павлом вместо прежнего - Савл.

Павел был родом из знатной греческой семьи в городе Тарсе, столице провинции Киликии. Молодой Савл, как и его отец, был фарисеем. Фарисеи чтили Ветхий Завет и стремились в точности исполнить все его требования. Вот почему Савл поначалу воспринял зарождавшееся христианство как ересь и отправился в Дамаск на борьбу с ним. Однако в пути Савла ослепил ярчайший свет и раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла - «Кто Ты?» - Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели.

Ослепшего Савла под руки привели в Дамаск. Там он принял крещение и в момент погружения в воду прозрел. С этого времени стал ревностным проповедником прежде гонимого учения.

Так почему же апостолов Петра и Павла почитают в один день?

Оба апостола приняли мученическую смерть в Риме около 67 года. С началом гонений на христиан в I веке н. э. императора Нерона, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Однако по дороге из города апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идёшь, Господи?» Спаситель ответил: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие». Тогда Пётр вернулся в Рим, где его приговорили к казни распятием на кресте, но святой попросил повесить его вниз головой, поскольку считал себя недостойным принять смерть подобно Господу.

Святого апостола Павла также сначала приговорили к распятию, но, узнав, что он римский гражданин, отсекли голову.

Согласно церковному преданию, святые апостолы Пётр и Павел приняли мученическую смерть в один день - 12 июля (29 июня по старому стилю). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: Римском, Карфагенском, в мартирологе блаженного Иеронима, в сакраментарии папы Григория Великого.

Память святых начали праздновать в один день уже в первые века христианства.

***

Почему покровителями Петербурга, и, в частности Петергофа, стали святые Пётр и Павел, мы уже сказали. Но насколько это важно для города?

В прежние времена на всякое начинание испрашивалось небесное благословление на доброе дело и заступничество от сил зла. Закладывался ли город, возводился ли храм, либо просто строилась новая изба, прежде всего на выбранном месте совершался молебен.

Древняя эта традиция, возрождающаяся в наши дни, позволяла в последний раз убедиться в правильности выбора. Действительно, странно было бы просить помощи у Господа в деле сомнительном или неправом. 

С прочтения молитвы на основание города и окропления берегов Заячьего острова освященной водой начинается история Санкт-Петербурга. Присутствовал при этом Пётр I или нет - сейчас сказать трудно. Однако таинство свершилось, и город был основан. 

Ещё раз вспомним, что закладывался город по благословлению архиерея воронежского Митрофания. И, кроме слов, что Пётр воздвигнет новую столицу - в честь святого Петра, старец ещё сказал, что Казанская икона будет покровом города и всего русского народа. 

Мы живём в толерантной стране. По-разному веруют (или не веруют) люди даже в одной семье. Но отметим: пророческие слова воронежского святителя были восприняты Петром как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым мужеством и упорством. Малоизвестный факт этот должен поколебать сложившееся у иных представление о Петербурге как роковом городе, городе - на костях, обреченном на гибель. Ведь Петербург за всю свою историю, несмотря на своё «стратегически невыгодное положение», так ни разу и не был сдан неприятелю. 

В 1612 году, готовясь к походу против Лжедмитрия, Минин и Пожарский распорядились взять с собой Казанскую икону. Ополчение их долгое время не могло завладеть Кремлём. Решившись на последний штурм, воинство наложило на себя строгий трехдневный пост. В течение всего этого времени перед Казанской иконой совершались молебны. 22 октября ополчение взяло приступом Китай-город, а вскоре затем и сам Кремль. 

День этот, 22 октября, в память чудесного избавления России от нашествия иноплеменных и внутренней смуты, царь Михаил Феодорович установил днем чествования Казанской иконы. Князь Дмитрий Пожарский по обету выстроил для неё в Москве особый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы. 

Перенесённая в Петербург святыня вначале находилась в деревянной часовне на Посадской улице, а затем в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В царствование Анны Иоанновны она была торжественно перенесена в новый храм Рождества Богородицы на Невском проспекте. Наконец, в 1800 году, при императоре Павле, было решено устроить на этом месте новый большой собор уже во имя Самой Казанской иконы Божией Матери, что и свершилось в 1811 году, незадолго перед началом Отечественной войны. 

В 1812 году перед чудотворным образом горячо молился М.И. Кутузов, прося благословления у Матери Божией на борьбу с неприятелем. Вспомним, что именно 22 октября 1812 года русские войска под предводительством генералов Милорадовича и Платона Зубова разбили арьергард французского войска во главе с генералом Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Согласно с волей главнокомандующего, прах М.И. Кутузова после его смерти был погребен в Казанском соборе. 

В храме на Невском святыня находилась до 1920-х годов. Когда собор был закрыт для богослужений, икону перенесли во Владимирский собор на Петроградской стороне, где она обретается и по сей день.

***

В начале Великой Отечественной войны патриарх Антиохийский Александр III в своём послании обратился к христианам всего мира с просьбой о молитвенной и материальной помощи для России. В числе многих отозвавшихся на этот призыв особым усердием отличился митрополит гор Ливанских Илия Салиб. В каменном подземелье, вдали от мира, в течение трёх дней он непрестанно молился Пресвятой Богородице. Молитва его была услышана и в келье ему было явление Богоматери. В откровении он услышал её слова о победе России в страшной войне и о несокрушимости города на Неве: 

"...Город Святого Петра не сдавать. Доколе Мое изображение находится в нём, ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут её крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это - избранный город..." 

Согласно полученного Русской Православной церковью срочного послания от митрополита Илии в Ленинграде Казанскую икону вынесли из собора и с крестным ходом обнесли вокруг города. С молебна перед Казанской иконой, установленной на правом берегу Волги, началась Сталинградская битва. Известно, что, потерпев серьёзные поражения в боях под Москвой и Сталинградом, германскому командованию пришлось перебросить в южном направлении часть войск 18-й армии, стоявшей на подступах к Ленинграду. 

Грозившая городу, казалось, неминуемая гибель, миновала. 

***

А теперь - собственно о Петергофе.

Этот, один из самых удивительных и прекрасных европейских дворцовых ансамблей, он расположен неподалёку от Петербурга. История кратко описывает создание этого места. Попробуем и мы быстро пройтись по самым важным этапам жизни Петергофа.

Место для этого города выбрал сам Петр I. В 1705 году небольшое судно «Мункер» пристало к берегу Финского залива в 40 километров от строящегося Санкт-Петербурга. Отсюда хорошо просматривались горизонты Балтийского моря и обширный остров, где в то время велось строительство грозной крепости - Кроншлота. В 1708 году появились первые упоминания о выстроенном на Поповской мызе деревянном дворце Петра I, который сам царь называл «хоромцы». Так начиналась история Петергофа. 

В 1710 году были предприняты первые действия по преобразованию хоромцев в роскошный дворцовый ансамбль Петергоф. История рассказывает, что Пётр I после победы над Швецией совершил путешествие во Францию. Там он изучил планировки блистательных французских королевских резиденций - Шуази, Трианона, Версаля. При этом особое внимание уделялось разнообразным техническим решениям и деталям устройства парков и фонтанов. В 1716 году царь выписал из Франции известного архитектора Александра Леблона, назначив его генерал-архитектором будущего Петергофа. Многие идеи воплотили в жизнь итальянские архитекторы - Бартоломео Карло Растрелли, Николо Микетти, мастера фонтанов - венецианцы Джулиано и Джованни Бараттини. Работы по возведению Петергофа велись со сказочной быстротой, и уже в августе 1725 года состоялось его торжественное открытие. 

К этому времени уже действовало большинство фонтанов, был прорыт Морской канал и распланирован парк, также возведены небольшие дворцы - Марли и Монплезир. Честь произвести первую планировку Петергофа выпала М. Г. Земцову - известному русскому архитектору. До этого на территории комплекса не было никаких помещений для крестьян, которые его сооружали. Благодаря чёткой планировке Петергоф получил два дополнительных корпуса - для государственных крестьян был сооружен Мастеровой корпус, для придворных - Кавалерский.

Гранильная фабрика, образовавшаяся в 1725 году, была первым промышленным объектом, который получил Петергоф. История её возникновения тесно связана со строительством этого архитектурного шедевра. Основной задачей фабрики была обработка камня, который шёл на строительство дворцов и архитектурных сооружений будущего города. К этому времени уже начались работы по возведению водовода, который должен был питать фонтаны Петергофа. История этого мощного гидротехнического сооружения началась в русле реки Ропши. Именно её воды должны были обеспечивать водой все фонтаны паркового ансамбля с именем Петергоф.

В годы правления Екатерины I и Анны Иоанновны в Петергофе претворялись в жизнь задумки и архитектурные усовершенствования Петра I. Когда на трон взошла Елизавета Петровна, она пригласила сына знаменитого Карло Растрелли, который к тому времени уже зарекомендовал себя блестящим архитектором. Франческо Растрелли возглавил работы по переустройству Петергофа. При нём были преобразованы Верхние палаты, оформлен Верхний сад. Также был возведен новый Елизаветинский корпус, который органично вошел в уже обустроенный Петергоф. 

История умалчивает о каких-либо кардинальных изменениях в годы царствования Екатерины II. Все преобразования в этот период сводились к изменениям внутреннего убранства дворцов и переименованию Елизаветинского корпуса в Екатерининский. Ко времени восхождения на трон Павла I архитектурные сооружения Петергофа срочно нуждались в капитальном ремонте, а каскады фонтанов практически не действовали. Понадобились годы массовой реконструкции всего дворцового комплекса. Масштаб работ был настолько велик, что окончательное восстановление Петергофа пришлось уже на начало XIX века, когда на трон сел сын Павла I - Александр I.

***

К началу века в Петергофской слободе имелось полсотни домов обывателей и различные нежилые строения - конюшни, сараи и прочее. Александр I велел перестроить наиболее некрасивые постройки. Проекты для новых домов были разработаны В. П. Стасовым и другими. Преображенные здания послужили казармами для нескольких кавалерийских полков. При Николае I территория Петергофа были расширена за счет покупки земель к востоку от Нижнего парка. С 1826 года строения Петергофа дополняются двухэтажным Коттеджем, который принадлежал жене Николая I - Александре Фёдоровне. Позднее был выстроен Фермерский дворец и разбит Пейзажный парк.

Воцарение Александра II ознаменовалось открытием железной дороги, которая соединила Петербург и Петергоф. История дворцового комплекса до 1917 года - блестящая жизнь блестящих дам и кавалеров, членов царской фамилии и петербургских вельмож. 

После революции весь дворцово-парковый ансамбль был национализирован. В 1918 году по его залам прошла первая экскурсия рабочих. Но полное восстановление разрушенного ансамбля велось около 10 лет. К 1926 году были реконструированы фонтаны нижнего парка, а к 1930 году произведена замена фонтанных трубопроводов и восстановлен заросший Верхний сад.

Великая Отечественная война не пощадила Петергоф. Большая часть экспонатов была разрушена или украдена, а архитектурные сооружения превратились в груду обломков. Но после освобождения Петергофа в 1944 году сразу же начались ремонтно-восстановительные работы, которые продолжались около 30 лет. И лишь в 1973 году дворцово-парковому комплексу был возвращен его первоначальный вид, и с тех пор Петергоф не устает покорять сердца как россиян, так и иностранных туристов.