Мин сине бик яратам

260 0 Лазарь МОДЕЛЬ - 20 июля 2018 A A+

Мне говорят:
«Ты - чёрт нерусский».
У русских - черти есть свои.
Куда же мне тогда податься,
чтоб были нехристи - мои?

Лазарь Модель.

Много лет назад, я работал тогда на Тушинской трикотажной фабрике в Москве, в нашем информационно-вычислительном центре зашёл разговор о национальности. Начальник отдела сказал: «Я - чистокровный русский».  

А мне подумалось: «Ну да, голубая кровь», - глядя на его раскосые глаза. 

При этом мужик он был «нормальный». Без закидонов на «чистый ариец». В нём этого не было. Мы с ним иной раз поддавали вместе (машину вычислительную обмывали, нам её калининградцы-электронщики установили, а мы им "ратифицированный" спирт, как водилось,  выписали за это, были другие разовые случаи), вел он себя в этом плане корректно, а тут вот на тебе.

Дальше разговор не получил продолжения. Но меня это как-то слегка задело. Нет, не потому что я сам нерусский. Я-то сам с детства, не знаю почему, к этому всегда спокойно относился, не выделяя в общении никого из ребят, в моём ближнем и дальнем круге были разные национальности, важно было человек ты или так себе... Но мне было всегда неприятно, если кто-то в этом плане пытался выделить себя, задев, даже не задумываясь об этом, другого.

А некоторое время назад по телевизору был сериал (очень неплохой, кстати) «Ледников», главного героя в котором играл любимый мною актер Андрей Чернышев. Начинался фильм с такого эпизода. К журналисту Ледникову приходит другой (молодой) журналист, и Ледников произносит «сакральную» фразу: «Кто может быть хуже незваного гостя? Незваный гость — татарин». Оказывается, пришедший молодой журналист был татарином.

Да нет, конечно, здесь ничего криминального нет. Подумаешь… Просто: «Зачем? Зачем выделять и акцентировать это, ради некоторого экстрима»?

О предках «Золотой орды» и отношении к ним в некоторые моменты нашей жизни, об общей культуре народов на Руси, о нашем едином этносе, общей литературе, дальше и пойдет сегодня речь.

Шёл 1968 год. Мы с ребятами, моими одноклассниками, шли по Москве по Красной Пресне, перейдя дорогу от нашей математической 101-й школы к Краснопресненскому Универмагу, который красовался обстоятельной респектабельностью и выступая своей массивностью на краю улицы Красная Пресня, потом перешли ещё одну небольшую уже дорогу, выйдя на Пресненский вал, и продолжили там свой путь.

Настроение соответствовало весне, маю месяцу, распустившейся листве на деревьях, предстоящим экзаменам на аттестат зрелости (за которыми впереди маячила взрослая жизнь), и строчкам Маяковского, которые только-только прошли в школе.

Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают по маю
венчики встречных ромашек
Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
Пусть серебро годов вызванивает уймою
надеюсь верую вовеки не придет
ко мне позорное благоразумие …

Болтая беззаботно с ребятами, я сначала даже не понял, когда ко мне обратился пожилой, даже старый человек, немного худощавый, чуть ссутулившийся, строгий и с очень хорошей энергией, идущей от него.

Словом, я слегка замешкался, не понимая его речь, когда услышал:

- Вы все, молодые, стесняетесь своей национальности.
- Почему, - говорю в ответ, - я не стесняюсь, я - еврей.

Но он даже не слушал меня, продолжая:

- У меня внук тоже стесняется, что он татарин.         

Позже, года два спустя, меня ещё один раз татары приняли за своего. И были разочарованы, когда и тогда я сказал, что еврей.

Не знаю, почему так происходило. Мне не казалось, что у меня была какая-то «особая» внешность, наоборот, обычная, на мой взгляд, вполне соответствовавшая той советской эпохе и действительности. Но, наверное, с того времени у меня осталось где-то на подсознании, что вопрос национальности, а теперь я добавил бы и народности, очень и очень  непростой.

Интересно, что у моего друга по институту было много кровей, в том числе - мордовская и татарская, я научился своей будущей жене говорить:

- Монь тонь вечг тан, - по-мордовски, и…
- Минь синь биг яратам, - по-татарски, что означало «Я тебя люблю».

Надо сказать, что вопрос «национальности» порой бывает настолько щекотливый, настолько «неудобный», что люди иной раз либо стесняются говорить на эту тему, стыдливо опуская, куда-то пряча глаза, либо также с испугу, от неожиданности начинают чрезмерно хвалить свою принадлежность.
А по сути, разговор (не в обиду никому будет сказано) становится от этого несколько беспредметным, необъективным,  чисто «обывательским» и далёким от научного подхода, в том числе, истории.

Интересно вспомнить в этой связи одну из передач Елены Малышевой по ТВ. Я далеко не всегда смотрю эти передачи, не являясь их фанатом, скорее наоборот, а та (воскресная) почему-то попалась, если не сказать, бросилась в глаза. Пригласили туда Николая Валуева, который мне нравится (умница, на мой взгляд), и которому должны были сделать тут же в студии ДНК-анализ с тем, чтобы определить, какие национальности (народы) в его крови.

Бывший боксёр (человек-гора), а ныне депутат Госдумы сразу признался, что татарской крови в нём много. И действительно, этот тест показал здесь 30 %, татарской крови. Посмотрев результат, Валуев стал восторженно (молодец!) говорить:

- Казань, Татарстан, привет!

И тут появляется ещё один момент, который мы чаще всего упускаем. Национальность, народность - чисто земные понятия (трудно себе представить, что Душа, улетая после смерти НАВЕРХ, имеет какие-то земные ДНК или иные атрибуты, не имея плоти, физического тела, да и попадая в другой Мир), но - национальность (нация) и народность (народ) для Земли разные вещи.

Конечно, подходы к пониманию этого вопроса, как и само понимание, у социологов, историков, археологов, палеонтологов и других учёных разные. Не будем перебирать все, выделяя те или иные из них, а остановимся на следующих.

Народ (народность) — предполагает собой некий новый, образовавшийся в древности род. Это люди, объединенные в далёком прошлом, общей территорией, языком, условиями жизни и ведением хозяйства. Естественно возникают какие-то общие обычаи, обряды, вероисповедание и т. д. Но всё это позднее, а поначалу просто биологическая близость людей племени.

Национальность правильнее определять как нация. Где нация - уже народ (может, государство, может, нет) отличается своей общей историей развития, этносом, культурой. Нация больше политико-социальное определение и может включать в себя разные (несколько) народностей.

И если в отношении многих народов, народностей, национальностей России есть о чём поговорить, поспорить до хрипоты, до желания «разорвать» друг друга части или применить другие (исключительно физические) меры воздействия, то в отношении татар и татарского народа всё усугубляется татаро-монгольским игом, поскольку принято считать, что Русь была под татарами чуть ли не триста лет, а следовательно, в крови каждого русского (еврея, украинца, белоруса или кого-то ещё) может быть кровинка татарина, хотя об этом не принято говорить и даже вспоминать.

Однако все эти досужие разговоры далеко не всегда имеют под собой почву, по крайней мере, реальную, насущную, историческую.

Начнём с того, что отождествлять татар с монголами, как это принято при разговоре о татаро-монгольском иге, совершенно неправильно. 

«А все дело в том, – пишет доктор филологических наук А.Г. Каримуллин, – что история этнонима «татары» совсем иная, чем история народа». Происхождение названия «татары» привлекло внимание многих исследователей. Одни выводят этимологию этого слова от «горного жителя», где «тат» якобы имеет значение «гора», а «ар» – «жителя».  

Понятно, что в истории татарского народа и всей России наиболее интересным и значимым является длительный период татаро-монгольского ига. Об этом говорили на обывательском уровне люди в советские времена, говорят и сегодня. Об этом до сих пор спорят разные ученые, начиная с историков и кончая археологами.

Однако самое любопытное, что мнения тут далеко не однозначные. Целый ряд серьезных исследователей считают, например, что ига как такового в общепринятом понимании не было. Было другое. Русь того времени не имела своего войска, не могла себя по-настоящему защитить. И она обращалась за военной помощью к хорошо обученному, военизированному, развитому по тем временам народу. За что и платила в виде дани.

Спор о том времени невольно передался на спор в отношении «знаковых» людей России: «Кем они были по происхождению, имели ли отношение к татарскому народу или нет?»

Так, например, и ныне не смолкает дискуссия о том, имела ли отношение к татарам известнейшая поэтесса Анна Ахматова.

Но вот что пишет она сама.

В малом собрании сочинений 2015 года издания написано следующее: «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой, ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь стать русским поэтом, я сделала своим литературным именем». 

А вот строчки её стихотворения:

Мне от бабушки-татарки
Были редкостью подарки;
И зачем я крещена,
Горько гневалась она.

Впрочем, дальше не стоит вдаваться в дискуссию исследователей, тон которой порой, к сожалению, теряет спокойный характер.

Другой любопытный спор учёных-исследователей. 

Ещё при Алексии II, стоявшим тогда во главе РПЦ, произошло поистине сенсационное заявление, что герой России Кузьма Минин мог быть крещённым татарином.

Татарская Трибуна писала в то время:

«...В последнее время версия о том, что национальный герой России, возглавивший вместе с Дмитрием Пожарским народное ополчение в 1612-м году, был православным татарином, которого до крещения звали Кириша Миннибаев, звучат все чаще.

Одним из первых публично об этом заявил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Буквально на днях, накануне празднования Дня народного единства, который россияне отмечали 4 ноября, этот вопрос в телеэфире задали Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Вот как дословно звучал вопрос корреспондента телеканала «Россия» и ответ Патриарха:

- Многие представители мусульманского духовенства говорят даже о том, что Минин был татарином. Это, наверное, тоже попытка как-то объединить праздник, может быть?
- Может быть, да. Потому что, я думаю, что каждый хочет как бы участвовать в этом празднике. И я убежден, что много татар было в ополчении Минина и Пожарского, которые шли освобождать Москву. Поэтому это наш общий праздник, и нельзя разделять его по национальной принадлежности. И русские, и татары должны праздновать...»
Позже другие источники эту версию опровергли, считая, что в кадастровых книгах гипотеза не находит подтверждения.

Не будем и здесь вдаваться в полемику, историческую истину бывает найти достаточно сложно, особенно при полярности воззрений, если она вообще существует, а не лежит где-то посередине. 

Поэтому перейдем к дворянскому роду знаменитых в России князей Юсуповых.

Мало кто у нас о них не слышал, но не все знают, что это татарский род.

Максим Новичков на портале SYL пишет:

«...Основоположником княжеского рода Юсуповых считался ногайский хан Юсуф-мурза. В 1565 году он отправил своих сыновей в Москву. Как крупные военачальники и татарские вельможи, потомки Юсуфа получили в кормление волжский город Романов недалеко от Ярославля. При царе Алексее Михайловиче они приняли крещение. Таким образом, происхождение рода Юсуповых можно отнести к XVI-XVII вв. - Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/283644/new_istoriya-roda-yusupovyih-proishojdenie-roda-yusupovyih-vladeniya-knyazey-yusupovyih…»

А вот с этим утверждением никто не спорит. Оно общепринято и общепризнанно. Как никто не спорит и с происхождением известной поэтессы Беллы Ахамадулиной, которая сама не скрывала, что у неё есть, в том числе, и татарские корни.

Из её интервью Казанским Ведомостям.

«- Белла Ахатовна, насколько вы ощущаете себя татаркой?

- Я приехала сюда с особенными чувствами. Я - Ахмадулина, и это не может ничего не значить. И то, что я Ахатовна, для меня очень важно. Татарские гены, наверное, сказались на моем характере, на способе моей жизни, на способе моего сочинительства и на отношениях в семье. При всех моих недостатках, непослушании все-таки я как татарская женщина привыкла уважать своего мужа, мужчину, от которого зависит моя жизнь...»
А это стихотворение поэтессы:

Татарке девушке

Татарка девушка,
сыграй на желтом бубне,
здесь, возле рынка, где кричит баран.
Татарка девушка,
нарушим эти будни,
отпразднуем торжественно байрам.
О, сколько клиньев,
красных и сиреневых,
в себя включает
странный твой наряд.
Сплетенья маленьких монет серебряных
на шее твоей тоненькой горят!
Возьми свой бубен.
Пусть в него вселится
вся молодость твоя и удальство.
Пусть и моя душа повеселится
Да празднике веселья твоего.

Попробуем подвести некоторый итог всему вышесказанному.

Занимаясь изучением, исследованием всех этих необыкновенно талантливых, самобытных личностей татарской диаспоры России приходишь к очень простому выводу. 

Россия - не просто многонациональное государство (страна). Многие народы настолько переплелись в единое целое со всей страной общей нитью, что подчас трудно выделить из этого одного Целого что-то Частное. Да стоит ли? 

Ну, а татары в этом едином пространстве занимают далеко не последнее место.

Достаточно взглянуть одним глазком на список наиболее значимых фигур...