Наследники «Орлицы»

231 0 Александр ГУБАНОВ - 17 июля 2018 A A+

17 июля - День рождения морской авиации ВМФ России

17 июля 1916 года над Балтийским морем русские лётчики одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны. Четыре гидросамолёта М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолётами. Победа в этом воздушном бою положила начало истории российской морской авиации.

***

А чуть раньше…

По Высочайшему повелению императора Николая II 6 февраля 1910 года в Петербурге был создан Отдел Воздушного флота (ОФВ), ознаменовавший начало авиационной эры в России. Ещё через полгода после этого события, 16 сентября, начальник воздухоплавательной команды Черноморского флота лейтенант С.Ф. Дорожинский выполнил с севастопольского аэродрома Куликово Поле полёт на закупленном им во Франции для Морского ведомства самолёте «Антуанетт-4». Этот полёт и этот самолёт были первыми в истории Морской Авиации России.

Напомним, что использование воздушной среды в интересах флота началось ещё в конце XIX века. 2 июля 1894 года по предложению управляющего Морским министерством адмирала Н.М.Чихачева впервые в Российском Императорском флоте с балтийского транспорта «Самоед» был поднят привязной аэростат для поисков затонувшей башенной броненосной лодки «Русалка». Команда воздухоплавателей на судно была откомандирована от Учебного воздухоплавательного парка во главе с поручиком В.А.Семковским. Хотя найти «Русалку» не удалось, тем не менее было отмечено, что аэростат на флоте может принести ощутимую пользу при ведении разведки и гидрографических работах.

В 1902 году Главный морской штаб, проанализировав опыт, накопленный флотскими воздухоплавателями, принял решение о создании в течение трёх лет в Севастополе, Порт-Артуре и Кронштадте морских воздухоплавательных парков для обслуживания эскадр и отрядов, плавающих на соответствующих морях. С этой целью в Учебный воздухоплавательный парк Военного ведомства были откомандированы морские офицеры под руководством лейтенанта М.И. Лаврова, которому было поручено комплектовать будущие морские воздухоплавательные парки. Этим офицерам предстояло освоить воздухоплавательное дело и изготовление шаров для флота.

10 ноября 1904 года в списки судов Российского Императорского флота был зачислен крейсер 2-го ранга «Русь» (бывший германский пароход «Lahn»). Крейсер представлял собой специально переоборудованное судно, предназначенное для ведения дальней разведки в море при помощи привязных аэростатов. На корабле имелось четыре змейковых аэростата, четыре сигнальных аэростата и один сферический воздушный шар. Личный состав воздухоплавательной команды «Руси» состоял из одного штаб-офицера, трёх обер-офицеров (в их числе был мичман С.Ф.Дорожинский) и 113 нижних чинов. Крейсер должен был войти в состав 2-й эскадры, но, из-за технических неполадок в материальной части самого корабля, оказался непригодным к дальним плаваниям и позже был продан.

В целом, воздухоплавание на флоте не прижилось, в первую очередь, из-за недооценки его значения как средства разведки, наблюдения и связи, а во-вторых, из-за недостаточного финансирования.

Традиционное воздухоплавание постепенно начала вытеснять авиация. Среди пионеров отечественной авиации назовём имена капитана корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевича, лейтенанта Г.В.Пиотровского, поручика М.С.Комарова, получивших лётное образование во Франции. Первые победы в освоении пятого океана сопровождались и первыми потерями: 24 сентября 1910 года, в день «Всероссийского праздника воздухоплавания», в авиационной катастрофе погиб Мациевич, а спустя два года - мичман В.М. Кудрявцев.

11 ноября 1910 года в Севастополе открылась офицерская школа отдела воздушного флота, председателем совета которой стал капитан 2 ранга В.Н.Кедрин. Моряки начали использовать школу для выяснения практической пользы от авиации для нужд флота. Оказалось, что аэропланы могут вести разведку, искать мины и подводные лодки, наводить силы флота на цель и даже быть ударной силой.

***

Однако по-настоящему Морская Авиация смогла утвердиться в составе Российского Императорского флота только спустя полтора года, когда 4 мая 1912-го начальник Морского Генерального штаба (МГШ) вице-адмирал А.Ливен подал письменный доклад № 127 о плане создания на флотах авиационных отрядов. Этот документ приобрёл характер приказа по Морскому министерству. Доклад Ливена послужил также основанием для учреждения Опытной авиационной станции (ОАС) Балтийского флота. Она стала первой войсковой частью Морской Авиации, официально сформированной в соответствии с решением Правительства России.

Процесс формирования Морской Авиации стал набирать обороты, особенно в свете нарастания угрозы возникновения войны с Германией. Весной 1914 года решением морского министра в штат Морского генерального штаба было введено отделение авиации, в составе трёх человек. В его ведении находились организационно-тактические вопросы. Решением технических вопросов Морской Авиации занималось главное управление кораблестроения, в штате которого было сформировано соответствующее отделение, тоже в составе трёх человек. Делопроизводство по авиации в Морском генеральном штабе было поручено лейтенанту А.А.Тучкову. Позже он возглавил Авиационное отделение. Таким образом, Тучков может по праву считаться первым начальником Морской Авиации России.

16 апреля 1914 года морской министр своим приказом разрешил командующим морскими силами создать авиационные комитеты для организации материально-технического обеспечения авиачастей, разработки тактико-технических требований к вооружению самолётов, полётной документации, учебных программ и т.п. Такие комитеты создавались на каждом флоте в подчинении командующего. В состав комитета входили: начальник воздушного района, один из начальников авиастанции, два офицера-лётчика, техник, электрик.

***

В период перед Великой Отечественной войной авиации ВМФ отводилась роль силы, предназначенной обеспечивать боевые действия надводных кораблей. Она считалась главным средством разведки и важнейшим элементом ПВО военно-морских баз (ВМБ) и кораблей в море. Кроме этого, признавалась способность флотской авиации наносить торпедно-бомбовые удары по кораблям флота, морским сообщениям, промышленным объектам военного назначения, военно-морским и авиационным базам противника.

В морских сражениях Великой Отечественной войны приняли участие не только корабли и подводные лодки советского флота, но также и боевые самолеты. Советская морская авиация внесла ощутимый вклад в победу в войне. В ходе Великой Отечественной советский флот выполнил все задачи, которые ставились перед ним Верховным Главнокомандованием. За всю войну советские моряки ни разу не отступили ни на море, ни на суше. Именно с помощью флота страна смогла вернуть себе Южный Сахалин и Курильские острова, открыв СССР стратегический выход в акваторию Тихого океана. 

Главной задачей ВМФ СССР в годы войны стало всемерное содействие приморским флангам армий Красной Армии, на которые ложилась основная тяжесть борьбы с немецкими захватчиками. Советские города-герои Ленинград, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск были свидетелями тесного взаимодействия частей армии и флота. В годы войны советская морская авиация произвела около 76 300 боевых самолетовылетов, потопив более 970 транспортов и 410 вражеских кораблей охранения, общий тоннаж которых составляет около 780 тысяч тонн. Именно на долю морской авиации пришлось около 2/3 потопленных и повреждённых кораблей противника. За годы Великой Отечественной войны 17 дивизий и полков авиации ВМФ были представлены к званию гвардейских, 57 соединений стали орденоносными, 241 морской летчик - к званию Героя Советского Союза, а пять лётчиков получили эту награду дважды.

Авиация Краснознаменного Балтийского флота во время оборонительных боев в Прибалтике, наносила удары по неприятельским аэродромам и технике, поддерживая наши сухопутные войска, штурмовала танковые и моторизованные колонны противника. В августе 1941 года именно летчики КБФ провели одну из самых известных операций в истории военно-морской авиации СССР. В ответ на бомбардировки Москвы и ряда других советских городов - лётчики Балтийского флота провели серию налётов на столицу фашистской Германии - Берлин. Их полёты вглубь немецкой территории стали своего рода предупреждением фашистам о ждущем их в будущем возмездии.

Бомбардировки Берлина осуществлялись силами военно-морской авиации Балтийского флота с аэродрома Кагул с крупнейшего острова Моонзундского архипелага, который контролировался советскими войсками, хотя и был расположен уже в глубине быстро продвигающихся войск вермахта. С 7 августа по 5 сентября советская авиация сбросила на Берлин около 21 тонны бомб. Участвовала авиация Балтийского флота и в отражении сентябрьского наступления немцев на Ленинград. Только для прикрытия важнейшей дороги жизни, проложенной по льду Ладожского озера, лётчики-балтийцы произвели около восьми тысяч самолетовылетов.

Уже после окончания Великой Отечественной войны вступила в дело и авиация Тихоокеанского флота, которая к началу войны с Японией имела в своем составе около 1 500 самолетов, которые были сведены в шесть авиадивизий (2 истребительных, 2 смешанных, бомбардировочную и минно-торпедную), а также 10 отдельных авиаполков и 14 эскадрилий. Лётный состав, который в большинстве своём прибыл с других флотов, уже обладал существенным боевым опытом. Одной из главных боевых задач авиации Тихоокеанского флота стало обеспечение морских десантных операции. В целях нарушения японских морских сообщений авиация флота наносила бомбово-штурмовые удары по захваченным Японией корейским порта Сейсин и Расин.

***

Велик список героев морской авиации России! Расскажем коротко хотя бы об одном из них -  

Юсупе Абдулабековиче Акаеве. По национальности он - кумык (кумыыки (самоназвание: кум. къумукълар) - тюркоязычный народ, один из коренных народов сегодняшних Дагестана, Чечни и Северной Осетии- А.Г.). Родился 14 августа 1922 года в городе Буйнакск (Дагестан) в семье крестьянина. Окончил семь классов средней школы. Работал учителем. В 1941 году стал выпускником юридической школы. С 1941 года в рядах Военно-Морского Флота. В 1942 году окончил военно-морское авиационное училище лётчиков. 

С сентября 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском. Затем сражался на Балтике. 
  
К июлю 1944 года командир 2-й авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка (11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) капитан Ю. А. Акаев совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, три паровоза, 11 танков, 72 автомашины, четыре самолёта, пять торпедных катеров и много другой боевой техники противника. 

19 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 

Памятник Герою установлен около Буйнакского педагогического училища. Его имя носят школа № 7 в городе Кизилюрт и совхоз в селе Учкент Буйнакского района Дагестана. Имя героя также присвоено базовому тральщику проекта 1265. 

… Ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года. Началась десантная операция на Крым. В глубокой темноте отряды черноморских моряков высаживаются на восточном берегу Керченского полуострова. Необходимо обеспечить снабжение нашего десанта морским путем. Фашисты принимают контрмеры. Они сосредоточивают свои морские силы, особенно торпедные катера, в Феодосии и Киик-Атлама. На помощь нашим десантникам теперь должны прийти лётчики. Перед частью, в которой служит Юсуп Акаев, ставится боевая задача: уничтожить вражеские плавсредства в портах Феодосии и Киик - Атлама и взять порт Феодосию. 

Это была трудная и сложная задача. Нелегко прорваться через все преграды к цели, ещё труднее попасть в маленькие верткие суденышки, маневрирующие с огромной для воздушного бомбометания скоростью. Лётчики разрабатывают разные варианты заходов, применяют десятки тактических уловок, но эффективность их бомбовых ударов явно недостаточна. Пока бомбы летят с большой высоты, торпедные катера успевают увильнуть от них. 

Тогда и родился метод бомбометания с малых высот. Самолёт уже не пикирует на корабль, а идёт на него над водой низко, не выше мачт корабля. Приблизившись, лётчик должен сбросить бомбы и тотчас у самого корабля резко вырвать машину вверх. Это было рискованно, но зато попадание - самое вероятное. Поиски новых методов бомбовой атаки захватили и Юсупа Акаева. Он стал пионером «топмачтового» бомбометания. 

Вот как рассказывает об этом Герой Советского Союза майор Тургенев: 

«Командир полка - прославленный ас, дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян, ознакомившись с приказом «испробовать новый способ бомбометания в боевой обстановке», попросил: «Акаева ко мне». 

- Вот что, Акаев, - сказал тогда Степанян, - есть ответственное поручение. В 40 километрах от Севастополя воздушной разведкой обнаружен вражеский караван. В его составе танкер, минный тральщик, 2 сторожевых катера, торпедный катер и одна быстроходная десантная баржа. Необходимо потопить танкер. Он везёт противнику горючее. Надо, чтобы он не довёз его. Это, во-первых, а во-вторых, - Степанян испытующе посмотрел на Акаева, - топить будешь «топмачтовым». 

Эскадрилья Акаева, миновав Севастополь, ещё занятый противником, пошла над морем. Через несколько минут она обнаружила караван. В нём было столько единиц, сколько значилось в сообщении разведки. В центре, под усиленным конвоем, шёл танкер. 

- Прикрывайте, иду на танкер, - приказал Акаев через ларингофон товарищам и резко пошёл на снижение. 

Машина с головокружительной скоростью неслась над волнами. Дистанция между самолётом и кораблём сокращалась с невероятной быстротой. Вот всё отчётливее выступает борт танкера. Юсуп хладнокровно и расчётливо ведёт машину. Успех дела решают секунды. Нужна ясная мысль, острый взор, самообладание. Вот он борт! Ещё секунда и штурмовик врежется в него. Но ручка вовремя взята на себя и надавлены кнопки. Не машина, а бомбы врезаются в борт. А машина уже парит над облаками. Юсуп наклоняется и смотрит вниз. Из разорванного борта корабля бьет горючее, охваченное огнём. Пламя вместе с горючим разливается по воде. Танкер кренится на бок и задирает вверх корму...» 

***

Сегодня военно-морская авиация, также морская авиация, авиация ВМФ, воздушные силы ВМФ или военно-воздушные силы ВМФ - обобщающее название сил военно-морского флота вооружённых сил государства, имеющих в качестве основного вооружения авиационные и воздухоплавательные средства. 

Она предназначена для уничтожения кораблей, группировок сил, конвоев, десантов противника в море и в базах, поиска и уничтожения его ПЛ, нарушения системы наблюдения и управления его театра военных действий, прикрытия группировок своих кораблей, ведения разведки, выдачи целеуказания в интересах применения оружия силами флота и решения других задач. 

В состав морской авиации входят: морская ракетоносная, противолодочная, разведывательная, штурмовая авиация корабельного и наземного базирования, а также подразделения и части транспортных самолётов и подразделения другого назначения. Организационно состоит из ВВС флотов, включает части и подразделения берегового и корабельного базирования, а также части, подразделения и службы обеспечения. ВВС флотов в специальном отношении подчиняются начальнику авиации ВМФ. На него непосредственно замыкаются части центрального подчинения. В вооружённых силах некоторых стран называется авиацией ВМС (авиацией флота). В состав её входят базовая патрульная авиация, а также штурмовая, истребительная, разведывательная и специального назначения (дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и другие).