Марийцы

Марийцев называют лесным народом. О лесе мариец знал всё. Лес издревле окружал народ мари, кормил его, защищал от врагов и стихийных бедствий, давал кров. В старину мариец рождался возле леса, жил возле него и умирал там же. Лес оказал влияние на мировоззрение и народную психологию древних марийцев, поклонявшихся лесным духам. Лес оказал воздействие даже на язык мари: лесным наречием называют язык марийцев, живущих вдоль левого берега Волги.

Древние марийцы селились вдоль широких рек (Волги, Вятки, Суры, Ветлуги) и глухих лесов. Такой тип поселения характеризуется как приречно-овражный. Из-за этих естественных преград отдельные племенные кланы не поддерживали друг с другом активных связей. Как следствие, сформировались три марийских субэтноса – горные марийцы, луговые марийцы и восточные марийцы. И каждый из этих субэтносов по-своему строил отношения с Русским государством.

Русские называли марийцев черемисами (от татарского «чирмыш» или чувашского «сярмыс»). Горные марийцы практически без проблем вошли в состав государства Ивана Грозного и воевали на стороне последнего. Луговые марийцы находились в составе Казанского ханства и, соответственно, влились в его войско. Восточные марийцы избрали третий путь – держались нейтрально, и, желая сохранить языческую веру, переселялись в другие края – Башкирию, Удмуртию. 

Но историческая и геополитическая необходимость общего соработничества в деле государственного строительства с неизбежностью привела марийцев и русских к взаимовыгодному союзу. Конфликты части марийской знати с Москвой (черемисские войны) остались в далёком прошлом. Русские и мари сообща созидали великую Россию.

Окончательная интеграция марийского народа в российскую государственность завершилась к концу XVI в. Это значит, что марийцы уже пол-тысячелетия трудятся на защиту, укрепление и процветание своей малой родины и Родины большой. И за это время ни разу не дали повода усомниться в их верности нашим общим государственным традициям. Об искренной дружбе марийцев и русских говорит огромное количество смешанных браков уже в начальный период вхождения марийцев в состав Русского государства.  

Этнографической диковинкой были малорусские черемисы – марийцы, по разным причинам переселившиеся на Подолье, как во время черемисских войн, так и до них (в основном, на территорию современной Винницкой обл. Украины). Их было несколько десятков тысяч и до XVIII в.многие сохраняли марийское национальное самосознание. Автору сих строк довелось немало времени провести в Украине-Малороссии, и неоднократно слышать фамилии Черемис, Чемерис и названия сёл Чемерисское, Чемерисы.  

С XVIII в.российские исследователи принимаются за глубокое изучение марийского языка и издание книг на нём. Нынешний марийский алфавит существует как раз с того времени. Вплоть до 1930-х гг.в него несколько раз вносились изменения, но они не были существенными. С 1873 по 1914 гг.из печати вышли как минимум десять изданий букварей разных наречий марийского языка.

Сегодня в Марий Эл официально действуют три языка – русский, горно-марийский и лугово-восточный марийский. Последние два принадлежат к одному марийскому языку, являясь его диалектами. Тем не менее, обособленное существование этих диалектов является нормой для марийцев, как и отсутствие единого народного эпоса. Каждый субэтнос марийцев имеет свои сказки, песни и сказания.

Первая грамматика лугового наречия марийского языка издана в 1775 г.в Санкт-Петербурге, горного - в 1837 г.в Казани. Там же в 1889 г.выходит «Исследование о наречиях черемисского языка» знаменитого российского филолога, эстонца Михаила Петровича Веске. Веске уверенно утверждал, что связи славянства и финно-угров (марийцы, как и эстонцы, мордва, удмурты, коми, карелы, финны и др.) имели место ещё в доисторические времена.  

Республиканский статус регион традиционный проживания марийцев получил в 1992 г. Сначала в 1920 г.появилась Марийская автономная область, в 1936 г.- Марийская АССР. Теперь это республика Марий Эл в составе Российской Федерации. В ней проживает половина из 550 тыс.марийцев. Крупные вкрапления марийского населения есть также в Нижегородской, Пермской, Кировской обл., в Башкирии, Татарии, Удмуртии. 

Марийцы необычайно музыкальный народ, да ещё одарённый поэтическим словом. Самые известные марийцы – это, как правило, поэты, писатели, драматурги и композиторы. Особенно известен Андрей Яковлевич Эшпай, профессор Московской консерватории, Народный артист СССР, член Союза композиторов СССР, автор множества классических музыкальных произведений. 

Но не только симфонии писал Андрей Яковлевич. В 1955 г.он написал музыку к пронзительным стихам Евгения Винокурова «Москвичи». Получилась песня, которую исполнил Марк Бернес, и которая отразила послевоенную душевную боль миллионов советских матерей.

«В полях за сонной Вислой лежат в земле сырой Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой. А где-то в людном мире, который год подряд, одни в пустой квартире их матери не спят…Но помнит мир спасённый, мир вечный, мир живой, Серёжку с Малой Бронной и Витьку с Моховой».

Андрей Яковлевич позже рассказывал, что музыка оттого получилась такой глубокой, что в стихотворении была описана его собственная судьба. Будучи участником Великой Отечественной войны, Эшпай видел и сонную Вислу, и радость Победы, омрачённую гибелью на фронте старшего брата Валентина, и скорбь матери. 

Марийский народ обладает жизненной энергии, не позвонившей ему растаять среди других народов на просторах истории. Канули в прошлое меря, мещера – финно-угорские народы, соседствовавшие с марийцами. А марийцы остались.