О добром волшебнике и его волшебной палочке-карандаше

34 0 Елена КОНСТАНТИНОВА - 30 августа 2018 A A+

…Если бы не он, не стали бы, возможно, навсегда любимыми мультипликационными героями Чебурашка и крокодил Гена. Как и щенок из детской варежки и котёнок по имени Гав. Как и Удав, Мартышка, Слонёнок и Попугай. Как и озорные обезьянки и доверчивый дракон…
30 августа легендарный художник киностудии «Союзмультфильм» Леонид Шварцман отмечает 98-й день рождения.

Его родина — Минск. Десятилетия спустя он воссоздаст свои детские воспоминания о том городе 1920-годов в живописи.
Отец работал бухгалтером, мама занималась домашним хозяйством. Он был третьим ребёнком в семье.
«В духе каких традиций нас воспитывали? — повторяет мой вопрос Леонид Аронович. — В тех, что идут из ХIХ века. Основополагающими качествами считали благородство, порядочность, честность, честь, умение держать слово».
В Ленинграде учился в художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Во время Великой Отечественной войны работал учеником токаря на Кировском заводе. Вместе с заводом был эвакуирован на Урал, в Челябинск. А потом его вызвали в Москву. И он поступил на отделение мультипликации художественного факультета ВГИКа. Немного позже пришёл на «Союзмультфильм». И остался на этой киностудии более чем на полвека. Сделал там все свои фильмы — кукольные и рисованные. От дебютного в 1948 году «Федя Зайцев», где работал ассистентом художника, и до последних: в 1997-м как режиссёр завершил многосерийный мультфильм «Обезьянки», а в 2001-м «под занавес» нарисовал для самых маленьких зрителей ещё один — «Дора-дора помидора».

Почему именно с мультипликацией связал свою судьбу? «Мне нравилось, — говорит Шварцман, — что у художника-мультипликатора в отличие от художника игрового кино, который в основном занимается построением декораций, всё-таки больше свободы для творчества. Он сам всё придумывает и рисует. Пожалуй, мультипликация даже ближе к книжной графике». А верность одному и тому же жанру — сказке — объясняет «детской привязанностью. Конечно, сказка манила и необычным сюжетом, удивительными персонажами. Здесь такой простор для фантазии, воображения! Где, как не в сказке, возможны всякие чудеса, волшебства, превращения? И где, как не в сказке, всё это могло быть воплощено?
Кроме того, в 1940–1950-е годы мультфильмы делались у нас исключительно для детей. Поэтому все наши ведущие кинорежиссёры ставили сказки. Валентина и Зинаида Брумберг — “Сказка о царе Салтане” (1943), “Ночь перед Рождеством” (1951); Леонид Амальрик — “Серая шейка” (совместно с Владимиром Полковниковым; 1948) “Стрела улетает в сказку” (1954), “Снеговик-почтовик” (1955), “Кошкин дом» (1958); Владимир Полковников — “Заколдованный мальчик” (совместно с Александрой Снежко-Блоцкой; 1955); Лев Атаманов — “Волшебный ковёр” (1948), “Жёлтый аист” (1950). Фильмом-сказкой номер один безоговорочно был признан прекрасный “Конёк-Горбунок” (1947) режиссёра Ивана Иванова-Вано и художника-постановщика Льва Мильчина».
О сотрудничестве с Львом Константиновичем Атамановым — Леонид Аронович называет его именно так, по отчеству, — вспоминает с большой радостью и благодарностью. «Нам с Александром Винокуровым посчастливилось работать художниками-постановщиками в его замечательных сказках: “Аленький цветочек” (1952), “Золотая антилопа” (1954) и “Снежная королева” (1957).

.

“Аленький цветочек”

Втроём мы сделали ещё несколько фильмов. Среди них и большой, почти часовой, и тоже сказка, — “Ключ” (1961), по сценарию Михаила Вольпина. Но он, к сожалению, хотя и задуман был интересно, и труда вложено немало, получился не совсем удачным.
“Аленький цветочек”, “Золотая антилопа” и классическая “Снежная королева” — это наши главные фильмы.

.

“Снежная королева”

Человек высокой культуры, большой знаток музыки, литературы, изобразительного искусства, любознательный, дотошный, Атаманов жаждал сам досконально изучить тему, за которую брался, увидеть всё своими глазами. В середине 1950-х годов, когда мы готовились к съёмкам “Снежной королевы”, и речи не могло быть о командировке за рубеж — в Данию, на родину Андерсена. Железный занавес! Около месяца путешествовали по Прибалтике, в чём-то родственной той стране: Рига, Тарту, Таллин. Фотографировали, делали зарисовки…
Материалы об Индии для “Золотой антилопы” собирали в Ленинской библиотеке, запасниках Эрмитажа. Перед съёмками фильма “Пёс и Кот” (1955) по сценарию известного писателя Ованеса Туманяна уезжали в Армению.
Глубокий, серьёзный подход — отличительная черта этого режиссёра. Поэтический мир сказки во всех его фильмах удивительно переплетён с действительностью, а фантазия — с точной наблюдательностью».

Ещё у Атаманова Шварцман познакомился с Романом Качановым, который потом пригласил его в свою съёмочную группу.
«Первый наш фильм — “Портрет” (1965), рисованный, по одноимённой сказке Сергея Михалкова, не сложился, — рассказывает Леонид Аронович. — По-настоящему интересна вторая работа — “Потерялась внучка” (1966) по сценарию детского писателя и тогда главного редактора журнала “Мурзилка” Анатолия Митяева. Затем — “Варежка” (1967). Автор сценария — Жанна Витензон. Фильм стал весьма популярным, получил множество призов на разных кинофестивалях. Следующий фильм, “Соперники” (1968), оказался не особо примечательными. А потом Качанов случайно наткнулся на повесть-сказку “Крокодил Гена и его друзья” Эдуарда Успенского. Книжка ему очень понравилась. Успенский написал сценарий. В 1969 году вышел “Крокодил Гена”.

.

“Крокодил Гена и его друзья”

Поиски Чебурашки были самыми мучительными. Что сказано о нём у Успенского? Большие жёлтые глаза, как у филина. Голова круглая, заячья. Пушистый и коротенький хвост, как у маленьких медвежат. Фантазировал. Увеличивал то глаза, то уши. Могу показать вам подлинный эскиз, на котором изобразил самого первого Чебурашку. (Художник подошёл к книжной полке и достал стоявшую там небольшую картинку в самодельной рамочке. На ней — лопоухое милое существо. — Е. К.) Потом, из фильма в фильм — “Чебурашка” (1971), “Шапокляк” (1974), “Чебурашка идёт в школу” (1983) — внешность этого “неизвестного науке зверя” чуть-чуть изменялась, шлифовалась, но суть осталась прежней, не правда ли?..
Нередко рисунки проецировались на вполне конкретного человека. Помните Маму из “Варежки”, которая больше всего на свете любила книжки и совсем не знала, о чём мечтает её дочка? Я нашёл “её” у нас на киностудии. “Она” работала художником-мультипликатором и, как мне показалось, напоминала мою героиню манерой поведения, взглядами. Конечно, вымышленный образ вышел слегка заострённым… Один из грабителей в фильме “Обезьянки” по сценарию Григория Остера, точнее, в его третьей и седьмой сериях “Обезьянки и грабители” (1985) и “Скорая помощь” (1997) — тот, что маленького роста, с седой бородкой, — перед вами. А его приятель — огромный, трогательный — разве не похож на комедийного актёра Алексея Смирнова?»

Отдельная страница в творчестве Шварцмана — встреча с Иваном Уфимцевым. В 1976 году вышел их первый совместный мультфильм «38 попугаев», открывший знаменитую серию историй о неразлучной четвёрке: «Бабушка Удава», «Как лечить Удава?» и «Куда идет Слонёнок» — это 1977 год; «А вдруг получится!..» и «Привет Мартышке» — 1978-й; «Зарядка для хвоста» и «Завтра будет завтра» — 1979-й; «Великое закрытие» — 1985-й и «Ненаглядное пособие» — 1991-й.

.

“Бабушка Удава”

Результат содружества Шварцмана и Уфимцева, на редкость гармоничного, — и другие тоже кукольные фильмы: «Ёжик плюс Черепаха» (1981), «Как будто» (1981), «Слонёнок-турист» (1992), «Деревенский водевиль» (1993) и «Ах, эти жмурки» (1994).
Сосчитать всех придуманных Леонидом Шварцманом кукольных и рисованных героев — дело безнадёжное. А вот узнать их можно без труда: забавные трогательные рожицы, добрые глаза. Удав миролюбив, вдумчив и безмятежен, крокодил Гена проявляет приятный мягкий нрав. И даже зловредная старуха Шапокляк, которая собирает «злы», чтобы «прославиться», не лишена привлекательности… «Наверное, это может быть оправдано свойством моей натуры, — улыбается художник. — Вот и герои тёплые, с чувством юмора, иногда с лукавинкой. Но никогда не злые, не коварные, не агрессивные».
Леонид Шварцман известен также как иллюстратор детских книг. Его рисунки легко отличить с первого взгляда.
Снимался в документальных фильмах: «Мир анимации или анимация мира» (2001), «Союзмультфильм — сказки и были» (серии «Старые стены» и «Художник — профессия и судьба», 2003), «Куклы в мире людей» (серия «Сценарий для Буратино», 2005), «Фабрика чудес» (серия «Художник-постановщик», 2006), «Невесомая жизнь» (2006).
А ещё он создатель образа главного персонажа в японском фильме «Чиэри и Чери» (режиссёр Макото Накамура), который летом 2017 года на ХХХ Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Иране Гран-при «Золотая бабочка».

…Среди многих-многих наград и премий, и не только на престижных международных кинофестивалях, у народного художника России (2002), члена Международной ассоциации анимационного кино (International Animated Film Association, АSIFА) и Академии кинематографических искусств «Ника», почётного директора Московского музея анимации Леонида Шварцмана есть одна незримая, но тоже очень весомая — искренняя любовь зрителей.

Раздел