Удмурты

1033 0 Владислав СКВОРЦОВ (Украина) - 24 сентября 2018 A A+

Удмурты – один из 17 финно-угорских народов России, численностью ок. 600 тыс.чел. Устаревшее название – вотяки. В 1920 г. указом Ленина в составе РСФСР появилась Вотская автономная область, переименованная в 1932 г. в Удмуртскую автономную область, а в 1934 г. - в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В 1937 г. у республики появилась своя конституция.

Процесс вхождения удмуртов в состав Русского государства не везде шёл одинаково ровно. В государственно-административном плане это был разделённый народ: северные удмурты стали подданными Русского государства раньше южных, которые пребывали в составе Казанского ханства. В отношении последних существует убеждение, что они отличались высоким боевым духом, и даже в советское время многие призывники из южных удмуртов попадали в элитные войска. 

С присоединением Казанского ханства в составе российского государства оказались и южные удмурты. С тех пор удмурты делят с остальными народами нашей страны все её беды и победы, неудачи и удачи.  К слову, 37% удмуртов имеют гаплогруппу R1, которая считается славянской. Видимо, это генетическое отражение взаимодействия древних славянских и финно-угорских племён.

Удмуртский этногенез хранит в себе немало загадок. Учёные до сих пор выясняют, кем являются бесермяне – малочисленный народ на территории Удмуртии, о котором, уверен, не слышали большинство россиян. 

Автору сих строк посчастливилось знать нескольких представителей этого народа. Бесермян называют то субэтносом удмуртов, то отдельным народом, то удмуртизированными тюрками, то тюркизированными удмуртами. Подавляющее большинство бесермян – православные, но небольшая часть в древности исповедовала ислам, сегодня некоторые придерживаются этнических верований.

Общая проблема удмуртов и бесермян - сохранение родного языка и культуры. Когда в 1990-х республиканские власти затеяли кампанию по распространению удмуртского языка и инициировали его изучение местными чиновниками, выяснилось, что сделать это не так-то просто. 

Удмуртский, как и все финно-угорские языки, очень сложный, с наскока его не изучить. Требуются время и усилия. Кампания провалилась, за исключением нескольких фраз и пары десятков слов чиновники ничего выучить не смогли. 

Успех хорового коллектива «Бурановские бабушки», исполнявших мировые хиты по-удмуртски, показал широкие возможности языка, и чего можно достичь при творческом к нему подходе. Но, к сожалению, количество школ с удмуртским языком обучения в республике неуклонно сокращается. 

Вместе с языком уходит традиция официально называть детей удмуртскими именами. Туктар, Кайсы, Апас, Едей, Эвика, Зянсула – почти не встретишь удмуртских мальчиков и девочек с такими именами. При этом в информационном пространстве за удмуртским прочно сохраняется своя ниша – на нём выходят радио-и телепередачи и печатные издания.

Удмуртский фольклор очень богат и содержателен. Самый известный его персонаж – Лопшо Педунь, простоватый, но мудрый парень-весельчак. Величайшее красноречие кажется заиканием, мудрость – глупостью, утверждал китайский мыслитель Лао-цзы. Таков Лопшо Педунь. 

Лопшо педунь.jpg

Его остроумные похождения составят конкуренцию приключениям Ходжи Насреддина – фольклорного персонажа мусульманского Востока. Заслуженным деятелем искусств Удмуртии Дамиром Салимзяновым написана пьеса «Проделки Лопшо Педуня». 

Складывается несколько парадоксальная ситуация, когда мы знаем литературных и фольклорных персонажей далёких народов (Белоснежку и семь гномов, Маугли, Ганса-простачка), и не знаем фольклор тех, кто живёт с нами рядом, в одной стране. Ситуация с Лопшо Педунем говорит о том же.

Богата удмуртская культура и народными праздниками – Толсур (аналог Рождества), Вожодыр (аналог святок), Гырыны потон (начало весенней страды). Гербер (праздник земли и урожая) отмечается с 1992 г. как республиканский.