Уроки раскола: Что дальше?

316 0 Иван ГОЛУБНИЧИЙ - 17 октября 2018 A A+

Сейчас все обсуждают коллизию между Константинопольским патриархатом и РПЦ; высказываются мнения, насколько правомерны или неправомерны действия «Вселенских».

Говорить об этом можно долго, поскольку окончательного и определённого ответа на эти вопросы не существует: как всегда в делах религиозных – в зависимости от целесообразности можно и так посмотреть, и эдак. Поэтому лучше сосредоточиться на более существенных, онтологически значимых вещах.

Как бы там ни развивались события в дальнейшем (а скорее всего, состоявшийся раскол будет углубляться), мир, в данном случае православный, уже никогда не будет прежним. Можно также много говорить о том, что религия – это дела исключительно «мистические» и т.д., но совершенно ясно, что в наши дни, как и во все времена, религиозный фактор активно и без церемоний использовался в политике.

Не нами это придумано, и уж точно не нам это отменять. А коли так, коли религия вновь подтвердила свою роль инструмента политической борьбы, то было бы логичным признать это и, в каком-то смысле, сыграть на опережение.

«Выход из евхаристического общения» – это, конечно, сильная мера, но только в том случае, когда речь идёт о чисто религиозных противостояниях. Но когда Запад и его прислужники из числа клириков в открытую используют церковный инструментарий для того, чтобы разрушить Русский Мир, тогда меры должны быть более осязаемые. В этой ситуации многих бы хотелось увидеть лицо церкви воинствующей.

Не нам учить православное священноначалие тому, как им следует защищать свои интересы. Но высказать своё видение, хотя бы в форме фантазий – почему бы и нет? В сложившейся ситуации вполне можно было бы, скажем, собрать какое-нибудь межцерковное собрание, оперативно создать некий своего рода «кризисный центр» и уполномочить его принимать решения, продиктованные необходимостью. Это так, для начала.

Потом кого-нибудь показательно низложить, или предать анафеме без возможности обжалования. Всех лиц духовного звания, замешанных или хотя бы «по касательной» причастных к расколу, разжаловать в служки. Завершить это всё можно было бы выработкой новой иерархии, иначе говоря – определить, кто отныне, после отпадения отступников, будет главным. И потом уже спокойно и методично работать в рамках канонического права, отдавая должное внутри православной дискуссии, но при этом не давая втянуть себя в пустую демагогию и, так сказать, чётко отделяя, где кончается плюрализм мнений и начинается вредительская деятельность… 

Вот такая вариация на тему необходимого. Дарим идею всем заинтересованным. Возможности она предоставляет очень большие, было бы желание и воля.