«Луна-1» – победить «притяженье Земли»…

402 0 Юрий НОСОВСКИЙ - 02 января 2019 A A+

60 лет назад, 2 января 1959 года в СССР была запущена автоматическая станция «Луна-1». Поверхности Луны этот аппарат, правда, не достиг. Но все равно вошел в историю, как впервые преодолевший земное притяжение и отправившийся в первый полет по Солнечной системе.

Действительно, хотя первый искусственный спутник Земли был запущен советскими ракетчиками еще в октябре 1957 года, но в таком «формате» говорить о по настоящему космических полетах не совсем корректно. Ведь «первая космическая скорость», 7,9 км/с, позволяет двигающемуся с ней телу всего лишь не падать на нашу планету. 
Если быть совсем уж точным, то «падение» (если понимать под ним полет под воздействием силы земного притяжения) при этом все равно происходит. Просто двигающийся с «первой космической» объект как бы «не успевает» реально упасть на поверхность Земли из-за слишком высокой для этого скорости движения.
Однако покинуть земную орбиту он тоже не в состоянии – для этого нужно достичь уже «второй космической скорости», 11,2 км/с. Что и делает возможность путешествий к другим планетам или той же Луне, в отличии от обычных околоземных орбит. Которые, в общем-то, принципиально от любого другого воздушного путешествия мало чем отличаются. Разве что проходят в условиях невесомости, на большей, нежели для авиации, высоте, ну и, как правило, без необходимости постоянной траты топлива, как в обычном авиарейсе. 
Именно поэтому полет «Луны-1» в советской прессе долгое время назывался «первым запуском советской космической ракеты», хотя искусственных спутников Земли СССР к тому времени запустил уже несколько штук. 

***

Был ли этот полет успешным? На этот счет существуют разные мнение. Пессимистическая оценка – дескать, своей основной задачи, добраться до поверхности природного спутника нашей планеты «Луна-1» так и не смогла. Грубо говоря, промахнулась на 6 тысяч километров, из-за ошибки управления. 
Последняя, в свою очередь, стала возможна не из-за каких-то аппаратных «глюков», но «ошибки в мозгах» тех, кто этот полет готовил. 
Ну забыли они учесть тот факт, что радиоволны распространяются на большие расстояния не мгновенно, а со скоростью света, 300 тыс км/с. На Земле подобный фактор можно и не учитывать, но ведь расстояние до Луны – уже 380 тысяч километров!
Вот и получилось, что когда из Центра Управления Полетами на станцию была дана команда к отделению «третьей ступени», команда эта чуток опоздала. Что в конце концов и привело к вышеупомянутому «промахиванию». 
С другой стороны, в общем, можно заметить, что в программе полета какой-то «высадки на Луну» и не планировалось. Во всяком случае, в виде «мягкой посадки». Да, на станцию был погружен небольшой флаг СССР, но даже если бы аппарат долетел до лунной поверхности, от этого флага вряд ли бы осталось что-то осязаемое. 
Доказательство тому – уже вполне успешный полет второй советской станции, «Луна-2», в сентябре 1959 года. Когда она врезалась в Луну со скоростью 3,3 км/с,  на поверхности остался кратер диаметром несколько десятков метров. Как будто от попадания снаряда из пушки сверхбольшого калибра, вроде тех, что стоят на вооружении линейных кораблей.
Впрочем, несмотря на вышеупомянутое «промахивание», полет «Луны-1» все равно дал определенные научные результаты. Так, впервые было установлено наличие у Земли внешнего радиационного пояса, напрямую измерена скорость «солнечного ветра» (заряженных частиц, отрывающихся от Солнца при вспышках на светиле), не обнаружено наличия заметного магнитного поля у Луны. Еще с автоматической станции было выпущено газовое облако, имитировавшее «искусственную комету», позволившее лучше изучить поведения таких «малых» небесных тел.

***

Но все же, можно ли на основании ошибки управления сводить основной «урок» полета к привычному доморощенно-либеральному и западному брюзжанию на тему «у этой Рашки все идет через пень-колоду»? Вплоть до гротескного изображения российского космонавта в шапке-ушанке на разваливающейся околоземной станции «Салют» из голливудского блок-бастера «Армагеддон». 
Да нет, конечно. И лучшее подтверждение тому – «зияющие высоты» лунной космической программы «Рейнджер» от «мирового гегемона».
Собственно, самый первый «Рейнджер» американцы сподобились вывести на орбиту аж 23 августа 1961 года, не только спустя более, чем два с половиной года после «Луны-1», но и после даже первого исторического полета Юрия Гагарина. При том, что хваленое «детище американского гения» так и не смогло покинуть земную орбиту и бесславно сгорело в атмосфере через неделю после запуска.
Примечательно, что причиной сбоя стала не «ошибка оператора», как с «Луной-1», а банальный отказ двигателей «третьей ступени».
В ноябре того же года из-за очередного «плохого железа», неисправного гироскопа, сгорел в атмосфере и второй по счету «Рейнджер».
Запущенный в январе 1962 года его третий по счету «собрат» потерял связь с Землей, отдалившись от нее всего на 15 тысяч километров (до Луны оставалось еще 365 тысяч), и закономерно «улетел в белый свет» вместо планируемой лунной поверхности.
Четвертому «Рейнджеру» повезло чуть больше – Луны таки он достиг. Вот только в виде простой «железной чушки», несмотря на вынашиваемые «наполеоновские» планы мягкой посадки специальной капсулы с научным оборудованием. Но опять отказала радиоаппаратура, и потерявший управление и возможность передачи на Землю хоть какой-то информации аппарат упал где-то на обратной стороне Луны, точнее пока никто сказать не может.
Пятый «Рейнджер», октября 1962 года, мимо Луны снова промахнулся (правда, «всего» на 720 км), но, как и раньше, облетел ее в виде все того же «куска металла». Ибо вскоре после взлета на нем вышли из строя солнечные батареи. И после исчерпания ограниченных запасов электроэнергии в аккумуляторах функционирование всей аппаратуры прекратилось.
«Рейнджер-6», запущенный в январе 1964 года, до Луны долетел, но так и не смог передать телевизионное изображение ее поверхности, в связи с отказом оного. И лишь седьмой по счету «Рейнджер», в июле 1964 года, смог-таки передать с Луны снимки высокой четкости. 
У кого-то еще остались вопросы насчет «традиционной российской (советской) безалаберности» и противопоставляемого ей «традиционно высокого американского качества»? Как минимум, для первых космических программ подобное противопоставление может вызвать лишь скептическую улыбку…

***

А то, что «Луна-1» не врезалась в лунную поверхность, как изначально планировалось при ее запуске, так, может, в этом тоже наличествует некий «перст судьбы»? 
Ведь эта станция, как-никак, действительно стала первым межпланетным космическим кораблем в истории человечества! И, наверное, заслуживала лучшей участи, чем превратиться в россыпь мелких обломков после столкновения со спутником Земли.
Эта участь ее и постигла – советская космическая станция, опять же, впервые в истории стала первым спутником Солнца! По сути, рукотворной планетой, пусть и из разряда «малых» (по этой категории проходят, например, астероиды), с периодом обращения («годом») в 450 земных дней. 
Быть может, когда-нибудь земляне, уже на куда более совершенной технике, найдут «Луну-1» в необъятных просторах космоса и поместят ее в музей космических исследований, в качестве вечного памятника для потомков. Но и без этого совершенный гением и трудом советских ученых, инженеров, рабочих настоящий «прорыв» 60-летней давности и так войдет в историю науки и исследования космического пространства.