У храмов святителя Николая. Часть I

53 5 Юрий ПОГОДА (Украина) - 26 июня 2017 A A+

Часть I. ВЕЖЛИВОЕ ПОХИЩЕНИЕ

Оживление необычайное царило в этот майский день в Бари, самом восточном из континентальных портов нарождающейся Светлейшей Генуэзской республики - Республики Святого Георгия. Сначала это было вызвано появлением, ввечеру, на горизонте вымпелов и парусов купеческой флотилии, много недель тому назад отплывшей в берегам Анатолии и далее, вдоль палестинского побережья, к Александрии Египетской. Долог был её путь, изобиловавший трудностями и суровыми испытаниями, но благополучен: не потеряв ни одного из своих кораблей, купцы-мореходы не только успешно выдержали их, но и опередили своих соседей – опытных торговых «гостей» из Светлейшей Республики Венеции - Республики Святого Марка - тем же почти путём ушедших в плавание, и едва ли не одновременно с ними. 

Богато нагруженными оказались трюмы судов возвратившихся барийских негоциантов. Были здесь драгоценные золото, серебро и украшения; тучное зёрно пшеницы и сарацинское пшено – рис; ароматные вина и сладости; тонкие благовония и священное миро. Многое вызывало удивление, и даже изумление по мере разгрузки утроб торговых галер; но восторг достиг своего немыслимого крещендо тогда, когда по всему городу разнеслась весть о том, что купцы привезли именно то, чему и цены-то никакой составить было нельзя – мощи самого святого Николая, утешника и защитника бедных, могучего покровителя всех моряков. 

Мореходы в который раз рассказывали, как это случилось. Вначале они нашли Миры в состоянии ограбления кочевниками, и потому проплыли мимо. На обратном пути увидели, что племена сельджуков ушли, видимо, отягощённые добычей, к своим стоянкам. Причалив к берегу, барийцы, дабы осмотреться и разузнать обстановку, послали двоих своих разведчиков. Те донесли: всё вокруг тихо, а в церкви, где находятся мощи, пребывают только четверых иноков. Затем отряд, численностью в 47 вооружённых человек, отправился туда, в храм святителя Николая. Монахи-сторожа, худого не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Барийцы поведали монахам, не таясь, цель своего визита, и предложили им, в качестве выкупа, огромную сумму - 300 золотых монет. Те гневно отказались от денег и даже попытались оповестить жителей Мир об угрожавшем им несчастье, однако были связаны и взяты под стражу. 

Церковный помост тем временем разбили. Под ним действительно стояла гробница с мощами; саркофаг, наполненный святым миром, испускал дивное благоухание; ошибиться было невозможно. Сколь не требовала тогда обстановка действий решительных и скорых, пресвитеры Лупп и Дрого, пребывавшие в упомянутом отряде, совершили литию. И лишь после этого благочестивому юноше по имени Матфей доверили извлечь мощи Святителя из переполненного миром саркофага. Ковчега похитители не имели. Святые мощи были уложены пресвитером Дрого в его верхнюю одежду и бережно перенесены на корабль. Монахов освободили; они тотчас сообщили городу печальную весть о постигшем их несчастье. Народ повалил к берегу, но было уже поздно. Суда барийцев стояли готовыми к отплытию, вооружённая охрана демонстрировала волю отразить любой отпор. Объяснив свой поступок желанием спасти святые мощи от поругания варварами, «младогенуэзцы» отдали жителям Мир всё те же 300 золотых монет (в «утешение»), и скоро паруса их судов растаяли в морской дали…

Случилось это будто бы 20 апреля 1087 года. Далее источники расходятся в датировке: то ли 6-го, то ли 8 мая (а есть данные, что и гораздо позже – вплоть до 20-х чисел этого месяца) корабли прибыли в Бари. Мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана Первомученика (в иных документах – Иоанна Предтечи), неподалеку от моря находившуюся. «Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию», - сообщает источник. Год спустя во имя святителя Николая в Бари была возведена новая церковь; её освятил самолично только что получивший тиару, Кольцо рыбака и пасторский жезл Урбан II: хронологически десятый римский папа, после разделения церкви на западную и восточную, произошедший за 33 года до описываемых событий. 

2. Перенесение мощей св Николая в Бари_Русская икона.jpg

Перенесение мощей святителя Николая в Бари. Русская икона.

В какой-то мере реванш был взят венецианцами 10 лет спустя, во время Первого крестового похода, вдохновлённого всё тем же Урбаном II: жители Мир бережно собрали мелкие фрагменты мощей святителя Николая, ранее, в в спешке, оставленные барийцами в саркофаге, и спрятали глубоко в земле под алтарём. Под пытками («рыцари» на этот счёт не церемонились) они были выданы крестоносцам, и доставлены ними в Венецию. 

Как бы загодя, ещё в 1044 году (то есть за полвека почти до описываемых событий) в Венеции была построена церковь, якобы освящённая ещё тогда в честь святого Николая, в которой они и были положены. Но год спустя на острове, в Средневековье известном как остров святого Николая, а сейчас – как остров Лидо, для сохранения его останков было создано особое бенедиктинское аббатство и возведена церковь Сан-Никколо, где они и упокоились. Святитель Николай стал, вместе с апостолом Марком и Феодором Стратилатом, святым покровителем Венеции. 

3. Галера в Венецианской лагуне. Гравюра из манускрипта Брейденбаха.jpg

Галера в Венецианской лагуне. Гравюра из манускрипта Брейденбаха. 

Это новое ограбление Мир Ликийских произошло 30 мая 1096 года (май, как видим, преисполнен днями памяти Святителя); сам же драгоценный груз был доставлен в Венецию 6 декабря того же года (что вполне совпадает с нашим праздником «Николы зимнего»). Столь долгий путь объясняется тем, что шли крестоносцы дорогой пешею, да к тому же и кружной: прежде, чем попасть в Венецию, они побывали в Иерусалиме, и в других святых местах. А проделали они, мощи, этот маршрут, что любопытно по совпадению, тоже не в раке, а в мантии епископа Энрико Контарини, участника Первого крестового похода. 

Ещё одна важная деталь: во гробе Святителя венецианцами была обнаружена пальмовая ветвь, привезенная ним некогда из Иерусалима. Явленная на свет Божий, она, имеющая возраст более семи столетий, дала побеги; её, как неоспоримое свидетельство силы Господней, венецианцы тоже забрали к себе домой. Ними также были увезены мощи святого Николая – дяди Святителя, и святого Фёодора Стратилата, почитаемого покровителем христианского воинства. Мощи последнего из них были положены в храме Христа Спасителя в Венеции; память его в Православной церкви совершается 8 (21) февраля и 8 (21) июня, в Католической церкви - 7 февраля.

4. Празднества венецианцев в день переноса мощей св. Николая. Художник Гвидо Рени 1575___1642, Лувр.jpg

Празднества венецианцев в день переноса мощей св. Николая.
Художник Гвидо Рени 1575—1642, Лувр.

Однако и им, венецианцам, не удалось (будто бы) собрать все частицы святых мощей: в Анталийском музее (Турция) вам могут и сейчас показать своего рода ковчежец с «реликвиями святого Николая», как они здесь называются. Впрочем, если неугомонным барийцам и пизанцам удалось научно доказать тождественность мощей, хранимых ныне в храмах святителя Николая Чудотворца в Бари (Basilica di San Nicola) и в церкви Сан Никколо на острове Лидо (chiesa San Niccolo a Lido), то турки здесь особо не заморачиваются, действуя по известному выражению «верьте нам, люди». Или не верьте, как вам будет угодно.

5. Реликвии св Николая_Анталийский музей.jpg

«Реликвии св Николая». Анталийский музей.

***
Как относится к тому, что мощи святого Николая были, фактически, похищены из храма в Мирах, где они нашли своё первое упокоение? Только положительно. В «Слове о перенесении мощей святителя Николая», помещённом в качестве приложения к «Истории Русской Церкви» митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), дивным словом древнего сказителя так говорено о сём: «Тогда же и Мирскый град Люкия пуста сътворися, в немже лежаше тело святаго Николы, тело драгое, тело всечестьное, тело чюдеса дея дивная и преславная….<…> [Но] не можаше бо претзрети угодника Своего Господь наш Иисус Христос на пусте месте лежаща мощем и ни от кого же славимом…». 

Да и не сами барийцы вознамерились на это дело великое – перевезти к себе мощи Святителя, а по вещему сну, виденному благочестивым человеком. «Сему святый Никола явися, глаголя: "Иди, рцы людем сим и всему събору церковному, яко да шедше възмуть мя от Мирска града Ликиа и зде положать мя. Не могу тамо пребывати на пусте месте, и Богу тако изволъшю". И тако рек, отъиде. Утру же бывшю, абие въстав прозвитер и поведа всем людем бывшее ему от святаго. Они же слышавше, възрадовашася радостию великою и глаголаху: "Днесь възвеличил есть Господь милость Свою на людех Своих и на граде нашем, яко сподобил ны есть приати святаго угодника и святителя Николу". И ту тако нарядиша мужа говейны, боящася Бога, в трех кораблех послаша по святаго…» 

Явственным образом было дано понять им, барийцам, что дело они сотворили преблагое: «…колико сьтвори чудес святый Николае, дошед града Барска. В неделю бо вечер приде, и заоутра в понедельник исцели 40 и 7 больных различными недугы и болезньми: иныглавою, другыя очима, другыя сердцем и чревною болезнию или всем телом, и стражющих от дух нечистых. А в 3 день, в вторник, исцели 20 и 2 больных; а в среду исцели 20 и 9 болящих; в четверг же заутра рано исцели юношу глуха и нема суща, имуща уже 5 лет в недузе том. И посем явися святый Николае некоемоу черноризцю духовну, глаголя тако: "Яко волею Божиею приидох к вам в страну сию в день суботный"». 

Данный источник называет свою дату, когда забран был бесценный дар из Мир Ликийских («И отьидоша от града Мирьска месяца апреля в 11 день…» (новая, как видим, дата), но отнюдь не противоречит другим данным: «доидоша Бара града месяца маиа в 9 день, а в день недельный, а в годину вечернюю...» (и точно, день был воскресный). 

***

Встреча была пышная и многолюдная, очень радостная: «Видевше же баряне, яко придоша от Мир с мощми святаго Николы, и събрашася, и изыдоша вси граждане в стретение ему, мужи и жены от мала и до велика, с свещами и с темьяном, и прияша и с радостию и великою честию, и положиша и в церкви святаго Иоанна Предтеча при мори…» 

Позже – «в третее лето принесениа его от Мир» - мощи святого Николая были перенсены в новопостроенную церковь: «И приидоша и взяша мощи святаго, и вложиша я в раку сребреную, и вземше и епископы с вельможами их, и несоша и в новую великую церковь его и положиша и под олтарем в скровене месте, месяца септевриа в 29 день (здесь и далее выделение наше, - прим. автора). Перенесоша же ветхый гроб его, в немже бе перенесен от Мир, и поставиша и в церкви, и положиша же кости руку его от мощий его, мног народ людии, приходяще, покланяхуся и целоваху мощи его и ракоу святаго. Римьский же папеж Герман, и епископи вси, и гражане вси, и людие вси праздник сътвориша в тот день и похвалоу, юже творят в той день святому людие вси и до сего дни. Яша же, и пиша , и веселишася в тот день, и многа даяния даяше убогим, и тако отьидоша в домы своя с миром хваляще и славяще Бога и святаго преподобнаго угодника его Николу».

Следует отметить, что «Николу вешнего» (официально – «перенесение мощей святителя Николая») во всём христианском мире празднуют только в итальянском Бари – и ещё в России; в первом случае вроде помнят ещё и 29 день месяца септевриа», когда положены они были в специально построенном храме Basilica di San Nicola, после того многократно достраиваемом и перестраиваемом. Более нигде, хотя часовен, базилик, кирх и т.д. построено ему было множество: достаточно сказать, что в том самом памятном 1087-м монастырь святого Николая в был учреждён в Эксетере, главном городе английского графства Девоншир, стоящем на судоходной реке Экс: бритты, тоже изрядные мореходы, также хотели иметь своего покровителя на необозримых водных пространствах. Всего же в период с 1066 года по настоящее время только в Британии в честь святого Николая были освящены двадцать четыре монастыря (чему весьма способствовали завоеватели-норманны, принимавшие православие и заинтересованные в том, чтобы иметь такого мощного покровителя на морях). Источник прямо указывает на это: «особенно часто посвящались ему храмы, построенные знатными выходцами из Нормандии в Норидже, Ярмуте, Сассексе, Уорвикшире…» 

Но на Руси Великой (и Малой, и Белой, и Червонной тож) почитание святого Николая – единственного святого, удостоившегося проименования Великого (в оригинале – «преизрядного») Угодника Божия, достигло почитания поистине небываемого: 29 июля (11 августа) празднуется его рождество; 6 (19) декабря - день преставления; 9 (22) мая – день прибытия мощей в город Бари; в нынешнем году, помимо этого, будет отмечено 30-летие включения его памяти в Собор Тульских святых, а празднование этому Собору совершается 22 сентября (5 октября). Помимо этого есть праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. А кроме того ему, святому Николаю, принадлежит каждый будничный четверг. Отчего так? 

***
Почитание святителя Николая самым удивительным образом сложилось на Руси быстрое, и повсеместное. Господь был распят лицом на Север. Русь, что общеизвестно, является уделом Пресвятой Богородицы. А святой Николай был на обыденном уровне понимаем как третье лицо Святой Троицы (отчего некоторые иконы и сейчас собираются именно в таком составе). 

6. Три иконы, образующие Троицу_современная подборка.jpg

Три иконы, образующие «Троицу». Современная подборка.

Опять-таки не лишено известного любопытства и то обстоятельство, что «греки» не празднуют Николу вешнего – ибо потеря его мощей была серьёзным уроном для Византийской империи. Но Русь, всячески зависимая в то время в церковном отношении от Царьграда, уже имела свой взгляд на это: празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, по мнению архиепископа Черниговского Филарета, было установлено в 1091 году; по мысли митрополита Московского и Коломенского Макария – ещё раньше, во времена митрополита Киевского Иоанна II (на кафедре в 1077-1089 годах); по рассуждению нашего современника протоиерея Николая Погребняка – что идёт оно от святителя Ефрема, с (около) 1098 года; по мнению историка Д.Г. Хрусталёва, из нынешних, на Руси этот праздник появился в 1092 году. Даты близкие, особенно если смотреть на них с такого большого расстояния - от наших дней.

То есть прошло не более пяти, максимум десяти лет, как событие перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари стало широко отмечаться на просторах всей Руси – что достаточно удивительно как по скорости распространения данного явления, так и по глубине его осмысления; а ведь помимо зависимости от византийской церкви, Русь была, помимо того, тесно связана с престолом императоров Восточной Римской империи и узами освященных браков. В данном периоде Русью правили великие князья Всеволод I Ярославич (1078-1093), а затем Святополк II Изяславич (1093-1113); первою женою первого из них была Ирина, дочь византийского императора Константина IX Мономаха, первою женою второго - Варвара, дочь императора Алексея I Комнина. «Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей - Преставления святого Николая, - сообщает источник. - В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно, все) принадлежат Русской церкви, и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы. Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. Память его чествуется также еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями». 

Таким образом, наши мудрые предки (несмотря на «зависимость») имели, подчеркнём это, собственное представление о природе важных вещей, суждение о них, и своё отношение к ним. 

***

Действительно: в указанное время на престоле византийских императоров последовательно пребывали Михаил VII Дука по прозванию «Парапинак» (прозвище уничижительное, так называлась мера зерна; правил в 1071-1078 годах; ярким «достижением» этого правления, помимо обнищания страны, стало то, что значительной частью византийской Анатолии овладели уже упоминавшиеся нами турки-сельджуки), и сменивший его Никифор III Вотаниат, правивший в 1078-1081 годах. Будучи в летах преклонных, этот последний женился на красавице Марии Аланской, жене свергнутого и заточённого ним в монастырь предшественника, за что был предан анафеме папой Григорием VII. В империи плодились, как грибы поганые, самозванцы, а василевс предавался сугубо делам матримониальным, доверив борьбу с мятежниками полководцу Алексею Комнину (который в итоге сам поднял мятеж против императора и сам стал василевсом под именем Алексея I Комнина (правил в 1081-1118 годах). 

Эта династия Комнинов занимала потом императорский трон более ста лет. Началось т.н. Комниновское возрождение, знаменовавшееся ростом военной и экономической мощи Византии – и в то же время происходило усиление роли соседних итальянских республик (Генуэзской, Венецианской). Вся Греция и почти все Балканы были отвоёваны и закреплены за Царьградом (называясь римлянами, ромеями, византийцы говорили, тем не менее, на греческом языке, отчего и в нашей традиции вера именуется «греческой», и даже говорится о том, что мы её «от греков получили»). Византии же надёжно, вплоть до распада Византийской империи в 1204 году под ударами участников Четвёртого крестового похода на несколько государств, удалось получить контроль над южной Анатолией (и Мирами Ликийскими тоже), и половиной Палестины, включая Антиохию, а также островами, в том числе Кипром и Критом. 

Но как разрослось могущество итальянских республик, особенно Генуэзской! Территории её широко раскинулись потом в Средиземноморье от всё той же Палестины до Гибралтара, от Нила, «пятнами» покрывая всё северное побережье Африки, до Фландрии и Ла Рошели в (ныне) Новой Аквитании на Атлантическом побережье, а также и Причерноморье (крымские владения, в числе которых стоит упомянуть Генуэзскую крепость в древней русской Сугдее), Тане (в районе современного города Азова Ростовской области РФ), Трапезунде (сейчас Турция), и т.д. Моля о заступничестве святого Николая, отважные генуэцы смело пускались в дальние плавания, и получали, несомненно, эту помощь. Ибо велик есть по своим возможностям этот угодник Божий!

***

Следует отметить, что и в самом Бари на момент перенесения сюда мощей святого Николая обстановка была далеко не простой. Ранее это была тоже территория Византийской империи – как и Миры Ликийские. Но распри, царившие тогда близ престола василевсов, так ослабили государство, что враги почти безнаказанно терзали юго-восточные его окраины. Поэтому, если зреть в корень, никакого «ограбления», в сущности, и не было: просто одни (если брать исторически) византийцы, находящиеся на подъёме своей государственности, забрали их у других византийцев, у которых сия государственность пришла в упадок, и грозила, по большому счёту, вообще сойти на нет (что и произошло в действительности 366 лет спустя). 

Применительно к теме нашего разговора следует отметить, что угрозы именно Мирам Ликийским ярко реализовалась впервые в 792 году, т.е. без малого за триста лет до описываемых событий, когда калиф, точнее - халиф Аббасидского халифата (самый высокий титул у мусульман), ещё точнее – халиф амир-аль-муминин, что означает соединение политической власти с духовной, по имени Харун-ар-Рашид, хорошо известный нам по «Сказкам тысячи и одной ночи», послал начальника своего флота Хумейда опустошить остров Родос. В точности исполнив приказание своего повелителя, разграбив остров подчистую, Хумейд то ли по приказу повелителя, то ли по своей инициативе, отправился в Миры Ликийские с чётким намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он уничтожил другую, находившуюся рядом. Небесное наказание за святотатство последовало незамедлительно: на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты. 

Гораздо более опасной, поскольку она была «системной», стала угроза с северо-востока, последовавшая от вторжения в Малую Азию хазарских турок (турков-сельджуков). В главном городе Каппадокии, Кесарии, турки ограбили главную святыню города – церковь Василия Великого, где хранились мощи святого. 

На отторгнутых у Византии землях возник в 1077 году т.н. Конийский султанат со столицей, первоначально, в городе Никее, так много значащем для христиан, как место проведения первого Вселенского собора. Позже, в начале XIV века, халифат падёт под ударами монголов, ослабленный к тому же внутренними распрями, «рассыплется» на ряд мелких феодальных владений – бейликов; из одного такого, Османского, названного по имени правящей династии, вырастет затем одноименная Османская империя, окончательно погубившая в 1453 году Византию. Это, конечно, несколько иная история, но начиналась она именно тогда, в конце XI столетия, во времена правившего византийского василевса Михаила Михаила VII Дуки «Парапинака», о чём писал местный хронист: «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто». 

Хуже того: при всём несовершенстве и отдалённости коммуникаций того времени нападения хазарских турков-сельджуков как бы координировались, совпадая с завоевательными войнами норманнов, ведшимися на Апеннинском полуострове отрядами Роберта Гвискара, захватившими Салерно, Амальфи и другие города западного побережья; вытеснение византийцев из Италии заняло ещё тринадцать лет и завершилось 16 апреля 1071 года взятием последнего оплота Византии в Италии – интересующего нас в данном случае города Бари. Конечно, это были уже далеко не те бородатые язычники, приплывавшие с дикого севера и наводившие ужас на Европу с конца VIII и вплоть до середины XI веков. Проявив отмеченную историками «склонность к смешиванию с чужеродным населением», они принимали христианское вероисповедание (что не мешало им, допустим, «пленять» римских пап - как это было, к примеру, после разгрома папской армии при Чивитате (18 июня 1053 года), и взятия под арест папы Льва IX), и почётные звания: Гвискар (прозвище; означает, в переводе со старофранцузского, хитрец), сын Танкреда Отвиля, носил титул герцога Апулии, Калабрии и Сицилии. Ни то, ни другое отнюдь не воспрепятствовало ему три года держать в осаде крепость Бари, грабить округи и топить корабли византийцев, пытавшихся пробиться с грузом продовольствия к свои единоверцам. И даже не менять «государственного строя»: Генуэзская республика таковой и осталась вплоть до 1797 года, пока эту «тему» не закрыл окончательно Наполеон Боннапарт, с Венецианской было поступлено аналогично. 

Иной вопрос, что мощи святителя Николая вывозили из Мир Ликийских в Бари, строго говоря, уже не византийцы (каковыми барийцы были ещё 16 лет тому назад, до завоевания норманнами), а уже католики, формально подчинённые римскому папе. Впрочем, противоречия, возникшие после разделения церквей на «западную» и «восточную», состоявшегося в 1054 году, ещё не достигли такого накала, как четыре столетия спустя – когда в Константинополе вопрос «папская тиара» либо «чалма» был решён в пользу последней…

***
Самим же плохим было то, что тогда, к 1087 году, крайне оскудела вера на окраинах Византийской империи. Богослужения в храме святого Николая в Мирах Ликийских осуществлялись от силы раз в месяц. Тем не менее, эта вера христианская не угасла совсем, ибо по-прежнему «к его гробу притекали люди со всех концов земли, ища исцеление своим болезням и получая его», - писал в своём «Житии святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского» епископ Русской православной церкви, митрополит, духовный писатель, агиограф, проповедник и педагог первой половины XVII века святитель Димитрий Ростовский. «Ибо святитель не только при своей жизни, но и после своего преставления вооружался на бесов и побеждал их, как побеждает и ныне», - писал он. 

В этом «Житии…» святитель Димитрий Ростовский приводит, в частности, следующий яркий эпизод. «Некоторые богобоязненные мужи, - пишет он, - жившие при устье реки Танаиса (то есть Дона, текущего в пределах Российских, - прим. автора), слыша о мироточивых и целебных мощах святителя Христова Николая, почивающих в Мирах Ликийских, задумали плыть туда морем на поклонение мощам. Но лукавый бес, некогда изгнанный святителем Николаем из капища Артемиды, видя, что корабль готовится плыть к сему великому отцу, и гневаясь на святителя за разрушение капища и за свое изгнание, замыслил воспрепятствовать этим мужам совершить намеченный путь и тем лишить их святыни. Он обратился в женщину, несущую сосуд, наполненный елеем, и сказал им: – "Я желала бы принести сей сосуд ко гробу святителя, но очень боюсь морского путешествия, ибо опасно для слабой и страдающей болезнью желудка женщины плыть по морю. Посему умоляю вас, возьмите сей сосуд, принесите его ко гробу святого и вылейте елей в лампаду".

7. Спасение моряков. Художник Джентиле да Фабриано, ок. 1425.jpg

Спасение моряков. Художник Джентиле да Фабриано, около 1425 года.

С этими словами бес вручил боголюбцам сосуд. Неизвестно, с какими бесовскими чарованиями смешан был тот елей, но он был предназначен для вреда и погибели путников. Не зная гибельного действия сего елея, они исполнили просьбу и, взяв сосуд, отчалили от берега и целый день плыли благополучно. Но по утру поднялся северный ветер, и плавание их стало затруднительно. Бедствуя много дней в неблагополучном плавании, они потеряли терпение от продолжительного морского волнения и решили возвратиться назад. Они уже направили корабль в свою сторону, как перед ними явился святитель Николай в небольшой ладье и сказал: – "Куда плывете, мужи, и почему, оставив прежний путь, возвращаетесь назад. Вы можете утишить бурю и сделать путь удобным для плавания. Вам препятствуют плыть дьявольские козни, потому что сосуд с елеем дан вам не женщиной, а бесом. Бросьте сосуд в море, и тотчас плавание ваше станет благополучно".

Услышав сие, мужи бросили бесовский сосуд в пучину морскую. Тотчас из него вышел черный дым и пламя, воздух наполнился великим смрадом, море разверзлось, вода закипела и заклокотала до самого дна, и водяные брызги были подобны огненным искрам. Находившиеся на корабле люди пришли в великий ужас и от страха кричали, но явившийся им помощник, повелев им мужаться и не страшиться, укротил бушующую бурю и, избавив путников от страха, сделал путь их в Ликию безопасным. Ибо тотчас на них повеял прохладный и благовонный ветер, и они с весельем благополучно доплыли до желанного города. Поклонившись мироточивым мощам скорого помощника и заступника своего, они принесли благодарение всесильному Богу и совершили молебное пение великому отцу Николаю. После сего они возвратились в свою страну, везде и всем рассказывая о том, что было с ними на пути».

***
Мы уже коснулись ранее этой темы – повсеместного распространения почитания Николая-Чудотворца на Руси. Любопытным здесь является уже то, что оно распространилось здесь даже ранее, чем во многих европейских странах, и ещё до официального принятия Русью христианства. Как это было? Самим святейшим патриархом Фотием I (третьим из Отцов Церкви, после Григория Богослова и Иоанна Златоуста занимавшим константинопольскую кафедру Святой Восточной Церкви) был крещён в 866 году во имя святителя Николая Киевский князь Аскольд; над его могилой святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Соборные (главные) храмы были со временем посвящены святителю Николаю в Зарайске, Изборске, Можайске, Острове… «Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской», - напоминает источник.

8. Святой благоверный князь-мученик Аскольд-Николай. Современная икона..jpg

Святой благоверный князь-мученик Аскольд-Николай. Современная икона.

***

Следует отметить, что у себя на родине, в Византии, Николай-угодник стал таким, каким мы его понимаем, отнюдь не сразу: потребовалось достаточно много времени (более четырёх столетий!) для полного и глубокого осмысления его роли и места в Соборе святых. «До VI века у нас нет никаких свидетельств о его жизни…», - сообщает авторитетное издание. Первым появилось анонимное «Деяния о стратилатах» (Praxis de stratelatis), датированное не позже, чем VI веком. В десятках рукописей оно получило достаточно широкое хождение в Империи, простиравшейся в это время от Лазики на северо-востоке, включавшей в себя современную Грузию и Армению, до части Пиренеев на западе; от нынешней Болгарии на севере до верховьев Нила, и северного побережья Африки. «Стратилаты» - это военачальники, чин, примерно соответствующий современному генералу. Посланные на усмирение мятежа на окраинах империи, они стали свидетелями спасения архиепископом Николаем невинно, за большую взятку, приговорённых к казни жителей Мир (этот случай стал сюжетом для известного полотна художника Ильи Репина); позже, в Константинополе, они сами были оболганы завистниками, но воззвав за помощью к святому, получили её: Николай явился во сне императору Константину, указал ему на невиновность стратилатов. Они были в итоге прощены и отправлены василевсом с богатыми дарами к Мир-Ликийскому архиепископу. 

9_Святой  Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. Художник Илья Репин.jpg

Святой Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных.
Художник Илья Репин.

В Русской церковной традиции эта история имеет название «О трёх мужах, како св. Никола избавил их от напрасныя смерти». 

***

Первое достаточно полное и последовательное описание деяний Святителя было составлено, на основе рассказов жителей Мир, преданий и сохранившихся документов, лишь в первой половине IX века (в 814-842 годах) греческим автором по имени Михаил Архимандрит. Оно получило название «Записки о житие св. Николая». Наиболее значительными из последующих версий, представляющих собой расширенные его варианты, были «Послание Мефодия Феодору», «Энкомий» (Похвала) Мефодия, «Житие…» второй половины X века, автором которого стал Симеон Метафраст. Нет сомнения в том, что именно этими текстами руководствовались священники и епископы, посылаемые на Русь, поскольку именно «Записки…» получили здесь самое широкое распространение; на латынь (для «Запада») они были переведены лишь в 1446 году. 

***

В числе первых чудес, сотворённых Святителем Николаем в Киеве (помимо исцелений, давно даруемых на могиле Аскольда-Николая), стало спасение и воскрешение утонувшего младенца в Днепре близ Вышгорода. Мать выронила свою дочку из рук, когда плыла с мужем в лодке. Надеясь найти своего ребенка, супруги обходили берега, и молили Господа и Николая Угодника сотворить чудо. Тщетно. Убитые горем родители на следующий день утром пришли к панихиде в Софийскую церковь поминать утонувшую… которую староста с пономарем нашли живой и невредимой под древней византийской иконой Николая Угодника, привезенной из Царьграда Княгиней Анной, супругой Владимира – Крестителя Руси. Спасённое чадо было дописано на Иконе, а её саму (икону) нарекли в народе «Никола Мокрый». 

Кстати, «Николой» Угодника Божия на Руси называли без малого восемь столетий кряду – если брать от крещения Аскольда до т.н. Никоновского раскола, случившегося в средине XVII века; после этого он стал «Николаем», а в Малороссии – «Миколой». 

Его почитание именно как «Мокрого» - крепкого заступника и спасителя на водах – отдельный и большой рассказ, достойный специального исследования и повествования. Достаточно упомянуть лишь победу Русского флота в Чесменском сражении 24-26 июня 1770 года: битве, когда Русские эскадры, над которыми потешалась «вся Европа» во время их перехода из Балтики в Средиземноморье, одержали блестящую победу над сильнейшим в мире турецким флотом. И битве при Корфу в феврале-марте 1799 года, когда черноморской эскадре под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова (ныне причисленного к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков) удалось поистине небываемое: взять сухопутную крепость, удерживаемую сильнейшим французским гарнизоном. О взятии которой, как известно, великий А.В. Суворов писал Фёдору Фёдоровичу: «Ура! Русскому флоту!.. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!». Примечательная деталь: как в одном, так и в другом случае в составе эскадр находились фрегаты «Святой Николай»; Святитель «незримо предстоял», как говорится в известной молитвенной формуле, даруя Русским морякам вполне заслуженные, по их ратным трудам, великие победы.

10. Святой  праведный воин Феодор Ушаков.jpg

Святой праведный воин Феодор Ушаков.

Между прочим, первым документированным свидетельством о паломничестве россиян к святителю Николаю (в Бари) стал «Журнал путешествия на остров Мальту Боярина Бориса Петровича Шереметева в 1697-1699 годах» (Памятники дипломатических сношений древней Руси с державами иностранными, СПб., 1871, столб. 1680-1683). «Шереметьев встретил горячий приём со стороны каноников капитула св. Николая и рассказал об этом в духе христианского братства», - говорится в комментарии к этому источнику. Сам сановник, в частности, писал:«И велию веру имеют латины к Чудотворцу Николаю и приезжают множество». В битве, где он, фельдмаршал Шереметев, был затем главнокомандующим – знаменитом Полтавском сражении – была одержана столь впечатляющая победа над сильнейшей армией континента – шведской, что «весь мир ахнул», а следствием её стало «шествие пространнейшей на земле державы»; неужто опять – простое «совпадение»? 

***

В настоящее время интерес к Святителю Николаю только возрастает (что не может не радовать). Частным, хотя и весьма зримым проявлением этого интереса стало то, что впервые за 930 лет мощи Святителя Николая покинули пределы города Бари для путешествия в Россию. «10-тысячный Храм Христа Спасителя в Москве был заполнен до отказа во время встречи святыни, а очередь желающих поклониться мощам растянулась на 1,5 километра», - было написано в православной газете «Мир». В течении 52-х дней святыня будет находиться в Москве и Санкт-Петербурге, а затем, в начале июля, вернется домой, в Италию.

 

 

Комментарии

Душевное искреннее спасибо, дорогой Юрий Владимирович, за исследование, выполненное с присущей Вам научно-фактологической глубиной и актуальностью. Такие работы, помимо их несомненной духовной ценности, служат действительной популяризации исторического знания и стимулируют читательские умы к постижению оного.

В порядке скромной критики я бы отметил желательность "зачистки" текста от некоторых мелких (в основном синтаксических) погрешностей, которых я насчитал несколько. Но это, так сказать, для чистоты жанра: на общее восприятие замечательной статьи они не влияют.

Искренне Ваш,

С.Л. Бобырев

г. Сумы

Благодарю Вас, уважаемый Сергей Леонидович, как одного из лучших, вдумчивых моих читателей. Это, не скрою, стимулирует автора к дальнейшим поискам и публикациям. Критика тоже принимается с благодарностью. Хотя обычно отвечаю в подобных случаях ссылкой на "одну шведскую газету", где часто публикуется объявление: дескать, зная, как вас радуют обнаруженные ошибки, мы часто даём их умышленно, то коли всерьёз - действительно: по невнимательности, по козням компьютера, проскакивают они, как не старайся. Тем не менее (видя, что тебя читают внимательно, со своей стороны постараюсь, абы их было меньше.

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Раздел