Праздник духовного единства

Общенациональные торжества пройдут на всей канонической территории Русской православной церкви – единственного общественного официального института, который на сегодняшний день объединяет и связывает воедино наши народы. Празднование 1025-летия Крещения Руси завершит целую серию торжеств, которые связаны с нашим общим историческим прошлым, и, безусловно, будущим – в 2012 году было отмечено 1150-летие русской и белорусской государственности, а в мае 2013 года мы все вместе праздновали 1150-летие славянской письменности, основы которой заложили святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

 

Если посмотреть назад, в глубь веков, то хорошо видно - нас объединяет очень многое. Юбилеи русской и белорусской государственности восходят к 862 году, когда было отмечено первое упоминание многих русских городов в «Повести временных лет» (в том числе и белорусского Полоцка).

 

Полоцк был основан одним из русских племён – кривичами, которые также населяли тверские, смоленские и псковские земли. Великая княгиня Ольга основала и белорусский Витебск в 974 году (по другим данным – в 947 году). Таким образом, имя русской княгини напрямую связано и с Киевом, и с Псковом, и с белорусскими городами.

 

В 988 году киевский князь Владимир принимает христианство, и в Полоцком княжестве, как и везде на Руси, появляются первые христианские храмы – первоначально деревянные, а затем и каменные.

 

Глубоко символично, что, словно перенимая эстафету у храма Святой Софии в Царьграде, на Руси один за другим возникают три Софийских собора – в Киеве, Великом Новгороде и Полоцке.

 

Стены полоцкого храма, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени в первозданном виде, издали играли на солнце, придавая собор окрашивался в совершенно особенный бело-красно-розовый цвет.

 

Уже в 992 году в Полоцке была образована православная епархия, и появился своё епископ.

 

Стоит отметить, что именно Полоцк – древнерусская столица белорусских земель, долгое время обеспечивал общерусскую православную преемственность, дав нашей общей истории ряд выдающихся деятелей православия и просвещения. Благодаря их подвижнической деятельности и сохранялись долгие столетия традиции Святой Руси, несмотря на то, что Белоруссия находилась под польским влиянием.

 

Значительный вклад в развитие православия в белорусских землях суждено было внести внучке самого известного Полоцкого князя Всеслава Чародея – Евфросинье. Княжна Евфросиния (тогда её звали Предслава) в юности была красива и привлекательна. Многие князья хотели взять в жёны внучку самого Всеслава Чародея, увеличить свои богатства и могущество. Но сама Предслава выбрала иную судьбу и была пострижена в монахини. По преданию, однажды к Евфросинии в келью явился ангел и поведал монахине, что она должна покинуть Софийский собор и поселиться в Сельце на берегу Полоты неподалёку от Полоцка и основать там свой женский монастырь. Здесь по почину Евфросинии в 1161 году был построен Спасо-Преображенский (Спасо-Евфросиньевский) храм.

 

В монастырях, основанных Евфросинией, были созданы иконописные мастерские, где изготавливали также оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых известных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша, который и создал в 1161 году специально для Спасо-Преображенской церкви знаменитый напрестольный Евфросиньевский крест, который стал настоящей общеправославной святыней. Во время войны крест Богши бесследно пропал. Его искали, но безуспешно. В 1992 году было принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым был изготовлен точно такой же крест, который был освящён в Свято-Симеоновском соборе Бреста, а потом торжественно доставлен в Спасо-Евфросиньевский монастырь. В 1167 году, на исходе своей жизни, при большом скоплении народа Ефросинья объявила, что отправляется в Иерусалим. Многие плакали, словно чувствовали, что уже не увидят игуменью. Обоз с паломниками двигался медленно, по несколько десятков километров в день. Князья и другие властители земель, по которым проходила Евфросинья, принимали её с большими почестями. Повстречалась игуменья и с самим императором Византии Мануилом Комнином. Император, несмотря на войну с венграми, принял Евфросинию с почётом и помог добраться до Царьграда, где Евфросиния и её спутники посетили Софийский собор. Достигнув Иерусалима и посетив святые места, Евфросиния умерла.

 

После монголо-татарского нашествия белорусские и украинские земли Киевской Руси попали в зависимость от языческой Литвы, а затем и от католической Польши.

 

Долгие столетия православные русские люди вели борьбу за свои права и свободы – вспыхивало множество восстаний, Речь Посполитую сотрясали гражданские войны... Но даже в самые сложные времена продолжали развиваться культура, наука и искусство. Самым ярким просветителем средневековой эпохи в белорусской истории стал Франциск Скорина, который был очень одарённой личностью с поистине энциклопедическими познаниями. Он во многом стал нашим первопроходцем, положив начало восточнославянскому и белорусскому книгопечатанию. Скорина также занимался философией, наукой, просветительством, медициной, поэзией. Он хотел приобщить к знаниям и своих земляков – печатная книга открывала для этого гораздо более широкие возможности, чем рукописная. Первую свою книгу Скорина издал 6 августа 1517 года, а всего за три года до 1519-го он отпечатал 23 книги под общим названием «Библия руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, Богу ко чти и людем посполитым к доброму научению». Книги, изданные Скориной, оказали огромное влияние на белорусское и в целом русское книгопечатание. В первопечатных московских книгах 1564 года зримо влияния шрифтов Скорины. Используя элементы белорусского наречия, Скорина заложил основы для формирования письменного языка Западной Руси.

 

Несмотря на разделённость с Московским государством Западная Русь долго играла важную роль в общероссийской истории, науке и культуре. В Полоцке вела активную деятельность Братская православная школа, чья история неразрывно связана с именем известного белорусского философа, просветителя, писателя и монаха Симеона Полоцкого (Самуила Емельяновича Петровского-Ситниановича). В родном городе будущий монах Симеон получил начальное образование, а затем учился уже с 1637 по 1651 год в Киево-Могилянской коллегии, которая в то время была крупнейшим и главным православным центром гуманитарного и богословского образования.

 

В 1653 году знаменитый полочанин, завершив образование, возвратился в Полоцк и, приняв монашество, стал дидаскалом (учителем) в Богоявленской братской православной школе.

 

Начавшееся восстание Богдана Хмельницкого вовлекало в освободительную войну украинского и белорусского народов всё более широкие слои населения. Откликнувшись на призыв единоверцев, царь Алексей Михайлович вступил в войну с Речью Посполитой на стороне Малой и Белой Руси, защищая украинцев и белорусов.

 

Когда во время этой войны русская армия вошла в Полоцк, Симеон торжественно встречал войска единоверцев вместе со своими учениками и написал знаменитые «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк пресветлого благочестивого и христолюбивого государя Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самедержцы»: «А днесь послал нам царя, который выбавил з недоли народ руский, потвары избавил. Царствуй же многа лета, правоверный царю, личы часто трыумфы з божиего дарю».

 

В это же время Симеон Полоцкий много работал в театре, ставил комедии, в которых высмеивал жадность, лживость, лень. Каждый такой спектакль был праздником для полочан.

 

Многие белорусы, не желая вновь становиться подданными польских королей, в поисках лучшей доли начали переселяться в Россию. Белорусы были образованными и мастеровитыми людьми, знавшими разные ремёсла, поэтому российские власти всячески поддерживали такое переселение.

 

В 1667 году был заключён Андрусовский мир, по которому к Царству Русскому отходила левобережная Украина. Но правобережные украинские земли и Белая Русь остались под властью Речи Посполитой. До воссоединения белорусов с Россией оставалось ещё больше века.

 

Свою первую поездку в Москву Симеон Полоцкий совершил ещё в 1660 году. Он удостоился приёма у царя Алексея Михайловича в Кремле, читал ему свои стихи и произвёл на российского самодержца очень хорошее впечатление. Алексей Михайлович не забыл о талантливом монахе-преподавателе, в 1664 году пригласил его в Москву и через некоторое время поручил Симеону Полоцкому воспитание своих детей – Фёдора и будущего Петра Первого. С появлением Симеона Полоцкого в Москве второе рождение получило искусство проповеди. В российской столице не было таких ярких и образованных богословов, поэтому вместо проповедей читали тексты книг. А Симеон написал свыше 200 проповедей, затрагивающих те или иные проблемы его современников.

 

В 1678 году при царском дворе достославный Симеон Полоцкий, как теперь его именовали многие в Москве, организовал типографию. Первой изданной им книгой был «Букварь языка словенского» - образование и просвещение неграмотных людей Симеон Полоцкий считал главной целью своей жизни. Книги Симеона Полоцкого оформлял знаменитый русский иконописец и художник Симон Ушаков, которого считают последним великим древнерусским иконописцем. Он был автором убранства и росписи Грановитой палаты, Архангельского и Успенского соборов Кремля. Творческий союз двух великих людей продолжался долгие годы.

 

В 1679 году Симеон составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии, мечтая об учебном заведении по примеру Киево-Могилянской академии. Этот проект намного опередил своё время. Но задуманному белорусским просветителем и русским царём не суждено было исполниться - в 1680 году Симеон Полоцкий умер. Его с почестями похоронили в Заиконоспасском монастыре. Все свои сбережения Симеон завещал полочанам.

 

По желанию царя Фёдора Алексеевича в 1680 году была издана книга Симеона Полоцого «Рифмованная псалтирь», украшенная гравюрами, исполненными Афанасием Трухменским по рисункам Симона Ушакова.

 

А в белорусских землях наступали тяжёлые времена. 26 августа 1696 года польско-литовская шляхта постановлением всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой вынесла запрет на использование русского (белорусского) языка в качестве государственного и литературного: «pisarz powinien po polsku, a nie po rusku pisac» («писарь должен по-польски, а не по-русски писать»).

 

И лишь после воссоединения белорусских и украинских земель с Россией после трёх разделов Речи Посполитой в конце XVIII века белорусский народ получил долгожданное национальное и религиозное освобождение.

 

Длительное существование в условиях католической экспансии и польского владычества привело к тому, что на Белой Руси сложилась своеобразная, уникальная православная архитектура, соединяющая в себе как русское, так и европейское храмовое строительство. Храмы переходили из рук в руки, меняли конфессиональную принадлежность, поэтому сегодня не всегда издали просто определить, православный храм открылся перед взглядом, или католический. Для Белоруссии вполне типичны и обычны соборы и церкви с двуглавым фасадом, когда к храму примыкают или чаще встраиваются в него две колокольни, а не одна. Типичным примером является полоцкий Софийский собор, о котором говорилось выше. Как и царьградскую Софию, этот храм ожидала непростая судьба. Собор переходил в руки униатов, взрывался, перестраивался. Снаружи храм выполнен в стиле барокко, имеет фронтон из двух колоколен, внутреннее убранство составляют деревянные скульптуры. В соборе установлен орган. Так древнейший православный храм Белоруссии стал музеем с совсем неправославным убранством.

 

Значительные изменения в православной архитектуре произошли после вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского. При сохранении крестово-купольного строительства всё больше чувствуется влияние готики и ренессанса. Начинают возводиться базилики. Это напрямую связано с теми изменениями, которые начинают происходить на западнорусских землях. Старинные княжеские и боярские роды пока придерживаются православия, но под влиянием господствовавшей католической литовской аристократии всё больше стремятся даже при построении храмов в своих землях соответствовать новым модным архитектурным европейским традициям.

 

Средневековье, ставшее для Белой Руси чередой бесконечных войн, породило совершенно особенный архитектурный стиль. Поскольку нападения врагов можно было ожидать в любое время, даже храмы стали приобретать черты небольших замков и крепостей. В этих церквях-крепостях чувствовалось сильное влияние готики и ренессанса. Наиболее знаменитыми, дошедшими до наших дней почти в первоначальном виде стали церкви в Сынковичах и Мурованке Зельвенского и Щучинского района Гродненской области.

 

В 1772, 1793 и 1795 годах с Россией, наконец, воссоединились белорусские и украинские земли Речи Посполитой, которая переживала глубокий упадок.

 

Постепенно позиции православия начали восстанавливаться, встал вопрос о возвращении и передаче большинству православного населения белорусских земель ряда костёлов и униатских церквей.

 

Это был акт исторической справедливости – столетиями православные, составляя большинство населения Белоруссии, испытывали гнёт со стороны католических властей Речи Посполитой и Великого княжества Литовского. С целью решить эту проблему, а также определить пути дальнейшего строительства православных храмов в Белоруссии Синодом Русской православной церкви в Белоруссию направлялись архитекторы. В дальнейшем при строительстве уже новых православных храмов придерживались византийского стиля (Крестовоздвиженский собор Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке) и русского стиля. В такой же традиции построено и большинство современных православных храмов в Белоруссии.

 

В советский период было разрушено большинство православных храмов, закрыты почти все приходы. Но всё же православие выстояло, и сегодня Белорусский экзархат Русской православной церкви объединяет 1 567 религиозных общин, 11 епархий, 6 духовных учебных заведений, 34 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действует 1 348 православных храмов, еще 156 строятся.

 

Сегодня православная церковь в Белоруссии имеет значительный авторитет и влияние. В последнее время белорусское государство и православная церковь провели ряд совместных мероприятий. С 22 по 24 мая 2013 года в Минске прошли XIX Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, приуроченные к 1150-летию славянской азбуки. 6-7 июня, также в Минске - Международная научно-практическая конференция «Крещение Руси в судьбах Белоруссии, России и Украины: выбор цивилизационного пути».

 

На последней конференции известный белорусский философ Лев Криштапович внёс предложение об учреждении в Белоруссии 28 июля национального праздника «День Крещения Руси», отмечаемого в России и на Украине.

 

Предложение было поддержано делегатами конференции – как представителями православного клира, так и научной общественностью Белоруссии, в том числе и председательствующим на конференции академиком А. Коваленей. В настоящее время в экзархате и синоде БПЦ уточняются формулировки официального обращения к органам государственной власти Белоруссии.

 

Объявление 28 июля в Белоруссии «Днём Крещения Руси» может стать кульминацией торжеств 24-30 июля 2013 года. Для участия в праздновании 1025-летия Крещения Руси прибудут главы Русской православной церкви, Белорусской и Украинской православных церквей (Московского патриархата), а также Патриарх Константинопольский (Вселенский) Варфоломей.

 

Понимают значение этого праздника и власти. Так, 27 июня 2013 года президент А. Лукашенко, принимая верительные грамоты у ряда назначенных дипломатов, в беседе с новым украинским послом М. Ежелем выразил убеждение, что Россия, Белоруссия и Украина должны провести торжества на высоком уровне и максимально использовать их для укрепления единства между нашими народами. 24 июня 2013 года А. Лукашенко встречался с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, где также обсуждалась эта проблема.

 

В Белоруссии для организации торжеств создан во главе с вице-премьером А. Тозиком оргкомитет, в состав которого вошли представители белорусского руководства и три архиерея.

 

Предстоящие торжества, посвящённые 1025-летию Крещения Руси и общерусскому национально-религиозному и культурному единству важны ещё и в связи с тем, что в Белоруссии, как и на Украине, не все, к сожалению, считают такое единство национальной ценностью, которое нужно всемерно беречь и сохранять.

 

В недрах Белорусского экзархата РПЦ есть и такие представители духовенства, кто не прочь порассуждать о необходимости расширения использования белорусского языка в богослужениях и проповедях вместо церковнославянского, о потенциальной автономии и даже автокефалии Белорусской православной церкви. В обществе есть поборники возрождения униатства.

 

Но духовное единство Русской земли сберегалось и передавалось из поколения в поколения, оно давно выстрадано нашим народом. Думается, что торжества, посвящённые 1025-летию Крещения Руси, убедительно это продемонстрируют и станут важным вкладом в восстановление нашего цивилизационного пространства, нашего общего большого Русского мира, Святой Руси… 

 

 

Источник:   http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/prazdnik_duhovnogo_jedinstva_745.htm

5
1
Средняя оценка: 2.58261
Проголосовало: 230