Лазарь Чапчахов: бесстрашный советский «сокол»

Лазарю Сергеевичу довелось поучаствовать в двух войнах: с Финляндией и Германией. Но именно противостояние с Третьим рейхом позволило летчику в полной мере проявить себя. К сожалению, Чапчахов не дожил до Победы, но он стал первым армянином, удостоившимся звания Героя Советского Союза. 

Малой родиной будущего Героя Советского Союза является село Большие Салы, которое в начале прошлого столетия относилось к Области Войска Донского. Известно, что этот населенный пункт был основан в 1779 году по указу Екатерины II. А отличительной его особенностью является то, что большую часть населения составляли армяне, которые в то время активно переселялись из Крыма. Не обошел своим вниманием село и Антон Павлович Чехов. В нем он упоминает в рассказе «Красавицы». 
Здесь и родился в марте 1911 года Лазарь Сергеевич Чапчахов. Поскольку по национальности он являлся армянином, то его фамилия все-таки правильно звучит, как Чапчахян. Но в советское время была распространена практика, когда имена и фамилии жителей из различных республик переделывали на русский манер. 
Лазарь был еще ребенком, когда все его семейство перебралось на постоянно жительство в город – в Ростов-на-Дону. Здесь он окончил школу и до призыва в армию успел некоторое время поработать на предприятии «Ростсельмаш». Тяжелый физический труд не пугал парня, поэтому он трудился и монтером, и молотобойцем, и землекопом. 
В 1933 году жизнь Лазаря Сергеевича круто изменилась – его призвали в армию. Поскольку парень демонстрировал впечатляющие умственные способности, отличался твердым характером и дисциплинированностью, его отправили в Ворошиловградскую военную школу пилотов. Ее Чапчахов окончил в 1934 году, после чего отучился на курсах комиссаров при Харьковской военной школы пилотов. А через три года он стал членом ВКП(б). 
В 1939 году началась война Советского Союза с Финляндией, и Лазарь Сергеевич отправился на фронт в качестве политрука. Уже тогда, являясь летчиком-истребителем, он продемонстрировал отличное мастерство. А за мужество и героизм, проявленный в сражениях с финнами, Чапчахов удостоился своей первой военной награды – ордена Красной Звезды. 

*** 

Великую Отечественную войну Лазарь Сергеевич встретил уже опытным пилотом. Более того, старший политрук Чапчахов к тому времени занимал должность военкома эскадрилью в 38-м истребительном авиационном полку, базировавшегося в Таллине. Соответственно, первые воздушные бои между Лазарем Сергеевичем и пилотами Третьего рейха произошли в небе над Прибалтикой. Правда, отличится ему в первые дни войны так и не удалось. А вскоре часть полка была переведена в поселок Кресты, что в Ленинградской области (сейчас этот населенный пункт относится к Новгородской области). И уже в июле 1941 года Чапчахов все-таки одержал свою первую победу. В воздушной дуэли он оказался лучше немца на «Мессершмитте». Сам же советский пилот управлял истребителем И-153 «Чайка». 
В конце августа Чапчахов получил первое письмо от своей семьи. И вскоре ответил: «Здравствуйте, мои дорогие Катюша, Русланчик и Людмилочка! Наконец-то получил от вас письмецо. Много писем я не писал, было некогда. Скоро два месяца, как мы ведем войну с фашистами, а кажется, что только ее начинаем, так как в нашу армию идут все новые и новые резервы».
В том же послании он поделился и фронтовым горем – погиб его боевой товарищ Федор Туркин. А затем добавил, что если он и погибнет, то только смертью храбрых, и никак иначе. А в конце письма добавил: «На самом деле думаю жить долго-долго, громить заклятых варваров, уничтожающих наши деревни, села и города». 
Буквально первые воздушные дуэли показали, что «Чайки», несмотря на всех их хорошие качества, сильно уступали самолетам противника. И именно поэтому, в первое время небо было полностью под контролем немцев. Редкие победы советских пилотов происходили, чаще всего, не в одиночных дуэлях, а в групповых сражениях. Лишь в неравном соотношении сил был шанс на победу. Прекрасно это понимало и командование. И поэтому вскоре 38-й истребительный авиационный полк перевели в тыл, а именно: на аэродром станции Сейма, что в Горьковской области (сейчас – Нижегородская область). Здесь пилоты учились управлять новыми самолетами – ЛаГГ-3. И только после этого они вернулись на аэродром в Крестцах. 
Первые месяцы войны трудно складывались для Советского Союза. Противник прорывался по всем фронтам, несмотря на отчаянное сопротивление красноармейцев. Не жалели себя, конечно, и пилоты. Один только Чапчахов за лето и начало осени успел совершить более сотни 130-и боевых вылетов, поучаствовать в паре десятков воздушных сражений и записать за свой счет 4 немецких самолета. Еще несколько крылатых машин он уничтожил в составе группы. Также, Лазарь Сергеевич собственноручно ликвидировал вражеский аэростат и несколько раз атаковывал колонны противника. Его успехи не остались незамеченными, и летчик удостоился Ордена Ленина. 
Осенью 1941 года противник сумел захватить Ростов-на-Дону. Это известие Лазарь Сергеевич воспринял очень болезненно. Об этом он даже написал в письме, адресованном жене. Зато с ликованием узнал о том, что вскоре город был освобожден. Обо всех своих чувствах по этому поводу Чапчахов написал жене в начале 1942 года. А заодно сообщил, что ему присвоили новое звание – батальонный комиссар.

*** 

Буквально за пару дней до этого письма вышел очередной номер «Вечерней Москвы» (№310 от 31.12.1941 года). В газете была опубликована статья с названием «Славные соколы». Журналист Л.Симыч поведал читателям как раз о боевых успехах Лазаря Сергеевича за один фронтовой день. 
В материале рассказывалось о том, что пилоты Елхов и Коновченко, которыми командовал Чапчахов, оправились выполнять боевое задание. По приблизительным подсчетам, они должны были вернуться через пару-тройку часов. Но время шло, а пилоты все не возвращались. К тому моменту, как на горизонте появились три точки, сослуживцы уже начали волноваться, вдруг приключилась беда? Но они вернулись. Целые и невредимые, только очень уставшие. Лазарь Сергеевич отчитался командиру об успешно выполненном задании, а затем попросил поздравить его подчиненных. О себе же ничего говорить не стал. И лишь через несколько часов весь аэродром узнал, что, возвращаясь на базу, пилоты вступили в бой с вражескими самолетами, которые бомбили населенный пункт. Силы были не равны, трем советским крылатым машинам противостояли восемь «Юнкерсов». В такой ситуации Чапчахов мог и не ввязываться в бой, поскольку изначально шансы на успех были крайне низкими. Но Лазарь Сергеевич решил рискнуть. Советские пилоты внезапно атаковали противника. Немцы растерялись. И это дало нужный результат – Чапчахов лично сбил один «Юнкерс». Затем вместе с Коновченко они расправились с другим вражеским самолетом. А третий сбил Елхов. Остальные же не стали продолжать сражение и отступили. 
Военный журналист, описывая Чапчахова, назвал его «скромным, бесстрашным, всегда жизнерадостным и чутким». И тогда он вряд ли мог предположить, что жить отважному летчику оставалось всего лишь несколько месяцев. 
Свою последнюю воздушную дуэль Лазарь Сергеевич выиграл 1 апреля 1942 года. В тот день группа советских пилотов успешно выполнила боевое задание и возвращалась на аэродром. По пути они встретили немецкие самолеты. Начался бой. Чапчахов сумел лично ликвидировать одну вражескую крылатую машину, его сослуживцы – еще несколько. Но только они успели выдохнуть, как появилась многочисленная группа Ме-109. Завязалось новое сражение. Советские пилоты сумели сбить несколько самолетов, после чего остальные отступили. Преследовать их не стали. 
5 апреля Лазарь Сергеевич встал во главе 416-го истребительного авиационного полка, а 13 числа того же месяца его жизнь оборвалась. И погиб Чапчахов не в бою с противником. На аэродроме в Крестцах неопытный пилот совершил неудачную посадку. Лазарь Сергеевич попытался предотвратить аварию, но поплатился за это жизнью. 
Похоронили летчика на местном кладбище. А спустя всего два месяца он стал первым армянином, удостоившимся звания Героя Советского Союза, путь и посмертно. За свой боевой путь Чапчахов совершил 268 боевых вылетов и провел 59 воздушных боев. На его счету 8 уничтоженных вражеских самолетов лично и 19 в составе группы. 

5
1
Средняя оценка:
Проголосовало: