Прикасаясь к родным истокам…
Прикасаясь к родным истокам…
«...Ушинский принадлежит не только прошлому:
он продолжает жить и в нашей современности».
.
В.П. Потёмкин. Вступительное слово на торжественном
заседании, посвященном 75-летию
со дня смерти К. Д. Ушинскоео.
Москва, 3 января 1946 года.
.
Имя Константина Дмитриевича Ушинского широко известно на всём постсоветском пространстве. Его знают как основоположника российской научной педагоги и талантливого литератора.
Кто в детстве не погружался в волшебный мир русских народных сказок, не переживал удивительные приключения вместе со сказочными героями? С Иваном-царевичем не побеждал чахнувшего над златом ненавистного Кащея? Или вот с забубенным Емелей, в его характере непостижимым образом ужились простодушие, лукавство и лень, не разъезжал «по щучьему велению, по моему хотению» по ухабам и буеракам на дымящей печи? Не стоит вдаваться в критический разбор сказок. Они таковы, какими создал их народ, но в них заложена большая нравственная посылка. Сказки учат ребёнка добру. Недаром у них всегда счастливый конец, а зло всегда наказуемо. И если человек в детском возрасте приобщился к миру народных сказок, он всегда будет чувствовать в свой душе их добрый след.
В огромном мире сказок — русских, украинских или других народов мира, особое место занимают сказки Ушинского. Некоторые из них и сказками то назвать нельзя, просто коротенькие, всего в несколько строк, зарисовки. Но сколько в них праздничного настроения и тепла. Какое светлое чувство оставляют они в душе! «Котечек-коток, серенький лобок…». Таким кот Васька запомнился на всю жизнь. Или вот зарисовка весеннего леса. Читая её, непременно хотелось увидеть белые цветки земляники, послушать, как поют птицы. И если повезёт, увидеть длинноухого зайку. Опасности поджидали его со всех сторон. Одно только у него спасение — длинные ноги, да хвостик коротенький. Не ухватить его собаке! И чувство сострадания к бедному зайчишке охватывало душу.
А какую бурю чувств вызвала сказка «Слепая Лошадь». Тут и гордость за смелый поступок отважного коня по имени Догони-Ветер, спасшего своего хозяина-купца от разбойников. И сочувствие к нему, когда он по недосмотру ослеп. И негодование на скупого купца, отказавшегося кормить состарившегося коня. И боль за Догони-Ветра, когда он беспомощный и голодный бродил по улицам, пока не наткнулся на вечевой колокол. И чувство восторжествовавшей справедливости, когда сбежавшийся на колокольный звон народ наказал купцу содержать слепую лошадь до самой смерти. А сказка о псе Бровко. Вызывал он глубокое уважение, ведь не побоялся заступиться за мальчика и бесстрашно бросился на гадюку.
Ушинский считал, что воспитание детей должно основываться на принципах гуманизма. И сегодня это так же актуально, как и при его жизни. И вот тут просто не обойтись без его сказок. Они помогают ребёнку осознать свои корни, свою причастность к народу, среди которого он живёт. Воспитывают доброту и отзывчивость, сострадание и милосердие. Ненавязчиво, без излишних поучений учат распознавать прекрасное. В природе, в человеке. В наше непростое время, когда далеко не всем по нраву слово «патриот», учат любить свою маленькую и большую родину. В этом видится непреходящая ценность творчества Ушинского как детского писателя.
***
Ушинский родился 19 февраля / 2 марта 1824 года в Туле. Но вот казус. На его бюсте возле новгород-северской гимназии, носящей имя своего выдающегося выпускника, выбит 1823 год. Новгород-северский педагог И.К. Коломиец ещё 40 лет назад утверждал, что именно эта дата является достоверной. С ним согласился советский академик Д. О. Лордкипанидзе, автор книги «Педагогическое учение К Д Ушинского». «…Ввиду того, что все документы подтверждают рождение Ушинского в 1823 г., … нет никаких оснований для принятия другой даты (разве только необоснованных предположений некоторых лиц)…», писал он президенту Академии педагогических наук СССР В.Н. Столетову. Нужно полагать, Академия с ним согласилась, в шеститомном собрании работ Ушинского (1988), указана именно эта дата.
Однако старую традицию всё же ломать не стали, «необоснованные предположения некоторых лиц» остались официальной датой рождения. Не стоило бы, пожалуй, об этом говорить, но манипуляции вокруг имени Ушинского продолжаются. На Украине можно услышать «патриотическое» мнение, что родился великий педагог совсем не в Туле, а в селе Богданка Новгород-Северского уезда (ныне Сумская область Украины). Якобы произошло недоразумение с записью о рождении. А в Богданке находилось имение его матери Любови Степановны, происходившей из известного графского рода Капнистов. Но и тут происходит заминка. Всё тот же И.К. Коломиец, кстати, награждённый серебряной медалью К.Д. Ушинского, утверждает, что Любовь Степановна никакого отношения к Капнистам не имела. Её девичья фамилия Карпинская.
Отец Ушинского — Дмитрий Григорьевич, происходил из обедневших дворян. Долгое время служил в армии, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Имел награды за храбрость под Бородином. Преподавал в военном училище, по болезни вышел в отставку в чине подполковника. Устроился в казенную палату, имевшую отношение к министерству финансов. Ему часто приходилось менять место службы. Так в 1832 году семья Ушинских попала в Новгород-Северский.
На 8-летнего Костю Ушинского небольшой украинский городок, раскинувшийся на гористом берегу Десны, произвёл неизгладимое впечатление. Улочки и переулки, сбегавшие в ложбины, утонули в зелёном раздолье. Извилистая лента реки, пойменные луга и озёра, необъятные деснянские дали. Какая ширь и мощь, какой необъятный простор! Свои детские впечатления Константин Ушинский сохранит на всю жизнь, Новгород-Северский для него останется навсегда родным. Уже взрослым он вспоминал: «… А эти душистые яры и поля, что колышутся, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими учителями?». Из своего детства он будет черпать силы для своего яркого педагогического и литературного таланта. Именно в это время у него зародилась мысль о влиянии природы на развитие эстетических способностей детей.
На живописной городской окраине рядом с каменной Покровской церковью семья Ушинских приобрела дом. К сожалению, время церковь не пощадило. Не сохранился и дом Ушинских с садом, сбегавшим по пологому склону в овраг. В половодные весенние дни всегда в нём бурлил ручей. Теперь эти земля в частном владении.
Но сохранилось старое церковное кладбище. На нём похоронены родители Ушинского и его сестра Софья с мужем. Два года назад неравнодушные люди отыскали эти могилы и привели в порядок. Сестра Константина Ушинского — Шкляревская в замужестве, всю жизнь прожила в Новгороде-Северском. Дом её находился рядом с родительским. Интересна история, связанная с ним. Говорили, что её муж проиграл его в карты. Новый хозяин перенёс жильё в другое место. Вроде бы он сохранился, но точно никто не знает. Указывают на несколько старых домов в разных местах, но так ли это на самом деле, теперь доказать невозможно.
Начальное образование Костя Ушинский получил дома под присмотром матери. Она умерла, когда ему было 11 лет. Любовь к ней он сохранил на всю свою жизнь. В гимназию Костя пошел уже подготовленным учеником. Учился хорошо. Но вот выпускной экзамен по математике «завалил». Вряд ли это можно объяснить плохим преподаванием предмета. Преподавал тогда математику в гимназии М.И. Сбитнев. В своём предмете разбирался, конфликтов с гимназистами у него не было. Видимо Константин Ушинский не считал математику своим призванием. Ему дают не аттестат, а так называемое «увольнительное свидетельство». И он решил рвётся в Москву, желает поступить на юридический факультет университета. Позже он напишет: «Какое-то неизъяснимое очарование скрывалось для нас в слове Москва!»
***
О жизни Ушинского сказано и написано много. Просто заметим, что после окончания Московского университета, у него началась не всегда ударная работа в учебных заведениях России. Так из Ярославского Демидовского юридического лицея его уволили якобы из-за политической неблагонадёжности.
Но связи с родной землёй, где прошли детские годы, Ушинский никогда не забывал. Долгое время у семьи было своё имение в селе Богданка Глуховского уезда (теперь Шосткинский район Сумской области) Черниговской губернии. А после трагической смерти своего старшего сына Павла, он переехал с семьёй в Киев. Но тяжёлая болезнь заставила Константина Дмитриевича отправиться на лечение в Крым, в дороге ему стало плохо, он остановился в Одессе, здесь и прошли его последние дни. А похоронили его в киевском Выдубецком монастыре.
Мысли Ушинского об образовании произвели неизгладимое впечатление на современников, а его учебник для детей «Родное слово» и книга «Детский мир» получили высокую оценку. Однако делом всей жизни Ушинского считается его научная работа «Человек как предмет воспитания». Книга эта не потеряла своего значения и в наше время, ведь по мысли Ушинского научно обоснованный педагогический процесс должен учитывать личность ребёнка со всеми его психологическими особенностями.
В дореволюционной России и в советское время труды Ушинского неоднократно переиздавались. Советская школа широко использовала в своей практике основные положения его педагогического учения, в основе которого лежал принцип антропоцентризма: главное — это ученик, все мысли и усилия педагога должны быть направлены на него, а учебно-воспитательная работа должна иметь социальную значимость, соответствовать духу и требованиям своего времени.
С развалом СССР педагогическое наследие Ушинского никоим образом не потеряло своего жизненного звучания. И сегодня педагогические школы России, Украины, Беларуси, Грузии, Армении и других бывших союзных республик, а теперь уже суверенных государств, считают Ушинского основоположником своих отечественных педагогических школ.
.
Изображение: "Н.И.Пирогов и К.Д.Ушинский в Гейдельберге". Худ. А.Сидоров.