«Потерька здравого смысла…»

2014 год был объявлен в России Годом Культуры, 2015 год планируется объявить Годом Литературы. Наш корреспондент побеседовал с писателем Николаем Полотнянко о том, что это же значит и какое влияние имеют на культуру и литературу правительственные инициативы...

.

Корр.: Недавно ульяновский губернатор Сергей Морозов на Совете по продвижению чтения и поддержке книгоиздания, который прошел 12 июля, напомнил, что нынешний год – Год культуры в России, а следующий – Год литературы, предложил объявить также и Годом истории. Вас как писателя, наверно, радует столь внимательное отношение к духовному возрождению Отечества?

.

Н.П.: Увы, всё это имитация расцвета культуры в отдельно взятом регионе. И это началось даже не вчера. В последние лет семь-восемь Ульяновск, образно говоря, треплет лихорадка перманентного «культурного развития», своего рода бег  на месте, суетливая имитация культурного прогресса и превращение здравого смысла в  бессмыслицу. Ведь по сути губернатор повторил то, о чём судили-рядили на Литературном собрании региона (газета  «СК» от 26.04.14.) : «…в ходе заседания Литературного собрания региона.  Мероприятие прошло под председательством Губернатора Сергея Морозова …главе региона представили проект «12 симбирских литературных апостолов», нацеленный на возрождение интереса к великому историческому прошлому региона, продвижение лучших образцов отечественной и мировой литературы, повышение читательской компетентности и развитие не только потребности, но и осознанного стремления к чтению через популяризацию творчества 12 симбирян-ульяновцев».

.

Корр.: Неужели от столь безграмотной и пошлой идейки «литературных апостолов» так и не отказались? Кстати, каких писателей решено приравнять к ученикам Спасителя?

.

Н.П.: Это русские поэты и писатели, литераторы, переводчики Николай Карамзин, Иван Гончаров, Сергей Аксаков, Николай Благов, Денис Давыдов, Абрам Новопольцев, Дмитрий Ознобишин, Дмитрий Садовников, Иван Дмитриев, Дмитрий Минаев, Николай Языков, Аполлон Коринфский…»

Парадокс в том, что «литературных апостолов» представили на канонизацию  губернатору, чем сразу (по аналогии с Христом) возвели его умопомрачительную высоту «Литературного Спасителя», обязанного теперь возглашать «любви и правды чистые ученья… «стадам пасомого народа».  А по факту поставили нашего Сергея Ивановича в «положение хуже губернаторского», как сказал  русский классик украинского происхождения.

.

Корр.: Как другие писатели восприняли этот странный креатив регионального Минкульта?

.

Н.П.: Наши писатели вряд ли об этом знают. Но мнение Льва Нецветаева я могу процитировать дословно. И вот что он мне написал почти три месяца назад, когда состоялась первое явление 12 апостолов:

«Всё так, – сказал, прочитав мою апрельскую статью, Лев Николаевич Нецветаев. – Не раз писал о вопиющем состоянии здоровья талантливых художников Саблина и Савельева: мол, выделить бы им по тысчонке в месяц –  где там! Умерли как бомжи. И памятник Савельеву никто, кроме меня, не поставит. Где только ни писал (вплоть до "Литературки")  о том, что на постаменте памятника Гончарову ещё в 1965 году была запроектирована БРОНЗОВАЯ подпись писателя –  бесполезно: обойдётся Иван Александрович краской-бронзянкой, как на деревенском кладбище. Шесть лет никого не волнует вопрос экспозиции единственной  в МИРЕ обширной (220 работ), удостоенной ТРЁХ ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ пушкинианы А. И. Зыкова, ПОДАРЕННОЙ им городу. И "Литературка" об этом писала –  нам это пустой звук. И даже готовый к печати альбом об этой пушкиниане увидит свет разве что при полной смене всех наших властей, ибо на мои письма губернатору отвечает Татьяна Александровна: "...на 2014 год денежные средства на книгоиздание по отрасли "КУЛЬТУРА" НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ".  Видимо, в связи с названием: "Год Культуры". Ну как тут без кавычек?.. И обезьянничанье с округлённой оцифровкой явлений истории и искусства ("100 знаменитых картин", "100 знаменитых построек" и т.д., и т.п.), рассчитанное на узколобого западного обывателя, активно прививается в России. Но с двенадцатью апостолами - тут уж хватанули через край. Владыка Прокл, будь он жив, дал бы серьёзную отповедь. С евангельской терминологией надо бы поосторожней, а то ведь и поименовать потянет каждого апостола - так кого же на роль Иуды?

.

Корр.: Любопытно было бы узнать мнение нового владыки Феофана о возведении в апостолы, того же Николая Благова?..

.

Н.П.: А Денис Давыдов?..  По дамской части был ещё тот ухарь. Есть у него и совсем не апостольские строки:

.

Богомолка

.

Кто знает нашу богомолку,

Тот с ней узнал наедине,

Что взор плутовки втихомолку

Поет акафист сатане.

Как сладко с ней играть глазами,

Ниц падая перед крестом,

И окаянными словами

Перерывать ее псалом!

О, как люблю ее ворчанье;

На языке ее всегда

Отказ идет как обещанье:

Нет на словах - на деле да.

И - грешница - всегда сначала

Она завопит горячо:

"О, варвар! изверг! я пропала!"

А после: "Милый друг, еще...

.

Корр.: Стихи великолепны, но…

.

Н.П.: Есть и еще одно «НО». Наш маститый краевед Ж. Трофимов воспринял креативную затейку с апостолами всерьёз и строго указал её авторам необходимость «уточнить список апостолов». По его мнению, первый переводчик «Слова о полку Игореве» на современный язык Дмитрий Иванович Минаев гораздо выше Новопольцева, однако сказочник-балагур занесён в список, а отмеченный Белинским литератор – нет. В числе «апостолов» его сын Дмитрий Дмитриевич. Несправедливо обойден вниманием писатель, драматург и публицист Валерьян Назарьев, который учился в Казанском государственном университете вместе со Львом Толстым, а в своих работах показал развитие российского села. Нельзя забывать и об острослове Ишке Мятлине, считает Трофимов. Его стихи по достоинству оценили Пушкин и Лермонтов. По мнению краеведа, число «апостолов» вполне может быть более двенадцати. Скоро могут посыпаться предложения новых апостольских кандидатур от  падких на бестолковщину  граждан, словом, культурный процесс пошел с «потерькой здравого смысла», как говорили наши предки.

.

Корр.: Стало быть, вы написали статью, а ее не услышали. А на последнем заседании Совета по книгоиздании подтвердили «апостольский» замах  в продвижении чтения книг.

.

Н.П.:  Написал, но обратился не губернатору, а к здравому смыслу: не пора ли остановиться и понять, что навязывание апостольства вряд ли понравилось бы Карамзину, Гончарову, Дмитриеву, Языкову как писателям, выше всего почитавшим Бога  и воплотивших в своих произведениях нерушимые заветы, не апостольского, а христианского служения Божественной  Правде и Красоте, потому что предназначение русского писателя состоит в ОЧЕЛОВЕЧИВАНИИ как отдельных людей, так и всего народа. И обещанное Спасителем обожение вряд ли возможно без очеловечивания народа под воздействием русской классической литературы, которая для того и существует, чтобы удовлетворять  духовные запросы народа на Красоту и Правду.

.

Немного в жизни счастья, света,

Никто своих не знает дней,

Но есть призванье у поэта –

Очеловечивать людей.

.

Полотнянко Николай Алексеевич – поэт, прозаик, драматург и публицист. Родился в 1943 году в Алтайском крае. Окончил литературный институт, им. А.М. Горького. С 1973 года живет в Ульяновске. Автор 9 книг стихов, 5 исторических и 3 современных романов, 2 комедий, 5 повестей и рассказов. Лауреат Всероссийской литературной премии им. И.А. Гончарова, 2008г. Награжден медалью им. Н.М. Карамзина, 2011г. Главный редактор журнала "Литературный Ульяновск". Председатель союза русских писателей, Ульяновск. Член союза писателей России.

5
1
Средняя оценка: 2.75
Проголосовало: 256