«Я хочу, чтоб жили лебеди»

Эльвира Поздняя. «Русский акцент». Стихи и проза - Spausdino spaustuvė „Rotas“, Vilnius, 2014.

.

Одной из парадигмальных тем поэтики Эльвиры Поздней является гражданственность. Автор продолжает традицию, свойственную русской творческой элите, начиная с рубежа 18-19 веков, чувства вины перед народом, остро ощущая своё потерянное в сложившейся исторической ситуации Отечество. Это чувство ярко выражено  в обращении к ближайшему к Литве «кусочку» России - городу Калининграду:

.

...Кусочек маленькой России,

Как будто Малая Земля,

Затерянный в Балтийской сини –

Непротивление отныне,

Как всплеск огня....

...И хочется простить прощенья

У той России, у большой,

Где родилась, что в миг смятенья

Лишь только в нём ищу спасенья

Больной душой...

.

В стихотворных строках — память о Всеединстве, ощущение целостности Макрокосма и Микрокосма. Подобная масштабность поэтического видения характерна художественному почерку Эльвиры Поздней. Лирическая героиня поэтического нарратива словно идентифицирует свою душу с душой России, словно говорит нам: «Я — Россия», и это относит нас к знаменитым строкам Александра Блока: «О, Русь моя! Жена моя!».

.

...С тобою горюю...

Тобою болею...

Твои, моя Родина, песни пою

И нежно сиротской любовью жалею,

И тихо молю:

«Удержись на краю...».

.

Порой время гетерогенно - лирическая героиня поэтического нарратива Эльвиры Поздней находится одновременно и в далёком прошлом, и в дне сегодняшнем, и образ Ярославны, в стихотворении «Плач Ярославны», свидетельствует о том, что поэтесса как бы идентифицирует себя с этим историческим персонажем в рамках художественного дискурса.

.

Я приду к тебе поклониться,

Упаду в твою стылу борозду:

Что ж ты, Русь моя, тройка-птица,

Отдала своё тело ворогу?..

...То не ворогом в час ненастья

Поступь гордая изувечена.

То сыны, как псы, в одночасье

Душу светлую искалечили...

Ты прости же их, неразумных,

Покуражатся да опомнятся...

.

А порой историческое время преломляется в личном времени автора. Сквозь призму исторического времени осмысляется судьба Отчизны.

.

Принесу я Богу душу

И скажу: «Бери, что есть.

Можешь трясть её, как грушу,

Можешь плюнуть, можешь съесть.

Только есть её не стоит:

Я несла издалека,

Нахлебалась с нею горя,

И душа моя горька...

...Что же Ты сидишь гадаешь?

Душу Ты мою спаси.

Ты же видишь, ты же знаешь,

Сколько горя на Руси».

.

Вместе с тем, лирическая героиня поэзии Эльвиры Поздней близка Серебряному веку, одной из характерных особенностей которого было единство субъекта и объекта, когда личная судьба становилась объектом творчества, составной его частью: любовная линия - одна из наиболее ярких коллизий книги Эльвиры Поздней.

.

*

.

...Я принимала, трепетно дыша,

Твой остров Канта, и в объятьях храма

Металась в звуках вещего органа

Моя, тобой пленённая, душа...

.

*

.

...Я в городской суматохе тону,

В ней раствориться тревожно.

Ты нарисуй мне свою тишину,

Если, конечно, возможно...

.

*

.

Позови... и ни о чём не спрашивай.

Босиком приду по стылым росам.

Будет август золотом окрашивать

На ветру берёзовые косы...

.

Чувства тонкой рефлексии, автоиронии, порой переходящие в сатиру, юмор, присущи поэтическому дискурсу Эльвиры Поздней.

.

*

.

А что???!

Уехать бы в Париж

И... плюнуть с Эйфелевой башни

На этикет...

И на престиж,

И на рисунок карандашный,

Какой висит в моём углу,

Напоминающий былое...

.

*

.

Опять позабыла кого-то поздравить.

Замшелая память!

Обидно до слёз!

Мне б голову снять, а другую поставить.

Чтоб ты провалился,

Проклятый склероз!..

.

При всей мощной индивидуальности лирической героини, у которой в одном из стихотворений судьба способна быть скрученной в фигу, не покидает ощущение, что Эльвире Поздней удалось создать обобществлённый образ представителей поколения шестидесятников, в силу исторического выбора оказавшихся за чертой Отечества и остро переживающих драму страны как свою личную драму.

.

Затягивает небо пеленою,

Закручивая в кукиш жизнь мою,

И хочется собакой под луною

Завыть, подставив морду декабрю...

.

Ещё одной безусловной удачей сборника можно считать полифоничность книги, когда разные стороны «Я» лирической героини, то устремляющиеся в просторечную лексику, подобно И. Бродскому, за что его нещадно критиковал А. Кушнер,

.

На выцветшем клеёнчатом столе

Уж сколько дней глаза мозолит

Скукоженная,

Пересохшая краюха,

Похожая на немощного домочадца.

И надо бы сходить за свежим хлебом,

Да не хватает сил.

Их нагло поглощает выше этажом

Скрипящая, столетняя

Старуха...

.

то выходящие к поискам сакрального в финале книги

.

*

.

...И на тропу войны была причина

Мне выходить, отмщением горя,

А я натягивала, грея у камина,

Шагреневую кожу на себя.

Я отходила, уходила в небыль,

Зализывая раны на ходу,

Но, видно, Бог своё вершил на небе

И зажигал погасшую звезду...

.

*

.

...Сознание моё,

Придавленное тяжестью дремоты,

Стремится ввысь

Подобно соколу

Пред жертвенной охотой

Расправить крылья для того,

Чтоб кануть вниз,

В рассвет,

Вернуться в тело, в оболочку,

В мелькающие будни бытия

И до оскомины страдать

И думать в одиночку,

Как изменить весь мир...

А может, изменить себя...

.

сливаются воедино, увлекая в порыве к Всеединству голоса современников поэта – коллег по поэтическому цеху, своеобразной поэтической гильдии, и это тоже в традиции русской литературы, когда самая мощная индивидуальность была частью всеобщего поиска предела, переживая не только интровертно, но и коллективно конфликт должного и  сущего.

.

Эляна Суодене - доктор гуманитарных наук, обладатель премии «Золотое перо» Академии русской словесности.

5
1
Средняя оценка: 2.63066
Проголосовало: 287