«Я хочу, чтоб жили лебеди»
«Я хочу, чтоб жили лебеди»
Эльвира Поздняя. «Русский акцент». Стихи и проза - Spausdino spaustuvė „Rotas“, Vilnius, 2014.
.
Одной из парадигмальных тем поэтики Эльвиры Поздней является гражданственность. Автор продолжает традицию, свойственную русской творческой элите, начиная с рубежа 18-19 веков, чувства вины перед народом, остро ощущая своё потерянное в сложившейся исторической ситуации Отечество. Это чувство ярко выражено в обращении к ближайшему к Литве «кусочку» России - городу Калининграду:
.
...Кусочек маленькой России,
Как будто Малая Земля,
Затерянный в Балтийской сини –
Непротивление отныне,
Как всплеск огня....
...И хочется простить прощенья
У той России, у большой,
Где родилась, что в миг смятенья
Лишь только в нём ищу спасенья
Больной душой...
.
В стихотворных строках — память о Всеединстве, ощущение целостности Макрокосма и Микрокосма. Подобная масштабность поэтического видения характерна художественному почерку Эльвиры Поздней. Лирическая героиня поэтического нарратива словно идентифицирует свою душу с душой России, словно говорит нам: «Я — Россия», и это относит нас к знаменитым строкам Александра Блока: «О, Русь моя! Жена моя!».
.
...С тобою горюю...
Тобою болею...
Твои, моя Родина, песни пою
И нежно сиротской любовью жалею,
И тихо молю:
«Удержись на краю...».
.
Порой время гетерогенно - лирическая героиня поэтического нарратива Эльвиры Поздней находится одновременно и в далёком прошлом, и в дне сегодняшнем, и образ Ярославны, в стихотворении «Плач Ярославны», свидетельствует о том, что поэтесса как бы идентифицирует себя с этим историческим персонажем в рамках художественного дискурса.
.
Я приду к тебе поклониться,
Упаду в твою стылу борозду:
Что ж ты, Русь моя, тройка-птица,
Отдала своё тело ворогу?..
...То не ворогом в час ненастья
Поступь гордая изувечена.
То сыны, как псы, в одночасье
Душу светлую искалечили...
Ты прости же их, неразумных,
Покуражатся да опомнятся...
.
А порой историческое время преломляется в личном времени автора. Сквозь призму исторического времени осмысляется судьба Отчизны.
.
Принесу я Богу душу
И скажу: «Бери, что есть.
Можешь трясть её, как грушу,
Можешь плюнуть, можешь съесть.
Только есть её не стоит:
Я несла издалека,
Нахлебалась с нею горя,
И душа моя горька...
...Что же Ты сидишь гадаешь?
Душу Ты мою спаси.
Ты же видишь, ты же знаешь,
Сколько горя на Руси».
.
Вместе с тем, лирическая героиня поэзии Эльвиры Поздней близка Серебряному веку, одной из характерных особенностей которого было единство субъекта и объекта, когда личная судьба становилась объектом творчества, составной его частью: любовная линия - одна из наиболее ярких коллизий книги Эльвиры Поздней.
.
*
.
...Я принимала, трепетно дыша,
Твой остров Канта, и в объятьях храма
Металась в звуках вещего органа
Моя, тобой пленённая, душа...
.
*
.
...Я в городской суматохе тону,
В ней раствориться тревожно.
Ты нарисуй мне свою тишину,
Если, конечно, возможно...
.
*
.
Позови... и ни о чём не спрашивай.
Босиком приду по стылым росам.
Будет август золотом окрашивать
На ветру берёзовые косы...
.
Чувства тонкой рефлексии, автоиронии, порой переходящие в сатиру, юмор, присущи поэтическому дискурсу Эльвиры Поздней.
.
*
.
А что???!
Уехать бы в Париж
И... плюнуть с Эйфелевой башни
На этикет...
И на престиж,
И на рисунок карандашный,
Какой висит в моём углу,
Напоминающий былое...
.
*
.
Опять позабыла кого-то поздравить.
Замшелая память!
Обидно до слёз!
Мне б голову снять, а другую поставить.
Чтоб ты провалился,
Проклятый склероз!..
.
При всей мощной индивидуальности лирической героини, у которой в одном из стихотворений судьба способна быть скрученной в фигу, не покидает ощущение, что Эльвире Поздней удалось создать обобществлённый образ представителей поколения шестидесятников, в силу исторического выбора оказавшихся за чертой Отечества и остро переживающих драму страны как свою личную драму.
.
Затягивает небо пеленою,
Закручивая в кукиш жизнь мою,
И хочется собакой под луною
Завыть, подставив морду декабрю...
.
Ещё одной безусловной удачей сборника можно считать полифоничность книги, когда разные стороны «Я» лирической героини, то устремляющиеся в просторечную лексику, подобно И. Бродскому, за что его нещадно критиковал А. Кушнер,
.
На выцветшем клеёнчатом столе
Уж сколько дней глаза мозолит
Скукоженная,
Пересохшая краюха,
Похожая на немощного домочадца.
И надо бы сходить за свежим хлебом,
Да не хватает сил.
Их нагло поглощает выше этажом
Скрипящая, столетняя
Старуха...
.
то выходящие к поискам сакрального в финале книги
.
*
.
...И на тропу войны была причина
Мне выходить, отмщением горя,
А я натягивала, грея у камина,
Шагреневую кожу на себя.
Я отходила, уходила в небыль,
Зализывая раны на ходу,
Но, видно, Бог своё вершил на небе
И зажигал погасшую звезду...
.
*
.
...Сознание моё,
Придавленное тяжестью дремоты,
Стремится ввысь
Подобно соколу
Пред жертвенной охотой
Расправить крылья для того,
Чтоб кануть вниз,
В рассвет,
Вернуться в тело, в оболочку,
В мелькающие будни бытия
И до оскомины страдать
И думать в одиночку,
Как изменить весь мир...
А может, изменить себя...
.
сливаются воедино, увлекая в порыве к Всеединству голоса современников поэта – коллег по поэтическому цеху, своеобразной поэтической гильдии, и это тоже в традиции русской литературы, когда самая мощная индивидуальность была частью всеобщего поиска предела, переживая не только интровертно, но и коллективно конфликт должного и сущего.
.
Эляна Суодене - доктор гуманитарных наук, обладатель премии «Золотое перо» Академии русской словесности.