Театр на линии фронта
Театр на линии фронта
С размахом, не обращая внимания на не прекращающиеся вот уже четвертый год боевые действия, на линию фронта, проходящую фактически в городской черте шахтерской столицы, отметила в октябре нынешнего года свое 85-летие Донбасс Опера. Этим «нейтральным» названием, дабы не дразнить лишний раз «гусей»-националистов в «эпоху украинизации», замаскировал свое истинное кредо Донецкий государственный академический русский театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко – один из ведущих на Украине. На торжественном вечере, посвященном этой дате, наряду с традиционным гала-концертом, состоялось гашение почтовой марки и художественного конверта, выпущенных к годовщине театра «Почтой Донбасса».
Первоначально театр, созданный в 1932 году, базировался в Луганске, входившем в состав прежней Донецкой области, которая лишь в июне 1938 года была разделена на Сталинскую и Ворошиловградскую области (нынешние Донецкая и Луганская). Но волею судьбы настоящим годом становления стал грозовой 1941-й, в котором театр обосновался в новом здании, возведенном по проекту архитектора Людвига Котовского и предназначенном именно для театра оперы и балета. Свой первый сезон в Сталино коллектив, который возглавлял тогда выдающийся оперный режиссер, последователь системы Станиславского в музыкальном театре, заслуженный артист РСФСР Иосиф Лапицкий, открыл премьерой оперы М.Глинки «Иван Сусанин», состоявшейся 12 апреля 1941 года.
О напряженности работы коллектива свидетельствует репертуарная афиша театра на 1941 год, в которую вошли опера Ш. Гуно «Фауст» - премьера состоялась 4 мая 1941г., опера Р. Леонкавалло «Паяцы» - премьера 22 мая, опера Дж. Россини «Севильский цирюльник» - премьера в июне.
А 7 августа 1941 года, когда страна уже отражала нападение фашистской Германии, состоялась премьера первого балетного спектакля «Лауренсия» А. Крейна. Война досрочно завершила первый сезон театра – его коллектив был эвакуирован в Киргизию, сначала в село Сазановку, а затем в город Пржевальск, где продолжал работать над созданием новых спектаклей, параллельно выступая с концертами в воинских частях и госпиталях.
21 октября 1941 года в Сталино вошли немцы и союзные им итальянцы и румыны. Оккупанты решили использовать здание театра по прямому назначению, о чем протрубила коллаборационистская газета «Донецкий вестник» -орган так называемой «Юзовской» городской управы. Она известила остававшихся в городе жителей о том, что 1 января 1942 года Украинский музыкально-драматический театр открывает свой сезон оперой С. Гулак–Артемовского «Запорожец за Дунаем». Кто пел со сцены и для какого зрителя – сейчас уже не узнать. Но вот уже с июня 1942 года директором и режиссером театра был назначен режиссер Мюнхенской оперы Тони Грашбергер и театр переименовывается на Городской театр оперы и балета. А через год, буквально накануне освобождения города от фашистов оккупанты, отбросив ложную скромность, и вовсе переименовывают театр, нарекая его «Front–Oper Stalino».
Не помогло. Более того – весьма символично, что первый алый штурмовой стяг красноармейцы, ворвавшиеся в областной центр, 7 сентября водрузили именно над зданием оперного театра, не обратив внимания на комендатуру, располагавшуюся в годы оккупации фактически напротив театра.
Возвратившемуся в апреле 1944 года из эвакуации коллективу довольно быстро удалось «прибраться» за незваными «зарубежными гостями» и их местными пособниками. Продолжающаяся война, которая уже подходила к границам Советского Союза, продиктовала выбор текущего репертуара. И уже в сентябре 1944 года в театре состоялась премьера оперы А. Бородина «Князь Игорь». С этой постановки и начался отсчет мирного творческого периода театра, за послевоенные годы ставшего фактически бессменным центром музыкальной культуры Донецкого края, популяризатором классического и современного оперного и балетного искусства, классической оперетты, музыкальных спектаклей для детей.
В творческих кругах бывшего СССР Донецкий театр называли «лабораторией современной оперы». Большая заслуга в этом главного режиссера театра, народного артиста Украины Александра Здиховского, который за годы своей работы в театре поставил более 70 оперных и музыкальных спектаклей. Впервые на Украине именно на сцене Донецкого театра оперы и балета поставлены оперы: «Обручение в монастыре», «Семен Котко» С. Прокофьева, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Андре Шенье» У. Джордано, «Ярослав Мудрый» Ю. Мейтуса и другие
Стоит отметить, что с учетом политической конъюнктуры коллектив театра осуществлял и постановки спектаклей, обращаясь к произведениям современных украинских композиторов. Отмеченные официальной критикой, они тем не менее не вызывали восторгов у публики, воспитанной на произведениях русской и европейской классики. Исключения составили разве что оперы «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского и «Наталка Полтавка» Н. Лысенко. В то же время при полных аншлагах проходили спектакли «Шуралле» Ф. Яруллина, «Кето и Коте» В. Думбадзе, «Спартак» А. Хачатуряна, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова и другие.
На сцене Донецкого театра в разные годы танцевали и пели такие корифеи и мастера сцены, как народные артисты Советского Союза Иван Козловский, Сергей Лемешев, Мария Биешу, Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Юрий Гуляев, Анатолий Соловьяненко и многие другие.
Своеобразным творческим отчетом стали проходившие с 13 сентября по 1 октября 1979 года на сцене Московского государственного академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко гастроли Донецкого государственного академического русского театра оперы и балета. За две с половиной недели были показаны 22 спектакля, которые посетили более 30 тысяч зрителей.
Но особую известность театру принесли проводимые с 1994 года международные фестивали «Звезды мирового балета», основателем и художественным руководителем которого является Вадим Писарев – народный артист Украины, лауреат международных конкурсов артистов балета в Москве, Хельсинки, Париже, Джексоне, удостоенный в 1995 году приза ЮНЕСКО «Лучший танцовщик мира». Сегодня Вадим Писарев, как художественный руководитель театра, сосредоточен на сохранении традиций классического, в первую очередь - русского балета. В одном из интервью, оценивая требование украинских радикалов забывать все русское, Вадим назвал этот клич как менталитет провинции. «Я не представляю, как без шедевров русской классики будет существовать Украина, да и вообще — весь мир. Без Чайковского, Бородина, Шостаковича... А как без Пушкина жить? Классика принадлежит всему человечеству», - подчеркнул артист.
Созданная в 1992 году при театре школа балетного мастерства Вадима Писарева стала настоящей «кузницей кадров» для труппы театра, В полном смысле слова – здесь одновременно оттачивалось мастерство и закалялись характеры будущих артистов. Сегодня выпускники школы танцуют в разных городах и странах мира - в Москве и Санкт-Петербурге, в Словакии и Амстердаме. Яна Саленко — одна из лучших балерин Европы. Денис Черевичко — ведущий солист Венской Штатс-оперы.
А для тех, кому еще только предстоит в будущем стать примами и премьерами, дирекцией театра был организован Международный фестиваль детских балетных спектаклей «Гран Па», в котором принимали участие воспитанники разных хореографических школ с Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья. В Донецк юные балерины и танцовщики ехали охотно, предвкушая возможность не только себя показать на сцене настоящего театра, но и других посмотреть. А также обменяться друг с другом понравившимися номерами и постановками.
И все же, не преуменьшая заслуг вокалистов театра – солистов и хористов, следует отметить – его визитной карточкой в последнюю четверть века является все-таки фестиваль «Звезды мирового балета». Все более наглевшие украинские националисты, терроризировавшие киевские драматические и оперные театры, требуя от них введения в репертуар спектаклей по произведениям украинских авторов, далеко не сразу углядели опасность, которую представлял, казалось бы, далекий от политики балетный форум в Донецке.
Впрочем, в Киеве тамошняя «новая элита» и о Донецке имела весьма смутное представление. Помнится, в 1996 году один из ведущих журналистов столичного телеканала «1+1», беседуя в прямом эфире с Вадимом Писаревым, спросил: «А как такой небольшой городишко, как Донецк, может проводить такие масштабные фестивали балета?», чем ввел в ступор своего собеседника, но изрядно развеселил телезрителей в Донбассе.
На протяжении двух десятков лет балетное созвездие вспыхивало над Донецком ежегодно. В разные годы здесь выступили в общей сложности более 400 звезд мирового балета из 30 стран мира. В первую очередь – из России, для балерин и танцовщиков которой донецкий фестиваль давно стал родным – за прошедшие годы на сцене Донбасс оперы блистали Нина Ананиашвили, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Нина Семизорова и Марк Перетокин, Илзе и Андрис Лиепа, Алексей Ратманский, Анастасия Волочкова, Николай Цискаридзе. Со временем планка фестиваля поднялась до такого уровня, что участие в нем стали принимать целые хореографические коллективы известных театров мира – Большого и Мариинского, Московского государственного театра «Российский балет» под руководством Вячеслава Гордеева, Московского театра танца «Гжель», Датского Королевского балета и других. Более того – своим присутствием на фестивале его в разные годы «освятили» такие легендарные мега-звезды балета, как Галина Уланова, Юрий Григорович, Владимир Васильев и Михаил Лавровский.
Однако война, развязанная националистами против не признавшего государственный переворот Донбасса и упорно именуемая ими «антитеррористической операцией», чуть было не закрыла последний лист фестивального календаря. Более того – под угрозой оказалась и дальнейшая судьба самого театра. На северной и западной окраинах Донецка шли тяжелые бои, город подвергался ежедневным артиллерийским, минометным и ракетным обстрелам. Досталось и постройкам в центре шахтерской столицы, в том числе и зданию оперного театра. Взрывной волной выбитые окна и двери, повреждения, наносимые разлетавшимися по внутренним помещениям осколками. Артисты и все служащие спасались в специально обустроенном в театре бомбоубежище. От прямого попадания в складское помещение сгорели декорации семи лучших спектаклей.
Тогда, летом 2014 года, дирекцией театра коллектив был отправлен в отпуск. И никто не знал, сколько он продлится и закончится вообще когда-нибудь. Надежда появилась к осени, после летних успехов ополчения, сумевшего отбросить карателей-нацистов и стабилизировать обстановку на линии фронта. Тогда, как вспоминает Писарев, актеры заявили, что готовы работать, несмотря ни на что. Конечно, не все артисты вернулись в труппу - кто-то перешел в театры Одессы и Львова, некоторые приняли московские коллективы. Но те, кто остался, работают с полной отдачей, понимая, что каждый спектакль может оказаться последним. Вместе с земляками хлебнули горя, спасаясь от бомбежек в подвалах и бомбоубежищах.
Война отменила вечерние спектакли, перенеся их начало на полдень. В дни наиболее массированных обстрелов спектакли отменялись. Сейчас, когда в городе стало поспокойнее, время начала спектаклей – 16 часов с учетом наступления комендантского часа, до которого зрителям нужно добраться домой. Театру удалось за короткий срок восстановить все оперы и балеты, декорации которых уничтожила война. Среди них — «Летучий голландец», «Аида», «Кармен», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Царская невеста».
По мнению заведующей литературно-драматической частью Донецкого академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко Татьяны Мельниковой, театр за военные годы словно повзрослел, вернее – возмужал и закалился. «Вот парадокс – к нам, работающим в нескольких километрах от линии фронта, едут на постоянную работу артисты. Вот мужской состав балета пополнился за последнее время пятью танцовщиками, приехавшими из России, а главное - из других городов Украины. И в оперную труппу приняты несколько певцов и певиц с чудесными голосами».
Мельникова – одна из тех, кто вместе с директором театра Василием Рябеньким в военном 2014-м приложили все усилия к тому, чтобы сохранить театр. Татьяна Ивановна вспоминает, как собирали разъехавшийся было коллектив, как уже осенью первого года войны, когда были освобождены от карателей первые города ДНР, состоялись первые спектакли. «Почти бесплатные – в зале разве что треть зрителей занимала места «согласно купленным билетам», остальных, среди которых в подавляющем большинстве были военные, прибывшие с передовой, директор велел впустить просто так. Спектакль прошел при аншлаге и под овации. А по окончании зрители вставали на колени и благодарили директора за то, что театр ожил. Василий Иванович, буквально накануне войны перенесший сложнейшую операцию, не находил себе места – за стенами театра громыхали разрывы снарядов и мин». Все это директор пропускал через свое сердце – и канонаду, доносившуюся сквозь стены, и разбомбленный карателями располагавшийся в районе шахты имени Засядько склад театральных декораций… И сердце руководителя не выдержало такой нагрузки…
А спасенный им театр продолжает работать, не обращая внимания на хулу и клевету украинских СМИ, на неопределенность «Минских соглашений», на де-юре «замороженную», но де-факто продолжающуюся войну, которая оказалась бессильна перед наступлением искусства.
И вновь листает свой «хореографический календарь» фестиваль «Звезды мирового балета», с которым в 2014 году поторопились было распрощаться балетоманы. Уже в 2015-м на сцену тетра вышли участники очередного праздника классического танца. А в нынешнем году состоялся очередной, уже XXIII фестиваль, в котором по традиции приняли участие российские и белорусские артисты. Но нельзя не отметить мужество балерин и танцовщиков из США, Нидерландов, Южной Кореи и Болгарии - стран, власти которых послушно поддержали санкции против России в связи с ее надуманной «агрессией» в Донбассе. К тому же наверняка артистам балета, прибывшим в Донецк, грозит занесение в списки пресловутого сайта-доносчика «Миротворец», куда давно уже автоматически попадают люди творческих профессий, рискнувшие выступить в возвратившемся в Россию Крыму или на территории ДНР или ЛНР. Впрочем, по мнению гостя фестиваля и «долгожителя» этого сайта, народного артиста СССР Иосифа Кобзона, «Па-де-де из «Дон-Кихота» сильнее киевских снарядов и мин».