80 лет детской писательнице Галине Владимировне Лебедевой

Корр.: Нет, наверное, в нашей стране такого человека, ни разу не посмотревшего мультик про Машу, которая поссорилась с подушкой по сказке  Галины Лебедевой. 20 июня этого года автору исполнилось бы 80 лет. Сегодня на вопросы корреспондента ответит ее дочь, Екатерина Жданова. 

Когда Галина Лебедева начала писать стихи?

Галя Лебедева начала писать стихи и рассказы в 8 лет. На формирование ее вкуса, на мировоззрение повлиял переезд семьи заграницу, в командировку. В конце сороковых ей довелось жить в красивой благополучной Финляндии, в Мариенхамн (главный город Аландских островов).

Мой дедушка был посольским работником, шифровальщиком. После эвакуации в Башкирию, после голода и разрухи они оказались в сказочной стране, казавшейся раем на Земле. Дети референтов жили при посольстве, им не особенно докучали уроками. Маму и ее братика Славу учила читать и писать их мама, моя бабушка. Тогда-то и появились первые рифмованные строчки.

О чем же они были?

Мама говорила, что после Победы все были воодушевлены ею, писали подвиге народа, о великом Сталине и полководцах Красной Армии, о Родине и лучших человеческих качествах. О дружбе, товариществе, а еще о природе и басни. Басни очень тогда были популярны. Именно моя бабушка усмотрела у Гали литературные способности. Она требовала, чтобы дочь писала ежедневно, отрабатывала приемы чистописания и сочиняла стихи.

Наверное, времени свободного у детей было мало?

Напротив. Дети много читали, гуляли, занимались музыкой, пением, танцами, а больше уроками этикета. Поэтому, когда они вернулись в Москву, мама пошла в сразу в 4 класс, и начались проблемы с математикой. И позже точные науки ей не давались. 

Зато воображение развито было очень хорошо. Еще бы! Ведь им посчастливилось расти на цветных мультфильмах Диснея. Тогда это было что-то невероятное, как и картины с голливудскими кинодивами. Картины с Марикой Рёкк, Бэтт Дэвис, Чарли Чаплином они смотрели по многу раз. И  все капустники, театральные выступления в школе, стенгазеты были всегда на ней. В школе заметили, как она хорошо пишет сочинения, декламирует и рекомендовали записаться в литературный кружок при Дворце пионеров в переулке Стопани. 

Там занимались талантливые ребята, занятия посещали Агния Барто, Самуил Маршак и другие знаменитые писатели. Они много дали тем ребятам. Среди них был Гриша Офштейн (замечательный сценарист Григорий Горин), кажется, дочь литературоведа  Жирмундского Тамара, Лариса Румарчук. Дружили, читали свои работы друг другу, разбирали тексты.

В 1955 году Галя легко поступила в Литературный институт им. Горького. Конкурс в 1955 году был около 60 человек на место. Она хорошо знала немецкий, показала переводы из Гейне, своего любимого тогда поэта. И очень была начитанной девочкой.

1 литинститут крупно.jpg

А публикации уже были?

Да. К моменту поступления у нее был целый альбом  публикаций, папа (мой дедушка) заботливо вырезал, наклеивал, внимательно следил за ее успехами и публикациями в «Пионерской правде».

Когда подавала документы, встретилась с моим отцом, выпускником Ленинградского Военно-Морского Нахимовского училища. На сочинении по литературе он подсказал ей правильный ход рассуждения, с кем сравнить Маяковского и на кого его стихи потом влияли. Они поженились на втором курсе. Ему было 19, ей 18 лет.

К кому из мастеров они попали на семинары?

Папа к Михаилу Светлову, а Мама к Коваленкову. На семинары Светлова стекались и поэты и прозаики со всего потока. Не хватало стульев, тащили из других аудиторий. Сидели друг на друге, так было интересно и весело. Но Светлов был уже смертельно болен, его ребят разобрали другие мастера. 

Так мама и папа оказались на семинаре Александра Коваленкова. Мама писала «взрослые» стихи. Но без личного опыта 17-летней девчонке не давалась серьезная лирика. Коваленков посоветовал ей попробовать писать для детей и у нее получилось. Практику она проходила в журнале «Весёлые картинки», вместе с чудесным молодым художником Чижиковым.

Атмосфера была творческой, кипела комсомольская жизнь. На курсе было много талантливых студентов, учителя были первоклассные. Но кто же повлиял на детского писателя Галину Лебедеву больше всех?

Думаю, без  Игоря Жданова моя мама не сформировалась бы как писатель. Она и сама много раз говорила нам это. Ее представления о мире были вполне наивны. А он подсказывал, направлял, формировал кругозор, литературный вкус,  рекомендовал книги для обязательного прочтения. В том числе и подцензурные, запретные. 

Ходили рукописные альбомы стихов Марины Цветаевой, передавались из рук в руки стихи Ольги Бергольц, Бориса Корнилова, Павла Васильева. Страшно представить, но Сергея Есенина, Николая Гумилева, Анну Ахматову, Николая Заболоцкого и книги многих других замечательных писателей (русского зарубежья, например) нельзя было купить в магазине, как сейчас. Этих поэтов учили наизусть, читали в полголоса друг другу. Но и стукачи не спали… 

Как складывалась дальнейшая литературная судьба Галины Лебедевой?

В 1960 году они вышли из института. Игорь Жданов уже был тогда редактором издательства «Советский писатель» отдела русской и советской прозы. А мама стала работать в газете Первого часового завода, а позже, когда родилась Маша, моя старшая сестра, устроилась воспитательницей в садик. Отец не выдержал бытовых проблем и удрал от пеленок в армию, за новыми стихами. 

И тут начался творческий рассвет Галины Лебедевой, ее вдохновляла маленькая дочка. Старт в литературе был многообещающим: 1963 году у мамы выходят сразу две книжки в Детгизе: сборники детских стихов "Капитан" и "Муравьиная страна".

5.jpeg

В 1964 в ленинградском отделении выходит стихотворение «Баня» отдельной книжкой. Тиражи полумиллионные. Сейчас «Как Маша поссорилась с подушкой» и «Муравьиная страна» выпускаются в практически том же виде издательством «Речь». Чуть-чуть изменен формат, а черно-белую «Машу» раскрасили в два цвета.

Маша обложка Пронин.jpeg

Прототипом сказки «Как Маша поссорилась с подушкой» стала ваша сестра Мария?

Думаю, да. Хоть я уже и появилась на свет к выходу книжки, Мама срисовала мою сестру, заодно предсказала и её будущую жизнь. Она копия героини из одноименного мультфильма. Жизнелюбива и любознательна, оптимистична, любит путешествовать и попадать в разные ситуации.

У каждого человека бывают судьбоносные встречи. Кто или  что помогало еще в творческой жизни писательнице?

Сыграла серьезную роль в судьбе Галины Лебедевой встреча с художником-мультипликатором Львом Яковлевичем Мильчиным. Началась работа над сценарием, было много слез и маминого ропота, потому что пропали все диалоги, остались лишь ключевые фразы: «подушка душная, одеяло кусачее», «на тебе косточку, с ней слаще спится»… 

Конечно, Василий Ливанов замечательно рассказал сказку, но увы, — от третьего лица. Несмотря на то, что мама не отстояла актерское озвучание по ролям, мультфильм получил первую прокатную категорию и стал очень популярным. Но мамин характер запомнился и следующие серии с героиней Машей были нарисованы силами более сговорчивых и покладистых мультипликаторов.

После  выхода на экраны мультфильма книжку про Машу перевели на 50 языков мира. Издательство «Радуга» регулярно присылала ним по почте книжки со смешными иностранными шрифтами. 
Помимо европейских языков я помню арабский, хинди, сомали…  Жаль, за переводы книг тогда платили копейки. Потом Мильчин нарисовал еще мультик «Огуречная лошадка». Но с маминой повестью-сказкой в полтора авторских листа сценарий десятиминутного фильма почти не имеет ничего общего. А на самом деле, история не о том, что вырос огурец на грядке, похожий на лошадку, чтобы кататься на нем. Нет. Это интересная, серьезная книжка, философская, с очень нестандартными героями и ситуациями.

Расскажите поподробнее про сказку «Огуречная Лошадка». Как сложилась ее судьба?

4.jpeg

Я любила эту сказку, ведь она посвящена мне. Ее не печатали. То нет в стране бумаги, то не то, это не так. В сорок лет мама стала бабушкой, и бабушкой образцовой, самоотверженной. Она ушла с головой в педагогику. Это стало новым толчком для творчества: писала не только стихи и сказки, а и сценарии для новогодних елок, других праздников. Она стала вести занятия по эстетике, творческому развитию и литературе в известном детском коллективе — народной хоровой студии "Веснянка", куда заодно водила внуков. Полностью переключившись, она изменила писательству. 

И тогда я начала рисовать мамину "Огуречную лошадку", просто так, поддержать, чтобы в ней творческий дух, да и у меня было вдохновение тогда. 

Я работала на ВГТРК и имела доступ к цифровой технике, монтажной, компьютеру. Тут я и перепечатала мамины старые рукописи, которыми она не дорожила совершенно. 
Мама была отличная артистка: заводная, весёлая, что называется, характерная. Друзья из Театра на Таганке говорили ей часто, мол, «в тебе, Галка, умирает артистка». Я даже снимала ее несколько раз в сюжетах для рубрик телеканала «Деловая Россия». 

То она у меня обманутая пенсионерка, то ее обокрал карманник. 

Лишь один раз она сыграла саму себя, писательницу Галину Лебедеву. И книжка наша рукописная тоже там показана подробно. Это формат А3, акварельные рисунки на каждой странице, ее рукой написанный текст. Книжку я не дорисовала, осталось лишь концовку проиллюстрировать. Когда-нибудь дорисую еще. А несколько картинок пошли на оформление кассет и дисков с аудио спектаклем «Приключения Огуречной Лошадки», который увидел свет в 2003 году в издательстве «Твик Лирек».

Для этого издательства мама как артистка у микрофона работала несколько лет. Ее голосом озвучены и русские народные, и литературные, и сказки народов мира.

Расскажите о работе над этим спектаклем «Приключения Огуречной Лошадки».

Я так  решила: пусть не печатают, ладно. А я сделаю аудио версию. Я умела монтировать звук и у меня были связи среди звукооператоров и артистов театра. Но первые два проекта — это не «Лошадка». Это брендовые  "Как Маша поссорилась с подушкой" и "Музыка счастья", они вышли в 2001—2002 годах в ИД "ТДК", за что низкий поклон Александру Емецу, который взялся пропагандировать наше творчество.

Я написала музыку к сказкам и стихам, мне очень повезло с аранжировщиком — Игорем Игоревичем Натуриным, очень вдумчивым и талантливым музыкантом.   Потом только, в 2003 году, по ее сказке я записала и смонтировала спектакль "Приключения Огуречной Лошадки". В работе принимали участие знаменитые народные артисты, работать с которыми и честь, и хорошая школа: Вера Васильева, Александр Леньков, Александр Воеводин, Ирина Муравьева, Людмила Гнилова, детские роли играли мои дочки Зоя и Аня, племянник Андрей Васильев. Даже мама играла в своем спектакле Белку. 

Продюсирование взял на себя Владимир Титов, мой муж. То есть это семейное дело.

Мне говорили, что спектакль дети заслушивают до дыр. И сегодня на выступлениях я общаюсь с детьми, для которых «Огуречная Лошадка» любимая книга.

Спектакль  шел много раз по "Детскому радио", издавался в ИД "Твик-Лирек" и "Ардис". 

А бумажная  книга так и не выходила?

Выходила. В 2008 году, к 70-летию мамы. Картинки нарисовал по моему заказу художник-иллюстратор Борис Владимирович Тржемецкий. Мне бы хотелось, чтобы она была переиздана к 80-летию, сейчас я веду об этом переговоры. Книжка очень полюбилась, дети часто ее берут в библиотеке. 

Я много езжу по школам, выступаю, беседую и пропагандирую мамины книги, поэтому, знаю это точно.

Увидели свет книги: «Дружная семейка», «Счастливое гнездо», «Мамин день рождения», «Петельки». Тематически их объединяет понятие полной, счастливой семьи, созидаемой на любви и добром, бережном отношении друг к другу. Счастье — это творчество в семье.

А к 80-летию Галины Лебедевой издательства выпустили новые книги?

Вышли новые-старые книги. Издательство «Речь» выпустило книгу большого формата, в которой под одной обложкой собрано пять сказок с подробными и смешными своими деталями рисунками талантливого художника-мультипликатора Юрия Пронина. Ранее они же выходили как книжки-осьмушки, малышки карманного формата, а теперь чуть больше А4.

1.jpeg

Издательство Московской Патриархии заинтересовалось рассказами Галины Лебедевой последних лет жизни. Книжка одобрена и проходит цензуру, называться будет «Колькино лето». 
Это очень душевные, поучительные и в то же время милые и веселые рассказы про то, как мальчик проводит время у деда с бабушкой в деревне. Старики его учат всему, что умеют сами. Колька рохля такой, а его подруга Полинка — егоза и заводила. Прототипом стал правнук писательницы, Николай, а Полинка — моя двоюродная племянница. Имена сохранены.

Я веду переговоры с издательством «Русич» о переиздании выходивших ранее в нем книг сказок мамы. «Как Маша поссорилась с подушкой» завершает сборник стихов и сказок современных авторов «Мои день и ночь» издательства Эксмо.

Это очень приятно. Но конечно же, хотелось бы обратить внимание издателей на стихи и другие сказки Галины Лебедевой: «Про Снежную Бабу», «Как Заяц был львом», «Репка наоборот», «Мой лев», «Одуванчик», «Артисты». Это проверенная временем классика, на прилавках магазинов она не залеживается.

Вы выросли в творческой обстановке. Повлияла ли она на выбор вашей профессии?

Опыт, полученный в моей писательской семье, замечания отца и работа с матерью над словом дали мне творческий толчок для самоопределения и самостоятельной работы. Не сразу я решилась пойти по стопам родителей. Путь этот труден, а коммерческий успех не всегда зависит лишь от таланта. Нужно иметь способности творческой личности несвойственные: уметь дружить, крутиться. Тут нужен еще и организаторский талант, не всегда стыкующийся с созерцательностью и мировоззрением художника, прибывающем  в творческом процессе. 

Но я не могу жить без литературного творчества. Я пробовала молчать, не сочинять. Я даже не записывала свои стихи, считая их недостойными этого. Все случилось само собой. Нужно кому-то было поднять упавшее знамя. После смерти отца я собрала свои рассказы для взрослых и показала Леониду Васильевичу Ханбекову. Он похвалил и сказал немедленно отнести документы в Литературный институт. За что я ему очень-очень благодарна.
И мои дочери успешно учатся теперь в этом легендарном вузе. Гены.

3.jpeg

С дочерью Г. Лебедевой — Екатериной Ждановой — беседовала Зоя Титова.
 

5
1
Средняя оценка: 2.79096
Проголосовало: 354