Офицер и аристократ советского кино. К 85-летию Василия Ланового

16 января – день рождения любимого советского и российского актера. 

Родился будущий талант в 1934 году в Москве. Кстати, его родители не были коренными столичными жителями – простые крестьяне из Одесской области, они приехали в Москву всего за 3 года до рождения сына.
Ирония судьбы – скажем, знаменитая советская артистка Любовь Орлова, сыгравшая главные роли в популярных комедиях «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» и т.д. была по происхождению потомственной дворянкой из старинного дворянского рода. Но на экране ей чаще приходилось играть «простушек», девушек из села или рабочих окраин.
А вот сыну простых крестьян было суждено прославиться в кино ролями как раз аристократов. Так, уже во второй своей роли, в фильме «300 лет назад», посвященном освободительной борьбе украинцев под руководством Богдана Хмельницкого против Польши, Лановой сыграл польского поручика.
Да, в 1957 году молодой актер сыграл главную роль в «Павке Корчагине», снятом по известной книге Николая Островского «Как закалялась сталь». Но, пожалуй, это был случай, когда «исключение лишь подтверждает правило». 
Ну не тот типаж был у Ланового, чтобы играть простых, пусть и героических, пареньков рабоче-крестьянского происхождения с минимумом образования! Похоже, это в конце концов поняли и кураторы советского кино, спустя 16 лет дав «отмашку» на выход 6-серийного «римейка» по культовой книге. На этот раз уже с куда больше вписывающимся в имидж юного революционера актером Владимиром Конкиным. 
Действительно, спустя всего несколько лет Василий Лановой сыграл за короткий период несколько блестящих «аристократических» ролей в кино. Капитана Артура Грея в «Алых парусах», Анатоля Курагина в «Войне и мире», наконец – Алексея Вронского в «Анне Карениной». 
Говорят, в советское время артистам, которые сыграли хоть раз роль Ленина, после этого не разрешали играть роли негативных персонажей, чтобы, видя последних на экране, зрители даже слегка не ассоциировали их с вождем революции. А тут молодежь будет смотреть на подвиги Павки Корчагина, помня при этом образы блистательных графов и царских офицеров? Лучше уж поменьше показывать революционную киноленту по телевидению – сняв вместо нее взамен новую… 

***

Но не стоит думать, что образы, воплощаемые Лановым, были каким-то зловредным заговором пресловутых «шестидесятников» и прочих «ново-мышленцев» (вспоминая любимый перл недоброй памяти Михал Сергеича Горбачева), пытавшихся уже тогда «взорвать изнутри» ненавистную для них «коммунистическую идеологию».
А еще не стоит пытаться втискивать советскую систему в целом и культуру в частности в «прокрустовы рамки» выдуманных самими же либералами пропагандистских антисоветских «штампов» о якобы «убогости» и «односторонности» этих явлений. 
На самом деле «рафинированная» пролетарская романтика если и имела место в СССР, то разве что в 20-30-е годы. А после победы «сталинской группы» над радикалами-троцкистами, требовавшими бросить СССР в безумную авантюру во имя победы «мировой революции», власть начала процесс заимствования лучшего из того, что было достигнуто в России до революции.
И в первую очередь, этот процесс коснулся как раз восстановления лучших воинских традиций. Не «палочной дисциплины» и «шпицрутенов» для «низших чинов», конечно, а настоящего культа «офицерской чести», верности долгу, беззаветного служения Отечеству.
Потому уже к началу войны в Красной Армии были восстановлены «царские» звания, к середине Великой Отечественной – ранее так ненавистные «золотые погоны». Да и те же «кадетские корпуса» под названием «суворовских училищ», с подачи графа Игнатьева, советника Сталина. Были введены ордена имени знаменитых полководцев и флотоводцев прошлого – Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова.
Но это не было каким-то «предательством идеалов». Ведь само слово «аристократия», согласно древнегреческому философу Аристотелю, означает всего лишь «власть лучшего меньшинства». Другими словами – элиты. 
Так ведь элита существует в любом обществе и при любом социально-экономическом строе! И княжеские, а позже царские дворяне поначалу были не «рассобачившимися» помещиками, а «дружинниками», элитными воинами, получавшими поместья для обеспечения себя в постоянной боеготовности к ратной службе. 
А та же большевистская партия, пока она к 70-80-м не превратилась в значительной мере в сборище карьеристов и приспособленцев, чем это не элита, своего рода «аристократия» государства рабочих и крестьян?
Тут главное, чтобы «власть меньшинства» была властью именно меньшинства лучшего, а не худшего. В противном случае, это, опять же по Аристотелю, будет уже не аристократия, а олигархия. 
И дворяне были в старой России элитой, пока они занимались изначально возложенными на них делом, защитой страны и ее управлением. А вот когда вместо служения началось откровенное паразитирование – все эти «балы, шампанское, лакеи, юнкера» (вплоть до проматывания в карты и где-нибудь в казино Монте-Карло громадных состояний), бывшая элита превратилась в «балласт». И закономерно была сметена с исторической сцены в 1917 году.
Однако «свято место пусто не бывает». И на смену обанкротившимся элитам царской России пришли новые люди. И у них тоже возник запрос на соответствующее «оформление» своих «корпораций», правил общения, стремление авторитетно выглядеть в глазах окружающих.

***

Так что Василий Лановой в своих киноработах не только будил ностальгию по блеску и лоску былых времен из романов российских классиков. Он создавал образы новых киногероев, настоящих «новых аристократов» Страны Советов – управленцев, ученых, военных, правоохранителей, сотрудников спецслужб. Особенно у него получались роли «людей в погонах».
Так и поныне, наверное, самой знаменитой ролью Василия Семеновича является Иван Варавва из фильма «Офицеры». Которого мастер играет с одинаковой убедительностью как в качестве командира кавалеристского взвода, воющего с басмачами в середине 20-х, так и спустя 40 лет, ставшим солидным генерал-полковником в Министерстве Обороны. 
Но главное в этой культовой картине – слова: «есть такая профессия – Родину защищать», верность которым ее герои сохраняют всю свою жизнь. 
До 91 года Лановой сыграл еще множество защитников Отечества. Защищающих страну и от преступников (полковник МУРа в «Петровка-38», «Огарева-6»), и от вражеских шпионов («Пятьдесят на пятьдесят»), и от гитлеровских захватчиков («Солдаты свободы», «Юнга Северного Флота»).
Иногда, правда, приходилось играть ему и врагов – как, например, эсэсовского генерала Карла Вольфа, ведущего переговоры в Берне с Алленом Даллесом в любимом советском сериале «17 мгновений весны». Впрочем, блестящая игра актера была вполне в духе общего замысла картины – показать, что СССР выиграл страшную войну не у дебилов и дегенератов, образца антифашистских «агиток» времен войны, типа «Антоша Рыбкин», а у очень умелых и умных врагов. Что лишь добавляет чести нашей Великой Победе.

***

Впрочем, в годы «безвременья», когда «лучшие друзья Запада» развалили СССР, обозвав его «тюрьмой народов», Василию Семеновичу пришлось однажды сыграть в несвойственном ему амплуа – в фильме «Черный квадрат». Снятому по книге маститого «антисоветчика»-эмигранта Незнанского, с соответствующим «отображением мрачной советской действительности» времен возглавления СССР Юрием Андроповым. 
Для лучшего «клеймения советских недостатков» в сюжете и был выведен генерал КГБ Василий Кассарин. Просто-таки эпический злодей, не гнушающийся бандитскими налетами на «курьеров ЦК» (ну да, как же не обойтись без пресловутого «золота партии»?) и просто откровенной уголовщиной. 
Но даже этот «высосанный из пальца» образ Лановой сыграл настолько блестяще, что вместо ожидаемого от зрителей отвращения-негодования генерал Кассарин вызывает, как минимум, уважение. Пусть и как враг, но сильная, «харизматическая» личность, да еще сотрудник такой организации, которая и поныне вызывает при упоминании почти мистический трепет. 

***

Дальше, к счастью, волна мазохистского оплевывания «проклятого советского прошлого» в российском кинематографе, как минимум, в отношении сотрудников спецслужб, быстро начала сходить на нет. И Василий Лановой играл уже пусть и «кгбистов»-отставников, но вполне положительных персонажей, например, работающими начальниками частных охранных структур. 
Довелось ему сыграть и в сериале «Офицеры-2» 2006 года. Пусть и небольшую роль, но как бы «перекидывающую мостик» между героями первых «Офицеров» 1971 года, и теми, кто защищает Родину в наше время.
И, конечно же, Василий Семенович буквально «нарасхват» на роли знаменитых государственных деятелей. Кого он только не сыграл... Лишь Феликса Эдмундовича Дзержинского он воплощал на экране трижды, а уже в «нулевые» сыграл и одного из его «преемников» по госбезопасности,  Юрия Андропова. Играл Льва Троцкого и нескольких византийских императоров в исторических фильмах. И даже в последней экранизации «Трех мушкетеров» от Сергея Жигунова играть кардинала Ришелье тоже поручили Лановому. 
И везде корифей отечественного экрана наделял своих положительных героев качествами, могущими вызвать уважение и желание подражать – невероятную харизму, талант руководителя, благородство, честь, готовность отдать жизнь за свои убеждения и свободу страны. Теми чертами характера, которые являются обязательными для представителей истинной элиты, настоящей аристократии во все времена.
И сегодня, в день рождения великого артиста, выразим ему глубокую благодарность за киношедевры с его участием и пожелаем новых творческих успехов на радость зрителям!    
 

5
1
Средняя оценка: 2.7844
Проголосовало: 218