«Писал для взрослых, сохранивших в душе ребенка...»
«Писал для взрослых, сохранивших в душе ребенка...»
Виталий Бианки
(11 февраля 1894 года — 10 июня 1959 года)
Жил себе на свете маленький мальчик. Очень любознательный. Смотрел на свет широко раскрытыми глазами и всё удивлялся: до чего интересно вокруг! Деревья такие разные, а сколько цветков, есть совсем малюсенькие, еле-то рассмотришь синие и розовые лепестки. А иные совсем большие: красные, белые, жёлтые. Да разве все цвета перечислишь, пальцев на руках не хватит! И почему так необычно устроен мир?!
По рассказам отца в лесу пёстрых птиц видимо невидимо и зверья много разного. Как хочется мальчишке увидеть всё это. Повезло ему с отцом! Валентин Львович Бианки работал учёным-орнитологом в Зоологическом музее Академии наук в Санкт-Петербурге и отлично разбирался во всякой земной живности, что летает, ползает, скачет и плавает. И этот свой профессиональный интерес сумел передать сыну Виталию.
Как-то раз забрал он сына в музей, большая коллекция разных птиц, зверей и насекомых поразила воображение мальчика! Только всё это были чучела, а вот какие они настоящие в вольном лесном и степном просторе? Какие у них повадки, где ночуют и чем питаются? Много вопросов возникло у пытливого мальчика. Почему у одной птички нос тонкий, а у другой похож на лопатку, может быть загнут кверху или смотрит вниз острым крючком?
Мальчишка заболел сказочным миром природы. Чтобы увидеть необычное, пытливому пареньку не нужно было ходить в «тридевятое царство, тридесятое государство». Сказка была всегда рядом с домом, на даче и в лесу, куда частенько забирал его отец.
Вот за окном прыгают, беспечно чирикают воробьи, на обледенелой берёзе, нахохлившись, сидит большая ворона. У них своя занимательная жизнь. А почему на деревьях появляются ведьмины мётлы — тёмные шары листвы, и отчего их так называют? А как птица ореховка находит в зимнем лесу орешки, запрятанные под занесёнными снегом корнями деревьев?
Сказка эта поселилась в душе мальчика и определила всю его дальнейшую жизнь. Уже повзрослев, Виталий Бианки захотел поделиться своей сказкой с другими — маленькими и взрослыми. Первая его книга вышла в 1923 году и называлась «Чей нос лучше?».
Читайте, малыши, удивляйтесь, как мне пришлось удивлялся в детстве, сколько, оказывается, в мире обладателей необычных носов! Всем он необходим для своих неотложных дел! У мухоловки нос малюсенький и тонкий, пеликан — обладатель солидного носа с мешком, небольшая вроде бы птичка дятел, а нос длинный, острый и крепкий, словно стальной, а вот у ястреба нос схож на мощный крючок.
Почему птицы такие разные, прямого ответа в книжке нет, да и слишком сложный ответ получится, пусть уж дети сами попробуют его найти. В этом особенность творчества писателя Виталия Бианки — не просто рассказывать о какой-то пичуге или зверушке, а заинтересовать малыша, чтобы ему интересно было узнать о повадках лесных обитателей. Так исподволь, читая книги Виталия Бианки, дети (автор этих строк тоже) неназойливо приобщались к миру природы, учились его понимать и любить.
Уже взрослым Бианки скажет: «Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни... — от этой силы. Благословенна она и во мне и в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде».
На всю жизнь остался Виталий Бианки жизнерадостным любознательным мальчишкой. Такой он в своих рассказах и сказках, а у него их более 300. Все они о доброжелательном отношении к «братьям нашим меньшим». Не только к четвероногим друзьям человека, как это обычно понимается, а ко всему миру живой природы. Порой за мельтешением нашей такой суматошной жизни и заметить-то его не всегда получается, а что уж тогда говорить о сострадании к нему? Научиться его любить и бережно относиться к нему призывал писатель Виталий Бианки.
***
Виталий Валентинович Бианки коренной ленинградец, а точнее — петербуржец, потому что родился в Санкт-Петербурге. В необычной его фамилии, переиначенной на итальянский лад, прослеживаются немецкие корни. Выходец из дворянской семьи, он получил хорошее домашнее воспитание, рос крепким, спортивным парнем. В составе петербургской футбольной команды даже стал в 1913 году обладателем Весеннего кубка Санкт-Петербурга.
Бианки мечтал продолжить отцовское дело и хотел стать орнитологом. Когда ему исполнился 21 год, поступил в университет, но революционный 1917-й перечеркнул все его студенческие надежды. Призвали в армию. После кратких военных курсов, в звании прапорщика, его направили в артиллерийский полк. Перипетии военной судьбы забросили его в Поволжье и на Урал, потом оказался в Сибири и на Алтае. Здесь его мобилизовали в армию Колчака, но сумел дезертировать.
В то весьма непростое время такая переменчивая судьба не была какой-то диковинкой. Революционные события сняли со своих насиженных мест миллионы людей, все они стали невольными странниками на обширных российских просторах. Скрываясь от преследования, Бианки «подправил» свою фамилию, стал Бианки-Белянин. Так и прожил с этой фамилией в паспорте до самой своей смерти.
Алтайский Бийск оказался судьбоносным для молодого человека. Здесь он нашёл своё семейное счастье. Женился Бианки рано, ещё в Петербурге, но вынужденные скитания по стране охладили чувства. С первой женой, хотя у них уже был сын, пришлось расстаться. В Бийске, работая в школе, где преподавал биологию, Бианки познакомился с учительницей иностранных языков Верой Николаевной Клюжевой. Они обвенчались и вместе прожили долгие годы, в браке у них родилась дочь Елена и два мальчика Виталий и Валентин.
Не стоит забывать, какое стояло тогда на дворе время. На петербуржца, волею судьбы оказавшегося в Бийске, посматривали косо, хотя он уже работал в отделе народного образования и преподавал в народном университете орнитологию. Сумел-таки отец привить сыну свою любовь к птичьему роду-племени.
Виталия Бианки несколько раз арестовывали, «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооруженного восстания против советской власти» явно не внушал доверия. И чтобы не испытывать судьбу, Бианки пришлось спешно уезжать с семьёй из Бийска. Он вернулся на свою родину в Петроград и активно занялся литературным трудом. В родном городе издал первую свою книгу рассказов для детей «Чей нос лучше?».
Уже в Ленинграде Виталию Бианки пришлось пережить ещё несколько суровых моментов в своей жизни. Опять были аресты и ссылки, и только благодаря ходатайству известных людей, в их числе был Максим Горький и его жена Екатерина Пешкова, всё обошлось.
Теперь он уже мог спокойно заниматься литературной работой. Как опытный мастер детского рассказа, открыл свою литературную студию для начинающих писателей, связавших свою творческую судьбу с рассказами о природе. Учениками Бианки считали себя известные советские писатели Николай Сладков, Борис Житков, доктор биологических наук Нина Павлова.
Тяготы и переживания беспокойной жизни сказались на сердце. Когда началась Великая Отечественная война, в армию его не забрали, а потом эвакуировали из Ленинграда. А тут ещё возникли проблемы с ногами. Тяжело для человека, исходившего тысячи километров по родной земле, стать вдруг малоподвижным, а по сути — инвалидом. Такие желанные встречи с природой пришлось навсегда оставить.
Умер Бианки, когда началось лето и природа во всём своём великолепии и таинственном многообразии весело потянулась навстречу солнцу. О ней всегда с глубоким уважением говорил детский писатель Виталий Бианки. Случилось это 10 июня 1959 года. Похоронили его на Богословском кладбище Ленинграда.
***
С детства запомнилась книга Виталия Бианки «Лесная газета», когда её читал, открывал для себя совсем незнакомый мир, полный таинственных лесных звуков и запахов. Не всегда он был приветливым, там хищные совы ловили мышей, а высоко над головой кружил ястреб. По неизведанной лесной глухомани, где полно всякой ягоды и запросто можно заблудиться, бродил бурый медведь.
Коротенькие рассказы о зиме и лете, осени и весне, о том, что происходит каждый месяц в лесу. Когда читал, радостно становилось на душе. Такая магия слова была в этих рассказах, что хотелось сразу же бежать в лес, чтобы спасти «зайчишку-белячишку», который слишком рано одел белую шубку, а снега-то нет. И дрожит под кустом, бедолажный, боится, чтобы его не заметил ястреб или не схватила лисица. И охотник ведь может нагрянуть!
Взять хотя бы февраль, он у нас сейчас за окном. Бианки вспоминает меткую народную пословицу, что «вьюги да метели под февраль полетели», говорит, что это «самый трудный зимний месяц» для птиц и зверей. Очень уж они отощали от голода и ждут не дождутся тепла. Только синица радуется выглянувшему солнцу и звонко заводит своё «тень-тень-тень». А рано ещё ждать весны, морозы обязательно будут.
Сосновая роща была недалеко от моего дома. Неприглядными казались окоченевшие от холода сосны, совсем не хотелось гулять среди них в зимнюю пору, когда с трудом ходишь по глубокому снегу, высоко поднимая ноги в валенках и растирая прихваченные морозом уши. Но рассказы Бианки заставили пойти в заметённую снегом рощу. Там вдыхал горьковатый запах мёрзлой сосновой коры, видел как озабоченно прыгала по ветке застывшей берёзы и звонко пела нарядная синица. Зимний лес вдруг показался сказочным. За такой чудный миг, подаренный мне в детстве писателем Виталием Бианки, я глубоко ему признателен. Он разбудил в моём сердце неизбывную тягу к природе, и живёт она во мне вот уже много лет.
Виталий Бианки учил видеть сказку в обыденном, ведь она всегда рядом с нами. Если только не смотреть всё время себе под ноги и зацикливаться на своих проблемах. У ребёнка они детские, но мирового масштаба! У взрослого совсем иные, но тоже глобальные! А ведь стоит оглянуться по сторонам, как много вокруг интересного! И может, захочется тогда приостановиться и задуматься, попытаться понять окружающий мир, чтобы «распутать непонятное, разведать неизведанное, понять тайное» (В. Бианки, «Слово о краеведении»). И тогда стушуются, отойдут все житейские беды-невзгоды, покажутся не такими уж важными перед великой тайной нашего Бытия. Природа — самый лучший лекарь душевных травм, случайных или причинённых по злому умыслу.
В детстве много пришлось прочитать книжек о природе. Горячий отклик в душе нашла книга канадского писателя Сетона-Томпсона «Рассказы о животных». Рассказы о чёрно-буром лисе Домино и Мустанге-иноходце заставили переживать до слёз. Мудрый лис и дикий жеребец проиграли свою борьбу с человеком, люди вытеснили их с привычного места обитания. Жеребец погиб, Домино остался живой, но долго ли ещё он выдержит жёсткий натиск человека, сумеет ли отстоять своё право жить там, где определено ему природой?
По силе воздействия на маленького читателя книги Виталия Бианки смело можно поставить в один ряд с книгами Сетона-Томпсона. Только у Бианки животные и человек не соперничают друг с другом, а живут в дружбе. Человек живёт среди природы и зависит от неё, она зависит от людей. Мы — взаимозависимые. Об этом «сказки-несказки» Виталия Бианки для маленьких детей.
Чтобы понимать природу, нужно хоть изредка выбираться из дома на вольный простор, но не на весёлый пикник, после которого на опушке леса часто остаётся лишь груда мусора. Бианки вспоминал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей».
Конечно, далеко не каждый назовёт по имени, отчеству и фамилии всех лесных обитателей, но разве незнакомая красивая птица не вызывает восхищение и желание как можно дольше смотреть на неё, не причинив ей никакого вреда? А ведь это уже шаг к бережному отношению к природе, к чему призывал Виталий Бианки. И делал это он совсем не менторским тоном, без всякой нравоучительной морали. В этом прелесть его рассказов для маленьких. Да разве только для них? Рассказанное без «заумин» легко запоминается, поневоле относишься с симпатией к герою рассказа, будь-то какая-либо зверушка или муравей, которого порыв ветра занёс далеко от родного дома. До сих пор помнится мультфильм, снятый по рассказу Бианки о предприимчивом муравье-путешественнике. Пришлось ему проявить недюжинную смекалку, чтобы до захода солнца попасть в свой муравейник.
И сейчас, когда иду в лес по грибы-ягоды, вспыхивают в душе детские воспоминания, навеянные рассказами Бианки. И грустно думается, что уже давно не поёт лес, а всё потому, что вокруг его распаханные поля, обильно политые химикатами. Сгубили они разноголосое птичье царство. Пустынно стало в лесных зарослях, не слышно веселого птичьего гама.
А птичьих голосов так много в рассказах Бианки! Долгие годы звучали по радио его знаменитые «Вести из леса». «У скворешни сели, щёлкали клювом грачи... Здравствуй весна! С первым апреля!». Ворон и сорока живо рассказывали о весенних птичьих хлопотах: «Воробьёвы, Скворцовы, Голубевы срочно ищут строительный материал... Скорее достраивайте скворечники и дуплянки».
А ну-ка, ребятки, угадайте: «Не каша, а птица». Детям интересно и шлют они свои ответы, гадая, что же это за птица такая? А это, оказывается, овсянка, обычная, не больше воробья, птичка в средней полосе России. А когда спят зайцы? Оказывается, ночью они ищут себе пищу, а спят днём — «дневнюют». У них совсем не так, как у людей, а по-своему, «по-заячьи».
Ворон Воронявский живо рассказывает о спортивных достижениях птиц. Полярная крачка получила золотую медаль за дальность перелёта, пролетев 24 тысячи километров из Австралии в Ленинградскую область. А «переспала» всех летучая мышь-ушан, провисела вниз головой с октября по апрель.
Такая необычная подача материала сделала радиопередачу Виталия Бианки популярной, дети делились своими наблюдениями в письмах в редакцию. Долгие годы «Вести из леса» звучали по радио после смерти писателя.
***
До Бианки никто в русской, советской литературе так не рассказывал о животных. Отец и сын Аксаковы, Тургенев, Пришвин и Паустовский — все они любили природу, красиво её описывали. Но были охотниками, походить с ружьём и подстрелить пару-тройку рябчиков или зайца доставляло им удовольствие. Бианки был учёным, животных и птиц знал досконально, хотя тоже иногда брал в руки ружьё, однако убитая дичь не вызывала у него безудержного веселья. В своих детских рассказах он всегда становился на сторону того же зайчишки, дрожащего от страха под кустом, что его может настигнуть охотник. Сострадание ко всякой зверушке, беззащитной перед человеком с ружьём, одно из главных достоинств его рассказов.
Виталий Бианки и Аркадий Гайдар писали в одно время. Оба учили детей быть патриотами, хотя в слово «патриотизм» каждый из них вкладывал свой смысл. Патриотизм Гайдара можно назвать военным, он призывал без всяких сантиментов защищать родину от врагов. Патриотизм Бианки совсем иного склада — гуманного. Он учил бережному отношению к родной природе, учил оберегать её от бездумных и бездушных людей, которым хоть трава не расти. Бианки и Гайдар — два таких разных писателя, однако, не забытых и в наши дни.
«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка», — сказал Виталий Бианки. Книги его, написанные понятным даже маленькому человечку слогом, до сих пор читают родители своим детям, потому что «это волшебные рассказы, которые учат добру, любознательности и бережному отношению к нашей природе». А это дорогого стоит, когда о творчестве писателя, уже давно ушедшего их жизни, так отзываются простые люди. Ведь для них он писал свои книги.