Валерий Чкалов: воздушный ас, народный любимец и... будущий лидер СССР?

2 февраля 1904 года родился Валерий Чкалов – один из самых знаменитых героев-летчиков 30-х годов. Но лишь его одного из этой славной плеяды руководство СССР готовило для высших государственных должностей. Не это ли и послужило причиной его гибели всего в 35 лет?

Родился будущий любимец миллионов советских людей в городке Василево (ныне – Чкаловск) Нижегородской губернии. Происхождение – самое, что ни на есть, пролетарское – отец был котельщиком казенных мастерских, мама – домохозяйкой. 
Валера с раннего детства рос очень смелым мальчиком – так, например, мог переплыть Волгу, нырял под плывущие там пароходы и баржи. 
А еще он был целеустремленным парнем и, уже работая подручным молотобойца, кочегаром, увидев однажды в 1919 году самолет, – страстно захотел стать летчиком. 
Мечта исполнилась не сразу, пришлось поступить добровольцем в Красную Армию (в 15 лет!), потом поработать сборщиком крылатых машин, и лишь в 1921 году его направили учиться в школу пилотов.
В течении трех последующих лет Валерий Павлович последовательно учился в четырёх военно-учебных заведениях РККА и, наконец, получил диплом военного летчика с хорошими оценками и характеристикой.
Но дальше его пилотская карьера стала очень «шероховатой». Душа молодого пилота требовала покорения максимальных «вершин» в пилотировании, а начальство смотрело на это далеко не всегда хорошо. Конечно, за «бреющий» пролет под одним из ленинградских мостов летчика лишь посадили на гауптвахту. 
Но когда в 1928 году после подобной же попытки экстремального полета зацепившийся крылом за провода самолет разбился, а Чкалов чудом остался живым, его даже приговорили к году тюрьмы и уволили из армии.
Впрочем, по ходатайству высшего командования, наркома обороны Ворошилова и замкомандующего ВВС РККА Алксниса, который сам с радостью устанавливал рекорды в небе, Валерия Павловича выпустили из заключения всего через месяц.
Правда, для прохождения службы в обычной «строевой» военной части его так и не допустили. Видимо, резонно решив, что служить там летчику такого класса – все равно, что попытаться «впрячь» в ломовую телегу вместо положенного «битюга» элитного «орловского рысака», созданного для блестящих побед на скачках. 

***

А потому с 1930 года Чкалов становится летчиком-испытателем – элитой советской военной авиации. За считанные годы он совершил более 800 испытательных полетов. А ведь каждый из них, на пока еще «необкатанной», а потому и потенциально опасной машине, сам по себе был риском для жизни. 
Незадолго до трагической гибели «аса» сам Сталин однажды спросил у него: «Почему вы никогда не берете с собой в полет парашют?» На что мужественный испытатель ответил: «Я не могу позволить себе бросить опытную машину, в которую вложен труд тысяч людей, а потому всегда стараюсь ее посадить, чтобы потом можно было обнаружить причины неполадок и устранить их». Другое дело, что до поры до времени Чкалову откровенно везло. 
Середина 30-х годов не только в СССР, но и во всем мире, ознаменовалась интересом к установлению новых авиационных рекордов. Высоты, дальности, продолжительности полета и т.п. Победителей чествовали, как героев. 
В некотором смысле, летчики-рекордсмены того времени по степени оказываемого уважения были сродни космонавтам тремя десятилетиями позже. Даже «протокол» их торжественных встреч очень напоминал таковой у того же Юрия Гагарина – проезд в открытом лимузине, ликующие толпы народа, бросаемые с тротуаров и балконов тысячи букетов и поздравительных листовок.
Валерий Чкалов впервые удостоился такого «триумфа» в августе 1936 года – после совершенного в июле сверхдальнего беспосадочного перелета в почти 10 тысяч км по маршруту Москва – Земля Франца-Иосифа – Северная Земля – Петропавловск-Камчатский – остров Удд (в Охотском море). Чкалов и его соратники по экипажу, Байдуков и Беляков, провели в небе без перерыва целых 56 часов! 

***

Впрочем, изначально этот полет задумывался по другому маршруту – через Северный Полюс в Сан-Франциско. До знаменитой «тройки» его, еще в 1935 году, пытался осуществить, еще один известный летчик – герой «челюскинской» эпопеи Сигизмунд Леваневский. Но тогда его самолет из-за неполадок вынужден был сесть вблизи Новгорода. 
Ирония судьбы: после осмотра выяснилось, что неполадка то была откровенно «плевой» – масло в кабину пилотов начало просачиваться просто из-за того, что его налили в бак слишком уж с большим «запасом». Но рейс уже был прерван. Следующую попытку Леваневский сделал только через 2 года и уже на другом самолете. Не одномоторном, как АНТ-25, на котором совершил свой рекорд Чкалов, а четырехмоторном, вроде бы более надежном.
Увы, как оказалось, надежность самолетов в условиях Арктики только количеством двигателей не определяется. И следующий полет Сигизмунда Александровича стал для него последним. Пропавшую машину отдельные энтузиасты ищут до сих пор, причем, география предполагаемого места катастрофы, по разным версиям, различается от безлюдных районов северной Канады до таких же необжитых мест Чукотки…

***

Но как бы там ни было, экипаж Чкалова на упоминаемом выше АНТ-25 свой исторический перелет в США через Северный полюс совершил! Это случилось в мае 1937 года – еще до трагической второй попытки Леваневского. «Медиа-эффект» в мире, как сказали бы сейчас, был просто оглушительным. 
Конечно, «средние американцы» и сейчас, и тогда, большей частью представляли Россию (или Союз) в виде крайне отсталой земли, где по улицам ходят белые медведи. Ну или в духе «Армагеддона» с Брюсом Уиллисом – где даже на российской околоземной станции единственный космонавт из-за неполадок «отсталого» оборудования ходит в шапке-ушанке. 
А тут такой «разрыв шаблона» – в Штаты прилетает своим ходом, даже еще впервые в мире через Северный Полюс, советский самолет! Эффект понятное дело, был сродни полету Гагарина в 1961 году – с тем же ликованием и поздравлениями.
Впрочем, в Москве Чкалову сотоварищи вручили за этот полет лишь орден Красного Знамени. Тоже почетную награду, конечно, как-никак, самую первую в истории Советского Государства, появившуюся в годы еще Гражданской войны. Тем более, что звание Героев Советского Союза с орденами Ленина отважные летчики получили еще за свой первый рекордный полет до острова Удд. А «многоразовое награждение» высшим знаком отличия Страны Советов в то время еще не практиковалось. 
Но все же награждение заметно меньшим по степени почета орденом за однозначно более сложное и опасное свершение (полет в Америку ведь почти весь проходил над ледяным Океаном, в условиях обледенения, с большим риском для жизни) выглядело как-то не очень логично…

***

Жизненный подвиг Валерия Чкалова прервался 15 декабря 1938 года – во время испытательного полета новейшего истребителя И-180 от КБ Поликарпова. В сильный мороз (- 25 градусов) у машины заглох мотор, а Валерий Павлович, как всегда, не взял с собой парашют. Впрочем, отважному летчику почти удалось посадить аварийный самолет, но в последний момент он задел крыльями за линию электропередач. 
Машину буквально «развалило на части», впрочем, непосредственной причиной гибели Чкалова стала травма головы, полученная им при ударе о сложенный вблизи места аварийной посадки штабель с металлоконструкциями.
С тех пор, особенно с момента распада СССР, в СМИ не утихают споры – случайной ли была гибель летчика-героя? Особенно «подлили масла в огонь» периодически появлявшиеся в прессе интервью детей Чкалова – сына Игоря и дочери Валерии.
Общим в них является тот момент, что незадолго до трагического полета в декабре 38 года Сталин будто бы предложил знаменитому «комбригу» возглавить … НКВД СССР! То есть стать преемником печально известного Николая Ежова – олицетворения того «террора 37-го года», который не слишком искушенные в истории люди связывают с именем Берии.

***

Кстати, как раз в истинности именно этого момента не сомневается и немалое число серьезных историков. Чкалов не имел опыта работы в «органах»? Так ведь «нарком» (министр) – это должность политическая! Там не «профильное образование» надо иметь (хоть сие и не возбраняется), а уметь «разъяснять политику партии» (как бы эта «партия» на данный момент не называлась) подчиненным. Руководить ими, поощрять за достижения, наказывать за недостатки.
В конце концов, Валерий Павлович был советским командиром, стало быть, командовать подчиненными умел. А в истории советских «органов» тоже было немало людей, которые вроде бы формально «находились не на своем месте», но работали достаточно умело. Скажем, один из заместителей Ежова по НКВД, Фриновский некоторое время проработал Наркомом военно-морского флота! Правда, чуть позже, за близость к опальному Ежову его расстреляли…
Но, например, другой, один из лучших руководителей советской «госбезопасности», генерал Серов, до направления на работу в аппарат НКВД, 14 лет служил в РККА … артиллеристом! Но это ничуть не помешало ему позже успешно направлять работу подчиненных и во главе КГБ, и чуть позже ГРУ МО СССР при Хрущеве. 
Так что сходу упрекать Чкалова «авансом» в прямо-таки однозначной «профнепригодности» в случае его согласия возгласить НКВД будет неправильно. Тем более, что согласно доминирующей версии, в «замы» потенциальному главе «госбезопасности» были бы назначены однозначные «профессионалы» – Берия и Меркулов. 
Да в общем, Валерий Павлович вроде однозначно от предложения и не отказывался, обещая подумать над ним серьезно, как только проведет успешные испытания злосчастного И-180, на котором он и разбился.

***

В связи с этим популярны и версии «заговора» – дескать, гибель прославленного летчика не была случайной, ее подстроили. Разноголосица наблюдается разве что по именам предполагаемых «заказчиков». Более мила современным либералам версия, по которой изничтожить Чкалова хотели и Сталин, и Берия.
«Вождь народов» якобы обиделся на ранее им же обласканного «аса». Дескать, потому что тот на одном из приемов повел себя «фамильярно», предложив «генсеку» «выпить на брудершафт». Ну а насчет Берии – так это же «и ежу понятно», он самолично желал быть «кровавым палачом». И категорически не желал иметь над собой хотя бы даже «свадебного генерала» в лице Чкалова.
Данные предположения, как видится, не выдерживают никакой критики. По самым разным причинам. Ну, например, чисто в «технических» деталях предполагаемого «убийства».
Право, даже преднамеренно устроить Чкалову неполадки с мотором его самолета – это ведь просто очень ненадежный способ отправить его на тот свет. С его-то летным мастерством! Ведь Валерий Павлович в своем последнем полете уже почти благополучно посадил самолет даже с выключенным двигателем, если бы на его пути не оказалась та злосчастная линия электропередач.
Право, если бы хоть Сталин лично, хоть Берия, уже ставший к этому времени практически «хозяином» НКВД (Ежов попросился в отставку еще в начале ноября) захотели бы устранить Чкалова, они бы сделали это так, что «комар носа не подточит». Автомобильная катастрофа (летчик любил быстро ездить на подаренном ему лично Сталиным «Паккарде»), авиационная авария (тот же Сталин подарил «асу» еще и личный самолет У-2).
Да наконец, можно было устроить просто «нападение неизвестных злоумышленников» или отравление ядом, не оставляющим следов. Вон, гитлеровского «прихвостня» Степана Бандеру, казненного агентом КГБ в Западной Германии, немцы искренне считали умершим от сердечного приступа, пока на их сторону не перешел «ликвидатор», предатель Сташинский, и не рассказал всю правду об этой акции.

***
Но ведь, оказывается, Берия не то, что не «подстраивал авиакатастрофу» любимцу Страны Советов, но, наоборот, пытался сделать все, чтобы ее предотвратить! И даже первый раз предотвратил – за три дня до реальной трагедии. 
Тогда на стол Сталину легла докладная записка, составленная сотрудниками НКВД относительно того, что И-180 на тот момент имеет целых 45 серьезных недоделок! А значит, выпускать его в воздух еще нельзя. Против этого возражал даже сам конструктор Поликарпов. 
Как раз 12 декабря, за 3 дня до трагедии, Чкалов уже было сел в кабину своего будущего «убийцы», но начало полета прервала телефонограмма с самого верха – полет прекратить! Недовольный летчик подчинился, но все же завел «для пробы» мотор. И двигатель вскоре заглох! 
Но к 15 декабря высшие должностные лица (не КБ, а завода-изготовителя) вновь клятвенно заверили, что машина к полету готова. За что потом, кстати говоря, поплатились длительными сроками заключения, и, думается, совершенно заслуженно. Но это, конечно, не смогло уже воскресить безвременно погибшего Валерия Павловича…

***

Так что если пресловутый «заговор» и был, то обвинять в его организации столь любимых для доморощенной «либерастни» в качестве «универсальных козлов отпущения» Сталина и Берию однозначно не следует.
Наоборот, стоит куда более внимательно отнестись к мнению сына Чкалова, Игоря Валерьевича насчет того, что «отец имел большое влияние на Сталина». А правда, почему бы «вождю» не испытывать симпатии к выходцу из простой рабочей семьи, ранее ни разу не замешанному в «аппаратных интригах», подобно подавляющему большинству «заклятых друзей»-соратников? 
А что летчик в легком подпитии (дело ж на торжественном обеде было) проявил некоторое «панибратство», так Иосиф Виссарионович регулярно приглашал все Политбюро к себе на дачу, как раз для участия в весьма серьезных по количеству выпитого пирушках. 
Просто это наиболее простой способ узнать, что человек думает на самом деле – скрытничать «под градусом» очень сложно. Так что, думается, Сталин имел к тому времени более, чем солидный опыт общения с самыми формально неприятными пьяными выходками гостей, но реагировал на них вполне снисходительно. 
Главное ведь – не «пьяные базары», а чтобы ведущие их люди что-то действительно нехорошее на трезвую голову не задумали…
И, похоже, в Чкалове вождь Страны Советов не сомневался. А потому и сообщил ему, что «есть мнение забрать Вас на руководящую государственную и партийную работу». Не просто «свадебным генералом», куда-нибудь в ничего не решающие реально депутаты Верховного Совета, как это нередко практиковалось в отношении других героев страны, вроде тех же знаменитых полярников или там «стахановцев».
Нет, Чкалову предлагался «портфель» одного из самых серьезных, «ключевых» Наркоматов. Потому что «профессионалы» там – это, конечно, хорошо, но еще лучше иметь там «око государево», «свежего человека», к тому же обязанного возвышением лично лидеру страны. 

***

Да в общем, выражение «взять на партийную и государственную работу» могло означать не только лишь кресло главы НКВД. Ведь если приглядеться, предшествующие годы Чкалова в некотором смысле однозначно «вели», помогая не столько даже в исполнении замыслов его рекордов. (А ведь раньше летчика за тоже самое даже было посадили). Но, в первую очередь, обеспечение этим рекордам, как сказали бы сейчас, «мощного пиара».
Не каждое ведь достижение сопровождалось встречей героев полным составом Политбюро с последующим триумфальным проездом в открытых машинах по Москве. Сталин так повышал свою популярность? Отчасти верно, но, по большому счету, она у него и так «зашкаливала» к тому времени.
А вот приучить население СССР по регулярно публикующимся фотографиям в газетах, что Чкалов находится рядом с вождем – это да. И что, это все лишь для того, чтобы «повысить авторитет НКВД, изрядно подупавший после ежовских репрессий»? 
Да полноте – в 38-м году не было ни Интернета, ни независимых газет, ни даже льющих грязь на Советский Союз пропагандистских «радиоголосов», появившихся на Западе лишь после Второй Мировой. Если даже подчиненные Ежова и арестовывали кого-то из близких родственников или там знакомых, остальные если не верили, что «это за дело», то, во всяком случае, считали, что это лишь «случайность», «отдельные недостатки».
Так что представлять гипотетическое назначение Чкалова на пост главы НКВД как некое возложение на заклание его авторитета, во имя обеления «кровавой гебни» – мягко говоря, нелогично.

***

Куда логичнее выглядит другое. Сталин мог видеть в известном летчике, которого он, в известном смысле слова «сделал сам» (открыв ему «зеленую улицу» для летных подвигов с последующей их популяризацией всем мощным аппаратом государственной пропаганды), не просто перспективного и верного политика «из низов». Но, вполне возможно, и своего потенциального «преемника» на случай неизбежной смерти, которая, понятное дело, рано или поздно должна была настать.
А разница в возрасте в 25 лет – неплохая гарантия, что дело всей жизни не перейдет в течении хотя бы четверти века в чужие, а то и враждебные руки. Как это и произошло в действительности после того, как преемником Сталина в 1953 году стал Хрущев.
Собственно, традиция назначения «соправителя»-наследника вполне в духе Византийской империи и даже московских царей допетровской эпохи. Такой «кесарь» (или «младой государь») постепенно учились от «старшего государя» искусству государственного управления, знакомились с отдельными «винтиками» госаппарата. 
А когда «старший царь» умирал, процесс передачи власти чаще был лишь формальностью, без всевозможных эксцессов, вроде заговоров и переворотов. Да и после формальной инаугурации следующего «автократора» государственная политика обычно слишком кардинально не менялась. Особенно – в смысле отношения к памяти усопшего главы государства.
Правда, на Руси «младшими государями» были обычно сыновья самодержцев. Но в Византии «кесарями» мог стать, кроме старшего сына, либо родственник «седьмая вода на киселе», либо вообще просто приближенный, верный друг. Про СССР и говорить нечего – «семейственность» там однозначно не приветствовалась. На уровне официальной идеологии, во всяком случае… 
Так что не исключено, что Сталин готовил Чкалову куда более «головокружительную» карьеру, чем принято считать. «Вождю ли народов» не знать, что власть лучше давать тому, кто к ней не стремится? В противном случае, можно стать самому жертвой «облагодетельствованного», если чуток ослабить осторожность.
Так что винить в смерти Чкалова Сталина и Берию не стоит. Другое дело, что за заговором, если он был, могли стоять и другие люди. 
С другой стороны, за период с конца 1938 и в первые месяцы 1939-го, кроме Чкалова трагически погибли в авиапроисшествиях еще четверо знаменитых летчиков, Героев Советского Союза – Бряндинский, Губенко, Серов и Полина Осипенко. 
Как там в известном анекдоте о Фрейде? «Иногда, дочка, банан – это просто банан». А покорение неба даже сейчас нередко заканчивается человеческими жертвами – достаточно даже бегло просмотреть новостные заметки хотя бы за последние несколько месяцев.
Так что вместо того, чтобы искать спустя 80 лет неких «заговорщиков» (вполне возможно, что не существовавших), лучше просто почтить память настоящего человека и гражданина Страны Советов, Летчика с Большой буквы, Валерия Чкалова… 

5
1
Средняя оценка: 2.91176
Проголосовало: 306