Чудесное «всё во всем»

Отклик на книгу Юрия Нечипоренко «Плыви, силач! Молодые годы Александра Пушкина»

Люди читают книги, чтобы что-то новое узнать или забыться, словно в детстве — улизнуть из обыденности, как вылезают в окошко тёплым летним вечером, чтобы поплавать среди звезд в дачном пруду или деревенской речке. 

Книга Юрия Нечипоренко — это чудесное «всё во всем», потому что это и плавание среди звезд, и узнавание нового, и уточнение-прояснение того, что казалось давно известным, но, благодаря ясному и удивительно доброму повествованию наконец-то факты и события прошлого ладно встают в ряд по своим местам, нанизываясь на хорду времени прошлого.
Сколько я раньше не читала о семье Пушкина, но только из книги «Плыви, силач!» уяснила чехарду с фамилией Пушкина среди его предков. Наконец-то стало ясно и понятно, что бабушка Пушкина со стороны матери — Надежды Осиповны — в девичестве тоже была Пушкина. Со стороны матери и отца — все они дальние родственники — Пушкины. 

А значит, сама судьба предвкушала, что «Пушкин наше все!» — и это прекрасная неизбежность. И так же ясно, милым, почти ласково домашним языком доверительно рассказано читателям о Пушкине. И Пушкин в книге Юрия Нечипоренко словно шаловливо спрыгнул со всех своих пьедесталов академизма и, как-то он стал ближе и понятнее современнику, читающему книгу Юрия Нечипоренко. 

07 (1).jpg

Кстати, хочу подкинуть милую деталь о «четвёртом» доме Пушкина в Москве. 

На странице 33 книги описано то, как дядюшка Пушкина со своей женой повезли в 1811 году в Петербурге маленького Сашу Пушкина в Лицей. Мой муж, Леонид Мудров — талантливый архитектор, работал над восстановлением дома Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, там же рядом он воссоздал дом, где была квартира Надежды Катаевой-Лыткиной и хранилище архивов (на месте снесённых Дома Притча и церкви «На Куриных ножках» Николая Чудотворца, он осуществил свой проект спортивной школы). 

.

Церковь Николая Чудотворца на Курьих ножках

Поскольку в ходе создания проекта и строительства здания школы он занимался документацией и историей этого места, то обнаружил, что на месте, где он строил, был дом, в котором семья дядюшки Пушкина снимала квартиру. Из этого дома и отправился Александр Пушкин в Лицей. Мы с мужем тогда попытались оповестить об этом общественность… Но идея о том, что надо бы на спортивную школу повесить памятную доску повисла в воздухе. Остался только осколок с рисунком — который был когда-то изразцом, украшавшим печь этого дома. Этот изразец Леонид Мудров поднял из котлована, который вырыли для будущего фундамента спортивной школы, которая теперь находится на месте снесенного когда-то старинного дома. Быть может, маленького Пушкина согревала печь, украшенная этим изразцом. 

Но — удивительны хитросплетения судьбы — маленький Пушкин отправился в Лицей, будучи соседом Марины Цветаевой, дом которой уцелел от прежней старомосковской жизни. Так что — и её «Мой Пушкин» оказался по-соседски правдив, не только на волне эмоций и восхищения его талантом, но и тем, что «у Бога все живы» и наша любовь обладает чудодействием приближения всего, что нам дорого и значимо. 

09.jpg

Вот так, всё и все мы рядом в вечности! Все мы соседи в этом мире, хотя по времени не всегда наше соседство совпадает. Ирония этого наблюдения намекает на то, что не нужно бояться поднимать темы настолько изученные, что стали шаблоном, как и жизнеописание Александра Сергеевича Пушкина. На волне любви и любования мы приплываем друг к другу из разных времен, и нам всегда есть, что рассказать друг другу о своем времени, о многом важном и сокровенном, дорогом нашему сердцу. 

Книга Юрия Нечипоренко «Плыви, силач!» — удивительно свежа и непосредственна, в ней Саша Пушкин такой живой, жизнерадостный — сначала малыш, а потом и подросток, близкий и понятный сегодняшним детям. Поэтому Саша Пушкин, сбегающий к читателям со страниц книги Юрия Нечипоренко, пренебрегая всеми условностями времени и пространства, шаловливо нарушая эти правила — становится хорошим другом и приятелем читающих подростков, что так необходимо сегодня современной детской литературе. Создание образа друга-приятеля раздвигает границы условности граней между прошлым и настоящим. 

10.jpg

«Плыви, силач!» — это смелый поступок автора, решившегося взяться за материал, казалось бы, хорошо и давно изученный. Но смелость кладоискателя, и азарт искренней любви к своему герою будущей книги — не подвели Юрия Нечипоренко и в этот раз! И клад откопан и извлечен из-под наслоений пыльного академизма. И весело сверкает, радуя читателей свежестью изложения, изумительными иллюстрациями художника Евгения Подколзина, пронизанными той же интонацией радости обретения новизны впечатлений от путешествия в прошлое.

11 (1).jpg

Книга удивительно гармонична и по современной, но благородной литературной строке, и в своей образности. Она обладает волшебным притяжением, её не хочется выпускать из рук. В ней живет очаровательное содружество слова; литературного и воплощенного в образах, созданных художником.

«Плыви, силач!» — удачное и веселое название книги, которое так и хочется, как мячик в бадминтоне, отбить-«переадресовать» и самому автору этой замечательной книги. А проще, пожелать — удачи и любви читателей.

5
1
Средняя оценка: 2.5343
Проголосовало: 277