«А он, мятежный, просит бури...»

…Летом 2014 года шли ожесточённые бои за Донецк и тяжелораненых ополченцев постоянно привозили в больницы столицы. Легкораненых и тех, кому требовалось дальнейшее долечивание, направляли в Первый военный госпиталь. Его организовали волонтёры в Корпусе для оздоровления чернобыльцев Донецкого клинического территориального медицинского объединения уже 6 июня. Госпиталь не находился ни на чьём балансе и не финансировался. Ставить раненых на ноги помогали неравнодушные люди. Просуществовал он полтора года – до 6 декабря 2015 года. За это время там медицинскую помощь получили 5,5 тысяч раненых и контуженых ополченцев, а также те, кто вернулся из украинского плена. А около 7,5 тысяч бойцов в этом госпитале пролечились амбулаторно.
И в эти трудные для ДНР моменты рядом с ранеными ополченцами всегда находились песня и поэзия, которые наряду с прославленным певцом, народным артистом СССР Иосифом Кобзоном дарили клиентам госпиталя и исполнители из недавно созданной концертной бригады «Донбасский характер». А особый отклик у выздоравливающих бойцов вызывали стихотворение «Воля» и поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, включённые в репертуар коллектива. Строки, выплеснутые в мир пылающим сердцем, были им бесконечно близки и понятны:

…О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?

Ладони ополченцев невольно сжимались в кулаки, выражение лиц становилось строгим. Они, как и литературные герои великого поэта, также боролись за свободу и волю, только в настоящее время против ВСУ – за независимость своего края. А харизма произведений М.Ю. Лермонтова заставляла их вставать, проситься на выписку и идти дальше – сражаться за Родину…

…Общепринятым является утверждение, что Лермонтов – певец свободы. При этом свобода в его творчестве рассматривается как мотив. Так это утверждается и в «Лермонтовской энциклопедии»: свобода описана как один из мотивов. В то же время в этой энциклопедии используются два слова: «свобода» и «воля». Автор статьи употребляет эти слова не как синонимы. Он указывает, что воля связана с фольклорным пониманием и что воля, по Лермонтову, – «нечто исконно природное, составляющее безмерную, абсолютную ценность бытия и личности». Воля – «высшее начало, несравнимое даже со счастьем». Воля выше, ценнее свободы. Но главное всё-таки в творчестве поэта – не формулы, не рассуждения, а живая жизнь героя.
Часто Лермонтов говорит о вольных славянах. Убеждает, что их колокола ранее звенели только свободе. Естественно, в те времена нужно было защищаться от чужеземного ига. В стихотворении «Новгород» автор упрекает сынов славян, что мужество они уже давно потеряли. Также тема свободы проявляется в стихотворениях об отдельной личности. К примеру, «Листок». Здесь растения одушевлены. Лист дуба оторвала буря, а в своих свободных странствиях он засох. Стал проситься к молодому деревцу на берегу моря, как к девушке. Но она гордо отказала: зачем ей этот странник с его историями? Как видим, у такой воли есть оборотная сторона. Нет гарантии, что страннику дадут приют. Свободу ярче чувствуешь, если её не хватает. Вот «Узник» Лермонтова мучается за «решёткой». Он призывает дать ему коня, чтоб спастись, но на деле герой – просто одинок.… И «Пленному рыцарю» из подземелья только смерть видится освобождением. И всё же, как признаётся автор, в груди живы чувства, кровь кипит, мыслей много, и они уносят любого узника на свободу. Мысли в темницу не посадить! 

Очень пронзительно по смыслу и содержанию стихотворение «Белеет парус одинокий»… Грозное бушующее море, ветер ревёт в парусах, скрипит и гнётся мачта одинокого судёнышка. Лишь в тумане белым пятном светится парус. Это кто же рискнул в такую бурю выйти из гавани, когда другие суда жмутся к пирсу? Что ищет одинокий скиталец в этой бушующей стихии? Бежит к счастью? Или бежит от счастья? Но почему? Вот, наконец, погода наладилась. И появился луч солнца. Но это не нравится одинокому моряку. Он опять хочет кинуться в бурю. Там ему спокойнее, там ему никто не мешает, никто не докучает. Видимо, в буре для него лучше, чем на твёрдой земле. Как же надо было «достать» человека, что он готов метаться по бурлящему морю на утлом судёнышке? Думается, что это уже непосредственно сам Лермонтов мечется по штормовому морю под этим белым парусом. Но уж лучше так, чем жить на ненавистной земле. Тем более что на тверди над поэтом мрачно довлеет магия перевёрнутых чисел.
Если сопоставить зеркальные годы (1814 и 1841) рождения и смерти Лермонтова, то довольно легко поверить в «лермонтовское проклятье». Анна Ахматова в 1964 году (150-я годовщина со дня рождения) напомнила поэту Анатолию Найману: «Это Лермонтов. В его годовщины всегда что-то жуткое случается. В столетие рождения, в 14-м году, Первая мировая, в столетие смерти, в 41-м, Великая Отечественная. Сто пятьдесят лет – дата так себе, ну и событие пожиже. Но всё-таки с небесным знамением…» Событие пожиже – это снятие с должности вождя Никиты Хрущёва. В 150-ю годовщину со дня гибели поэта распался СССР. А спустя двести лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова произошла и продолжается до сих пор одна из самых кровопролитных трагедий современности – война на Донбассе. Можно предположить, что и тут ещё не конец этого трагического ряда… 

В свою очередь, в «Воле» герой беден и свободен, у него, собственно, ничего и нет, кроме воли. Зато он, как и ополченцы Донецкой Народной Республики, напрямую общается со степью, с природой во всей её красе и многообразии, даже деревья ему – братья.
Герои Лермонтова живут в состоянии свободы, от которой они переходят к воле. Совершенно свободен сирота Мцыри, герой одноименной поэмы. Свободен от каких бы то ни было обязательств и богатый офицер Печорин, главный герой романа «Герой нашего времени». Абсолютно свободен герой поэмы «Демон». И как же они чувствуют себя в состоянии свободы, чем занимаются и чем это всё заканчивается? 
Мцыри, не монах, послушник, воспитанный в монастыре, ничего не говорит о христианстве или о монастыре, он просто сбежал из монастыря ради воли. Да, он оказался перед лицом страшных обстоятельств. Он прошёл через мучения голода и жажды, через схватку с диким зверем, через угрозы опасной горной природы. Жизнь на воле оказалась полной невыносимых лишений, которые отняли и силы и жизнь. Но он не ропщет на испытания. Он доволен, что доказал самому себе свою натуру борца: что был бы он «в краю отцов не из последних удальцов». И его свободолюбивая натура никогда не сможет смириться с аскетичной жизнью в монастыре. Там надо жить по распорядку, подавлять свои инстинкты и желания. А Мцыри вырос на свободе, среди дикой природы, среди детей гор – простых горцев, любивших свободу больше всего на свете. Вот он и бежит на свою маленькую родину, в свой аул, в свою семью, рискуя при этом жизнью. Уж лучше глоток свободы, пусть и дождь, и гроза, и нещадно палит солнце, и окружают дикие звери, чем сидеть в унылых четырёх стенах монастыря, но быть сытым и защищённым от всего. Даже перед лицом смерти он не перестаёт мечтать о свободе. Бедный подросток наконец обретает такую желанную свободу, но уже в другом мире.
Демон полон тоски. Ему-то чего недостает в атмосфере абсолютной свободы? Однако понадобилась Тамара. Он полюбил её, заставил полюбить себя, и она умерла, усилив его тоску одиночества. 

Печорин – армейский офицер. Не преследуя никаких явных целей, он не может миновать ни одной ситуации, свидетелем которой оказывается. В Тамани его внимание привлекли действия слепого мальчика и таинственной девушки. Он выследил их и разорил гнездо «честных контрабандистов». Если событие не предвидится, он его организует. Он спланировал похищение Бэлы, уговорив её брата выкрасть её и привезти Печорину в крепость, куда Казбич пригоняет баранов. Там Азамат украл Карагеза, лошадь Казбича, чрезвычайно им ценимую. В результате Казбич зарезал отца Бэлы и Азамата, Азамат исчез вместе с лошадью. Казбич выкрал и Бэлу, зарезал и её. Так был опустошён дом, куда однажды пригласили в гости Печорина. Он взревновал молоденькую княжну к раненому Грушницкому и, в сущности, спровоцировал дуэль, на которой убил молодого офицера Грушницкого, а Мэри душевно ранил. Его тактика такова: обаятельный и обходительный, он привлекает к себе и уничтожает. Сама судьба не устояла перед ним. В повести «Фаталист» среди офицеров зашёл спор о предопределении, то есть о роли судьбы в жизни человека. Тогда Печорин решил сразиться с самой судьбой. Объективно он совершает подвиг. Безоружный, он под дымовой завесой врывается через окно в избу, где заперся пьяный солдат, только что зарубивший офицера. Печорину удалось схватить преступника и сдать его ворвавшимся через дверь солдатам. Все его поздравляли. «И было с чем» – внутренне говорит он, соотнося свою победу не с казаком, а с самой судьбой.
Отдает ли себе отчёт Печорин в своих переживаниях? Не только отдаёт, но именно в самоанализе он видит высший смысл существования любого человека. «Душа, страдая и наслаждаясь, даёт во всём себе строгий отчёт… она проникается своей собственной жизнью… Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божие». Очень верно, если следствием самоанализа является раскаяние и исповедь. Но подобное очень далеко от Печорина. Печорин как будто бы строго судит себя. Он задаёт себе вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Он признаётся, что живёт «из любопытства: ожидаешь чего-то нового». И сам считает это смешным и досадным. И не раскаивается ни в чём.

А вот «Тучи» глубоко раскрывают то, что подразумевает Лермонтов под словом «свобода». Это значит – мыслить, мечтать, не зависеть от мнений и устоев, принятых в обществе.
Что же толкает Мцыри к барсу, Печорина – к людям, Демона – к Тамаре? Жажда общения. Но не ради гармоничного союза, а ради самоутверждения. Живой душе не свойственно замыкаться в себе. Она создана для жизни с другими людьми. Но свободолюбивая личность ищет общения с искажённой целью – доказать своё превосходство. Мцыри не пошёл к девушке, которая могла не оказать сопротивления и спокойно принять его в свой дом. Печорин не захотел жениться на Мери, хотя видел её любовь к нему и чувствовал, что сам влюблён. Им всем нужна война. «А он, мятежный, просит бури». Не для победы, а ради процесса подавления сопротивления. Если опасности нет – то он её создаст. 
Проблема свободы оказалась неотделимой от проблемы одиночества. Только одинокий свободен. У семейного или члена коллектива есть обязательства перед людьми: родителями, детьми, друзьями, сотрудниками. Что такое союз? Со-узы – совместные узы. Узы – это несвобода. 
Свободолюбивая личность ищет общения – но не для мирного сочетания, а для борьбы. Вот открытие Лермонтова. Вот его диагноз, который в своё время не был познан до конца: осторожно – свободолюбивый человек! 
И в то же время поэт призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания.
Лев Толстой с большим уважением писал о Лермонтове: «Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. Его “Бородино” – это зерно моей “Войны и мира”. Поживи Лермонтов чуть дольше – не нужен был бы ни я, ни Достоевский».
Таким мы гениального поэта и запомним!

5
1
Средняя оценка: 2.87
Проголосовало: 100