Подарок журналистам от украинских нардепов, или Как всем сразу закрыть рот

На Новый год принято делать подарки. Видимо, поэтому новые и неспелые, можно даже сказать зеленые (или зеленские?), украинские народные избранники решили сделать подарок под елочку для украинских журналистов. Именно журналистов, настоящих и вменяемых журналистов, потому что на пропагандистов, которые в современных украинских СМИ превалируют, не только законы, но и даже здравый смысл не распространяются. Заодно это подарок под елочку еще и для российских журналистов.

27 декабря в Верховную Раду подан законопроект закона «О медиа», который «направлен на обеспечение реализации права на свободу выражения мнений, права на получение разносторонней, достоверной и оперативной информации, на обеспечение плюрализма мнений и свободного распространения информации, на защиту национальных интересов Украины и прав пользователей медиа-сервисов, регулирования деятельности в сфере медиа в соответствии с принципами прозрачности, справедливости и беспристрастности, стимулирование конкурентной среды, равноправия и независимости СМИ».

Под его действие попадают не только СМИ, но и все подряд, что распространяет массовую информацию, включая онлайн-кинотеатры, а контроль возлагается на Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания, уже не раз принимавший решения по принципу «друзьям – все, врагам – закон». Во врагах у него числятся немногие украинские сайты и телеканалы, которые стараются давать объективную информацию о происходящем в стране и мире, а в друзьях, занимающиеся пропагандой светлых идей майдана, евро и НАТОинтеграции, пропагандой войны и огероиванием нацистов и коллаборационистов.

Давайте посмотрим, как всех этих хороших и правильных целей, указанных в преамбуле, хотят достичь законодатели.

И сходу в глоссарии: «Государство-агрессор (государство-оккупант) - государство, признанное Верховной Радой Украины государством-агрессором или государством-оккупантом».

А кто у нас государство-агрессор? Правильно! Это, конечно же, Российская Федерация! Кто ж еще-то? Ему – государству этому агрессивному – в законе посвящен целый раздел №9 с названием «Ограничения, связанные с вооруженной агрессией». Есть в нем, кроме государства-агрессора, правда, еще и какие-то непонятные его правопреемники. Может, украинские депутаты предполагают, что Россия как-то самоликвидируется, а на ее месте возникнет новое или новые государства, которые непременно тоже будут агрессивными в отношении Украины?

Итак, что же запрещено?

Запрещены «материалы, содержащие популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора (страны-оккупанта), его должностных лиц, лиц и организаций, контролируемых государством-агрессором (государством-оккупантом), и их отдельных действий, которые оправдывают или признают правомерной вооруженную агрессию, аннексию территории Украины, нарушение территориальной целостности, суверенитета Украины, в том числе публичное отрицание указанных действий».

Исходя из этого пункта, нельзя транслировать никакие выступления российских чиновников, в том числе и самого Путина. Фактически это означает запрет любой информации о России или из России, кроме негативной.

Запрещены «недостоверные материалы о вооруженной агрессии и действиях государства-агрессора (страны-оккупанта), его должностных лиц, лиц и организаций, контролируемых государством-агрессором (государством-оккупантом), в случае, если следствием этого является разжигание вражды и ненависти или призывы к насильственному изменения территориальной целостности или конституционного строя».

Если перевести это с чиновничьего языка на обычный, то это значит, что под запрет попадает объективное отражение того, что происходит на Донбассе, возможность давать разные точки зрения на это, потому что «достоверными материалами» будут только официальные сообщения, к примеру, штаба ООС. И плевать, что реальная их достоверность, как это не раз бывало, оказывается под большим вопросом.  

Запрещены «программы и материалы (кроме информационных и информационно-аналитических), в которых участвуют лица, внесенные в перечень угроз медиа-пространству Украины».

Как справедливо отметили коллеги-журналисты, «в новостях писать об актере Михаиле Пореченкове будет еще можно, а вот выпустить передачу о его творчестве – нет». 

«Запрещается положительное освещение деятельности органов власти государства-агрессора. Информация об их деятельности должна подаваться при соблюдении принципов объективности и сбалансированности».

«Объективностью и сбалансированностью» в данном случае будет то, что уже давно практикуют украинские журналисты, превратившиеся в пропагандистов. Вот, к примеру, если говорить о Крыме, то для «баланса» непременно нужно добавить, что он аннексирован (временно, конечно же) и глубоко в душе все еще остается Автономной республикой Крым, что произошло это в результате псевдореферендума, что правительство там тоже псевдо, а чиновники так называемые. Мост – картонный, он непременно рухнет, а едущие по нему автомобили – это компьютерная графика.

Все это – прямая цензура, хотя в другой статье законопроектчики говорят о ее недопустимости.

Еще один интересный момент - в законопроекте говорится о том, что владеть и контролировать СМИ в Украине не могут граждане РФ. Причем для Нацсовета хватит не только юридически установленных фактов, но и «признаков» того, что медиа контролируется россиянами. Что это за «признаки», никто не знает, а это значит, что они могут быть, какими вздумается Нацсовету по телевидению и радиовещанию.

Все это дает возможность блокировать на территории Украины любой российский ресурс, а не только те, которые уже заблокированы, а заодно и украинские ресурсы. 

Впрочем, для украинских ресурсов законодатели под елочку положили подарков даже больше, чем для российских, и наиболее интересна в этом отношении статья под номером 37, которую уже успели назвать 37-м годом. В ней тоже изложен перечень запретов.

Часть из них вполне стандартны. К примеру, запрет призывов к насильственной смене власти или оскорблению граждан по расовому и другим признакам. То есть то, что вполне одобряется Нацсоветом по телевидению и радиовещанию.

Но помимо стандартных, появились запреты и нестандартные. Например, запрет на оправдание оккупации части Украины, а также отрицание территориальной целостности страны.

Под этот пункт вполне можно подвести запрет рассказывать, что на Донбассе и в Крыму происходят какие-либо позитивные процессы. К примеру, что в Крыму дороги стали похожи на дороги, а на неподконтрольном Донбассе коммуналка в несколько раз дешевле, чем на подконтрольном. Все, что за пределами подконтрольной территории, можно только критиковать.

Прямо запрещено позитивное изображение коммунистических деятелей СССР от секретарей райкомов и выше, а также органов правопорядка. Можно, правда, хорошо показывать тех из них, кто развивал украинскую культуру и науку, но остальных - ни в коем случае. Можно говорить о достижениях УССР, но нельзя при этом упоминать, что они достигнуты при коммунистах, или все это сделали власти СССР. Все это происходило само собой – так же обезличенно, как «вечерело» или «светало».

Не забыли законотворцы и о запрете позитивного изображения нацистов, но в отличие от коммунистов, без каких-либо деталей. Поэтому совершенно непонятно, попадает ли под этот запрет героизация дивизии СС «Галиция», абверовских «Нахтигаль» и «Роланд», 21-й шуцманшафт батальона, УПА, ОУН и прочих коллаборантов.

Это лишь малая часть того, что придумали украинские народные избранники в своем проекте закона «О медиа», чтобы установить над ними тотальную политическую  цензуру.

Если коротко подытожить, то он вовсе не «направлен на обеспечение реализации права на свободу выражения мнений, права на получение разносторонней, достоверной и оперативной информации, на обеспечение плюрализма мнений и свободного распространения информации» и т. д., то есть на то все, что указано в его преамбуле.

5
1
Средняя оценка: 2.73944
Проголосовало: 284