Новый сборник стихов Раисы Мельниковой

 

 

 

 

В субботу 13 июня в вильнюсском Доме национальных общин состоялось первое, после жёсткого карантина, представление общественности нового – четвёртого, сборника стихотворений Раисы Мельниковой «Неслучайное пространство», - проникнут глубокими философскими смыслами. Гостей приветствовала директор Дома национальных общин Альвида Гедяминскене.

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

Альвида Гедаминскене

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

Приветствие Людмилы Рябенко-Зонн

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

Доктор гуманитарных наук Эляна Суодене

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

Доктор гуманитарных наук Елена Петровна Бахметьева

В зале собрались друзья и коллеги Раисы по литературному творчеству, говорили тёплые слова творческого напутствия – Людмила Рябенко (публикация опубликована ниже), руководитель каунасского клуба «Надежда» д.г.н. Эляна Суодене, исполняющий обязанности профессора Вильнюсского государственного университета Линас Сельмистрайтис, Лев Месенгисер - вице-президент литовского республиканского отделения Международной ассоциации писателей и публицистов.

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

Вице-президент литовского республиканского отделения МАПП Лев Месенгисер

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

Линас Сельмистрайтис

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

Председатель СРЛХ «РАРОГ», историк Валерий Иванов

Председатель Союза русских литератров и художников «РАРОГ» Валерий Иванов говорил о современных смыслах жизни, когда люди лишаются многовековых нравственных имеративов, позволивших человечеству через терни достичь звёздных вершин… Теперь задача творческих людей, в том числе вильнюссцев, в частности литераторов, не позволить культурную деградацию людей и их социумов в научно-технически развитых странах.

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

В заключении собравшимся было показано представление «Дух романтизма» в исполнении молодых людей Иры Зелениной и Линаса Лаукайтиса, по либретто и в режиссуре Раисы Мельниковой.

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

ТАЛАНТ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
«По эстетическим канонам»

«Свой философский образ создаю»
Раиса Мельникова

Поэзию Раисы Мельниковой выделяет приверженность классической гуманистической традиции. Воспитанная родниковой Беларусью, получившая основательное филологическое образование в многонациональной Литве, она долгим путём шла к складыванию своей цельной поэтической системы.
Начальный этап этого пути образно обозначен в финальных строках стихотворения «О времени в пространстве» (стр. 42 цикла «С думами о человеке», сборник «В измерении надежды и любви»): «Есть время наполнять познаний соты. // И время источать из сот свой мёд». Так сложилось биографически, что познавательно-просветительский период целиком был посвящён педагогической сфере, области разнообразной внеклассной, в том числе театральной студийной работы. За профессиональную активную деятельность Раисе Мельниковой в 1994 году было присвоено высокое звание педагога - эксперта по этике, а затем – и по театру. Накопленный огромный опыт был концептуально оформлен и изложен в ряде книг и учебных пособий по этике и воспитанию театром для средней школы на литовском языке (2007 - 2013 г.г.). Эти источники и сегодня востребованы по своей двоякой пользе: обилию ценного теоретического материала и мастерству претворения его в доступные конкретные творческие задания.
Создаётся впечатление, что книги, подобные «Мир – это сцена», послужили своеобразным внутренним стартом к поэтическому творчеству, к оформлению огромного культурного багажа в поэтическое Слово. Поэтический мир Раисы Мельниковой как бы раздвигает границы дальнейшего познания, как бы приглашает теперь уже не только зрителей, но и читателей к пристальному вглядыванию в окружающий внешний и также в свой внутренний мир. Это и есть последовавший этап «источения своего мёда», который, по мере углубления в него, открывает свои различные измерения и отличительные устоявшиеся черты, как то: интеллектуализм, острую публицистичность, созидание своего философского образа мира, обширный культурный диапазон с античных времён до дня сегодняшнего, яркую изобразительность и красочную палитру повествования. При этом в нём отсутствуют такие характерные для женской поэзии моменты, как зацикленность на своих переживаниях. Но это не означает, что Раиса Мельникова не отдаёт щедрую дань автопсихологизму. Наоборот, выделяемые автором циклы свидетельствуют о поступательном движении поэтической системы в сторону всё большего освоения новых граней окружающего мира, выработке собственного отношения к основным константам бытия – отношения интересного и поучительного для нас, её современников.
На наш взгляд, голос Времени, голос человека второй половины 20 века, достигающего нравственных и культурных высот, наиболее мощно звучит в циклах: «С думами о человеке», «Общения живая нить», «Коралловым энергии узором», «Расплескалась поэзия в красках», «В потоке времени» (сб. «В измерении надежды и любви»), «Животрепещущий нерв искусства» (сб. «Плывущие во времени»). В программных стихотворениях «Я расту корнями» и «Се человек» (сб. «В измерении надежды и любви») и других Раиса Мельникова от натурфилософских размышлений о человеке как о существе природном переходит к пониманию и изображению его как существа культурного, который строит себя сам, то есть утверждается в рамках философской антропологической традиции: «Ведь каждый для себя решит вконец // Не слушаться заветов и наветов, // Примерив человеческий венец». Венец достигается любовью, диалогом, общением, наконец, просто «верностью закону притяжения». В этом контексте смысл собственной жизни видится так: «В истории мы добрый след оставим, // Чтобы другие не сошли сорбит» (стр. 40, сб. «В измерении …»). Один из сущностных аспектов философии гуманизма – открытость миру и людям, сопереживание как «закон родства всех землян»: «От любви, от стыда и вины, и усилия мысли // Человеку, живущему в мире людей, не спастись» (стр. 29 цикла «Живой голос времени», сб. «Плывущие ….»). Поэтесса взыскует человеческого общения – раздел «Общения живая нить» - весь соткан из этических понятий, нравственных норм, которые мыслятся как вечные. Совсем в духе Антуана де Сент -Экзюпери говорится о человеческом общении как главной и единственной «роскоши жизни»: «Но мы ведь земные галактики // нужна нам общения практика» (стр. 64, сб. «В измерении …»).
Философский образ мира автора, умопостигаемый в объективных категориях пространства-времени, претворяется в художественную модель мира, где пространство и время – суть субъективны, психологичны, наполнены впечатлениями бытия. Ключевой момент в постижении Времени – его динамика, текучесть, и творческая личность, подвластная полёту души, рождает «многострунную речь». Свойственная художественной натуре открытость миру – «По природе завещано нам // и одетыми быть открытыми» (стр. 205 цикла «В потоке времени», сб. «В измерении …») – свидетельство её созидательной мощи и в то же время ранимости, зависимости от иных потенциальных воздействий. Автор постоянно сообразуется, сосуществует с миром природы и, как в стихотворении «Медитация с волной», размышляет о вечном непобедимом соперничестве с природой: «Мы – соль земли, // иль соль земли - морская?» (стр. 211, сб. «В измерении …»). Расширяя природное пространство, автор обращается к образу «живой планеты», парящей в космических просторах, населённой «созвездием культур и наречий», которые «спасают наш дух». Однако вывод автора, наблюдающего современные земные нравы, далеко не оптимистичен: «размытое наше сознание // вдруг зло объявляет добром», (стр.25, сб. «Пространство для диалога»). И ещё: «эпохе не повезло», (там же, стр. 31). Наверное, спасаясь от житейского хаоса и жестокости, Раиса Мельникова творит свой мир, формулируя его как личное пространство, в котором естественно искать перехода в «постмышление». В личном пространстве свой бег замедляет время, и «сензитивно-креативная» натура свободно «подключает полушария», «чтоб природную впечатлительность // передать на асфальте событий», (стр. 47, раздел «Вольные мысли в личном пространстве», сб. «Пространство …»). В этом свободном личном пространстве совершенно особо живёт Время, оно целиком погружено и подчинено любовным чувствам и сложным душевным коллизиям, с ними связанным.
С личным пространством соседствует архитектурное пространство, и богатый дух автора предвосхищает слова восторга и пламенной любви к России, сердце которой звучит в такт с «Западной Пальмирой». Это «культовая земля», где причудливо соединились историческое прошлое, модерн и постмодерн. Слово здесь действительно приобретает дополнительную эмоциональную нагрузку. Оно живописует красоту и культурную значимость Витебска, Крыма, Армении. Этот восторженный ряд обрывается пронзительным диссонансом – стихотворением «Боль Донбасса». Радостное возвращение к милым и дорогим сердцу вильнюсским местам опять дарует возможность творчества. И сразу – любимая Балтика, «дарящая свою благодать людям», (стр. 77, сб. «Пространство …»).
Многозначителен помещённый в конце сборника раздел «Зыбкое пространство бытия». Он воспринимается под знаком бунинского: «Молчат гробницы, мумии и кости. // Лишь слову жизнь дана». Пользуясь магией слова, Раиса Мельникова напутствует тех, кто чутко, в унисон, жил в созвучии с пространством и во времени, созданными талантом человечности. Credo поэта: «Разумность духа в жизни воплотив, // Задействуйте способность интеллекта, // Эмпирику с рассудком совместив, // Установите убеждений вектор.» (стр. 210 сб. «В измерении …»).

В творчестве Раисы Мельниковой обращает на себя внимание афористичность финальных строк многих стихов. Позволю себе привести некоторые, обозначив их тематически:
1. О дружбе: «Друзья – весь мир в миниатюре», (стихотворение «Я не хочу родных терять», стр. 162, «В измерении …»).
2. О творчестве: «Пока пишу – историю творю», («Вотчина поэта», стр.102, «В измерении …»).
3. О природе: «Достойно, тихо, одиноко // Несу галактики секрет. // В ночи незыблемое око, // Эпох таинственный портрет», («Плыву луной», стр.88, «В измерении …»).
4. Об убеждениях: «Вдали слышится крик буревестника, //…Гуманизма идеи не сломлены!», («Веяния века», стр.28, «В измерении …»).
5. О слове и русском языке: «Русским владеть я считаю за счастье», («Русский язык», стр.92, «В измерении …»), «Язык – носитель смысла и значений», («Пространство стиха», стр.93, «В измерении …»).
6. О письмах с фронта: «Письма с фронта – памяти частицы, // той войны открытая страница», («Письма с фронта», стр.208, «В измерении …»).

Нельзя также не упомянуть об изобразительной и психологической точности картин любимого Вильнюса в воссоздании его неповторимости. Например, зарисовка вильнюсских мостов с их характерными приметами (Зелёного, Белого, моста короля Миндаугаса ит. п.). Живописуя их, автор мысленно конструирует свой поэтический мост, прочерчиваемый ею в созвездиях, и мечтает о том, что «…триллионы земно-звёздных лет // поэты будут плыть под его своды», (стихотворение «И я, свой мост…», стр.140, «В измерении …..»).
Афористичность концовок, сгущённость смысла стиха, медитативность повествования - эти особенности поэтики, накапливаясь, находят свое воплощение в лаконичных жанрах прозы. Проблематика помещённых в конце книги «В измерении надежды и любви» эссе убедительно доказывает, что и в этом литературном пространстве Раиса Мельникова создаёт свой философский образ и только по законам красоты. Парадоксальным в этом ряду оказывается финальное эссе «Акулы и люди». Оно так ядовито-сатирично, так верно современной действительности, что вызывает в памяти великие образы Салтыкова-Щедрина. И опять же противоядием «акулам, живущим в нас» и здесь выступает мир человечности, его не победить никому и никогда – таков символ веры поэта Раисы Мельниковой. Подобные эссе за их блистательную аналитичность и яркую художественность я бы рекомендовала для включения в материал абитуриентских экзаменов по современной русской литературе.
Философский образ мира Раисы Мельниковой можно дополнить заделом на будущее в стихотворении «Живем под солнцем»: /Давай вместе думать, // мой друг, // как Землю улучшить вокруг. // Найти те гаранты на свете, // что мир сохранят на планете». А каким его представляет поэтесса – будем ждать её новых сборников.
Поэт, эссеист, переводчик, культуролог, театральный педагог – таков многогранный портрет современного интеллигента Раисы Мельниковой. Её вклад в русскую культуру отмечен Российским союзом писателей медалями: «Владимир Маяковский - 125 лет», «Александр Пушкин - 120 лет», «Антон Чехов - 160 лет», Знаком отличия - звезда «Наследие» 3-ей степени, многочисленными дипломами. Наша задача, следя за дальнейшим творчеством поэтессы, всесторонне осмыслить и определить то, чем она обогатила и обогащает культуру русских Литвы.

НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ РАИСЫ МЕЛЬНИКОВОЙ

 

Художник: Ч.Э. Перуджини.

5
1
Средняя оценка: 2.61089
Проголосовало: 257