Уместно ли именем человека, не любившего детей, называть премию на лучшую детскую книгу?
Уместно ли именем человека, не любившего детей, называть премию на лучшую детскую книгу?
Накануне праздника «Дня защиты детей» пьедестал под добрым именем знаменитого детского писателя Эдуарда Успенского пошатнулся. Его единственная родная дочь Татьяна Успенская, обратилась с открытым письмом, в котором просит не называть премию, предназначенную лучшим детским писателям «Большая сказка», именем её отца.
«Человек, именем которого называют государственную премию, должен быть добрым и нравственным. Мой отец был человеком очень жестоким!» Ещё в 2018 году, после смерти писателя, дочь делала подобное заявление.
Оказывается, известный детский писатель издевался над собственной дочерью, над детьми своих жён, над своими приёмными дочерями и внуками. В семье практиковались все виды домашнего насилия – физическое и психологическое.
Успенский мог публично унижать своих жён. Например, первую жену называл Шапокляк в присутствии посторонних, третью жену публично обвинял в том, что из-за неё заболел раком, обвинял её в том, чего она не совершала.
Татьяна с матерью были вовлечены в секту Столбуна, членом которой был и сам Эдуард Успенский, вступивший туда для лечения алкоголизма ещё в семидесятые годы. Татьяну он определил там в «коммуну для трудных подростков».
Методы лечения и воспитания в секте, описанные и другими людьми, состояли в избиениях, нанесении физических увечий и «трудотерапии». Об этом дочь писателя тоже пишет в письме.
Одна из жён «доброго сказочника» рассказывала ещё при его жизни, что он не разрешал ей заходить в комнату её маленького сына от другого брака, после того, как тот ложился спать.
Мальчик боялся темноты и часто засыпал на полу, под дверью комнаты Успенского и своей матери, которая терпела тиранию мужа, пока не ушла от него.
Но сор из избы не то, чтобы никто не выносил. Ещё в 2010 году одна из жён писателя публично заявляла о его деяниях.
Сам Успенский открыто говорил, что детей не любит. Не только своих. Вообще никаких. Но это не мешало ему зарабатывать огромные деньги, благодаря так не любимым им детям.
А о тёмных сторонах личности «доброго сказочника» – папы Чебурашки, крокодила Гены и многих других ставших любимыми персонажей, с которыми выросло несколько поколений – было известно и в кругу его коллег и знакомых.
Но за пределами этого круга, правда, о стиле его поведения не было известно. Дочь рассказала, что к приезду телевизионщиков к ним домой, он собирал детей и внуков, которые должны были изображать счастливую и дружную семью великого писателя.
Многие сейчас защищают право, назвать его именем высокую премию. Такие известные люди, как композитор Геннадий Гладков или Борис Грачевсий, например. Но их не очень много.
Перед российским обществом встало несколько вопросов. Может ли в одном человеке сочетаться талант, благодаря которому он написал много добрых книг для детей, и домашний тиран и деспот? Тема «Гений и злодейство» очень популярна.
И вообще до какого предела человек может считаться порядочным и соблюдающим нормы морали, иными словами, где за какой чертой начинается аморальность?
В общественном пространстве идёт обсуждение и даже разгораются споры, правильно ли поступила дочь Успенского, сказав правду об отце, жестоком тиране и лицемере, надевавшем на публике маску «доброго отца семейства».
Есть мнение, и его придерживаются многие, что дети вообще не должны критиковать родителей, как бы они с ними ни обращались. Родители должны сурово воспитывать детей, чтобы из них выросли правильные люди.
Вынесем за скобки физические наказания, которые недопустимы в семье. Это давно известно и называется теперь «насилие в семье». Но в обществе не принято говорить о другом, не менее тяжком насилии – психологическом.
Относительно недавно о нём заговорили громко и в России, хотят внести в закон положение о домашнем насилии. К сожалению, есть и насилие взрослых детей над пожилыми членами семьи.
А не те ли это дети, над которыми издевался в детстве отец? Или, возможно, они видели, как отец издевается над матерью? Психологи считают, что люди автоматически перенимают модель поведения родителей, плохих тоже.
Сейчас существует много общественных организаций и фондов, которые занимаются защитой женщин и детей от домашнего насилия, в том числе и психологического.
Но если мать на стороне ребёнка и заявляет об этом – тут одно, но многие матери сами терпят насилие и молчат о насилии над их же детьми, как это было в семье Успенского.
Часто дети молчат, просто бояться наказания тех же жестоких родителей, от которых страдают и которые запугивают детей, обещая им ещё более тяжкие наказания, чем те, которым они подвергались до сих пор.
В основном дети просто не знают, куда обратиться или стесняются рассказать посторонним людям о своих унижениях в семье. Это всё деформирует структуру личности человека.
Так почему Татьяна Успенская не должна была рассказать о своих страданиях в детстве со знаменитым отцом-тираном, который издевался не только над ней?
В социальных сетях есть и обывательские мнения с предположениями, что она мстит отцу за то, что не оставил ей наследство. Мы этого не знаем, но если это и так, разве она не законная его наследница, ей не должно быть обидно, что она – его единственная дочь – не получила своей доли? И такая причина имеет право на существование.
Давайте, наконец, считать детей людьми, уважать их. Не пользоваться их слабостью и зависимостью от родителей. И пора уже громко осуждать родителей за насилие над детьми.
И главный вопрос сегодняшнего дня: надо ли удовлетворить просьбу Татьяны Успенской, с которой она обратилась к директору РГДБ – Российской государственной детской библиотеки – Марии Веденяпиной?
Г-жа Веденяпина ответила категорическим отказом, отметив, что РГДБ руководствуется только творческими заслугами деятелей искусства и литературы, не принимая во внимание их личные качества.
То есть руководительница главной детской библиотеки России, которая должна заботиться о воспитании и нравственном здоровье детей, хочет «канонизировать» тирана, открыто ненавидящего детей, а в отношении своих малолетних родственников даже совершавшего уголовные преступления!
Веденяпиной вторит и Борис Грачевский, а, возможно, и остальные, причастные к организации премии. Можно понять людей, посвятивших своё время и свой труд самой идее этой премии. Известно, какая работа должна быть проделана, чтобы получить грант.
Это долгий и кропотливый труд, включающий сюда и победу в конкурсе проектов на сайте госуслуг. Кто же теперь откажется от денег?
Присвоение имени детского писателя премии служит популяризации его имени и человеческих качеств. А нравственно ли это?
Да, талантливый человек может быть плохим и даже аморальным. Но тогда не надо объявлять его моральным апостолом.
И ещё есть веская причина хорошо подумать, надо ли имя Успенского присваивать именно российской премии.
Успенский, имевший возможность творить и быть оценённым по заслугам в своей стране, получивший многократно звания, премии и награды в Советском Союзе и в России при жизни, осуждал СССР, а в 2014 году и Россию за её внешнюю политику.
Он публично в интервью на телеканале «Дождь» объявил, что «вся история с Крымом безобразна, а российские СМИ врут, что на Украине действуют фашисты, русское население подвергается репрессиям, а русский язык запрещён».
«Страна разделилась на 10% умных и 90% идиотов, одобряющих присоединение Крыма». Себя он отнёс к 10% умных.
Пока вопрос обсуждается в СМИ и социальных сетях. Скорее всего, РГДБ не изменит своего решения, тем более что оно было согласовано и одобрено в более высоких инстанциях.
Жаль, что такие решения принимаются не в интересах истинных выгодоприобретателей. Здесь речь не о денежной выгоде, а о духовной, и не только детей, но и всей нации.
Возможно, этот скандал сможет хотя бы как-то повлиять на общественный диалог о недопустимости домашнего насилия и защите его жертв.