Ефим Щаденко: герой Гражданской и главный кадровик Красной армии в Великую Отечественную

27 сентября 1885 года родился Ефим Щаденко, воевавший на фронтах Гражданской с Ворошиловым и Буденным, а с конца 30-х и до середины Великой Отечественной войны поставленный руководить кадровой работой Наркомата обороны СССР.

Родился будущий генерал-полковник Красной армии в станице Каменской в Ростовской губернии в семье рабочего. Недоброжелатели привычно ставят ему в вину якобы необразованность, ведь он окончил всего два класса церковно-приходской школы. Ефим действительно был вынужден рано уйти зарабатывать на жизнь, но грамотного юношу его работодатели не считали глупцом, поручая ему достаточно сложные задачи. 
Он рано почувствовал несправедливость эксплуататорских порядков, решив посвятить свою жизнь борьбе с ними. Сначала создавал мини-профсоюзы, затем, вступив в ряды РСДРП, занимался полноценной революционной деятельностью. За это Щаденко неоднократно арестовывался и осуждался царскими властями.
Таланты молодого станичника оказались востребованными с началом революционных событий 1917 года и начавшейся вскоре Гражданской войны. Краткие биографические справки указывают, что в 1918 году Щаденко был назначен комиссаром всех армий Царицынского фронта. 
Ефима Афанасьевича назначили на этот пост, потому что он сам сформировал значительную часть подразделений РККА на Царицынском фронте. Так что опыт формирования и комплектования воинских частей у него был. Это и сыграло роль спустя два десятилетия при назначении его главным кадровиком советских Вооруженных сил.
Там же, под Царицыном, Щаденко познакомился с Ворошиловым и Буденным, позже помогая им организовывать Первую конную армию. Участвовал Ефим Афанасьевич в разгроме и белополяков, и банд Махно, и барона Врангеля.
После победы в Гражданской войне член Реввоенсовета нескольких фронтов занялся образованием. Щаденко поступил в Академию РККА, позже названную именем Фрунзе, преемницу Академии Генерального штаба Российской империи. Правда, окончить Академию Щаденко не удалось – помешали болезни, обострившиеся от ран. 
Новый этап в карьере героя Гражданской войны начался в 1930 году с назначением его помощником начальника Академии имени Фрунзе по политической части. 
С конца 1936 года Ефим Афанасьевич служил членом Военных Советов Харьковского и Киевского военных округов, пока не был назначен заместителем Народного комиссара обороны СССР и начальником Управления по командному и начальствующему составу РККА. Такое назначение не могло состояться без санкции Сталина, что в свою очередь было невозможно без полного доверия советского вождя к своему давнему соратнику по боям на Царицынском фронте. 

***

Начиная с хрущевских времен «разоблачения культа личности», Щаденко непрестанно обвиняли в «ведущей роли в репрессиях видных советских военачальников». Для начала заметим что непосредственными репрессиями против командиров РККА начальник кадров Наркомата не мог заниматься в принципе – это была прерогатива органов государственной безопасности. Максимум, что мог делать и при необходимости делал начальник кадров РККА, это проводить чистки командного состава. Однако жертвы чисток отправлялись не в «страшные подвалы кровавой гебни на зверские пытки и расстрел», а увольнялись в запас.
Ну а насколько невинными были жертвы чисток, свидетельствует документ, с которым 22 июля 1938 г. Щаденко обратился к Ворошилову. Это было предложение дать распоряжение военсоветам объединений «проверить всех бывших эсеров, меньшевиков, анархистов, дашнаков, муссаватистов, боротьбистов и членов других антисоветских партий и лиц, не доказавших своей активной работой безусловную преданность партии Ленина-Сталина и социалистической Родине, уволить в запас, а на высший комсостав представить списки». Однако нарком обороны его не поддержал.
Вдумайтесь: в Красной армии на важных командных должностях в преддверии нарастающей опасности военного столкновения с Гитлером продолжали служить бывшие эсеры и меньшевики, украинские, армянские, азербайджанские и прочие националисты, боровшиеся с большевиками в Гражданскую войну! Причем Ворошилов их немедленного удаления из армии не поддержал! Вот уж действительно «накал репрессий кровавой гебни»! 
А в 1938 году с подачи замнаркома в войска ушла директива маршала Ворошилова: «Увольнение из РККА командного, политического и начальствующего состава властью Военсоветов прекратить и впредь не допускать ни одного случая увольнения или отстранения от должности без моей санкции или санкции моего заместителя т. Щаденко».
Заметим также, что в предвоенные годы Ефим Афанасьевич приложил немало усилий для реабилитации уволенных без надлежащих оснований из армии командиров, число которых исчислялось тысячами. 

***

Без надежной работы Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии, начальником которого Ефим Афанасьевич был назначен в 1941 году, было просто невозможно выполнение колоссальных задач восстановления миллионных потерь, понесенных РККА в первые месяцы войны, мобилизации резервов, переброски свежих частей с Дальнего Востока, решивших исход битвы за Москву, и т.д.
Будущие генералы и маршалы Победы, окончательное решение по которым принималось Ставкой и лично Сталиным, также подбирались в неприметных архивах кадрового управления Наркомата обороны. А доверие главы государства к главному кадровику было одним из важных условий успеха кадровой работы.
Освободили Щаденко от этой ответственной должности лишь в мае 1943 года, когда наметился коренной перелом в войне. Заслуженный генерал-полковник еще послужил членом Военных Советов Южного и 4-го Украинского фронтов, но с января 1944 года его перевели в резерв Главного политического управления Наркомата обороны. Организм почти 60-летнего человека с одной почкой и букетом других болезней не выдерживал нагрузок службы в зоне боевых действий. 
Скончался видный военачальник Гражданской войны и руководитель кадров РККА в Великую Отечественную 6 сентября 1951 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище. А лучшим памятником ему стали наши победы в то героическое время… 

5
1
Средняя оценка: 2.96988
Проголосовало: 332